Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Мещеряков В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет
Образовательные практики современных университетов ориентированы на личность, способную в изменяющихся условиях социума свободно и адекватно принимать решения и делать выбор. В статье приведены и проанализированы диагностические данные жизнестойкости как важной личностной характеристики студентов и условия готовности студентов к выбору Дана характеристика студентов с разными уровнями жизнестойкости: (высокий, средний, низкий) по параметрам: (вовлеченность, контроль, принятие риска). Задача педагогов высшей школы заключается в том, чтоб помочь студентам – будущим специалистам стать жизнестойкой личностью, способной к свободному ответственному выбору и ценностному самоопределению.Диагностика жизнестойкости студентов осуществлялась с помощью методики «Тест жизнестойкости», разработанной, апробированной и адаптированной на русскоязычной выборке испытуемых Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой.
принятие риска
вовлеченность
жизнестойкость
выбор
1. Бобнева, М.И. Феноменология ценностных систем личности / М.И. Бобнева // Вестник РГНФ. – 1996. – № 4.
2. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладения со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – 2008. – № 2.
3. Кирьякова, А.В. Аксиология и инноватика университетского образования / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая. – М.: Дом педагогики, 2010. – 200 с.
4. Кирьякова, А.В. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития / А.В.Кирьякова, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая. – Оренбург, 2010. – 374 с.
5. Леонтьев, Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира / Д.А. Леонтьев, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциональной психологии: материалы сообщений. – М.: Смысл, 2001. – С.100-109.
6. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
7. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – M., 2010.
8. Мелекесов, Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие / Г.А. Мелекесов. – М.: МПГУ, 2002. – 288 с.
9. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации / Е.И. Рассказова // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – № 7. – С. 124-126.
10. Рассказова Е.И. Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях / Е.И. Рассказова // Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно практической конференции. Часть 1. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. – С. 100-103.
Диапазон выбора студента университета чрезвычайно широк. Это не только выбор образовательной и самообразовательной деятельности, но и способов общения, спортивной деятельности, а также выбор в сфере политики, культуры и искусства. Человек не может уйти от выбора среди огромного количества предоставляемых ему жизнью возможностей. Свобода выбора трудна. Возросшая свобода выбора действует на человека одновременно в двух направлениях: он более независим, индивидуален, но также одинок, изолирован, запуган. Стремление одного человека избежать ответственности за свой выбор, переложить решение на другого человека часто служит поводом отказа от свободы вообще, но и свобода выбора в большинстве случаев ведет к последующему самоограничению. Трудность выбора состоит в противоречии внешней свободы и внутреннего императива самоограничения. По С. Мадди, выбор в повторяющихся ситуациях (в пользу прошлого) приносит с собой чувство вины, связанное с нереализован­ными, упущенными возможностями. Выбор, совершаемый в новых, неизвестных ранее ситуациях требует нового способа действий. Такой выбор всегда приносит с собой чувство тревоги, связанное с неопределённостью, в которую вступает человек.

По данным исследований Логиновой М.В., жизнестойкость личности студентов-психологов обнаружила значимую взаимосвязь с такими личностными ресурсами как:

  • копинг, ориентированный на эмоции (чем выше жизнестойкость, тем реже избирается эмоционально-ориентированный копинг);
  • копинг, ориентированный на задачу (чем выше жизнестойкость, тем чаще используется проблемно-ориентированный копинг).
  • эмоциональная возбудимость и ригидность (чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности);
  • экстраверсия и активность (чем выше активность и экстраверсия, тем более выражены вовлеченность, контроль и принятие риска);
  • общая интернальность (чем выше жизнестойкость, тем выше интернальность личности).
  • другие показатели интернальносги (связь не сильно выражена): отрицание активности (чем выше жизнестойкость, тем меньше выражено отрицание активности), готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей и готовность к самостоятельному планированию и ответственности, интернальность в сфере достижений.
  • искренность (чем выше жизнестойкость, тем выше искренность).

Следовательно, жизнестойкие студенты - это студенты, способные и готовые к осуществлению выбора в разных ситуациях, студенты экстравертированной направленности, эмоционально устойчивые, пластичные и активные. В стрессовых и трудных жизненных ситуациях они чаще всего используют проблемно-ориентированный копинг, отрицая при этом эмоциональное реагирование на разрешение проблем. Им характерна общая интернальность, т.е. они убеждены в том, что силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих. Они готовы к деятельности, связанной с преодолением трудностей; готовы к самостоятельному планированию и ответственности. Такими людьми любые кризисы воспринимаются не как препятствия, а как новые возможности, они способны к самостоятельному образованию, способны к разрешению одного из важнейших противоречий: противоречия между естественным стремлением утвердить себя (занять определенное место в обществе) и дефицитом необходимых физических и духовных возможностей.

Диагностика жизнестойкости студентов осуществлялась с помощью методики «Тест жизнестойкости» разработанной, апробированной и адаптированной на русскоязычной выборке испытуемых Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Тест жизнестойкости позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации выбора или трудностей. Тест жизнестойкости является надежными валидным инструментом психологической диагностики моделей поведения человека в ситуации выбора. [9, с. 54].

Опреде6ления понятия «жизнестойкость» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Определения понятия «жизнестойкость»

Ученый

Определение

С. Мадди [10]

интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей в ситуации выбора

Д.А. Леонтьев [5]

способность личности выдерживать стрес­совую ситуацию выбора, сохраняя внутреннюю уверенность, сбалансированность и не снижая успешность деятельности

С. А. Богомаз [2]

 

способность превращать проблемные ситуации выбора в новые возможности.

Е.И. Рассказова [11]

ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей - на поддержание активности сознания

М.В. Логинова [7]

ключевой ресурс преодоления, можно определить как способность и готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в ситуациях выбора, повышенной для него сложности, контролировать данные ситуации, управлять ими (контроль), не бояться всего нового, неизвестного, возникающих трудностей на пути к достижению целей, уметь рисковать

Приведенные определения понятия «жизнестойкость» свидетельствуют о том, что жизнестойкость помогает человеку (в ходе принятия решений) выработать свой индивидуальный жизненный стиль, а не стиль, обусловленный требовани­ями природы или социума. Мы полагаем, что, осуществляя выбор, человек ищет личностный смысл, опору внутри себя и принимает ответственность за осознанное, самостоятельное планирование, деятельность.

Обращаясь к проблеме выбора как фактора ценностного самоопределения студентов университета, подчеркнем, что задача педагогов высшей школы, в связи с этим, заключается в том, чтоб помочь студентам - будущим специалистам стать жизнестойкой личностью, способной к свободному ответственному выбору и ценностному самоопределению, способной к осуществлению своей деятельности в эпоху противоречий, личностью, способной решать человеческие проблемы с совершенно уникальной своей позиции - с позиции воли и неординарного мышления. Более того, задача преподавателя - актуализировать и развить жизнестойкие качества посредством ориентации личности на значимые ценности (А.В. Кирьякова), развитием таких качеств, как ответственность, нравственность, доброта, субъектность.

Тест жизнестойкости позволяет оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации выбора или трудностей. Студентам факультета журналистики 1-4 курсов Оренбургского государственного университета (ОГУ) и студентам 1 курса отделения журналистики Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), всего в тестировании принимали участие 52 студента, было предложено 45 тестовых вопросов опросника жизнестойкости. Ответ на каждый вопрос оценивался в баллах.

Тест жизнестойкости включает три взаимосвязанные между собой шкалы:

Вовлеченность (commitment) определяется как убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [9, с. 5]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Он постоянно занят, и это ему нравится, работает с удовольствием, старается быть в курсе всего происходящего, любит знакомиться с новыми людьми. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отверженности, ощущение себя «вне» жизни. Такой человек пассивен, чувствует бессмысленность своей деятельности, поэтому ему не хватает упорства закончить начатые дела, ему трудно сближаться с новыми людьми.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован [9, с. 5]. Такой человек контролирует ситуацию настолько, насколько это необходимо, ставит труднодостижимые цели и стремится их реализовать, причем уверен в том, что сможет воплотить в жизнь все, что задумал, упорен и настойчив, уверен в том, что может влиять на результаты происходящего вокруг. В целом такой человек чувствует себя хозяином жизни. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности.

Принятие риска - убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного [9, с. 6]. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, рискуя при этом, считая стремление к комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. Такой человек любит неожиданности, они дарят ему интерес к жизни и охотно берется воплощать даже самые смелые идеи. В противоположность этому - мечты о размеренной спокойной жизни, сожаления о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, раздражительность по поводу резких перемен.

Уровни жизнестойкости определялись в соответствии с предлагаемыми в методике нормами. Нормы теста жизнестойкости приведены в таблице 2.

Таблица 2

Нормы теста жизнестойкости в баллах

Показатели жизнестойкости

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вовлеченность

42 и более

34-41

Менее 34

Контроль

33 и более

25-32

Менее 25

Принятие риска

16 и более

12-15

Менее 12

Общая жизнестойкости складывается из суммы показателей для каждой из трех субшкал (вовлеченности, контроля, принятия риска). 90 и более баллов - высокая жизнестойкость, 72-89 баллов - средняя жизнестойкость, Менее 72 баллов - низкая жизнестойкость.

Выявив уровень жизнестойкости в баллах, мы подсчитали в процентах количество студентов с высоким, средним и низким уровнями жизнестойкости по шкалам (вовлеченность, контроль, принятие риска), а также общей жизнестойкости.

Рассмотрим результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов первого курса (представлены в таблице 3).

Таблица 3

Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов первого курса, в %

Показатели жизнестойкости

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вовлеченность

38

33,3

28,5

Контроль

47,6

33,3

19

Принятие риска

66,6

19

14,2

Общая жизнестойкость

52,3

28,5

19

Из таблицы 3 видно, что достаточно высокий уровень жизнестойкости (более 51 %) наблюдается у студентов-журналистов первого курса. Более чем у половины студентов первого курса наблюдается высокий или средний уровень жизнестойкости. Это люди, которые обычно получают удовольствие от всего, что делают, находят то, что им интересно, даже в рутинной работе. Однако почти у 30 % студентов наблюдается низкий уровень вовлеченности, порождающий чувство одиночества, что вполне объяснимо, потому что, студенты первого курса попадают в новые для себя условия: знакомство с новыми людьми, изучение новых предметов, новый распорядок дня.

Поражает разнообразие студентов первого курса по уровню вовлеченности. Количество студентов с разными уровнями вовлеченности примерно одинаково, хотя студенты с высоким уровнем жизнестойкости превалируют на 10 %.

Почти у 45 % студентов-журналистов второго курса высокий уровень контроля. Это студенты, уверенные в том, что, только борясь и преодолевая трудности, можно изменить происходящее и быть хозяином своей судьбы. Люди с сильно развитым компонентом контроля в ситуации стресса продолжает борьбу, не сдается, ищет новые пути решения проблем. Обычно такие люди ощущают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь, они хозяева жизни. Низкий уровень контроля встречается всего у 19 % студентов.

Интересен тот факт, что у студентов первого курса достаточно высокий уровень принятия риска. Это молодые люди, которые не боятся неожиданностей и берутся воплощать новые идеи, они полны уверенности и оптимизма, активно усваивают знания из полученного опыта, не зависимо положительный он был или отрицательный.

Таблица 4

Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов второго курса, в %

Показатели жизнестойкости

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вовлеченность

27,7

22,2

50

Контроль

44,4

27,7

27,7

Принятие риска

66,6

22,2

11,1

Общая жизнестойкость

38,8

33,3

27,7

У студентов второго курса немного ниже уровень жизнестойкости, чем у студентов первого курса. Хотя уровень контроля и принятия риска остаются на достаточно высоком уровне.

Таблица 5

Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов третьего курса, в %

Показатели жизнестойкости

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вовлеченность

40

40

20

Контроль

80

-

20

Принятие риска

80

-

20

Общая жизнестойкость

80

-

20

Таблица 6

Результаты исследования жизнестойкости у студентов-журналистов четвертого курса, в %

Показатели жизнестойкости

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вовлеченность

75

25

-

Контроль

75

25

-

Принятие риска

100

-

-

Общая жизнестойкость

100

-

-

Интересен тот факт, что у подавляющего большинства студентов четвертого курса наблюдается высокая жизнестойкость. Высокая жизнестойкость характеризуется: общительностью, открытостью внешнему миру, раскованностью в проявлениях чувств, самобытностью, уникальностью, как для себя, так и для окружающих, умением принять себя таким, каков есть, неподверженностью самобичеваниям и самообвинениям, ощущением, что жизнь наполнена смыслом и имеет цель. Человек с высокой жизнестойкостью - хозяин жизни, отвечающий и несущий ответственность за свои поступки и поступки других, и жизнь в целом, за все, что с ним происходит. Он ощущает себя уверенным и независимым, ориентируется на собственные взгляды и ценности. Он умеет регулировать свое поведение, моделируя ситуации и заранее оценивая результаты, умея их прогнозировать.

Достаточно высокая жизнестойкость характеризуется значениями выше среднего на величину +0,67δ, низкий уровень жизнестойкости отличается от среднего больше, чем - 0,67δ (в зону средних значений входит около 50 % выборки, а в крайние значения - по 25 % выборки.

Таблица 7

Средние значения и среднеквадратные отклонения жизнестойкости

Испытуемые

n

M

δ

m

Студенты и взрослые

483

123.7

17.66

0.81

Примечание: n - количество испытуемых, М - среднее арифметическое, δ - стандартное отклонение, m - ошибка средней величины.

Люди с низкой жизнестойкостью отличаются: низкой общительностью, часто высокой тревожностью, они живут сегодняшним или вчерашним днем, часто испытывают неудовлетворенность своей жизнью, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Часто им присущ фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Они предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, часто подвержены «самокопанию» и самобичеванию, не умеют ценить себя и принимать себя такими, каковы они есть.

В середине континуума располагаются люди, наделенные средней степенью выраженности жизнестойкости.

Таким образом, жизнестойкость необходимое личностное качество для осуществления успешного выбора, которое необходимо развивать в условиях университетского образования. Жизнестойкость интегрирует уверенность в себе, целеустремленность, а также мотивированность на осуществление выбора и достижение цели.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования, ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры теории и методологии образования ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Мещеряков В.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14672 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674