Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPING COGNITIVE ACTIVITY AT SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF DISTANT EDUCATION

Yanikova T.A. 1
1 Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The article is devoted to the developing of cognitive activity at schoolchildren in the process of distant education. It presents the different approaches to the definition of "cognitive activity" (GI Shchukin, TI Shamova, AV Hutorskoy), "distant education" (AV Hutorskoy, ES Polat) explains the specificity of cognitive activity of schoolchildren of 5-9 classes in the process of distant education, which is regarded as an integral concept with its own structure. The article describes the structural components of cognitive activity in the process of distant education: motivational, orientational, content-organizational, emotional and evaluative components. In the article there is the description of methods, forms, means of distance education by means of modern information and communication the Internet of technologies. The article presents various approaches to the organization of the educational process in the process of distant education directed at the development of cognitive activity of schoolchildren of 5-9 classes.
the organization of the educational process in the form of distant education
emotional and evaluative components
content-organizational
orientational
motivational
the structure of cognitive activity
the developing of cognitive activity
distant education
cognitive activity
Одной из задач «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» является модернизация общего образования, которая включает получение качественного общего образования с использованием дистанционных технологий. В современных условиях дистанционного обучения становится актуальным развитие познавательной активности учащихся.

Цель нашего исследования - изучение развития познавательной активности учащихся 5 - 9 классов в процессе дистанционного обучения.

Для достижения поставленной цели нами использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретические и методические основы развития познавательной активности учащихся представлены в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Ю.К Бабанского, А.В. Хуторского, Г.М. Щукиной и др.

Теория дистанционного обучения рассмотрена А.В. Хуторским, Е.С. Полат, А.А. Андреевым и др.

А.В. Хуторской под дистанционным обучением понимает обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования [7].

Е.С. Полат определяет дистанционное обучение как форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами информационно-коммуникационных Интернет технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

В связи с актуальностью проблемы развития познавательной активности существует разные подходы к определению понятия «познавательная активность», отражающих её сущностные черты.

Г.И. Щукина считает проблему развития познавательной активности учащихся как проблему необходимости осуществления при изучении процесса, направленного на усиленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащегося, на побуждение к её энергичному, целенаправленному осуществлению на преодоление пассивных и стереотипных форм обучения [9].

А.В. Хуторской понимает познавательную активность как мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешней заданной цели [7].

Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Целью обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности школьников. Одним из таких качеств является познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Это качество личности формируется в процессе познавательной деятельности, которая связана с целенаправленной активностью субъекта [8].

Изучая научные труды многих ученых, мы пришли к выводу, что в структуре познавательной активности при дистанционном обучении можно выделить следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-организационный, эмоциональный, оценочный.

Мотивационный компонент связан с мотивами, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности. Мотив - это опредмеченная потребность. Он может быть как материальным, так и идеальным, данным в восприятии или только в воображении, мысли. Учителю воздействовать на процесс развития познавательной активности учащихся при дистанционном обучения поможет знание мотивов, которые побуждают его к активности.

Б.П. Фролов предлагает выделить три группы мотивов:

1) любознательность - чисто познавательные и исследовательские мотивы, соответствующие предметному содержанию деятельности;

2) мотивы личной заинтересованности, самоутверждения, успеха;

3) высшие социальные побуждения, стремление принести пользу обществу[2].

Г.И. Щукина классифицирует мотивы на социальные, познавательные, моральные, общения, самовоспитания [9].

Ориентационный компонент связан с тем, что учащийся должен ясно представить цели и задачи предстоящей работы, определить способы достижения цели и оценки результатов. Четкая постановка цели при дистанционном обучении связана с широким привлечением учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, применению их на практике.

Содержательно-организационный компонент познавательной активности связан с содержанием учебного материала, методами, формами дистанционного обучения.

Эмоционально-волевой компонент характеризует состояние личности, её переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Эмоциональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенных личностных качеств и формирования у них познавательной активности [5]. Благоприятная эмоциональная обстановка на уроке способствует развитию познавательной, творческой активности и при дистанционном обучении.

Оценочный компонент предполагает адекватную оценку и анализ результатов деятельности учащихся. Контроль знаний является важным звеном в процессе дистанционного обучения.

Для развития познавательной активности, по мнению Р.А. Низамова [3], необходима целеустремленная деятельность учителя, направленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

Ю.К. Бабанский [1] выделил наиболее распространенные способы развития познавательной активности: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение.

Содержание учебно-воспитательной работы в школе при дистанционном обучении должно быть ориентировано как на передачу учащимся общенаучных знаний и умений, так и на развитие у них познавательной активности, самостоятельности.

Одной из задач при развитии познавательной активности в процессе дистанционного обучения является формирование у учащегося мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации. Изучаемый материал подается из разных источников и закрепляется на занятиях разных видов. Поэтому важно составить образовательный набор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям, разработать индивидуальное обучение с применением дистанционного доступа к образовательным программам.

В Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов учебный процесс проходит дистанционно в режиме online, с использованием компьютерных программ, например skype, которые позволяет взаимодействовать учителю и ученику в реальном времени, а также предоставляют возможность видеосвязи. Обучение проходит в индивидуальной или групповой формах, с учетом особенностей здоровья учащихся.

Для того чтобы обеспечить эффективное применение видеосвязи при групповой форме занятий, в процессе дистанционного обучения используется видеоконференция. Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами [6]. Учитель и учащиеся могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться информацией и совместно её обрабатывать.

Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологий организации системы дистанционного образования.

В современных системах компьютерной видеоконференцсвязи, в частности TeamViewer, с помощью которых проводятся занятия, можно выделить следующие функции: обмен аудио, видеоинформацией; виртуальная аудиторная доска; дискуссии с вводом текстовой информации с клавиатуры; пересылка файлов; совместное использование прикладных программ.

Используя программу TeamViewer, учитель может не просто обратиться с речью к учащимся, но при необходимости проиллюстрировать объясняемый материал, вывести на экраны мониторов учащихся необходимый набор материалов по теме урока, например, слайд-презентацию, файлы.

В дистанционном обучении желательно использовать электронные варианты учебно-методических материалов: электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют совершенствовать методы, формы, средства обучения. В зависимости от содержания учебного предмета применяют различные их сочетания при дистанционном обучении.

При проведении уроков необходимо активно использовать презентации, созданные учителем в среде Microsoft Power Point, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР, видеоролики). Учащихся привлекает анимация, аудиоматериал, который сопровождает информационный ресурс. При проведении проверочной работы, взятой с коллекции ЦОР, ЭОР ученик видит анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, допущенные ошибки). Учащиеся выполняют учебные задания в текстовом редакторе Microsoft Office Word, геометрические задачи - в программе «Живая математика». Набор текста, математических формул, формируют у них навыки работы с компьютером, активизирует деятельность на уроках.

Также большие возможности предоставляет система дистанционного обучения Moodle, которая предоставляет возможности для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Эта система позволяет учителю создать свой учебный курс по предмету, содержащий лекции, задания, видеоуроки, вики - страницы, форумы, тесты. Так, например, лекция содержит теоретический материал по изучаемой теме, разделенный на блоки, с вопросами самопроверки. Возможности вики-страницы заинтересовывают ребят, они работают вместе над определенной темой на веб-странице, добавляя, расширяя и изменяя его содержание. Элемент курса «Форум» удобен для обсуждения учебных проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки учениками файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим детям оценить работы друг друга.

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных форм обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие учащегося с компьютером, позволяют им управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы.

Интернет предоставляет возможность участвовать учащимся в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различных уровней.

Учитель сам должен обладать хорошо сформированной познавательной активностью в общении с учащимися, в совместной творческой работе, постоянно повышать уровень своей квалификации, уровень владения компьютерными, Интернет-технологиями.

Выводы и заключение

Проблема развития познавательной активности стала предметом широкого обсуждения в научно-методической литературе. Анализ теоретических работ позволяет определить структуру развития познавательной активности при дистанционном обучении. Развитие познавательной активности при дистанционном обучении обеспечивается через разнообразные организационные формы и методы: видеоконферения в режиме онлайн, учебная среда moodle, видеоуроки, компьютерные обучающие программы и другие. Процесс развития познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения наиболее эффективен при взаимодействии учебно-воспитательных структур посредством специально организованного учебно-воспитательного комплекса, реализуемого средствами информационно-коммуникационных Интернет-технологий.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н, профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.