При этом следует помнить, что предлагаемые хоккеистам средства других видов спорта ориентированы на эффективное использование в условиях, не характерных для деятельности хоккеиста. Соответствие используемых средств специфическим условиям тренировочной и соревновательной деятельности хоккеиста позволило бы более эффективно решать поставленные задачи физической, технической и других видов подготовки [5, с. 196].
Начиная с ранних этапов многолетнего совершенствования рекомендовано строгое увязывание средств спортивной тренировки с требованиями планируемой в дальнейшем узкой специализации. Выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительной работы, не соответствующей требованиям будущей специализации, способно подавлять природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов (задатки) [4, с. 218].
Таким образом, существует проблема поиска и определения средств в наибольшей степени соответствующих специфическим условиям специализации хоккеиста, а также возможной разработки новых средств на основании коррекции техники.
Обсуждение результатов исследования
Для разрешения поставленной проблемы нами был проведён анализ научно-методической литературы, опрос (интервьюирование), математический анализ.
Базой проведения исследования выступила высшая школа тренеров по хоккею Сибирского государственного университета физической культуры и спорта и ДЮСШ НП СК Авангард (г. Омск). В рамках анализа научно-методической литературы нами были изучены вопросы обучения самостраховке в спортивных играх и единоборствах. В опросе приняли участие 25 тренеров и высококвалифицированных спортсменов. Исследование проводилось с мая по июнь 2014 года.
В научно-методической литературе мы не обнаружили таких исследований, а тренеры-практики по хоккею самостоятельно не занимаются данной работой. Нами был проведён опрос специалистов по хоккею. Всего было опрошено 28 тренеров и высококвалифицированных игроков (б/к - 14 чел., 2 категория - 8 чел., 1 категория - 1 чел., высшая - 4 чел., ЗТР - 1 чел.; МСМК - 3 чел., МС - 11 чел., КМС - 7 чел., 1 р. - 4 чел., 2 р. - 2 чел., б/р - 1 чел.). Средний возраст опрашиваемых - 39 лет. Средний тренерский стаж - 16 лет. Опрос проводился в мае 2014 года на базе «Высшей школы тренеров» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск).
Специалистам были заданы два вопроса: «Можно ли применять приёмы самостраховки, используемые в других видах спорта (спортивная гимнастика, акробатика, спортивные единоборства), при обучении хоккеистов?» и «Следует ли вносить изменения в технику заимствованных приёмов самостраховки с целью учёта специфических условий хоккея с шайбой?». В рамках десятибалльной шкалы предлагалось выбрать, насколько следует вносить изменения. Стремление к нолю было принято за несогласие с предложенной необходимостью, а приближение к десяти подтверждало необходимость изменений (рисунок).
Можно констатировать, что опрашиваемые специалисты подтвердили целесообразность использования приёмов самостраховки из других видов спорта, однако при этом обратили существенное внимание на необходимость внесения изменений и доработки данных приёмов.
Выставленный высокий балл свидетельствует о том, что опрошенные спортсмены и тренеры обращают существенное внимание на необходимость целенаправленной работы по разрешению проблемы специализированности используемых в подготовке хоккеистов специфических средств других видов спорта.
Применимость приёмов самостраховки из других видов спорта в подготовке хоккеистов (баллы)
Данные интервьюирования подтолкнули нас к дальнейшему исследованию вопроса в научно-методической литературе. Данная работа позволила сконцентрировать пристальное внимание на использовании средств акробатики, спортивной гимнастики и единоборств при формировании навыка самостраховки у хоккеистов. По данным целого ряда специалистов [2, с. 105; 5, с. 98;7, с. 12-13; 11], самостраховка является обязательным элементом подготовки хоккеистов и способствует предупреждению травматизма хоккеиста в ситуациях падений и столкновений (борт, игроки, ворота) на высокой скорости (дети в 12 лет до 32 км/ч, взрослые любители до 48 км/ч), способствует повышению эффективности хоккеиста. Проведённые ранее исследования свидетельствуют о том, что хоккей с шайбой входит в пятёрку (4 место) наиболее травмоопасных видов из числа исследованных видов спорта [10, с. 243-244].
Для освоения хоккеистами приёмов самостраховки предлагаются средства спортивной гимнастики, акробатики и спортивных единоборств (дзюдо, самбо и др.) без привязки к специфическим условиям, с которыми хоккеист сталкивается во время тренировочной и соревновательной деятельности на ледовой площадке (скользкий и жёсткий грунт, ограниченная площадь опоры, вертикальные препятствия и т.п.) [2, с. 104].
Арсенал приёмов самостраховок в акробатике и спортивной гимнастике в соотношении со спортивными единоборствами и хоккеем с шайбой существенно ограничен. Это определяется специфическими условиями выполнения упражнений в сравниваемых видах спорта.
При выполнении сложных и опасных элементов самостраховки в акробатике и спортивной гимнастике разрешены и оцениваются приземления на стопы, выходы в висы или упоры. В случае срывов основу безопасности составляют приобретённая ловкость и сопутствующий инвентарь (гимнастические маты, акробатические дорожки и т.п.). Выделены и классифицированы двигательные действия, выполняемые гимнастами для устранения или снижения воздействия ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат во время неудачного приземления (шаги, выпады, пробежка, глубокий присед и др.) [9, с. 126]. Вместе с тем отсутствуют приёмы самостраховки в случаях срывов и падений на спину, на бок и т.п. Проведённое ранее исследование позволило продемонстрировать высокую эффективность (сокращение травматизма на 50 %) использования средств самостраховки, в основе которых для снижения травматизма юных гимнасток использовались приёмы спортивных единоборств (борьба самбо и дзюдо) [9, c. 127].
Акробатика и спортивная гимнастика не относятся к видам спорта, включающим условия столкновений с соперниками, толчки, удары и силовые приёмы, характерные для единоборств и спортивных игр. В связи с этим во избежание отрицательного влияния гимнастических и акробатических упражнений на специальные упражнения соревновательного характера в спортивных играх следует учитывать общую направленность данных средств [6, с. 66].
Условия тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее с шайбой существенно отличается от условий в других спортивных играх. Это обстоятельство существенно повышает требования к набору средств самостраховки для хоккеистов. Одним из основных отличительных условий является то, что практически во всех спортивных играх и единоборствах осваивают приёмы самостраховки, связанные с падениями на горизонтальные поверхности (деревянный паркет, травяной газон и др.). Хоккеист должен уметь обезопасить себя, в том числе и при столкновении с более жёсткими горизонтальными (лёд) и вертикальными поверхностями (борт). Всё это существенно осложняется в условиях активного ведения единоборств с применением силовых приёмов, при наличии существенной разницы в весоростовых данных и на больших скоростях [2, с. 105].
Изучение условий тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных единоборствах не позволило констатировать наличие достаточного количества средств обучения самостраховке хоккеистов. Основным препятствием этому послужило отсутствие в спортивных единоборствах жёстких вертикальных поверхностей, идентичных хоккейных бортам, а соответственно отсутствие приёмов самостраховки, реализуемых в данных условиях. Данный факт существенно снижает значение средств спортивных единоборств при обучении хоккеистов. Известно, что до 30 % серьёзных травм в хоккее с шайбой приходится на полученные при столкновениях с бортом после падения и неконтролируемого скольжения и это без учёта столкновений с бортом вследствие силовых единоборств[11].
Таким образом, существует три варианта решения проблемы поиска и определения средств в наибольшей степени соответствующих специфическим условиям специализации хоккеиста. Первый,основан на использовании средств формирования высокого уровня координационных способностей и игровой ловкости, развития функции равновесия, лежащих в основе самостраховки упражнений спортивной гимнастики, акробатики и элементов единоборств. Данный вариант получил наибольшее распространение [1, с. 93; 5, с. 196; 6, с. 66 и др.].
Второй предполагает обучение приёмам самостраховки спортивных единоборств. Спортивные единоборства занимают только тринадцатое место по травматизму после интересующих нас - хоккея с шайбой и спортивной гимнастики. Объясняется это тем, что борьба с травматизмом здесь ведётся наиболее активно [1, с. 93]. Приёмы отбираются специалистами выборочно по соответствию тем или иным ситуациям и на основании экспертной оценки. Число таких ситуаций незначительно, так как условия тренировочной и соревновательной деятельности могут существенно различаться. Также данный подход требует от тренера специальных знаний, умений и навыков выполнения приёмов самостраховки и обучения им. В процессе подготовки хоккеистов и тренеров, на курсах переподготовки и повышения квалификации практически полностью отсутствуют программы, детально знакомящие с основными положениями обучения хоккеистов приёмам самостраховки. Исключение составляет программа «Высшая школа тренеров по хоккею» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск). Где, начиная с 2012 года, реализуется программа «Обучения ведению силовых единоборств», разработанная А.Н. Мартыненко и А.С. Таратухиным. В связи с перечисленными аргументами данный вариант практически не применяется на практике. Именно владение приёмами самостраховки, по мнению авторов, является хорошей основой для дальнейшего освоения эффективного ведения силовых единоборств.
На наш взгляд, существует и третий подход, который может предполагать внесение изменений в технику заимствованных приёмов самостраховки. Для этого необходимо проведение серьёзного анализа, с одной стороны, препятствий, с которыми сталкивается хоккеист, с другой, его двигательных возможностей хоккеистов (антропометрические, морфологические и биомеханические).
В заключение можно констатировать, что перспектива решения проблемы специализированности средств самостраховки, используемых в обучении хоккеистов, должна рассматриваться через максимальное соответствие используемых средств акробатики, спортивной гимнастики и единоборств специфическим условиям специализации хоккеиста. Возможна разработка новых средств на основании внесения изменений в уже имеющиеся приёмы самостраховки. Следует обращать особое внимание на перспективу использования в тренировочном процессе хоккеистов средств самостраховки других видов спорта, так как они могут стать основой для расширения двигательной основы хоккеиста.
Рецензенты:
Лалаков Г.С., д.п.н., профессор кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск;
Трещёва О.Л., д.п.н., профессор кафедры «Физическая культура и спорт» ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск.