Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF A SUBJECT ACTION COMPETITIVE PROFESSIONALS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Yashkova A.N. 1 Zhuina D.V. 1
1 Mordovia State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevev
In this paper we justify the relevance and practical significance of scientific study on the characteristics of the formation of subjective action of competitive specialists in terms of the educational environment of the university teacher. Details and full of presents theoretical and methodological analysis of the problem of formation of subjective actions of future psychologists as competitive professionals in the works of Russian and foreign authors. The peculiarities of the development of subjective actions of the students in the educational process, shows the use of subject-building series of educational and professional disciplines on the formation of subjective actions of students. Describes how to use the various of psychology and akmeology types and forms of the innovative structural unit MordGPI - Akmeology center in the educational environment of the university, aimed at the formation of subjective actions of subjects of the educational environment of the university teaching and fostering the emergence of competitive specialists in demand on the market of educational services.
subjectivity
subiective action
career
competitiveness
В современной России вопрос о качестве подготовки выпускников высших учебных заведений стоит особенно остро. Учитывая тот факт, что в настоящее время система высшего образования развивается в контексте рыночных преобразований, становится уместным говорить о выпускниках, будущих специалистах с позиции рыночного подхода.

Среди разнообразных потребностей рыночной экономики работодателей интересуют, прежде всего, потребности в интеллектуальном, культурном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций и общества в целом в высококвалифицированной рабочей силе, в накоплении и использовании научно-технического и социально-культурного потенциала. Вузы как раз и предназначены удовлетворять эти потребности.

Одним из важных критериев деятельности вузов является качество выпускаемого продукта - выпускника, будущего специалиста, в которых работодатели нуждаются. И нуждаются они в высококвалифицированных специалистах, а основным показателем и критерием оценки последних является конкурентоспособность как относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение [5].

Выделяют следующие параметры конкурентоспособности специалиста: технические (специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах и модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту и др.); экономические (затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов); социально-организационные (учет социальной структуры выпускников и работодателей, национальных и региональных особенностей в организации производства).

По мнению Д.В. Чернилевского, проблема вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста лежит в двух плоскостях: 1) определение требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества; 2) выбор идеализации образовательных технологий, соответствующих этим требованиям [5].

Конкурентоспособность выпускников как основной критерий качества подготовки специалистов в области образовательной среды может быть положена в основу проектирования всей образовательной деятельности вузов, которая должна быть направлена на развитие и формирование многих характеристик, одни из которых мы выделяем - овладение субъектными действиями будущего специалиста.

Субъектные действия можно определить как целостный акт поведения, с помощью которого осуществляется самореализация и самопреобразование, а также реализация и преобразование субъектом процесса и результата профессиональной деятельности. Без таких актов поведения специалисту трудно удержаться на рынке труда и быть конкурентноспособным [6], [7].

В процессуальном аспекте субъектные действия выражаются в таких актах, как целеполагание, планирование, реализация и анализ завершенного цикла деятельности. С их помощью специалист осуществляет деятельностное преобразование внутреннего и внешнего мира при профессиональной необходимости.

Важными субъектными действиями являются самоактуализация и самоуправление, необходимые для самомобилизации и самореализации человека в деятельности. Самоактуализация - это действие, обеспечивающее полноту самовыражения и востребованности профессионально-значимого содержания конкурентноспособного специалиста в деятельности. Самоуправление - это действие, обеспечивающее возможность сопровождать процесс самореализации от момента постановки цели до ее воплощения в ожидаемый результат путем ее самостоятельного выдвижения, поиска и воплощения решений и средств достижения, анализа и оценки полученных результатов, а также постановки новых целей в деятельности.

Содержательное наполнение субъектных действий выражается в их применении по отношению к компонентам собственного внутреннего специалиста, а также к объекту и продукту деятельности. Такая направленность действий обеспечивает системность реализации деятельности, получение продуктивного результата и удовлетворенность собой как субъектом (специалистом).

Цель

Целью проведенного научного исследования явилось выявление особенностей формирования субъектных действий студентов педагогического вуза как конкурентоспособных специалистов в условиях педагогического вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, связанных с эффективной организацией процесса изучения, анализа и развития субъектных действий студентов с использованием психолого-акмеологического инструментария, включающего использование потенциала учебных дисциплин, современные психолого-акмеологические технологии, обеспечивающие оптимальные условия формирования и развития субъктных действий будущих профессионалов.

Материал и методы исследования

Формирование субъектных действий конкурентоспособного специалиста строится исходя из имеющихся научных теорий и концепций: концепции конкурентоспособного специалиста (Н.В. Борисова, Э.Ф. Зеер, И.П. Лотова, Н.С. Пряжников, Д.В. Чернилевский и др.); теории, раскрывающие особенности субъектных действий (Ю.В. Варданян, В.М. Сластенин и др.) [5].

Изучение субъектных действий осуществляется с опорой на ряд методологических принципов: комплексности, системности, субъектности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности.

В своей работе мы использовали следующие методы теоретического исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, классификация.

Результаты

В ходе анализа психолого-акмеологической литературы было установлено, что на вузовском этапе, в период получения профессионального образования возможно взрастить субъектные действия конкурентноспособного специалиста. И выбор образовательных технологий для этого есть разнообразный. Успешно формируются они на психологических дисциплинах, которые есть в большинстве учебных планов высшей школы. Раскроем субъектный потенциал дисциплин по психологии [7].

Все возможные задания, традиционного и нетрадиционного способа применения в ходе изучения психологических дисциплин и психологического аспекта производственных практик, были проанализированы и систематизированы. В результате выделены однонаправленные и полинаправленные задания. К однонаправленным относятся задания, содержащие потенциал становления и развития субъектных действий по отношению к внутреннему миру субъекта (специалиста), по отношению к объекту деятельности и по отношению к предмету этой же деятельности.

По отношению к собственному внутреннему миру субъектные действия направляются будущим специалистом для работы над своими учебно-познавательными и профессионально-практическими потребностями, мотивами, целями, образом «я - субъект овладения профессиональной компетентностью». Для становления этих действий выделяются, к примеру, задания на самодиагностику, ранжирование профессионально-личностных способностей, сравнение профессиональных и личностных мотивов, моделирование образа «я - специалист» в различных ситуациях, определение самопобуждающих вопросов и ситуаций, подготовку и реализацию самопрезентации, проигрывание тренинговых упражнений и др.

Задания, направленные по отношению к объекту деятельности, способствуют освоению и применению действий по самоактуализации, познанию, анализу, контролю, регуляции, развитию, коррекции действий, способов, форм, видов учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, а также при изучении типологии личности, при раскрытии профессиограммы специалиста, при решении проблемных ситуаций профессиональной деятельности и др. К примеру, для учащихся психологических специальностей и профилей, при создании модели образа «я - конкурентноспособный специалист» на основе профессиограммы психолога, он строит его самостоятельно, начиная с изучения и анализа известных ему и имеющихся у него мотивов, целей, качеств характера и отношений деятельности, которые способствуют субъектному выражению. Затем будущий специалист соотносит полученную характеристику с содержанием профессиограммы психолога. При этом он фиксирует те проявления, которые он использует, и те, которыми еще не овладел. Таким образом, студент реализует самоизучение и самоанализ компонентов своего внутреннего мира, на результатах которого выстраивает образ «я - конкурентноспособный специалист». Кроме этого, созданный образ является, с одной стороны, оценкой себя как сформировавшегося или еще не зрелого специалиста, с другой стороны, самооценкой выполненного задания.

Задания, направленные по отношению к объекту деятельности, способствуют освоению и применению действий по самоактуализации, изучению, анализу, контролю, регуляции, развитию, коррекции действий, способов, форм, видов учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, отношений и взаимодействия с субъектами в ходе этой деятельности. Данное возможно реализовать с помощью заданий по составлению и решению профессиональных задач, поиску вариантов раскрытия вопроса, составлению какого-либо плана, постановке и моделированию проблемной ситуации, изготовлению стимульного и рабочего материала, подготовке и реализации деловой беседы и др.

К примеру, составление плана как задания по развитию субъектных действий применялось к ответам на проблемный вопрос, к выступлениям по докладам, к организации выполнения самостоятельной аудиторной работы. Всякая деятельность не может быть реализована без осознания субъектом ее начала, продолжения и конечного этапа завершения. Так, при планировании выступления студент использует несколько субъектных действий: анализ окружающей обстановки, оценку содержательной готовности доклада, регуляцию опорных фраз для начала и завершения выступления с учетом содержания доклада, и др. Продумывание всего хода выступления является моделью плана. При выполнении задания проявляется мобилизация имеющегося опыта в составлении планов, что дает возможность быстро и грамотно придти к результату. Отметим, что в ходе планирования студенту предлагается применить инициативность и самостоятельность в составлении плана выступления, а после собеседования с преподавателем - его корректировка.

По развитию субъектных действий, направленных на предмет деятельности, применялись задания, которые позволяли студенту в ходе их выполнения проявить такие действия, как самоактуализация, изучение, анализ, контроль, регуляция, коррекция, развитие собственной профессиональной обученности, воспитанности, развитости. Среди заданий, содержащих такую потенциальную возможность, можно выделить составление отчета о выполненной работе, определение вывода по результатам выполненного задания, количественная и качественная оценка сделанной и намеченной работы, самоотчет, сравнительный анализ результативности реализации субъектных действий и др.

Если рассмотреть, к примеру, такое задание, как определение вывода по результатам выполнения учебно-профессионального задания, то здесь студент, зная полученные результативные данные, формулирует итоговую фразу или заключение. Субъектный потенциал в данном традиционном задании содержится в том, что будущий специалист подключает ряд действий, к примеру, регуляцию возникших идей в соответствии с имеющимися результатами, отсеивая неподходящие утверждения и раскрывая подходящие; анализ и развитие идеи, имеющей схожесть с возможным выводом по результатам; коррекцию сделанных набросков продукта выполнения задания, преобразовывая фразы в лаконичный вывод. Таким образом, при составлении вывода идет вторичная работа над полученным результатом деятельности.

Задания полинаправленного значения позволяют студенту в ходе их выполнения одновременно или последовательно подключать реализацию имеющихся различных субъектных действий как по отношению к своему внутреннему миру, так и по отношению к объекту и предмету учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности. Среди полинаправленных заданий выделяются такие, как составление программы развития конкретных способностей у себя и другого человека, оформление характеристики, осуществление психодиагностики личности, подготовка рекламного проспекта по теме, составление и анализ практических рекомендаций, определение профессиональной перспективы и др.

Отработка субъектных действий студентов возможно с помощью потенциала различных инновационных структур вуза, к примеру, деятельности структурного подразделения МордГПИ - Акмеологического центра (далее - Центр) [2].

Одним из основных направлений Центра, способствующих становлению и развитию конкурентноспособного специалиста, является научно-исследовательская деятельность, реализующаяся за счет проведения научных исследований, научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», конкурсов и олимпиад; подготовки и публикации научных и методических работ психолого-акмеологической направленности; участия студентов в федеральных и региональных исследовательских программах и проектах [1].

В рамках Центра успешно решаются задачи объединения ведущих российских ученых, практических работников и студенческой молодежи в ходе организации и проведения научных мероприятий. Так, Центр ежегодно проводит Зимнюю психологическую школу, являющуюся формой кратковременного обучения молодых специалистов, аспирантов и студентов по актуальным проблемам психологической науки и практики с целью развития психологической культуры учащейся молодежи, поддержки молодых исследователей, повышения профессиональной мотивации. Через такие формы работы, как проблемные лекции, психологические тренинги, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации и пр., у студентов происходит формирование субъекта овладения профессиональной компетентностью в сфере практической психологии и исследовательской деятельности. Это положительно влияет на поддержание интереса учащейся молодежи к конкурентной борьбе кадров в профессиональной деятельности, к развитию у них стойкости мотивации и популяризацию профессии психолога [1].

Выводы

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: освоение и отработка субъектных действий студентами в процессе получения профессионального образования и несущего ответственность за это образование может обеспечить надежность становления конкурентноспособного специалиста. Именно на вузовском этапе важно сформировать заинтересованное субъектное отношение к своему образованию, овладеть субъектными действиями будущей профессиональной деятельности и, таким образом, создать базу для профессионального роста и конкуренции. Образовательная среда современного вуза имеет для этого богатый субъектный потенциал учебно-профессиональных дисциплин и инновационных форм деятельности, дающих необходимый на современном рынке труда уровень профессионализма и конкурентоспособности специалиста.

Работа издается при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты: Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск;

Романов К.М., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.