Среди разнообразных потребностей рыночной экономики работодателей интересуют, прежде всего, потребности в интеллектуальном, культурном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций и общества в целом в высококвалифицированной рабочей силе, в накоплении и использовании научно-технического и социально-культурного потенциала. Вузы как раз и предназначены удовлетворять эти потребности.
Одним из важных критериев деятельности вузов является качество выпускаемого продукта - выпускника, будущего специалиста, в которых работодатели нуждаются. И нуждаются они в высококвалифицированных специалистах, а основным показателем и критерием оценки последних является конкурентоспособность как относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение [5].
Выделяют следующие параметры конкурентоспособности специалиста: технические (специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах и модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту и др.); экономические (затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов); социально-организационные (учет социальной структуры выпускников и работодателей, национальных и региональных особенностей в организации производства).
По мнению Д.В. Чернилевского, проблема вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста лежит в двух плоскостях: 1) определение требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества; 2) выбор идеализации образовательных технологий, соответствующих этим требованиям [5].
Конкурентоспособность выпускников как основной критерий качества подготовки специалистов в области образовательной среды может быть положена в основу проектирования всей образовательной деятельности вузов, которая должна быть направлена на развитие и формирование многих характеристик, одни из которых мы выделяем - овладение субъектными действиями будущего специалиста.
Субъектные действия можно определить как целостный акт поведения, с помощью которого осуществляется самореализация и самопреобразование, а также реализация и преобразование субъектом процесса и результата профессиональной деятельности. Без таких актов поведения специалисту трудно удержаться на рынке труда и быть конкурентноспособным [6], [7].
В процессуальном аспекте субъектные действия выражаются в таких актах, как целеполагание, планирование, реализация и анализ завершенного цикла деятельности. С их помощью специалист осуществляет деятельностное преобразование внутреннего и внешнего мира при профессиональной необходимости.
Важными субъектными действиями являются самоактуализация и самоуправление, необходимые для самомобилизации и самореализации человека в деятельности. Самоактуализация - это действие, обеспечивающее полноту самовыражения и востребованности профессионально-значимого содержания конкурентноспособного специалиста в деятельности. Самоуправление - это действие, обеспечивающее возможность сопровождать процесс самореализации от момента постановки цели до ее воплощения в ожидаемый результат путем ее самостоятельного выдвижения, поиска и воплощения решений и средств достижения, анализа и оценки полученных результатов, а также постановки новых целей в деятельности.
Содержательное наполнение субъектных действий выражается в их применении по отношению к компонентам собственного внутреннего специалиста, а также к объекту и продукту деятельности. Такая направленность действий обеспечивает системность реализации деятельности, получение продуктивного результата и удовлетворенность собой как субъектом (специалистом).
Цель
Целью проведенного научного исследования явилось выявление особенностей формирования субъектных действий студентов педагогического вуза как конкурентоспособных специалистов в условиях педагогического вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, связанных с эффективной организацией процесса изучения, анализа и развития субъектных действий студентов с использованием психолого-акмеологического инструментария, включающего использование потенциала учебных дисциплин, современные психолого-акмеологические технологии, обеспечивающие оптимальные условия формирования и развития субъктных действий будущих профессионалов.
Материал и методы исследования
Формирование субъектных действий конкурентоспособного специалиста строится исходя из имеющихся научных теорий и концепций: концепции конкурентоспособного специалиста (Н.В. Борисова, Э.Ф. Зеер, И.П. Лотова, Н.С. Пряжников, Д.В. Чернилевский и др.); теории, раскрывающие особенности субъектных действий (Ю.В. Варданян, В.М. Сластенин и др.) [5].
Изучение субъектных действий осуществляется с опорой на ряд методологических принципов: комплексности, системности, субъектности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, развития, психологического детерминизма, единства личности и деятельности.
В своей работе мы использовали следующие методы теоретического исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, классификация.
Результаты
В ходе анализа психолого-акмеологической литературы было установлено, что на вузовском этапе, в период получения профессионального образования возможно взрастить субъектные действия конкурентноспособного специалиста. И выбор образовательных технологий для этого есть разнообразный. Успешно формируются они на психологических дисциплинах, которые есть в большинстве учебных планов высшей школы. Раскроем субъектный потенциал дисциплин по психологии [7].
Все возможные задания, традиционного и нетрадиционного способа применения в ходе изучения психологических дисциплин и психологического аспекта производственных практик, были проанализированы и систематизированы. В результате выделены однонаправленные и полинаправленные задания. К однонаправленным относятся задания, содержащие потенциал становления и развития субъектных действий по отношению к внутреннему миру субъекта (специалиста), по отношению к объекту деятельности и по отношению к предмету этой же деятельности.
По отношению к собственному внутреннему миру субъектные действия направляются будущим специалистом для работы над своими учебно-познавательными и профессионально-практическими потребностями, мотивами, целями, образом «я - субъект овладения профессиональной компетентностью». Для становления этих действий выделяются, к примеру, задания на самодиагностику, ранжирование профессионально-личностных способностей, сравнение профессиональных и личностных мотивов, моделирование образа «я - специалист» в различных ситуациях, определение самопобуждающих вопросов и ситуаций, подготовку и реализацию самопрезентации, проигрывание тренинговых упражнений и др.
Задания, направленные по отношению к объекту деятельности, способствуют освоению и применению действий по самоактуализации, познанию, анализу, контролю, регуляции, развитию, коррекции действий, способов, форм, видов учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, а также при изучении типологии личности, при раскрытии профессиограммы специалиста, при решении проблемных ситуаций профессиональной деятельности и др. К примеру, для учащихся психологических специальностей и профилей, при создании модели образа «я - конкурентноспособный специалист» на основе профессиограммы психолога, он строит его самостоятельно, начиная с изучения и анализа известных ему и имеющихся у него мотивов, целей, качеств характера и отношений деятельности, которые способствуют субъектному выражению. Затем будущий специалист соотносит полученную характеристику с содержанием профессиограммы психолога. При этом он фиксирует те проявления, которые он использует, и те, которыми еще не овладел. Таким образом, студент реализует самоизучение и самоанализ компонентов своего внутреннего мира, на результатах которого выстраивает образ «я - конкурентноспособный специалист». Кроме этого, созданный образ является, с одной стороны, оценкой себя как сформировавшегося или еще не зрелого специалиста, с другой стороны, самооценкой выполненного задания.
Задания, направленные по отношению к объекту деятельности, способствуют освоению и применению действий по самоактуализации, изучению, анализу, контролю, регуляции, развитию, коррекции действий, способов, форм, видов учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, отношений и взаимодействия с субъектами в ходе этой деятельности. Данное возможно реализовать с помощью заданий по составлению и решению профессиональных задач, поиску вариантов раскрытия вопроса, составлению какого-либо плана, постановке и моделированию проблемной ситуации, изготовлению стимульного и рабочего материала, подготовке и реализации деловой беседы и др.
К примеру, составление плана как задания по развитию субъектных действий применялось к ответам на проблемный вопрос, к выступлениям по докладам, к организации выполнения самостоятельной аудиторной работы. Всякая деятельность не может быть реализована без осознания субъектом ее начала, продолжения и конечного этапа завершения. Так, при планировании выступления студент использует несколько субъектных действий: анализ окружающей обстановки, оценку содержательной готовности доклада, регуляцию опорных фраз для начала и завершения выступления с учетом содержания доклада, и др. Продумывание всего хода выступления является моделью плана. При выполнении задания проявляется мобилизация имеющегося опыта в составлении планов, что дает возможность быстро и грамотно придти к результату. Отметим, что в ходе планирования студенту предлагается применить инициативность и самостоятельность в составлении плана выступления, а после собеседования с преподавателем - его корректировка.
По развитию субъектных действий, направленных на предмет деятельности, применялись задания, которые позволяли студенту в ходе их выполнения проявить такие действия, как самоактуализация, изучение, анализ, контроль, регуляция, коррекция, развитие собственной профессиональной обученности, воспитанности, развитости. Среди заданий, содержащих такую потенциальную возможность, можно выделить составление отчета о выполненной работе, определение вывода по результатам выполненного задания, количественная и качественная оценка сделанной и намеченной работы, самоотчет, сравнительный анализ результативности реализации субъектных действий и др.
Если рассмотреть, к примеру, такое задание, как определение вывода по результатам выполнения учебно-профессионального задания, то здесь студент, зная полученные результативные данные, формулирует итоговую фразу или заключение. Субъектный потенциал в данном традиционном задании содержится в том, что будущий специалист подключает ряд действий, к примеру, регуляцию возникших идей в соответствии с имеющимися результатами, отсеивая неподходящие утверждения и раскрывая подходящие; анализ и развитие идеи, имеющей схожесть с возможным выводом по результатам; коррекцию сделанных набросков продукта выполнения задания, преобразовывая фразы в лаконичный вывод. Таким образом, при составлении вывода идет вторичная работа над полученным результатом деятельности.
Задания полинаправленного значения позволяют студенту в ходе их выполнения одновременно или последовательно подключать реализацию имеющихся различных субъектных действий как по отношению к своему внутреннему миру, так и по отношению к объекту и предмету учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности. Среди полинаправленных заданий выделяются такие, как составление программы развития конкретных способностей у себя и другого человека, оформление характеристики, осуществление психодиагностики личности, подготовка рекламного проспекта по теме, составление и анализ практических рекомендаций, определение профессиональной перспективы и др.
Отработка субъектных действий студентов возможно с помощью потенциала различных инновационных структур вуза, к примеру, деятельности структурного подразделения МордГПИ - Акмеологического центра (далее - Центр) [2].
Одним из основных направлений Центра, способствующих становлению и развитию конкурентноспособного специалиста, является научно-исследовательская деятельность, реализующаяся за счет проведения научных исследований, научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», конкурсов и олимпиад; подготовки и публикации научных и методических работ психолого-акмеологической направленности; участия студентов в федеральных и региональных исследовательских программах и проектах [1].
В рамках Центра успешно решаются задачи объединения ведущих российских ученых, практических работников и студенческой молодежи в ходе организации и проведения научных мероприятий. Так, Центр ежегодно проводит Зимнюю психологическую школу, являющуюся формой кратковременного обучения молодых специалистов, аспирантов и студентов по актуальным проблемам психологической науки и практики с целью развития психологической культуры учащейся молодежи, поддержки молодых исследователей, повышения профессиональной мотивации. Через такие формы работы, как проблемные лекции, психологические тренинги, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации и пр., у студентов происходит формирование субъекта овладения профессиональной компетентностью в сфере практической психологии и исследовательской деятельности. Это положительно влияет на поддержание интереса учащейся молодежи к конкурентной борьбе кадров в профессиональной деятельности, к развитию у них стойкости мотивации и популяризацию профессии психолога [1].
Выводы
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: освоение и отработка субъектных действий студентами в процессе получения профессионального образования и несущего ответственность за это образование может обеспечить надежность становления конкурентноспособного специалиста. Именно на вузовском этапе важно сформировать заинтересованное субъектное отношение к своему образованию, овладеть субъектными действиями будущей профессиональной деятельности и, таким образом, создать базу для профессионального роста и конкуренции. Образовательная среда современного вуза имеет для этого богатый субъектный потенциал учебно-профессиональных дисциплин и инновационных форм деятельности, дающих необходимый на современном рынке труда уровень профессионализма и конкурентоспособности специалиста.
Работа издается при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».
Рецензенты: Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск;
Романов К.М., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Яшкова А.Н., Жуина Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14914 (дата обращения: 08.12.2024).