Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий [11]. Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся [3]. В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) [8; 9]. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к активной познавательной деятельности. Чаще всего это происходит потому, что дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Основная причина этого явления - в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего логического.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Этим занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.А. Вяхирев, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, А.В. Брушлинский, Ж. Пиаже, М. Монтессори и др.), которые считают, что мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением [3; 9]. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения. Эти качества потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. На сегодняшний момент наиболее остро стоит вопрос развития логического мышления.
Проблема развития логического мышления исследовалась психологами в общей теории мышления (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская), в теории развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская). Среди иностранных психологов можно выделить Ж. Пиаже, Э. Де Боне.
В исследованиях современных психологов (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) убедительно показано, что общие приемы интеллектуальной деятельности должны выступать в процессе обучения как предмет специального усвоения и формирования.
Такие ученые, как И.Я. Лернер, И.Л. Никольская, Н.П. Партиев, Н.А. Подгорецкая, А.А. Столяр и другие теоретически и экспериментально доказали, что школа не обеспечивает учащимся необходимый уровень развития логического мышления.
Важность логического развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю доказана исследованиями многих психологов, педагогов, методистов (Е.П. Маланюк, А.В. Запорожец, Н.А. Мечинская, В.А. Филь и др.).
Много исследований посвящено специальной логической подготовке школьников как начальной, так и средней школы, поиску путей развития логического мышления учащихся в процессе обучения математике (А.К. Артемов, И.Л. Никольская, А.А. Столяр). Этими учеными были разработаны общие программы, содержание и отчасти методика логической подготовки школьников в процессе обучения математике. Результаты исследований этих авторов были конкретизированы применительно к различным ступеням обучения в средней школе, разным математическим дисциплинам, отдельным темам в работах К.О. Ананченко, Е.П. Коляды, Т.А. Кондрашенковой, Г.В. Краснослабоцкой, Л.А. Латотина, Л.Н. Удовенко и др. В работах многих исследователей особое внимание уделяется формированию таких способов мышления, как классификация, умозаключение и т.д. О.В. Алексеева провела исследование, посвященное формированию логического мышления в курсе «Логическая грамотность» в начальной школе [8-10].
В работах ведущих ученых отмечается, что системность работы по развитию логического мышления школьников в школе отсутствует (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом в исследованиях психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) делаются выводы о том, что результативность процесса развития логического мышления школьников зависит от способа организации данной работы [3; 9].
Анализ современных учебников по математике и информатике для начальной и средней школы показал, что большинство из них содержат задания, цель которых - формирование у школьников логических операций (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.), но они не носят системного характера. Часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций. Поэтому и возникает проблема проектирования целостной системы по формированию логического мышления, направленной на совершенствование процесса развития логического мышления в школьном возрасте. В ходе проведения диагностики (в анкетировании и тестировании принимало участие 25 человек 3-го класса, 20 - 5-6-х классов и 15 - 7-9-х классов) удалось выявить, что уровень развития логического мышления у учащихся: 4% - высокий уровень, 42% - низкий уровень, 54% - средний.
Существуют различные методы развития логического мышления учащихся, при этом ряд ведущих ученых рассматривают решение данной проблемы с привлечением современных информационных и телекоммуникационных средств.
В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.
На сегодняшний день, по данным мониторинга различных компаний, в среднем по России:
- показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы один мультимедийный проектор (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 91,76%;
- показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одним мультимедийным проектором (от общей численности учащихся)» составляет 98,3%;
- показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы одна интерактивная доска (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 74,70%;
- показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одной интерактивной доской (от общей численности обучающихся)», по Российской Федерации составляет 90,34% .
В среднем по России выход в сети Интернет на скорости не менее 129 Кб/с имеют 69% образовательных учреждений и 59,35% учащихся.
Выходом в сеть Интернет на скорости не менее 2 Мб/с обеспечены в среднем 25,86% образовательных учреждений России для 38,98% учащихся.
Более 40% образовательных учреждений имеют выход на скорости не менее 2 Мб/с в Нижегородской области, Республике Татарстан, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях, гг. Санкт-Петербург, Москва, Свердловской, Челябинской, Ярославской, Астраханской областях (в мониторинге принимали участие 44 598 образовательных учреждений) [4; 5; 9].
Общее количество компьютерных классов в образовательных учреждениях России составляет 63 120 единиц. Общее количество компьютеров равно 1 406 656 единиц. В среднем в России на одно образовательное учреждение приходится 1,4 компьютерного класса, на один компьютер - 9,5 учащегося.
Эти показатели развития ИКТ-инфраструктуры в школе уже практически догнали среднеевропейские. При этом школы и органы управления образованием столкнулись с вопросами поддержки и развития ИКТ-инфраструктуры в образовательных целях. В регионах России наблюдается неравномерность в решении проблем проектирования информационно-образовательного пространства. Существуют регионы, в которых уже сложился многолетний опыт проектирования информационно-образовательной среды, в то время как в большинстве прочих субъектов РФ такого рода работа лишь начинает вестись, либо не развита вообще [1; 2; 6; 7; 12]. Это свидетельствует о том, что на данный момент нет единых подходов в проектировании регионального информационно-образовательного пространства учащихся, в связи с этим необходимо исследовать проблемы, методы, уже имеющиеся подходы его проектирования, в частности с целью развития логического мышления и логической рефлексии. Учет региональной специфики существен, поскольку имеется явная неравномерность в информатизации образовательного пространства различных регионов России и существенное отставание отдельных регионов в некоторых аспектах информатизации. Отмечается также неготовность учащихся и учителей к использованию достаточно развитых информационных систем и порталов, рассчитанных на высокий уровень пользователей (студентов, профессионалов), но не учитывающих специфику и уровень логического развития школьников.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Смоленской области. Грант №14-16-67011.
Рецензенты:
Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.
Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, первый проректор ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.