Цель нашего исследования - изучение развития познавательной активности учащихся 5 - 9 классов в процессе дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели нами использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретические и методические основы развития познавательной активности учащихся представлены в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Ю.К Бабанского, А.В. Хуторского, Г.М. Щукиной и др.
Теория дистанционного обучения рассмотрена А.В. Хуторским, Е.С. Полат, А.А. Андреевым и др.
А.В. Хуторской под дистанционным обучением понимает обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования [7].
Е.С. Полат определяет дистанционное обучение как форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами информационно-коммуникационных Интернет технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].
В связи с актуальностью проблемы развития познавательной активности существует разные подходы к определению понятия «познавательная активность», отражающих её сущностные черты.
Г.И. Щукина считает проблему развития познавательной активности учащихся как проблему необходимости осуществления при изучении процесса, направленного на усиленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащегося, на побуждение к её энергичному, целенаправленному осуществлению на преодоление пассивных и стереотипных форм обучения [9].
А.В. Хуторской понимает познавательную активность как мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешней заданной цели [7].
Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Целью обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности школьников. Одним из таких качеств является познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Это качество личности формируется в процессе познавательной деятельности, которая связана с целенаправленной активностью субъекта [8].
Изучая научные труды многих ученых, мы пришли к выводу, что в структуре познавательной активности при дистанционном обучении можно выделить следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-организационный, эмоциональный, оценочный.
Мотивационный компонент связан с мотивами, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности. Мотив - это опредмеченная потребность. Он может быть как материальным, так и идеальным, данным в восприятии или только в воображении, мысли. Учителю воздействовать на процесс развития познавательной активности учащихся при дистанционном обучения поможет знание мотивов, которые побуждают его к активности.
Б.П. Фролов предлагает выделить три группы мотивов:
1) любознательность - чисто познавательные и исследовательские мотивы, соответствующие предметному содержанию деятельности;
2) мотивы личной заинтересованности, самоутверждения, успеха;
3) высшие социальные побуждения, стремление принести пользу обществу[2].
Г.И. Щукина классифицирует мотивы на социальные, познавательные, моральные, общения, самовоспитания [9].
Ориентационный компонент связан с тем, что учащийся должен ясно представить цели и задачи предстоящей работы, определить способы достижения цели и оценки результатов. Четкая постановка цели при дистанционном обучении связана с широким привлечением учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, применению их на практике.
Содержательно-организационный компонент познавательной активности связан с содержанием учебного материала, методами, формами дистанционного обучения.
Эмоционально-волевой компонент характеризует состояние личности, её переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Эмоциональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенных личностных качеств и формирования у них познавательной активности [5]. Благоприятная эмоциональная обстановка на уроке способствует развитию познавательной, творческой активности и при дистанционном обучении.
Оценочный компонент предполагает адекватную оценку и анализ результатов деятельности учащихся. Контроль знаний является важным звеном в процессе дистанционного обучения.
Для развития познавательной активности, по мнению Р.А. Низамова [3], необходима целеустремленная деятельность учителя, направленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.
Ю.К. Бабанский [1] выделил наиболее распространенные способы развития познавательной активности: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение.
Содержание учебно-воспитательной работы в школе при дистанционном обучении должно быть ориентировано как на передачу учащимся общенаучных знаний и умений, так и на развитие у них познавательной активности, самостоятельности.
Одной из задач при развитии познавательной активности в процессе дистанционного обучения является формирование у учащегося мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации. Изучаемый материал подается из разных источников и закрепляется на занятиях разных видов. Поэтому важно составить образовательный набор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям, разработать индивидуальное обучение с применением дистанционного доступа к образовательным программам.
В Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов учебный процесс проходит дистанционно в режиме online, с использованием компьютерных программ, например skype, которые позволяет взаимодействовать учителю и ученику в реальном времени, а также предоставляют возможность видеосвязи. Обучение проходит в индивидуальной или групповой формах, с учетом особенностей здоровья учащихся.
Для того чтобы обеспечить эффективное применение видеосвязи при групповой форме занятий, в процессе дистанционного обучения используется видеоконференция. Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами [6]. Учитель и учащиеся могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться информацией и совместно её обрабатывать.
Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологий организации системы дистанционного образования.
В современных системах компьютерной видеоконференцсвязи, в частности TeamViewer, с помощью которых проводятся занятия, можно выделить следующие функции: обмен аудио, видеоинформацией; виртуальная аудиторная доска; дискуссии с вводом текстовой информации с клавиатуры; пересылка файлов; совместное использование прикладных программ.
Используя программу TeamViewer, учитель может не просто обратиться с речью к учащимся, но при необходимости проиллюстрировать объясняемый материал, вывести на экраны мониторов учащихся необходимый набор материалов по теме урока, например, слайд-презентацию, файлы.
В дистанционном обучении желательно использовать электронные варианты учебно-методических материалов: электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют совершенствовать методы, формы, средства обучения. В зависимости от содержания учебного предмета применяют различные их сочетания при дистанционном обучении.
При проведении уроков необходимо активно использовать презентации, созданные учителем в среде Microsoft Power Point, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР, видеоролики). Учащихся привлекает анимация, аудиоматериал, который сопровождает информационный ресурс. При проведении проверочной работы, взятой с коллекции ЦОР, ЭОР ученик видит анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, допущенные ошибки). Учащиеся выполняют учебные задания в текстовом редакторе Microsoft Office Word, геометрические задачи - в программе «Живая математика». Набор текста, математических формул, формируют у них навыки работы с компьютером, активизирует деятельность на уроках.
Также большие возможности предоставляет система дистанционного обучения Moodle, которая предоставляет возможности для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Эта система позволяет учителю создать свой учебный курс по предмету, содержащий лекции, задания, видеоуроки, вики - страницы, форумы, тесты. Так, например, лекция содержит теоретический материал по изучаемой теме, разделенный на блоки, с вопросами самопроверки. Возможности вики-страницы заинтересовывают ребят, они работают вместе над определенной темой на веб-странице, добавляя, расширяя и изменяя его содержание. Элемент курса «Форум» удобен для обсуждения учебных проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки учениками файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим детям оценить работы друг друга.
Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных форм обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие учащегося с компьютером, позволяют им управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы.
Интернет предоставляет возможность участвовать учащимся в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различных уровней.
Учитель сам должен обладать хорошо сформированной познавательной активностью в общении с учащимися, в совместной творческой работе, постоянно повышать уровень своей квалификации, уровень владения компьютерными, Интернет-технологиями.
Выводы и заключение
Проблема развития познавательной активности стала предметом широкого обсуждения в научно-методической литературе. Анализ теоретических работ позволяет определить структуру развития познавательной активности при дистанционном обучении. Развитие познавательной активности при дистанционном обучении обеспечивается через разнообразные организационные формы и методы: видеоконферения в режиме онлайн, учебная среда moodle, видеоуроки, компьютерные обучающие программы и другие. Процесс развития познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения наиболее эффективен при взаимодействии учебно-воспитательных структур посредством специально организованного учебно-воспитательного комплекса, реализуемого средствами информационно-коммуникационных Интернет-технологий.
Рецензенты:
Харитонов М.Г., д.п.н, профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Ковалев В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.