Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЩИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, профессиональным стандартом педагога современные дошкольные образовательные учреждения нуждаются в высококвалифицированных специалистах, способных полноценно и творчески решать задачи и цели билингвального развития детей. Особенно остро стоит проблема подготовки кадров для развития у детей дошкольного возраста коммуникативно-речевых умений в сложных условиях диалога культур. Современный педагог системы дошкольного образования должен обладать широким спектром профессиональных компетенций. Системообразующим ядром в концепции профессиональной подготовки будущих специалистов является национально-региональный компонент содержания образования. Для оптимальной реализации общегосударственного и регионального заказа на профессиональную подготовку специалистов в качестве определяющей должна быть выбрана культурологическая основа образования.
национально-региональный компонент
профессиональная подготовка
1. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. – 2000. – № 6. – С. 67–71.
2. Иванова Н. В. Профессиональная подготовка студентов к формированию билингвальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 6. – С. 105–106.
3. Иванова Н. В. Научные аспекты профессиональной подготовки студентов к формированию билингвальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2013. – №4 (80). – Ч.1. – С. 72–76.
4. Иванова Н.В., Смирнова И.В. Концепция профессиональной подготовки студентов к билингвальному образованию дошкольников // Фундаментальные исследования. – М., 2014. – № 5 (ч. 2). – С. 352–355.
5. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1996.
6. Померанц Г. Выход из транса. – М., 1995.
7. Профессиональный стандарт педагога // www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf
8. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. – М., 1996.
9. Стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» // www.petrsu.ru/Abit/doc_FGOS/050100.62.pdf
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
В связи с отнесением дошкольного образования к первому уровню общего (федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ») [10] появилась необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования. Соответственно, введение нового профессионального стандарта [7] педагога неизбежно влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе. Стандарт предусматривает дополнение общенациональных рамок региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной местности, и внутренними стандартами образовательного учреждения  в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Известно, что национально-региональный компонент государственного стандарта образования должен обеспечивать координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей, осуществляемый посредством  пакета нормативных и правовых документов, устанавливающих комплекс норм и требований региона [1].

Национально-региональный компонент образования реализуется в вариативной части ФГОС [9]. В каждом субъекте Российской Федерации он разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования в РФ. Национально-региональный компонент ГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации учащихся независимо от форм получения образования.

Если федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания образования, то национально-региональный компонент учебного плана - это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры [8]. Поэтому национально-региональный компонент предусматривает введение содержания, связанного с традициями региона и отвечает потребностям и интересам народов нашей страны, что позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона. Национально-региональный компонент содержания профессиональной подготовки будущих педагогов для коммуникативно-речевого развития дошкольников должен стать системообразующей идеей, которая соединяет комплекс различных учебных дисциплин в целостную систему, подчиненную единым целям и задачам.

Подготовка будущих педагогов дошкольного образования для билингвального развития детей осуществляется в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» по направлению  Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование») в соответствии с ФГОС  [9].

Учебный план подготовки студентов по указанному направлению предусматривает реализацию 29 % компетенций в базовой части подготовки, 71 % вариативной части, где 33,7 % от вариативной части составляют дисциплины по выбору, которые являются главными носителями национально-регионального компонента содержания.

Общий подход к реализации национально-регионального компонента при профессиональной подготовке будущих специалистов к коммуникативно-речевому развитию дошкольников в условиях диалога культур [4], на наш взгляд,  должен строиться с учетом потребности развития региона, необходимостью обеспечения широты и гибкости профессиональной подготовки населения, мировых тенденций развития образования (рост образованности населения страны, становление системы непрерывного образования, повышение требований к качеству профессиональной подготовки всех граждан и пр.), возрастных особенностей обучающихся на различных ступенях образования, педагогических задач дошкольного, начального, основного общего и начального профессионального образования.

Для обеспечения оптимальной реализации общегосударственного и регионального заказа на профессиональную подготовленность [2] специалистов в качестве определяющей должна быть выбрана культурологическая основа формирования профессиональных компетенций [3; 4] и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования. Ибо, как подчеркивается в документах Министерства образования Российской Федерации, «национально-региональный компонент  обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона  (родной язык и литература, история и география и т.п.)» [8]. Подобная трактовка национально-регионального компонента образования нацеливает нас на использование при его разработке культурологического подхода.

Кроме того, известно, что наша страна принадлежит к тому типу культур, которые в философской и культурологической литературе называются «стыковыми» (Г. Померанц) [6] или «пограничными  культурами» (С. Семенов) [5]. Это культуры, возникшие на стыке культурных миров, или «метакультуры» (С. Семенов) - продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Определяющими чертами культуры нашей страны являются полиэтничность, поликонфессиональность, способность вбирать в себя элементы других культур, не разрушая их, способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность, открытость культуры, ее способность к культурной адаптации, лабильность и т.д.

Чувашская республика относится к тем регионам, где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Здесь воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д. Поэтому региональное своеобразие выступает в данном случае как выражение общенациональной специфики. Более того, в современных условиях эта общенациональная культурная специфика проявляется ярче, чем в крупных городах. По утверждению многих мыслителей и философов, в частности, А.С. Панарина, провинциальные регионы, подобные нашему, выступают сегодня «как хранилища культурной специфики всей страны, всей нации» [5]. Следовательно, и проблема культурологического содержания  национально-регионального компонента для них более актуальна, чем для крупных городов.

Культурологическая  модель национально-регионального компонента профессиональной подготовки будущих специалистов многоаспектна и характеризуется высокой степенью междисциплинарности, позволяет насытить учебный процесс разнообразной палитрой гуманитарных, художественно-эстетических дисциплин, спецкурсов и факультативов. Кроме того, содержательные аспекты культурологической модели могут быть реализованы через обогащение и обновление федерального компонента содержания образования на базе местного материала.

Данный подход позволит построить содержание и структуру национально-регионального компонента так, чтобы, не впадая в этноцентризм и традиционное краеведение, помочь будущим специалистам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов России.

Язык культуры обладает наибольшей интегрирующей и смыслообразующей ценностью. Именно культура (историческая, правовая, экологическая, экономическая, нравственная, художественно-эстетическая) и язык в широком смысле должны стать основанием целостности национально-регионального содержания образования.

При формировании содержания образования необходимо учитывать социальный заказ, который может свидетельствовать как о недостатках региональной системы образования и неудовлетворенности населения содержанием образования, так и дает основания выделить приоритетные направления развития регионального образования.

Культурологическая модель может  быть реализована тремя различными способами:

  • полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
  • монопредметный - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана. В национальном контексте - это изучение языков и литературы в национальной школе, русского языка как государственного в общеобразовательной школе с нерусским языком обучения;
  • монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи.

В региональном базисном учебном плане изучаемые дисциплины представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро национально-регионального компонента профессионального образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование  личностных качеств, соответствующих общественным потребностям; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия.

Культурологическая модель содержания национально-регионального компонента профессионального образования позволяет реализовать  основополагающие принципы обновления содержания образования:

  • личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;
  • гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;
  • фундаментальность, усиление методологической составляющей образования, обеспечивающей универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;
  • усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;
  • обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;
  • профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ.

Кроме того, подобная модель национально-регионального компонента содержания образования  позволяет учитывать такие факторы, как разнообразие этнонационального состава, традиций, обычаев, культурных особенностей; актуальные задачи национального  возрождения и национального самоопределения; задачи воспитания культуры межнационального общения, уважения к культуре  своего и других народов;  смена целей образования с акцентом на  формирование жизнеспособной личности, способной действовать  и реализовывать себя в специфической для региона экономической и социокультурной среде; диверсификация образовательного пространства региона (появление разных типов учреждений, инновационных моделей школ);  ведущие мировые тенденции развития образования, в частности, возрастающие требования к уровню общекультурной подготовки выпускников в условиях  перехода к информационному обществу. 

Данный подход к разработке концепции национально-регионального компонента образования позволяет преодолеть технократизм, абсолютизацию научного знания, характерную для современного образования, ориентацию на трансляцию готовых знаний и определить общие подходы к разработке системы измерителей достижения национально-региональных компонентов  ГОС, которые являются частью концепции национально-регионального компонента. Как известно, любой аспект культуры личности имеет 3 основных измерения: 1) когнитивное, 2) ценностное, 3) регулятивное. Так, К. Харрисон утверждает, что оценка достижений должна осуществляться по степени приращения качества в трех основных сферах личности: 1) знания, идеи;  2) ценности, отношения; 3) умения, навыки, способности к действию. И любая система, ставящая своей целью управление качеством образования, должна выйти на оценку этих трех компонентов. Таким образом, данный подход к формированию национально-регионального стандарта отвечает требованиям технологичности, возможности инструментальной проверки качества регионального образования.

Рецензенты:

Анисимов Г.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Иванова Н.В. ОБЩИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14923 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674