Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Плохова И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В статье автор рассматривает вопрос социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью. Социальная реадаптация молодых инвалидов с умственной отсталостью необходима в процессе их включения в общество на этапе приспособления в условиях изменения структурных элементов социальной среды с учетом субъективных и объективных факторов. Условием изменения структурных элементов социальной среды является выход из общеобразовательного учреждения молодого инвалида с умственной отсталостью. Автор выделяет ряд особенностей реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью, отмечает эффективность процесса реадаптации в зависимости от наличия или отсутствия всех показателей субъективных и объективных факторов. Необходимость профессионального включения молодых инвалидов в повседневную жизнь изменившейся социальной среды с учетом построения новой модели поведения является выводом статьи.
молодые инвалиды с умственной отсталостью
социальная адаптация
социальная реадаптация
особенности социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью
субъективные и объективные факторы
1. Бондаренко В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность. [Электронный ресурс]. Ресурс доступа: www.superinf.ru. Дата обращения 25.06.2014.
2. Куприянов Р.В. Теория и практика социальной реабилитации / Куприянов Р.В., Шарифулина Д.Р., Берецкая Е.А. – Казань: КГТУ, 2005. – 312 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гайдарики, 2010. – 312 с.
4. Саенко Ю.В. Специальная психология: учебное пособие / Ю.В. Саенко. – М.: Академический проект – 2006. – С. 181.
5. Социализация личности. [Электронный ресурс]. Ресурс доступа: http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.htm?id=14. Дата обращения 25.06.2014.
6. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
7. Социальная реабилитация: учебник / под общей редакцией Н.Ш. Валеевой. – Казань: КГТУ, 2010. – 558 с.
8. Сырникова И.К. Вопросы социальной реабилитации и социального обслуживания инвалидов / И.К. Сырникова, Д.А. Алешин. – М.: ФЦЭРИ, 2003. – 208 с.
9. Хасанова Г.Б., Шарифулина Д.Р. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. – Казань, КГТУ. – 2009. – С. 248.
10. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
В современном российском обществе, несмотря на глобальное цивилизованное развитие, остро встают вопросы решения проблем и всесторонней помощи инвалидам.

Одним из направлений социальной поддержки инвалидов является то, что государство должно предоставлять возможность людям с ограниченными возможностями участвовать в жизни общества по мере своих возможностей, способностей и желаний. Для этого необходимо, во-первых, изучать потребности инвалидов, во-вторых, организовывать и воплощать в жизнь те услуги, в которых они остро нуждаются. Это могут быть вопросы различного характера: медицинские, педагогические, психологические, трудовые и пр. Многие специалисты, изучающие социальные проблемы инвалидности, приходят к общему мнению, что в первую очередь необходимо решать проблемы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями [2; 7; 8]. Социальная реабилитация инвалидов помогает им интегрироваться в обществе, активно участвовать в различных направлениях деятельности, включаться в социальные процессы всех сфер жизнедеятельности.

Рост числа инвалидов в России увеличивается, и это подтверждается статистическими данными. К сожалению, учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи, недостаточно. Данными учреждениями разрабатываются формы работы по адаптивным методикам, различным направлениям реабилитации, активно обсуждаются проблемы опыта работы, рассматриваются вопросы активного участия инвалидов в обществе. Но остается вопрос, который мало рассматривается как на государственном, так и на региональном уровнях - это вопрос включения в общество молодых людей с умственной отсталостью на этапе выхода из общеобразовательного учреждения. Не секрет, что дети с умственной отсталостью могут обучаться по медицинским показаниям только в специализированных учебных заведениях, где они приобретают первый опыт социализации, адаптации и реабилитации, что помогает им интегрироваться в общественную жизнь по мере способностей и возможностей. При выходе из стен учебных заведений в связи с невозможностью продолжить обучение или трудоустроиться общение молодых инвалидов ограничивается рамками родительской семьи, ближайших родственников. Навыки приобретенного опыта начинают исчезать, и, если вовремя таких людей не включить в процесс повторной социальной адаптации и реабилитации, то окончательная социальная интеграция инвалида в общество не происходит.

Таким образом, встает вопрос о социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью.

Большой медицинский словарь и словарь чрезвычайных ситуаций отмечают социальную реадаптацию как комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта. В психологической энциклопедии понятие реадаптация - это (ре + лат. adaptatio - приспосабливание) комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. В психологическом словаре социальная реадаптация рассматривается как процесс повторного включения индивида в социальный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой были нарушены прежние социальные контакты.

Итак, понятие «реадаптация» несет в себе значение повторного приспособления к окружающей человека среде. Это актуально для тех лиц, которые внезапно по каким-либо объективным или субъективным причинам изменили окружающую среду и вынуждены заново адаптироваться и воссоздавать социальные связи, утерянные или прерванные.

Инвалид воспринимает окружающую реальность определенным образом не только с помощью своих ощущений, но и с помощью близких людей, специалистов, которые помогают ему справиться с недугом. Чуть иначе строится модель социальной жизни у инвалидов с умственной отсталостью. Имея различную степень умственного восприятия, они не могут самостоятельно связать свои ощущения с построением некой правильной модели жизнедеятельности, приемлемой для общества. В работе с молодыми инвалидами первостепенную роль играют специалисты (психологи, педагоги, социальные работники), которые обучают адекватному восприятию окружающей действительности и тем самым включают инвалидов в процесс реадаптации. Проблемы реадаптации неразрывно связаны с первичными процессами адаптации инвалидов. В связи с этим специалисты должны опираться на уже имеющийся социальный опыт индивида.

Решение проблем социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью возможно с помощью открытия различных отделов, центров, клубов на базах медицинских, психолого-педагогических, социальных учреждений. Как пример, такой опыт имеется в г. Ульяновске, где создан клуб «Пион» на базе Ульяновского регионального отделения Общероссийской Общественной организации инвалидов «Новые возможности». Цель работы клуба - создание условий для адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов от 17 до 30 лет с особенностями интеллектуального и психического развития. Под руководством специалистов - психологов и педагогов, в клубе работает волонтерская группа, состоящая их студентов направления подготовки «Социальная работа» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». Для решения поставленной цели специалистами и волонтерами ведется работа в нескольких сферах: мероприятия социальной, трудовой, спортивной, досуговой, социально-культурной направленности. Молодые инвалиды вспоминают азы общения, трудотерапии, занимаются в спортивных, танцевальных кружках, совместно с волонтерами готовят поделки посредством арт-терапевтических методик для различных выставок и социально-культурных мероприятий, выезжают на экскурсии, культурный отдых.

Изучая вопросы адаптации (в том числе адаптации инвалидов), многие авторы [3; 4; 5; 6; 9; 10] приходят к мнению, что этот процесс имеет двухсторонний характер. С одной стороны, предполагается усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. С другой стороны, индивид выстраивает свою систему ценностей, норм, ориентаций, благодаря собственной активности. Таким образом, индивид, неспособный самостоятельно выполнять те или иные функции и действия, отвечающие правилам и нормам окружающего общества, индивид, который в процессе жизнедеятельности забывает умения и навыки ранее приобретенных норм и правил социума, нуждается в посторонней помощи, реабилитационной услуге, т.е. в реадаптивных (повторных) методах и формах социальной работы.

Н.И. Сарджвеладзе рассматривает адаптацию в четырех динамических тенденциях: адаптация к среде; самоадаптация; преобразование среды; самопреобразование [1].

Адаптация к социальному окружению зависит не только от того, как человек определяет ситуацию, а также от эмоциональных состояний, связанных с адаптированностью. Эти состояния регулируют его поведение и систему межличностных отношений. Люди со стойкими нарушениями познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга при своевременной и постоянной помощи специалистов по динамической тенденции Н.И. Сарджвеладзе имеют возможность адаптироваться только к окружающей среде; процессы самоадаптации, преобразования среды и самопреобразования им неподвластны. Таким образом, социальная работа с молодыми инвалидами с умственной отсталостью должна быть направлена на реадаптацию к новым окружающим условиям.

Важным вопросом Н.И. Сарджвеладзе считает самоадаптацию, так как происходит формирование социальной и личностной идентичности в обществе. Трудности в «делении» своей идентичности могут привести не только к «личностным кризисам», но и к «кризису в социуме» из-за непринятия действий, поведения людей с ограниченными возможностями. Данную социальную проблему возможно решить только при помощи специалистов - психологов, педагогов, социальных работников, которые помогают реадаптироваться к окружающей действительности и сформировать личностные установки, навыки инвалида в соответствии с нормами общества для построения модели правильного идентичного поведения людей с ограничениями умственной деятельности.

По мнению А.П. Растигеева, мировоззрение является важным фактором социальной адаптации личности в связи с тем, что оно отвечает за самосознание и рефлексию личности, ее оценки и самооценки. С точки зрения автора, следует выделить три стадии адаптации:

  • первая стадия адаптации связана с усвоением норм, принципов и символов того коллектива, к которому адаптируются;
  • вторая стадия формирует моральную мотивацию ­ долг, совесть, честь;
  • третья стадия воспитывает идеалы и ценностные ориентации [1].

Соответственно стадиям распределяют три типа адаптации: низкий, средний, высокий. Люди с умственной отсталостью достигают только первой низкой стадии адаптации в связи с их необратимыми системными нарушениями.

Таким образом, процессы реадаптации молодых инвалидов будут зависеть от того, как пройдет первичная средовая адаптация и адаптация, связанная с нормами и принципами общества, к которому адаптируются. Формы и методы социальной работы должны строиться на восстановлении первичных и приобретении новых навыков жизнедеятельности в социуме.

Социальная реадаптация - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов нравственной, психологической, практической подготовки индивида к жизни в обществе, освоения им новых социальных ролей, восстановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих реадаптации.

Реадаптация молодых инвалидов с умственной отсталостью на социальном уровне обладает рядом особенностей.

Во-первых, процесс приспособления характеризуется активным участием сознания. Сама личность, ее мировоззрение, интеллектуальные способности, черты характера, социальное положение и социальный статус. При наличии высоких показателей вышеназванных характеристик процесс реадаптации может занять незначительное время и пройти без вмешательства специалистов. Понятно, что для лиц с умственной отсталостью работа специалистов просто необходима на протяжении длительного времени или даже всей жизни.

Во-вторых, в рамках социальной реадаптации большое значение имеет психологическая подготовка индивида. Это связано с тем, что попадая в новые условия жизни и социальную среду, он встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых не всегда психологически готов. Это может вызывать неожиданные реакции, негативное отношение к окружающим, привести к чрезвычайному возбуждению или торможению нервных процессов, к нервным срывам. Поэтому мероприятия социальной реадаптации должны строиться с учетом психологической подготовки молодого инвалида с целью снятия вышеперечисленных симптомов, преодоления неадекватного поведения, перестройки или приобретения новых навыков жизнедеятельности в связи с изменением обстоятельств.

В-третьих, индивид в процессе реадаптации воспринимает результаты «своего обучения» и целенаправленно может их видоизменить в зависимости от социальных условий. Молодые инвалиды с умственной отсталостью не в состоянии анализировать собственные результаты деятельности, а тем более их видоизменять.

В-четвертых, эффективность социальной реадаптации можно наблюдать в условиях деятельности групп, коллективов. При работе с молодыми инвалидами с умственной отсталостью данная форма работы практически не возможна. Основная форма работы с данной группой инвалидов - это индивидуальная работа или работа в минигруппах.

В-пятых, особенностью может явиться социальное окружение клиента. Положительные взаимоотношения с членами семьи, одноклассниками, одногруппниками, членами трудового коллективами, тактика поведения «второй стороны» реадаптивного процесса сильно влияют на эффективность процесса работы специалистов. Помощь посторонних в психологическом, физическом, моральном, материальном планах повышает уверенность индивида, снижает отрицательно-эмоциональный окрас ситуации, помогает быстрее пройти процесс реадаптации.

Условия внешней среды также играют немаловажную роль в процессе реадаптации - наличие социальной инфраструктуры в местах проживания, обучения и/или работы, культурно-массовых учреждениях. При отсутствии современных механизмов инфрастурктуры многие категории населения не имеют физической, экономической и др. возможностей посещать учреждения, где проводятся реадаптационные мероприятия. Это отрицательно сказывается на процессе реадаптации.

Таким образом, на процесс социальной реадаптации влияют следующие факторы:

  • субъективный, к которому можно отнести умственные и физические способности, нравственную, психологическую, организационную и др. подготовку, а также осознанное усвоение индивидом новых результатов обучения;
  • объективный, в котором можно рассматривать такие показатели, как: эффективность методов и форм реабилитационной работы, профессионализм социальных работников, психологов, социальных педагогов в области восстановления социально-значимых навыков индивида, связей с социумом, социальное окружение и наличие современной инфраструктуры.

Зачастую отсутствие какого-либо из этих показателей отрицательно сказывается на реадаптации. Более того, может наблюдаться высокий уровень психологической напряженности, негативно-эмоционального настроения, снижение уровня общения, повышение чувства «ненужности» в обществе и, как следствие, понижение самооценки. Для лиц с умственной отсталостью в процессе реадаптации отмечается отсутствие почти всех вышеперечисленных показателей, что замедляет результаты и эффективность работы специалистов.

Таким образом, социальную реадаптацию молодых инвалидов с умственной отсталостью можно рассматривать как непрерывный коммуникативный процесс, при котором люди начинают приспосабливаться в условиях изменения структурных элементов социальной среды с учетом субъективных и объективных факторов (таким изменением, как говорилось уже выше, становится выход молодых инвалидов из стен учебных заведений в 17-18 лет.). При социальной реадаптации необходимо приобрести, закрепить и развить умения и навыки межличностного общения, а также интегрировать личность в уже сложившиеся социальные отношения с помощью наработки стереотипов поведения, соответствующих системе ценностей, норм общества и поведения в социуме. Как только инвалид с умственной отсталостью по каким-либо причинам начинает забывать приобретенные навыки, его повседневные социальные действия будут приобретать характер дезорганизованности. В новых условиях молодой инвалид с умственной отсталостью в повседневной жизни не в состоянии самостоятельно построить свое поведение, идентичное окружающему обществу. Необходимо профессиональное включение личности в изменившуюся социальную среду, социальные отношения. Новая модель поведения должна строиться на нормах, закрепленных социумом, на согласовании оценок, притязании индивида, его личных возможностях и способностях к их реализации в конкретной социальной среде.

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, заведующая НИЛ акмеологии образования, ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск.

Макаров Д.В., доктор культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Плохова И.А. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14684 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674