По данным исследований Логиновой М.В., жизнестойкость личности студентов-психологов обнаружила значимую взаимосвязь с такими личностными ресурсами как:
- копинг, ориентированный на эмоции (чем выше жизнестойкость, тем реже избирается эмоционально-ориентированный копинг);
- копинг, ориентированный на задачу (чем выше жизнестойкость, тем чаще используется проблемно-ориентированный копинг).
- эмоциональная возбудимость и ригидность (чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности);
- экстраверсия и активность (чем выше активность и экстраверсия, тем более выражены вовлеченность, контроль и принятие риска);
- общая интернальность (чем выше жизнестойкость, тем выше интернальность личности).
- другие показатели интернальносги (связь не сильно выражена): отрицание активности (чем выше жизнестойкость, тем меньше выражено отрицание активности), готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей и готовность к самостоятельному планированию и ответственности, интернальность в сфере достижений.
- искренность (чем выше жизнестойкость, тем выше искренность).
Следовательно, жизнестойкие студенты - это студенты, способные и готовые к осуществлению выбора в разных ситуациях, студенты экстравертированной направленности, эмоционально устойчивые, пластичные и активные. В стрессовых и трудных жизненных ситуациях они чаще всего используют проблемно-ориентированный копинг, отрицая при этом эмоциональное реагирование на разрешение проблем. Им характерна общая интернальность, т.е. они убеждены в том, что силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих. Они готовы к деятельности, связанной с преодолением трудностей; готовы к самостоятельному планированию и ответственности. Такими людьми любые кризисы воспринимаются не как препятствия, а как новые возможности, они способны к самостоятельному образованию, способны к разрешению одного из важнейших противоречий: противоречия между естественным стремлением утвердить себя (занять определенное место в обществе) и дефицитом необходимых физических и духовных возможностей.
Диагностика жизнестойкости студентов осуществлялась с помощью методики «Тест жизнестойкости» разработанной, апробированной и адаптированной на русскоязычной выборке испытуемых Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Тест жизнестойкости позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации выбора или трудностей. Тест жизнестойкости является надежными валидным инструментом психологической диагностики моделей поведения человека в ситуации выбора. [9, с. 54].
Опреде6ления понятия «жизнестойкость» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Определения понятия «жизнестойкость»
Ученый |
Определение |
С. Мадди [10] |
интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей в ситуации выбора |
Д.А. Леонтьев [5] |
способность личности выдерживать стрессовую ситуацию выбора, сохраняя внутреннюю уверенность, сбалансированность и не снижая успешность деятельности |
С. А. Богомаз [2]
|
способность превращать проблемные ситуации выбора в новые возможности. |
Е.И. Рассказова [11] |
ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей - на поддержание активности сознания |
М.В. Логинова [7] |
ключевой ресурс преодоления, можно определить как способность и готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в ситуациях выбора, повышенной для него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению целей, уметь рисковать |
Приведенные определения понятия «жизнестойкость» свидетельствуют о том, что жизнестойкость помогает человеку (в ходе принятия решений) выработать свой индивидуальный жизненный стиль, а не стиль, обусловленный требованиями природы или социума. Мы полагаем, что, осуществляя выбор, человек ищет личностный смысл, опору внутри себя и принимает ответственность за осознанное, самостоятельное планирование, деятельность.
Обращаясь к проблеме выбора как фактора ценностного самоопределения студентов университета, подчеркнем, что задача педагогов высшей школы, в связи с этим, заключается в том, чтоб помочь студентам - будущим специалистам стать жизнестойкой личностью, способной к свободному ответственному выбору и ценностному самоопределению, способной к осуществлению своей деятельности в эпоху противоречий, личностью, способной решать человеческие проблемы с совершенно уникальной своей позиции - с позиции воли и неординарного мышления. Более того, задача преподавателя - актуализировать и развить жизнестойкие качества посредством ориентации личности на значимые ценности (А.В. Кирьякова), развитием таких качеств, как ответственность, нравственность, доброта, субъектность.
Тест жизнестойкости позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации выбора или трудностей. Студентам факультета журналистики 1-4 курсов Оренбургского государственного университета (ОГУ) и студентам 1 курса отделения журналистики Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), всего в тестировании принимали участие 52 студента, было предложено 45 тестовых вопросов опросника жизнестойкости. Ответ на каждый вопрос оценивался в баллах.
Тест жизнестойкости включает три взаимосвязанные между собой шкалы:
Вовлеченность (commitment) определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [9, с. 5]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Он постоянно занят, и это ему нравится, работает с удовольствием, старается быть в курсе всего происходящего, любит знакомиться с новыми людьми. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отверженности, ощущение себя «вне» жизни. Такой человек пассивен, чувствует бессмысленность своей деятельности, поэтому ему не хватает упорства закончить начатые дела, ему трудно сближаться с новыми людьми.
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован [9, с. 5]. Такой человек контролирует ситуацию настолько, насколько это необходимо, ставит труднодостижимые цели и стремится их реализовать, причем уверен в том, что сможет воплотить в жизнь все, что задумал, упорен и настойчив, уверен в том, что может влиять на результаты происходящего вокруг. В целом такой человек чувствует себя хозяином жизни. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности.
Принятие риска - убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного [9, с. 6]. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, рискуя при этом, считая стремление к комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. Такой человек любит неожиданности, они дарят ему интерес к жизни и охотно берется воплощать даже самые смелые идеи. В противоположность этому - мечты о размеренной спокойной жизни, сожаления о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, раздражительность по поводу резких перемен.
Уровни жизнестойкости определялись в соответствии с предлагаемыми в методике нормами. Нормы теста жизнестойкости приведены в таблице 2.
Таблица 2
Нормы теста жизнестойкости в баллах
Показатели жизнестойкости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Вовлеченность |
42 и более |
34-41 |
Менее 34 |
Контроль |
33 и более |
25-32 |
Менее 25 |
Принятие риска |
16 и более |
12-15 |
Менее 12 |
Общая жизнестойкости складывается из суммы показателей для каждой из трех субшкал (вовлеченности, контроля, принятия риска). 90 и более баллов - высокая жизнестойкость, 72-89 баллов - средняя жизнестойкость, Менее 72 баллов - низкая жизнестойкость.
Выявив уровень жизнестойкости в баллах, мы подсчитали в процентах количество студентов с высоким, средним и низким уровнями жизнестойкости по шкалам (вовлеченность, контроль, принятие риска), а также общей жизнестойкости.
Рассмотрим результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов первого курса (представлены в таблице 3).
Таблица 3
Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов первого курса, в %
Показатели жизнестойкости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Вовлеченность |
38 |
33,3 |
28,5 |
Контроль |
47,6 |
33,3 |
19 |
Принятие риска |
66,6 |
19 |
14,2 |
Общая жизнестойкость |
52,3 |
28,5 |
19 |
Из таблицы 3 видно, что достаточно высокий уровень жизнестойкости (более 51 %) наблюдается у студентов-журналистов первого курса. Более чем у половины студентов первого курса наблюдается высокий или средний уровень жизнестойкости. Это люди, которые обычно получают удовольствие от всего, что делают, находят то, что им интересно, даже в рутинной работе. Однако почти у 30 % студентов наблюдается низкий уровень вовлеченности, порождающий чувство одиночества, что вполне объяснимо, потому что, студенты первого курса попадают в новые для себя условия: знакомство с новыми людьми, изучение новых предметов, новый распорядок дня.
Поражает разнообразие студентов первого курса по уровню вовлеченности. Количество студентов с разными уровнями вовлеченности примерно одинаково, хотя студенты с высоким уровнем жизнестойкости превалируют на 10 %.
Почти у 45 % студентов-журналистов второго курса высокий уровень контроля. Это студенты, уверенные в том, что, только борясь и преодолевая трудности, можно изменить происходящее и быть хозяином своей судьбы. Люди с сильно развитым компонентом контроля в ситуации стресса продолжает борьбу, не сдается, ищет новые пути решения проблем. Обычно такие люди ощущают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь, они хозяева жизни. Низкий уровень контроля встречается всего у 19 % студентов.
Интересен тот факт, что у студентов первого курса достаточно высокий уровень принятия риска. Это молодые люди, которые не боятся неожиданностей и берутся воплощать новые идеи, они полны уверенности и оптимизма, активно усваивают знания из полученного опыта, не зависимо положительный он был или отрицательный.
Таблица 4
Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов второго курса, в %
Показатели жизнестойкости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Вовлеченность |
27,7 |
22,2 |
50 |
Контроль |
44,4 |
27,7 |
27,7 |
Принятие риска |
66,6 |
22,2 |
11,1 |
Общая жизнестойкость |
38,8 |
33,3 |
27,7 |
У студентов второго курса немного ниже уровень жизнестойкости, чем у студентов первого курса. Хотя уровень контроля и принятия риска остаются на достаточно высоком уровне.
Таблица 5
Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов третьего курса, в %
Показатели жизнестойкости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Вовлеченность |
40 |
40 |
20 |
Контроль |
80 |
- |
20 |
Принятие риска |
80 |
- |
20 |
Общая жизнестойкость |
80 |
- |
20 |
Таблица 6
Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов четвертого курса, в %
Показатели жизнестойкости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Вовлеченность |
75 |
25 |
- |
Контроль |
75 |
25 |
- |
Принятие риска |
100 |
- |
- |
Общая жизнестойкость |
100 |
- |
- |
Интересен тот факт, что у подавляющего большинства студентов четвертого курса наблюдается высокая жизнестойкость. Высокая жизнестойкость характеризуется: общительностью, открытостью внешнему миру, раскованностью в проявлениях чувств, самобытностью, уникальностью, как для себя, так и для окружающих, умением принять себя таким, каков есть, неподверженностью самобичеваниям и самообвинениям, ощущением, что жизнь наполнена смыслом и имеет цель. Человек с высокой жизнестойкостью - хозяин жизни, отвечающий и несущий ответственность за свои поступки и поступки других, и жизнь в целом, за все, что с ним происходит. Он ощущает себя уверенным и независимым, ориентируется на собственные взгляды и ценности. Он умеет регулировать свое поведение, моделируя ситуации и заранее оценивая результаты, умея их прогнозировать.
Достаточно высокая жизнестойкость характеризуется значениями выше среднего на величину +0,67δ, низкий уровень жизнестойкости отличается от среднего больше, чем - 0,67δ (в зону средних значений входит около 50 % выборки, а в крайние значения - по 25 % выборки.
Таблица 7
Средние значения и среднеквадратные отклонения жизнестойкости
Испытуемые |
n |
M |
δ |
m |
Студенты и взрослые |
483 |
123.7 |
17.66 |
0.81 |
Примечание: n - количество испытуемых, М - среднее арифметическое, δ - стандартное отклонение, m - ошибка средней величины.
Люди с низкой жизнестойкостью отличаются: низкой общительностью, часто высокой тревожностью, они живут сегодняшним или вчерашним днем, часто испытывают неудовлетворенность своей жизнью, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Часто им присущ фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Они предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, часто подвержены «самокопанию» и самобичеванию, не умеют ценить себя и принимать себя такими, каковы они есть.
В середине континуума располагаются люди, наделенные средней степенью выраженности жизнестойкости.
Таким образом, жизнестойкость необходимое личностное качество для осуществления успешного выбора, которое необходимо развивать в условиях университетского образования. Жизнестойкость интегрирует уверенность в себе, целеустремленность, а также мотивированность на осуществление выбора и достижение цели.
Рецензенты:
Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования, ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.
Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры теории и методологии образования ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.