Одним из направлений социальной поддержки инвалидов является то, что государство должно предоставлять возможность людям с ограниченными возможностями участвовать в жизни общества по мере своих возможностей, способностей и желаний. Для этого необходимо, во-первых, изучать потребности инвалидов, во-вторых, организовывать и воплощать в жизнь те услуги, в которых они остро нуждаются. Это могут быть вопросы различного характера: медицинские, педагогические, психологические, трудовые и пр. Многие специалисты, изучающие социальные проблемы инвалидности, приходят к общему мнению, что в первую очередь необходимо решать проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями [2; 7; 8]. Социальная реабилитация инвалидов помогает им интегрироваться в обществе, активно участвовать в различных направлениях деятельности, включаться в социальные процессы всех сфер жизнедеятельности.
Рост числа инвалидов в России увеличивается, и это подтверждается статистическими данными. К сожалению, учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи, недостаточно. Данными учреждениями разрабатываются формы работы по адаптивным методикам, различным направлениям реабилитации, активно обсуждаются проблемы опыта работы, рассматриваются вопросы активного участия инвалидов в обществе. Но остается вопрос, который мало рассматривается как на государственном, так и на региональном уровнях - это вопрос включения в общество молодых людей с умственной отсталостью на этапе выхода из общеобразовательного учреждения. Не секрет, что дети с умственной отсталостью могут обучаться по медицинским показаниям только в специализированных учебных заведениях, где они приобретают первый опыт социализации, адаптации и реабилитации, что помогает им интегрироваться в общественную жизнь по мере способностей и возможностей. При выходе из стен учебных заведений в связи с невозможностью продолжить обучение или трудоустроиться общение молодых инвалидов ограничивается рамками родительской семьи, ближайших родственников. Навыки приобретенного опыта начинают исчезать, и, если вовремя таких людей не включить в процесс повторной социальной адаптации и реабилитации, то окончательная социальная интеграция инвалида в общество не происходит.
Таким образом, встает вопрос о социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью.
Большой медицинский словарь и словарь чрезвычайных ситуаций отмечают социальную реадаптацию как комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта. В психологической энциклопедии понятие реадаптация - это (ре + лат. adaptatio - приспосабливание) комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. В психологическом словаре социальная реадаптация рассматривается как процесс повторного включения индивида в социальный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой были нарушены прежние социальные контакты.
Итак, понятие «реадаптация» несет в себе значение повторного приспособления к окружающей человека среде. Это актуально для тех лиц, которые внезапно по каким-либо объективным или субъективным причинам изменили окружающую среду и вынуждены заново адаптироваться и воссоздавать социальные связи, утерянные или прерванные.
Инвалид воспринимает окружающую реальность определенным образом не только с помощью своих ощущений, но и с помощью близких людей, специалистов, которые помогают ему справиться с недугом. Чуть иначе строится модель социальной жизни у инвалидов с умственной отсталостью. Имея различную степень умственного восприятия, они не могут самостоятельно связать свои ощущения с построением некой правильной модели жизнедеятельности, приемлемой для общества. В работе с молодыми инвалидами первостепенную роль играют специалисты (психологи, педагоги, социальные работники), которые обучают адекватному восприятию окружающей действительности и тем самым включают инвалидов в процесс реадаптации. Проблемы реадаптации неразрывно связаны с первичными процессами адаптации инвалидов. В связи с этим специалисты должны опираться на уже имеющийся социальный опыт индивида.
Решение проблем социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью возможно с помощью открытия различных отделов, центров, клубов на базах медицинских, психолого-педагогических, социальных учреждений. Как пример, такой опыт имеется в г. Ульяновске, где создан клуб «Пион» на базе Ульяновского регионального отделения Общероссийской Общественной организации инвалидов «Новые возможности». Цель работы клуба - создание условий для адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов от 17 до 30 лет с особенностями интеллектуального и психического развития. Под руководством специалистов - психологов и педагогов, в клубе работает волонтерская группа, состоящая их студентов направления подготовки «Социальная работа» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». Для решения поставленной цели специалистами и волонтерами ведется работа в нескольких сферах: мероприятия социальной, трудовой, спортивной, досуговой, социально-культурной направленности. Молодые инвалиды вспоминают азы общения, трудотерапии, занимаются в спортивных, танцевальных кружках, совместно с волонтерами готовят поделки посредством арт-терапевтических методик для различных выставок и социально-культурных мероприятий, выезжают на экскурсии, культурный отдых.
Изучая вопросы адаптации (в том числе адаптации инвалидов), многие авторы [3; 4; 5; 6; 9; 10] приходят к мнению, что этот процесс имеет двухсторонний характер. С одной стороны, предполагается усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. С другой стороны, индивид выстраивает свою систему ценностей, норм, ориентаций, благодаря собственной активности. Таким образом, индивид, неспособный самостоятельно выполнять те или иные функции и действия, отвечающие правилам и нормам окружающего общества, индивид, который в процессе жизнедеятельности забывает умения и навыки ранее приобретенных норм и правил социума, нуждается в посторонней помощи, реабилитационной услуге, т.е. в реадаптивных (повторных) методах и формах социальной работы.
Н.И. Сарджвеладзе рассматривает адаптацию в четырех динамических тенденциях: адаптация к среде; самоадаптация; преобразование среды; самопреобразование [1].
Адаптация к социальному окружению зависит не только от того, как человек определяет ситуацию, а также от эмоциональных состояний, связанных с адаптированностью. Эти состояния регулируют его поведение и систему межличностных отношений. Люди со стойкими нарушениями познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга при своевременной и постоянной помощи специалистов по динамической тенденции Н.И. Сарджвеладзе имеют возможность адаптироваться только к окружающей среде; процессы самоадаптации, преобразования среды и самопреобразования им неподвластны. Таким образом, социальная работа с молодыми инвалидами с умственной отсталостью должна быть направлена на реадаптацию к новым окружающим условиям.
Важным вопросом Н.И. Сарджвеладзе считает самоадаптацию, так как происходит формирование социальной и личностной идентичности в обществе. Трудности в «делении» своей идентичности могут привести не только к «личностным кризисам», но и к «кризису в социуме» из-за непринятия действий, поведения людей с ограниченными возможностями. Данную социальную проблему возможно решить только при помощи специалистов - психологов, педагогов, социальных работников, которые помогают реадаптироваться к окружающей действительности и сформировать личностные установки, навыки инвалида в соответствии с нормами общества для построения модели правильного идентичного поведения людей с ограничениями умственной деятельности.
По мнению А.П. Растигеева, мировоззрение является важным фактором социальной адаптации личности в связи с тем, что оно отвечает за самосознание и рефлексию личности, ее оценки и самооценки. С точки зрения автора, следует выделить три стадии адаптации:
- первая стадия адаптации связана с усвоением норм, принципов и символов того коллектива, к которому адаптируются;
- вторая стадия формирует моральную мотивацию долг, совесть, честь;
- третья стадия воспитывает идеалы и ценностные ориентации [1].
Соответственно стадиям распределяют три типа адаптации: низкий, средний, высокий. Люди с умственной отсталостью достигают только первой низкой стадии адаптации в связи с их необратимыми системными нарушениями.
Таким образом, процессы реадаптации молодых инвалидов будут зависеть от того, как пройдет первичная средовая адаптация и адаптация, связанная с нормами и принципами общества, к которому адаптируются. Формы и методы социальной работы должны строиться на восстановлении первичных и приобретении новых навыков жизнедеятельности в социуме.
Социальная реадаптация - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов нравственной, психологической, практической подготовки индивида к жизни в обществе, освоения им новых социальных ролей, восстановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих реадаптации.
Реадаптация молодых инвалидов с умственной отсталостью на социальном уровне обладает рядом особенностей.
Во-первых, процесс приспособления характеризуется активным участием сознания. Сама личность, ее мировоззрение, интеллектуальные способности, черты характера, социальное положение и социальный статус. При наличии высоких показателей вышеназванных характеристик процесс реадаптации может занять незначительное время и пройти без вмешательства специалистов. Понятно, что для лиц с умственной отсталостью работа специалистов просто необходима на протяжении длительного времени или даже всей жизни.
Во-вторых, в рамках социальной реадаптации большое значение имеет психологическая подготовка индивида. Это связано с тем, что попадая в новые условия жизни и социальную среду, он встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых не всегда психологически готов. Это может вызывать неожиданные реакции, негативное отношение к окружающим, привести к чрезвычайному возбуждению или торможению нервных процессов, к нервным срывам. Поэтому мероприятия социальной реадаптации должны строиться с учетом психологической подготовки молодого инвалида с целью снятия вышеперечисленных симптомов, преодоления неадекватного поведения, перестройки или приобретения новых навыков жизнедеятельности в связи с изменением обстоятельств.
В-третьих, индивид в процессе реадаптации воспринимает результаты «своего обучения» и целенаправленно может их видоизменить в зависимости от социальных условий. Молодые инвалиды с умственной отсталостью не в состоянии анализировать собственные результаты деятельности, а тем более их видоизменять.
В-четвертых, эффективность социальной реадаптации можно наблюдать в условиях деятельности групп, коллективов. При работе с молодыми инвалидами с умственной отсталостью данная форма работы практически не возможна. Основная форма работы с данной группой инвалидов - это индивидуальная работа или работа в минигруппах.
В-пятых, особенностью может явиться социальное окружение клиента. Положительные взаимоотношения с членами семьи, одноклассниками, одногруппниками, членами трудового коллективами, тактика поведения «второй стороны» реадаптивного процесса сильно влияют на эффективность процесса работы специалистов. Помощь посторонних в психологическом, физическом, моральном, материальном планах повышает уверенность индивида, снижает отрицательно-эмоциональный окрас ситуации, помогает быстрее пройти процесс реадаптации.
Условия внешней среды также играют немаловажную роль в процессе реадаптации - наличие социальной инфраструктуры в местах проживания, обучения и/или работы, культурно-массовых учреждениях. При отсутствии современных механизмов инфрастурктуры многие категории населения не имеют физической, экономической и др. возможностей посещать учреждения, где проводятся реадаптационные мероприятия. Это отрицательно сказывается на процессе реадаптации.
Таким образом, на процесс социальной реадаптации влияют следующие факторы:
- субъективный, к которому можно отнести умственные и физические способности, нравственную, психологическую, организационную и др. подготовку, а также осознанное усвоение индивидом новых результатов обучения;
- объективный, в котором можно рассматривать такие показатели, как: эффективность методов и форм реабилитационной работы, профессионализм социальных работников, психологов, социальных педагогов в области восстановления социально-значимых навыков индивида, связей с социумом, социальное окружение и наличие современной инфраструктуры.
Зачастую отсутствие какого-либо из этих показателей отрицательно сказывается на реадаптации. Более того, может наблюдаться высокий уровень психологической напряженности, негативно-эмоционального настроения, снижение уровня общения, повышение чувства «ненужности» в обществе и, как следствие, понижение самооценки. Для лиц с умственной отсталостью в процессе реадаптации отмечается отсутствие почти всех вышеперечисленных показателей, что замедляет результаты и эффективность работы специалистов.
Таким образом, социальную реадаптацию молодых инвалидов с умственной отсталостью можно рассматривать как непрерывный коммуникативный процесс, при котором люди начинают приспосабливаться в условиях изменения структурных элементов социальной среды с учетом субъективных и объективных факторов (таким изменением, как говорилось уже выше, становится выход молодых инвалидов из стен учебных заведений в 17-18 лет.). При социальной реадаптации необходимо приобрести, закрепить и развить умения и навыки межличностного общения, а также интегрировать личность в уже сложившиеся социальные отношения с помощью наработки стереотипов поведения, соответствующих системе ценностей, норм общества и поведения в социуме. Как только инвалид с умственной отсталостью по каким-либо причинам начинает забывать приобретенные навыки, его повседневные социальные действия будут приобретать характер дезорганизованности. В новых условиях молодой инвалид с умственной отсталостью в повседневной жизни не в состоянии самостоятельно построить свое поведение, идентичное окружающему обществу. Необходимо профессиональное включение личности в изменившуюся социальную среду, социальные отношения. Новая модель поведения должна строиться на нормах, закрепленных социумом, на согласовании оценок, притязании индивида, его личных возможностях и способностях к их реализации в конкретной социальной среде.
Рецензенты:
Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, заведующая НИЛ акмеологии образования, ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск.
Макаров Д.В., доктор культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.