Известно, что национально-региональный компонент государственного стандарта образования должен обеспечивать координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей, осуществляемый посредством пакета нормативных и правовых документов, устанавливающих комплекс норм и требований региона [1].
Национально-региональный компонент образования реализуется в вариативной части ФГОС [9]. В каждом субъекте Российской Федерации он разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования в РФ. Национально-региональный компонент ГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации учащихся независимо от форм получения образования.
Если федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания образования, то национально-региональный компонент учебного плана - это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры [8]. Поэтому национально-региональный компонент предусматривает введение содержания, связанного с традициями региона и отвечает потребностям и интересам народов нашей страны, что позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона. Национально-региональный компонент содержания профессиональной подготовки будущих педагогов для коммуникативно-речевого развития дошкольников должен стать системообразующей идеей, которая соединяет комплекс различных учебных дисциплин в целостную систему, подчиненную единым целям и задачам.
Подготовка будущих педагогов дошкольного образования для билингвального развития детей осуществляется в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» по направлению Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование») в соответствии с ФГОС [9].
Учебный план подготовки студентов по указанному направлению предусматривает реализацию 29 % компетенций в базовой части подготовки, 71 % вариативной части, где 33,7 % от вариативной части составляют дисциплины по выбору, которые являются главными носителями национально-регионального компонента содержания.
Общий подход к реализации национально-регионального компонента при профессиональной подготовке будущих специалистов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников в условиях диалога культур [4], на наш взгляд, должен строиться с учетом потребности развития региона, необходимостью обеспечения широты и гибкости профессиональной подготовки населения, мировых тенденций развития образования (рост образованности населения страны, становление системы непрерывного образования, повышение требований к качеству профессиональной подготовки всех граждан и пр.), возрастных особенностей обучающихся на различных ступенях образования, педагогических задач дошкольного, начального, основного общего и начального профессионального образования.
Для обеспечения оптимальной реализации общегосударственного и регионального заказа на профессиональную подготовленность [2] специалистов в качестве определяющей должна быть выбрана культурологическая основа формирования профессиональных компетенций [3; 4] и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования. Ибо, как подчеркивается в документах Министерства образования Российской Федерации, «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона (родной язык и литература, история и география и т.п.)» [8]. Подобная трактовка национально-регионального компонента образования нацеливает нас на использование при его разработке культурологического подхода.
Кроме того, известно, что наша страна принадлежит к тому типу культур, которые в философской и культурологической литературе называются «стыковыми» (Г. Померанц) [6] или «пограничными культурами» (С. Семенов) [5]. Это культуры, возникшие на стыке культурных миров, или «метакультуры» (С. Семенов) - продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Определяющими чертами культуры нашей страны являются полиэтничность, поликонфессиональность, способность вбирать в себя элементы других культур, не разрушая их, способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность, открытость культуры, ее способность к культурной адаптации, лабильность и т.д.
Чувашская республика относится к тем регионам, где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Здесь воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д. Поэтому региональное своеобразие выступает в данном случае как выражение общенациональной специфики. Более того, в современных условиях эта общенациональная культурная специфика проявляется ярче, чем в крупных городах. По утверждению многих мыслителей и философов, в частности, А.С. Панарина, провинциальные регионы, подобные нашему, выступают сегодня «как хранилища культурной специфики всей страны, всей нации» [5]. Следовательно, и проблема культурологического содержания национально-регионального компонента для них более актуальна, чем для крупных городов.
Культурологическая модель национально-регионального компонента профессиональной подготовки будущих специалистов многоаспектна и характеризуется высокой степенью междисциплинарности, позволяет насытить учебный процесс разнообразной палитрой гуманитарных, художественно-эстетических дисциплин, спецкурсов и факультативов. Кроме того, содержательные аспекты культурологической модели могут быть реализованы через обогащение и обновление федерального компонента содержания образования на базе местного материала.
Данный подход позволит построить содержание и структуру национально-регионального компонента так, чтобы, не впадая в этноцентризм и традиционное краеведение, помочь будущим специалистам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов России.
Язык культуры обладает наибольшей интегрирующей и смыслообразующей ценностью. Именно культура (историческая, правовая, экологическая, экономическая, нравственная, художественно-эстетическая) и язык в широком смысле должны стать основанием целостности национально-регионального содержания образования.
При формировании содержания образования необходимо учитывать социальный заказ, который может свидетельствовать как о недостатках региональной системы образования и неудовлетворенности населения содержанием образования, так и дает основания выделить приоритетные направления развития регионального образования.
Культурологическая модель может быть реализована тремя различными способами:
- полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
- монопредметный - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана. В национальном контексте - это изучение языков и литературы в национальной школе, русского языка как государственного в общеобразовательной школе с нерусским языком обучения;
- монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи.
В региональном базисном учебном плане изучаемые дисциплины представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро национально-регионального компонента профессионального образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным потребностям; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия.
Культурологическая модель содержания национально-регионального компонента профессионального образования позволяет реализовать основополагающие принципы обновления содержания образования:
- личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;
- гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;
- фундаментальность, усиление методологической составляющей образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;
- усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;
- обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;
- профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.
Кроме того, подобная модель национально-регионального компонента содержания образования позволяет учитывать такие факторы, как разнообразие этнонационального состава, традиций, обычаев, культурных особенностей; актуальные задачи национального возрождения и национального самоопределения; задачи воспитания культуры межнационального общения, уважения к культуре своего и других народов; смена целей образования с акцентом на формирование жизнеспособной личности, способной действовать и реализовывать себя в специфической для региона экономической и социокультурной среде; диверсификация образовательного пространства региона (появление разных типов учреждений, инновационных моделей школ); ведущие мировые тенденции развития образования, в частности, возрастающие требования к уровню общекультурной подготовки выпускников в условиях перехода к информационному обществу.
Данный подход к разработке концепции национально-регионального компонента образования позволяет преодолеть технократизм, абсолютизацию научного знания, характерную для современного образования, ориентацию на трансляцию готовых знаний и определить общие подходы к разработке системы измерителей достижения национально-региональных компонентов ГОС, которые являются частью концепции национально-регионального компонента. Как известно, любой аспект культуры личности имеет 3 основных измерения: 1) когнитивное, 2) ценностное, 3) регулятивное. Так, К. Харрисон утверждает, что оценка достижений должна осуществляться по степени приращения качества в трех основных сферах личности: 1) знания, идеи; 2) ценности, отношения; 3) умения, навыки, способности к действию. И любая система, ставящая своей целью управление качеством образования, должна выйти на оценку этих трех компонентов. Таким образом, данный подход к формированию национально-регионального стандарта отвечает требованиям технологичности, возможности инструментальной проверки качества регионального образования.
Рецензенты:
Анисимов Г.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.