Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СРЕДСТВ САМОСТРАХОВКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ ХОККЕИСТОВ

Мартыненко А.Н. 1 Коновалов В.Н. 1 Злобин М.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Сибирский Государственный университет физической культуры и спорта»
2 ДЮСШ НП СК Авангард
В статье рассматривается возможность обучения хоккеистов самостраховке на основе использования средств акробатики, спортивной гимнастики и единоборств. Представлены результаты анализа научно-методической литературы и интервьюирования тренеров в вопросах использования средств самостраховки применительно к специфическим условиям хоккея. Подтверждена целесообразность использования приёмов самостраховки из других видов спорта, однако при этом обратили существенное внимание на необходимость внесения изменений и доработки данных приёмов. Проанализированы основные подходы обучения самостраховке хоккеистов. Конкретизировано существование трёх вариантов решения проблемы поиска и определения средств в наибольшей степени соответствующих специфическим условиям специализации хоккеиста. Предложенные сведения в дальнейшем позволят решить проблему специализированности средств самостраховки, повысить эффективность деятельности хоккеистов, а также существенно снизить травматизм.
травматизм
эффективность
самостраховка
специфические условия
специализированность средств
1. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье / Н.Д. Граевская // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 4. – С. 93.
2. Мартыненко А.Н. Использование средств и методов единоборств при подготовке хоккеистов массовых разрядов / А.Н. Мартыненко, А.С. Таратухин, Д.А. Бернатавичюс // Научные труды: ежегодник. – Омск: СибГУФК, 2013. – С. 104-108.
3. Коновалов В.Н. Реакция сердечно-сосудистой системы в различные фазы соревновательной нагрузки у юных хоккеистов в соревновательном периоде // Методические рекомендации для тренерского штаба хоккейных клубов: сборник научных статей. – М.: Сам Полиграфист, 2013. – С.53–58.
4. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2010. – C. 218.
5. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учеб. для студентов акад. и вузов физ. культуры по направлению 521900 – Физ. культура; по специальности 022300 – Физ. культура и спорт/ В. П. Савин. – М.: Академия, 2003. – С. 98, 196.
6. Сердюк Д.Г. Особенности использования акробатических упражнений в тренировочном процессе гандболистов / Д.Г. Сердюк, А.Е. Черненко // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 1. – С. 66.
7. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения / Под общ. ред. Ренстрёма П.А. Ф.Х. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – С. 12-13.
8. Филатова Н.П. Мышление в спортивных играх: монография / Н.П. Филатова, И.А. Арбузин. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. – С. 10.
9. Шишкина Ю.П. Формирование навыка самостраховки у юных гимнасток на этапе начальной специализированной подготовки: дис. … канд. пед. наук / Ю.П. Шишкина. – Волгоград, 2006. – С.126.
10. Agel J., Dompier T. P., Dick R., Marshall S.W. Descriptive epidemiology of collegiate men's ice hockey injuries: National Collegiate Athletic Association Injury Surveillance System, 1988–1989 through 2003–2004. J AthlTrain. 2007, vol.42, no. 2, pp.241-248.
11. Scheffer M.M., Simonet W.T., Sim F.H. Ice hockey: physiology and associated injuries. Sportscience – sportsci.org
Традиционно, для подготовки хоккеистов разной квалификации привлекаются специалисты, представляющие разные виды спортивной деятельности (лёгкая атлетика, акробатика, единоборства и т.п.). Несмотря на то, что хоккей с шайбой является специфическим видом спортивной деятельности, многие средства других спортивных дисциплин, по причине идентичности (проявление физических качеств, режимы работы, структура движения и др.), используются в качестве базовых, формирующих общую двигательную основу хоккеиста. Укрепляют и расширяют возможности функциональных систем организма. Выступают с профилактической точки зрения, создавая основу для предупреждения профессиональных заболеваний (плоскостопия, скалиозы и т.п.) и травм (переломы, сотрясения и т.п.) опорно-двигательного аппарата [3, с.53-58]. Способствуют формированию основ игрового мышления и внимания [8, с.10].

При этом следует помнить, что предлагаемые хоккеистам средства других видов спорта ориентированы на эффективное использование в условиях, не характерных для деятельности хоккеиста. Соответствие используемых средств специфическим условиям тренировочной и соревновательной деятельности хоккеиста позволило бы более эффективно решать поставленные задачи физической, технической и других видов подготовки [5, с. 196].

Начиная с ранних этапов многолетнего совершенствования рекомендовано строгое увязывание средств спортивной тренировки с требованиями планируемой в дальнейшем узкой специализации. Выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительной работы, не соответствующей требованиям будущей специализации, способно подавлять природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов (задатки) [4, с. 218].

Таким образом, существует проблема поиска и определения средств в наибольшей степени соответствующих специфическим условиям специализации хоккеиста, а также возможной разработки новых средств на основании коррекции техники.

Обсуждение результатов исследования

Для разрешения поставленной проблемы нами был проведён анализ научно-методической литературы, опрос (интервьюирование), математический анализ.

Базой проведения исследования выступила высшая школа тренеров по хоккею Сибирского государственного университета физической культуры и спорта и ДЮСШ НП СК Авангард (г. Омск). В рамках анализа научно-методической литературы нами были изучены вопросы обучения самостраховке в спортивных играх и единоборствах. В опросе приняли участие 25 тренеров и высококвалифицированных спортсменов. Исследование проводилось с мая по июнь 2014 года.

В научно-методической литературе мы не обнаружили таких исследований, а тренеры-практики по хоккею самостоятельно не занимаются данной работой. Нами был проведён опрос специалистов по хоккею. Всего было опрошено 28 тренеров и высококвалифицированных игроков (б/к - 14 чел., 2 категория - 8 чел., 1 категория - 1 чел., высшая - 4 чел., ЗТР - 1 чел.; МСМК - 3 чел., МС - 11 чел., КМС - 7 чел., 1 р. - 4 чел., 2 р. - 2 чел., б/р - 1 чел.). Средний возраст опрашиваемых - 39 лет. Средний тренерский стаж - 16 лет. Опрос проводился в мае 2014 года на базе «Высшей школы тренеров» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск).

Специалистам были заданы два вопроса: «Можно ли применять приёмы самостраховки, используемые в других видах спорта (спортивная гимнастика, акробатика, спортивные единоборства), при обучении хоккеистов?» и «Следует ли вносить изменения в технику заимствованных приёмов самостраховки с целью учёта специфических условий хоккея с шайбой?». В рамках десятибалльной шкалы предлагалось выбрать, насколько следует вносить изменения. Стремление к нолю было принято за несогласие с предложенной необходимостью, а приближение к десяти подтверждало необходимость изменений (рисунок).

Можно констатировать, что опрашиваемые специалисты подтвердили целесообразность использования приёмов самостраховки из других видов спорта, однако при этом обратили существенное внимание на необходимость внесения изменений и доработки данных приёмов.

Выставленный высокий балл свидетельствует о том, что опрошенные спортсмены и тренеры обращают существенное внимание на необходимость целенаправленной работы по разрешению проблемы специализированности используемых в подготовке хоккеистов специфических средств других видов спорта.

Применимость приёмов самостраховки из других видов спорта в подготовке хоккеистов (баллы)

Данные интервьюирования подтолкнули нас к дальнейшему исследованию вопроса в научно-методической литературе. Данная работа позволила сконцентрировать пристальное внимание на использовании средств акробатики, спортивной гимнастики и единоборств при формировании навыка самостраховки у хоккеистов. По данным целого ряда специалистов [2, с. 105; 5, с. 98;7, с. 12-13; 11], самостраховка является обязательным элементом подготовки хоккеистов и способствует предупреждению травматизма хоккеиста в ситуациях падений и столкновений (борт, игроки, ворота) на высокой скорости (дети в 12 лет до 32 км/ч, взрослые любители до 48 км/ч), способствует повышению эффективности хоккеиста. Проведённые ранее исследования свидетельствуют о том, что хоккей с шайбой входит в пятёрку (4 место) наиболее травмоопасных видов из числа исследованных видов спорта [10, с. 243-244].

Для освоения хоккеистами приёмов самостраховки предлагаются средства спортивной гимнастики, акробатики и спортивных единоборств (дзюдо, самбо и др.) без привязки к специфическим условиям, с которыми хоккеист сталкивается во время тренировочной и соревновательной деятельности на ледовой площадке (скользкий и жёсткий грунт, ограниченная площадь опоры, вертикальные препятствия и т.п.) [2, с. 104].

Арсенал приёмов самостраховок в акробатике и спортивной гимнастике в соотношении со спортивными единоборствами и хоккеем с шайбой существенно ограничен. Это определяется специфическими условиями выполнения упражнений в сравниваемых видах спорта.

При выполнении сложных и опасных элементов самостраховки в акробатике и спортивной гимнастике разрешены и оцениваются приземления на стопы, выходы в висы или упоры. В случае срывов основу безопасности составляют приобретённая ловкость и сопутствующий инвентарь (гимнастические маты, акробатические дорожки и т.п.). Выделены и классифицированы двигательные действия, выполняемые гимнастами для устранения или снижения воздействия ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат во время неудачного приземления (шаги, выпады, пробежка, глубокий присед и др.) [9, с. 126]. Вместе с тем отсутствуют приёмы самостраховки в случаях срывов и падений на спину, на бок и т.п. Проведённое ранее исследование позволило продемонстрировать высокую эффективность (сокращение травматизма на 50 %) использования средств самостраховки, в основе которых для снижения травматизма юных гимнасток использовались приёмы спортивных единоборств (борьба самбо и дзюдо) [9, c. 127].

Акробатика и спортивная гимнастика не относятся к видам спорта, включающим условия столкновений с соперниками, толчки, удары и силовые приёмы, характерные для единоборств и спортивных игр. В связи с этим во избежание отрицательного влияния гимнастических и акробатических упражнений на специальные упражнения соревновательного характера в спортивных играх следует учитывать общую направленность данных средств [6, с. 66].

Условия тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее с шайбой существенно отличается от условий в других спортивных играх. Это обстоятельство существенно повышает требования к набору средств самостраховки для хоккеистов. Одним из основных отличительных условий является то, что практически во всех спортивных играх и единоборствах осваивают приёмы самостраховки, связанные с падениями на горизонтальные поверхности (деревянный паркет, травяной газон и др.). Хоккеист должен уметь обезопасить себя, в том числе и при столкновении с более жёсткими горизонтальными (лёд) и вертикальными поверхностями (борт). Всё это существенно осложняется в условиях активного ведения единоборств с применением силовых приёмов, при наличии существенной разницы в весоростовых данных и на больших скоростях [2, с. 105].

Изучение условий тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных единоборствах не позволило констатировать наличие достаточного количества средств обучения самостраховке хоккеистов. Основным препятствием этому послужило отсутствие в спортивных единоборствах жёстких вертикальных поверхностей, идентичных хоккейных бортам, а соответственно отсутствие приёмов самостраховки, реализуемых в данных условиях. Данный факт существенно снижает значение средств спортивных единоборств при обучении хоккеистов. Известно, что до 30 % серьёзных травм в хоккее с шайбой приходится на полученные при столкновениях с бортом после падения и неконтролируемого скольжения и это без учёта столкновений с бортом вследствие силовых единоборств[11].

Таким образом, существует три варианта решения проблемы поиска и определения средств в наибольшей степени соответствующих специфическим условиям специализации хоккеиста. Первый,основан на использовании средств формирования высокого уровня координационных способностей и игровой ловкости, развития функции равновесия, лежащих в основе самостраховки упражнений спортивной гимнастики, акробатики и элементов единоборств. Данный вариант получил наибольшее распространение [1, с. 93; 5, с. 196; 6, с. 66 и др.].

Второй предполагает обучение приёмам самостраховки спортивных единоборств. Спортивные единоборства занимают только тринадцатое место по травматизму после интересующих нас - хоккея с шайбой и спортивной гимнастики. Объясняется это тем, что борьба с травматизмом здесь ведётся наиболее активно [1, с. 93]. Приёмы отбираются специалистами выборочно по соответствию тем или иным ситуациям и на основании экспертной оценки. Число таких ситуаций незначительно, так как условия тренировочной и соревновательной деятельности могут существенно различаться. Также данный подход требует от тренера специальных знаний, умений и навыков выполнения приёмов самостраховки и обучения им. В процессе подготовки хоккеистов и тренеров, на курсах переподготовки и повышения квалификации практически полностью отсутствуют программы, детально знакомящие с основными положениями обучения хоккеистов приёмам самостраховки. Исключение составляет программа «Высшая школа тренеров по хоккею» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск). Где, начиная с 2012 года, реализуется программа «Обучения ведению силовых единоборств», разработанная А.Н. Мартыненко и А.С. Таратухиным. В связи с перечисленными аргументами данный вариант практически не применяется на практике. Именно владение приёмами самостраховки, по мнению авторов, является хорошей основой для дальнейшего освоения эффективного ведения силовых единоборств.

На наш взгляд, существует и третий подход, который может предполагать внесение изменений в технику заимствованных приёмов самостраховки. Для этого необходимо проведение серьёзного анализа, с одной стороны, препятствий, с которыми сталкивается хоккеист, с другой, его двигательных возможностей хоккеистов (антропометрические, морфологические и биомеханические).

В заключение можно констатировать, что перспектива решения проблемы специализированности средств самостраховки, используемых в обучении хоккеистов, должна рассматриваться через максимальное соответствие используемых средств акробатики, спортивной гимнастики и единоборств специфическим условиям специализации хоккеиста. Возможна разработка новых средств на основании внесения изменений в уже имеющиеся приёмы самостраховки. Следует обращать особое внимание на перспективу использования в тренировочном процессе хоккеистов средств самостраховки других видов спорта, так как они могут стать основой для расширения двигательной основы хоккеиста.

Рецензенты:

Лалаков Г.С., д.п.н., профессор кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск;

Трещёва О.Л., д.п.н., профессор кафедры «Физическая культура и спорт» ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Мартыненко А.Н., Коновалов В.Н., Злобин М.Н. ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СРЕДСТВ САМОСТРАХОВКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ ХОККЕИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14999 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674