Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОЙ ДИСПОЗИЦИИ

Загорная Е.В. 1
1 РГПУ Российский государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Ценностно-смысловая направленность личности является важнейшим регулятором творческой самоактуализации. В статье представлены результаты исследования проверяющего гипотезу о том, что духовно-нравственная позиция высокопродуктивных в творческом плане испытуемых значительно выше, чем у низкопродуктивных. Цель исследования – выявление самоактуализационной структуры как личностно-смысловой диспозиции испытуемых с высоким творческим потенциалом. В исследовании принимали участие 289 человек (23% мужчин, 77% женщин). Обнаруженные достоверные взаимосвязи и различия позволили уточнить значение различных свойств самоактулизирующейся личности в формировании феномена креативности. Самоактуализационная структура высокопродуктивных в творческом плане испытуемых представляет собой констелляцию таких компонентов как: «экзистенциальные ценности», «автономность», «самопонимание», «спонтанность». Полученные результаты исследования являются также косвенным подтверждением и эмпирическим уточнением изложенной в Z – теории А.Маслоу гипотезы о наличии двух уровней (видов) самоактуализирующихся людей: «просто здоровых» и трансцендеров.
креативность
экзистенциальность
самоактуализация
аутентичность
сензитивность
1. Маслоу А.Х. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — С. 319–351.
2. Маслоу А.Х. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psylib.org.ua/books/masla02/index.htm
3. Маслоу, А.Х. Самоактуализирующаяся личность / [под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А.Пузырея]. М.: Просвещение, 1985. 348 с.
4. Путин В.В. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи» // выступление от 12 сентября 2012 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/16470
5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика – ХХI, 2007. 432 с.
6. Хокинс Дж. Креативная экономика: Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 256 с.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в рамках формирующейся современной виртуально-информационной культуры креативность рассматривается не просто как способность отдельного индивида, а как идеология нового сообщества - Homo creativus со своей ценностной доктриной и механизмами управления массовым сознанием (Р. Флорида, 2007; Дж. Хокинс, 2011) [5,6]. А потому именного сегодня особо остро стоит вопрос о структуре и содержании креативности в контексте формирования общественного сознания и его ценностно-смыслового наполнения. Так, в одном из своих выступлений, президент России В.В. Путин особо подчеркивает: «В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. <...> Сразу скажу, всегда был против какой-либо идеологической цензуры, она не только ограниченна, убивает творчество и развитие, - речь о другом: о чётких правилах и ответственности, а также о приоритетах и принципах культурной политики» [4].

Цель и гипотеза исследования. Целью исследования является выявление самоактуализационной структуры как личностно-смысловой диспозиции испытуемых с высоким творческим потенциалом. В гипотезе предполагалось, что духовно-нравственная позиция высокопродуктивных в творческом плане испытуемых значительно выше, чем у низкопродуктивных.

Методы исследования. В исследовании были использованы методики оценки уровня дивергентной продуктивности: субтест «Невербальная креативность» Э.П. Торренса; методика «Пиктограммы» А.Р. Лурия - Б.Г. Херсонского, методика оценки характерологических особенностей личности «Акцентуации характера» К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), методика оценки самоактуализации личности САМОАЛ А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калина).

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования был проведен корреляционный анализ показателей самоактуализации и дивергентной продуктивности. Результаты показали, что дивергентная продуктивность, идентифицируемая обеими методиками (методика «Пиктограммы» и субтест Торренса) главным образом соотносится со сформированностью экзистенциальных ценностей испытуемых (r = 0,48, r = 0,34, r = 0,43, r = 0,40 на уровне значимости р ≤0,001), при этом прослеживается иерархическая последовательность, то есть увеличение коэффициентов корреляции по уровню статистической редкости результата. Следовательно, более высокопродуктивным испытуемым свойственна и более высокая экзистенциальность, как рефлексия своего внутреннего - духовного мира.

По мнению А.Маслоу, «Трансцендентный опыт и озарения позволяют видеть бытийные ценности, идеал, совершенство, то, что должно быть, что могло бы быть, что существует в потенции - и к чему, следовательно, можно было бы перейти» [1]. Поскольку опыт трансцендирования первичен относительно последнего, нужно полагать, что непредвзятость позиции «Я» высокопродуктивных испытуемых обусловлена сверхсензитивностью к трансцендентной (выходящей за рамки доступного) информации. Это подтверждается полученными высокими коэффициентами корреляции между уровнем дивергентной продуктивности и некой триадой показателей по шкалам методики САМОАЛ: автономность (r = 0,33; r = 0,29; r = 0,36; r = 0,35); спонтанность (r = 0,43; r = 0,24; r = 0,44; r = 0, 0,32); самопонимание (r = 0,44; r = 0,22; r = 0,34; r = 0, 0,24) на уровне значимости от р ≤ 0,01 и до р ≤ 0,001). Напомним, что шкала «автономность» определяет, насколько человек руководствуется своими собственными убеждениями и принципами, насколько он свободен от мнения и критики других людей. Шкала «спонтанность» определяет, насколько человек способен спонтанно выражать свои чувства, импровизировать в любой ситуации. Шкала «самопонимание» свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своей самости, которая не склонна подменять собственные мнение и оценки внешними социальными стандартами и шаблонами.

Результаты факторизации данных, представленные в таблице 1, позволили выявить факторную структуру двух видов самоактуализации испытуемых.

Таблица 1

Факторная матрица дивергентной продуктивности и самоактуализационных компонентов

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Уникальность рисунка по методике «Пиктограмм»

,699

-,519

 

Оригинальность рисунка по методике «Пиктограмм»

,520

-,342

 

Разработанность рисунка по методике «Пиктограмм»

 

 

,771

Уникальность рисунка по методике Торренса

,693

-,548

 

Оригинальность рисунка по методике Торренса

,610

 

 

Разработанность рисунка по методике Торренса

 

 

,730

Шкалы методики САМОАЛ1) Ориентация во времени

 

,456

 

2) Ценностей

,758

 

 

3) Взгляд на природу человека

 

 

 

4) Потребность в познании

 

 

 

5) Креативность

,676

 

 

6) Автономность

,620

 

 

7) Спонтанность

,694

 

 

8) Самопонимание

,610

 

 

9) Аутосимпатия

,500

,554

 

10) Контактность

,453

,592

 

11) Гибкость в общении

,509

,428

,328

12) Самоактулизация

,701

,574

 

% общей дисперсии

33,8

14,8

8,11

Как видно из таблицы, основной фактор, объясняющий 33,8% общей дисперсии, включает в себя показатели дивергентной продуктивности, полученные по обеим методикам, с высокими положительными нагрузками - уникальность пиктограмм (0,699), оригинальность пиктограмм (0,520), уникальность рисунка субтеста Торренса (0,693), оригинальность рисунка субтеста Торренса (0,610), а также показатели по шкалам методики САМОАЛ: креативность (0,676) ценности (0,758), автономность (0,620), спонтанность (0,694), самопонимание (0,610), самоактулизация (0,701). Как можно увидеть, с меньшим весом в данный фактор вошли такие показатели как: аутосимпатия (0,500), контактность (0,453), гибкость в общении (0,509). Поэтому 1-й фактор назван фактором самоактуализации через креативность.

Во втором факторе также достаточно большая нагрузка получена для интегративной шкалы самоактуализации (0,574), хотя она и уступает нагрузке этой шкалы в 1-м факторе (0,701). Весьма важно, что во втором факторе присутствуют отрицательные нагрузки на показатели дивергентной продуктивности: уникальности пиктограмм (-0,519) и рисунков субтеста Торренса (-0,548). В этот же фактор входят с умеренными нагрузками показатели шкал САМОАЛ: ориентация во времени (0,456), аутосимпатия (0,554), контактность (0,592), гибкость в общении (0,428). Это фактор назван фактором самоактуализации через коммуникативность без креативности.

Третий фактор оказался не нагруженным шкалами методики САМОАЛ, в него входят с высокими нагрузками лишь показатели разработанности рисунка, поэтому его интерпретация не дает новой информации о связи феноменов креативности и самоактуализации.

Полученные с помощью факторного анализа результаты, на наш взгляд, могут быть объяснены с позиции теоретической гипотезы А.Маслоу, который писал следующее: «С недавнего времени я нахожу все более полезным различать два вида (или, лучше сказать, два уровня) самоактуализирующихся людей: К первому виду относятся люди, в большей мере практичные, реалистичные, мирские, умелые, светские, в большей мере живущие «здесь-и-теперь», то есть в мире, который я коротко назвал «дефицитарной реальностью», мире дефицитарных потребностей и дефицитарного познания <...> О людях другого типа можно сказать, что они гораздо чаще оказываются знакомы с реальностью Бытия, с жизнью на уровне Бытия; иначе говоря, с конечными целями, с внутренними ценностями» [1]. Первых А.Маслоу обозначил как «просто здоровые» самоактуализирующиеся, вторых, способных к трансценденции, назвал «трансцендерами».

Таким образом, результаты факторизации в структуре нагрузок 1-го и 2-го факторов демонстрируют два этих вида или уровня самоактуализации. Первый фактор можно обозначить как фактор трансцендеров, второй как «просто здоровых» самоактуализирующихся. Как видно из таблицы «просто здоровые» самоактуализирующиеся в большей мере ориентируются на настоящее (здесь-и-теперь), значительно проще относятся к своим недостаткам - аутосимпатия (0,554), легко и быстро вступают в контакт, при этом устанавливают глубокие и тесные взаимоотношения с окружающими - контактность (0,592), однако менее дипломатичны в общении, чем транцендеры - гибкость в общении (0,428).

Результаты сравнительного анализа достоверности различий среднегрупповых значений, полученных по шкалам методики САМОАЛ в трех выделенных нами группах, отличающихся по уровню креативности: группы с высокими (ВДП), средними (СДП) и низкими (НДП) показателями дивергентной продуктивности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ различий по шкалам самоактуализации в 3-х группах с разным уровнем дивергентной продуктивности

 

Группа 1. ВДП

Группа 2. СДП

Группа 3. НДП

Различия между группами 1 и 2

Различия между группами 1 и 3

Различия между группами 2 и 3

Показатели самоактуализации

Среднее значение (Μ)

Значение

U-критерия (Mann-Whitney) Z и уровень значимости p

Ориентация во времени

6,38

6,92

6,50

-1,343

0,179

-,390

0,696

-1,115

0,265

Ценностей

12,38

10,46

9,10

-3,564

0,000***

-5,458

0,000***

-3,196

0,001**

Взгляд на природу человека

5,67

4,71

4,37

-1,636

0,102

-2,168

0,030*

-,791

0,429

Потребность в познании

6,19

6,19

5,58

-,343

0,732

-2,490

0,013*

-2,190

0,029*

Креативность

11,76

10,69

9,05

-1,610

0,107

-3,939

0,000***

-3,470

0,001**

Автономность

9,76

8,77

7,31

-1,974

0,048*

-4,110

0,000**

-3,350

0,001**

Спонтанность

10,43

8,35

7,19

-3,388

0,001**

-4,840

0,000***

-2,676

0,007**

Самопонимание

8,14

6,08

5,22

-2,730

0,006**

-4,142

0,000***

-2,361

0,018*

Аутосимпатия

8,48

8,60

7,97

-,210

0,834

-,520

0,603

-1,203

0,229

Контактность

5,48

5,40

5,13

-,174

0,862

-1,025

0,306

-1,006

0,314

Гибкость в общении

5,76

5,85

5,24

,000

1,000

-1,230

0,219

-1,660

0,097

Самоактулизация

63,62

60,52

55,76

-1,156

0,248

-3,034

0,002**

-2,231

0,026*

Примечания. Уровень значимости различий: * p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,000; оценка по критерию U - Манна - Уитни.

Как видно из таблицы, при сравнении 1-й группы высокопродуктивных и 3-й группы низкопродуктивных испытуемых, получены достоверные различия для 8-ми из 12-ти шкал методики САМОАЛ. Оказалось, что у высокопродуктивных испытуемых статистически достоверно вышесредние значения по таким шкалам, как: экзистенциальные (духовно-нравственные) ценности, взгляд на природу человека, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, потребность в познании, а также по интегративной шкале самоактуализации.

При сравнении 1-й, высокопродуктивной и 2-й, среднепродуктивной групп достоверные различия получены для 4-х шкал методики САМОАЛ: экзистенциальные ценности, автономность, спонтанность и интегративный показатель самореализации. Сочетание соответствующих личностных качеств, как очевидно, хорошо согласуется с результатами факторизации данных и, также, указывают на два уровня самоактуализации, описанных в теории А.Маслоу [2].

Как видно из таблицы, различий между высокопродуктивной и среднепродуктивной группами по уровню выраженности показателя потребность в познании не выявлено, однако, 3-я группа достоверно отличается от 1-й и 2-й групп более низкими средними значениями по этой шкале, на уровне значимости р = 0,013 и р = 0,029 соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потребность в познании свойственна как «просто здоровым» самоактуализирующимся, так и трансцендерам. Отметим также, что низкопродуктивным испытуемым, которые отличаются от 1-й и 2-й группы (при р = 0,002 и р = 0,026 соответственно) по общему (суммарному) показателю самоактуализации, в меньшей степени свойственны рефлексия и активность в самореализации [3].

Невысокие корреляции уровня дивергентной продуктивности с показателем взгляд на природу человека, а также выявленное различие высокопродуктивной и низкопродуктивной групп по данному показателю (на уровне значимости р = 0,030) указывают на то, что данный показатель относительно независим от уровня дивергентной продуктивности. Иными словами, вера в людей, в могущество человеческих возможностей, а также доверие к людям как качества, идентифицируемые данной шкалой, детерминированы, на наш взгляд, прежде всего социальным опытом, и наивысшим уровнем самоактуализированности.

Таким образом, полученные эмпирические результаты позволяют сделать следующие

выводы:

1. Высокопродуктивным испытуемым свойственна высокая духовно-нравственная позиция, основанная на экзистенциальности (особенное состояние самосознания, способность к глубокой рефлексии). Следовательно, качество творческого продукта тесно связано с уровнем духовно-нравственного наполнения сознания индивида.

2. Самоактуализационная личностно-смысловая диспозиция высокопродуктивных испытуемых представляет собой следующий конструкт: ориентация на экзистенциальные (бытийные) ценности, обусловленная самопониманием (сенситивностью к своим ощущениям и принятием своего внутреннего мира), в сочетании со спонтанностью выражать себя, импровизировать в любой ситуации и относительной автономности от мнения и критики социума, но, в тоже время, гибкость в отношениях с ним.

3. Самоактуализационная личностно-смысловая диспозиция «просто здоровых» самоактуализирующихся в большей мере ориентирована на настоящее (здесь - и - теперь), на практические цели и задачи. Они значительно проще относятся к своим и чужим недостаткам, что обуславливает способность к установлению продуктивных контактов с людьми, при этом они менее сенситивны и гибки в отношениях с окружающими, чем трансцендеры.

Рецензенты:

Манёров В.Х., д.псх.н., профессор, профессор кафедры методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Коржова Е.Ю., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Загорная Е.В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИОННОЙ ДИСПОЗИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15133 (дата обращения: 11.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674