Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Яникова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И Я. Яковлева»
В статье рассматривается развитие познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения. Приведены различные подходы к определению понятия «познавательная активность» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской), «дистанционное обучение» (А.В. Хуторской, Е.С. Полат), уточняется специфика познавательной активности учащихся 5-9 классов при дистанционном обучении, которая рассматривается как целостное понятие, имеющее свою структуру. В работе дается характеристика структурных компонентов познавательной активности в процессе дистанционного обучения: мотивационный, ориентационный, содержательно-организационный, эмоциональный, оценочный. Рассматриваются методы, формы, средства дистанционного обучения с помощью современных информационно-коммуникационных, Интернет-технологий. В статье приведены различные подходы к организации учебного процесса в дистанционной форме, направленные на развитие познавательной активности учащихся 5-9 классов.
организация учебного процесса в дистанционной форме
оценочный компоненты
эмоциональный
содержательно-организационный
ориентационный
мотивационный
структура познавательной активности
развитие познавательной активности
дистанционное обучение
познавательная активность
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. − 256 с.
2. Краснова, Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: дисс…. канд.пед.наук. – Чебоксары, 1997. – С 29.
3. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов. − Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. − 302 с.
4. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, М.Ю. Бухаркина и др. ; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 342 с.
5. Сергеева О.А. Эмоциональный компонент социально-педагогического сопровождения учебного процесса [Электронный ресурс].− Режим доступа http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/34_5.
6. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2008. – 280 с.
7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения/ А.В. Хуторской. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. – 416 с.
8. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. – М.: Знание,1979. – 96 с.
9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина – М.: Педагогика, 1988. −208 с.
Одной из задач «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» является модернизация общего образования, которая включает получение качественного общего образования с использованием дистанционных технологий. В современных условиях дистанционного обучения становится актуальным развитие познавательной активности учащихся.

Цель нашего исследования - изучение развития познавательной активности учащихся 5 - 9 классов в процессе дистанционного обучения.

Для достижения поставленной цели нами использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретические и методические основы развития познавательной активности учащихся представлены в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Ю.К Бабанского, А.В. Хуторского, Г.М. Щукиной и др.

Теория дистанционного обучения рассмотрена А.В. Хуторским, Е.С. Полат, А.А. Андреевым и др.

А.В. Хуторской под дистанционным обучением понимает обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования [7].

Е.С. Полат определяет дистанционное обучение как форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами информационно-коммуникационных Интернет технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

В связи с актуальностью проблемы развития познавательной активности существует разные подходы к определению понятия «познавательная активность», отражающих её сущностные черты.

Г.И. Щукина считает проблему развития познавательной активности учащихся как проблему необходимости осуществления при изучении процесса, направленного на усиленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащегося, на побуждение к её энергичному, целенаправленному осуществлению на преодоление пассивных и стереотипных форм обучения [9].

А.В. Хуторской понимает познавательную активность как мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешней заданной цели [7].

Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Целью обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности школьников. Одним из таких качеств является познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Это качество личности формируется в процессе познавательной деятельности, которая связана с целенаправленной активностью субъекта [8].

Изучая научные труды многих ученых, мы пришли к выводу, что в структуре познавательной активности при дистанционном обучении можно выделить следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-организационный, эмоциональный, оценочный.

Мотивационный компонент связан с мотивами, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности. Мотив - это опредмеченная потребность. Он может быть как материальным, так и идеальным, данным в восприятии или только в воображении, мысли. Учителю воздействовать на процесс развития познавательной активности учащихся при дистанционном обучения поможет знание мотивов, которые побуждают его к активности.

Б.П. Фролов предлагает выделить три группы мотивов:

1) любознательность - чисто познавательные и исследовательские мотивы, соответствующие предметному содержанию деятельности;

2) мотивы личной заинтересованности, самоутверждения, успеха;

3) высшие социальные побуждения, стремление принести пользу обществу[2].

Г.И. Щукина классифицирует мотивы на социальные, познавательные, моральные, общения, самовоспитания [9].

Ориентационный компонент связан с тем, что учащийся должен ясно представить цели и задачи предстоящей работы, определить способы достижения цели и оценки результатов. Четкая постановка цели при дистанционном обучении связана с широким привлечением учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, применению их на практике.

Содержательно-организационный компонент познавательной активности связан с содержанием учебного материала, методами, формами дистанционного обучения.

Эмоционально-волевой компонент характеризует состояние личности, её переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Эмоциональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенных личностных качеств и формирования у них познавательной активности [5]. Благоприятная эмоциональная обстановка на уроке способствует развитию познавательной, творческой активности и при дистанционном обучении.

Оценочный компонент предполагает адекватную оценку и анализ результатов деятельности учащихся. Контроль знаний является важным звеном в процессе дистанционного обучения.

Для развития познавательной активности, по мнению Р.А. Низамова [3], необходима целеустремленная деятельность учителя, направленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

Ю.К. Бабанский [1] выделил наиболее распространенные способы развития познавательной активности: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение.

Содержание учебно-воспитательной работы в школе при дистанционном обучении должно быть ориентировано как на передачу учащимся общенаучных знаний и умений, так и на развитие у них познавательной активности, самостоятельности.

Одной из задач при развитии познавательной активности в процессе дистанционного обучения является формирование у учащегося мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации. Изучаемый материал подается из разных источников и закрепляется на занятиях разных видов. Поэтому важно составить образовательный набор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям, разработать индивидуальное обучение с применением дистанционного доступа к образовательным программам.

В Республиканском центре дистанционного обучения детей-инвалидов учебный процесс проходит дистанционно в режиме online, с использованием компьютерных программ, например skype, которые позволяет взаимодействовать учителю и ученику в реальном времени, а также предоставляют возможность видеосвязи. Обучение проходит в индивидуальной или групповой формах, с учетом особенностей здоровья учащихся.

Для того чтобы обеспечить эффективное применение видеосвязи при групповой форме занятий, в процессе дистанционного обучения используется видеоконференция. Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами [6]. Учитель и учащиеся могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться информацией и совместно её обрабатывать.

Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологий организации системы дистанционного образования.

В современных системах компьютерной видеоконференцсвязи, в частности TeamViewer, с помощью которых проводятся занятия, можно выделить следующие функции: обмен аудио, видеоинформацией; виртуальная аудиторная доска; дискуссии с вводом текстовой информации с клавиатуры; пересылка файлов; совместное использование прикладных программ.

Используя программу TeamViewer, учитель может не просто обратиться с речью к учащимся, но при необходимости проиллюстрировать объясняемый материал, вывести на экраны мониторов учащихся необходимый набор материалов по теме урока, например, слайд-презентацию, файлы.

В дистанционном обучении желательно использовать электронные варианты учебно-методических материалов: электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют совершенствовать методы, формы, средства обучения. В зависимости от содержания учебного предмета применяют различные их сочетания при дистанционном обучении.

При проведении уроков необходимо активно использовать презентации, созданные учителем в среде Microsoft Power Point, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР, видеоролики). Учащихся привлекает анимация, аудиоматериал, который сопровождает информационный ресурс. При проведении проверочной работы, взятой с коллекции ЦОР, ЭОР ученик видит анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, допущенные ошибки). Учащиеся выполняют учебные задания в текстовом редакторе Microsoft Office Word, геометрические задачи - в программе «Живая математика». Набор текста, математических формул, формируют у них навыки работы с компьютером, активизирует деятельность на уроках.

Также большие возможности предоставляет система дистанционного обучения Moodle, которая предоставляет возможности для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Эта система позволяет учителю создать свой учебный курс по предмету, содержащий лекции, задания, видеоуроки, вики - страницы, форумы, тесты. Так, например, лекция содержит теоретический материал по изучаемой теме, разделенный на блоки, с вопросами самопроверки. Возможности вики-страницы заинтересовывают ребят, они работают вместе над определенной темой на веб-странице, добавляя, расширяя и изменяя его содержание. Элемент курса «Форум» удобен для обсуждения учебных проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки учениками файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим детям оценить работы друг друга.

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных форм обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие учащегося с компьютером, позволяют им управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы.

Интернет предоставляет возможность участвовать учащимся в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различных уровней.

Учитель сам должен обладать хорошо сформированной познавательной активностью в общении с учащимися, в совместной творческой работе, постоянно повышать уровень своей квалификации, уровень владения компьютерными, Интернет-технологиями.

Выводы и заключение

Проблема развития познавательной активности стала предметом широкого обсуждения в научно-методической литературе. Анализ теоретических работ позволяет определить структуру развития познавательной активности при дистанционном обучении. Развитие познавательной активности при дистанционном обучении обеспечивается через разнообразные организационные формы и методы: видеоконферения в режиме онлайн, учебная среда moodle, видеоуроки, компьютерные обучающие программы и другие. Процесс развития познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения наиболее эффективен при взаимодействии учебно-воспитательных структур посредством специально организованного учебно-воспитательного комплекса, реализуемого средствами информационно-коммуникационных Интернет-технологий.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н, профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Яникова Т.А. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14751 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074