Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Максимова Н.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
Статья посвящена анализу решения проблемы формирования логического мышления у школьников. Развитие логического мышления в настоящий период – одна из важнейших проблем развития методической системы обучения в школе. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. В этих условиях активизации учебной деятельности создает возможность решать проблему первичности формирования способностей к творчеству и вторичности знаний, которые опять же нужны для развития творческих качеств личности ученика. Современному ученику нужно передавать не столько информацию как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.
профессионально-педагогическая деятельность учителя
информационно-образовательная среда
траектория развития учащегося
логическое мышление
1. Андреева А.В. Особенности научной и инновационной деятельности в системе образования // Современные проблемы науки и образования. ¬– 2014. ¬– № 2. - URL: www.science-education.ru/116-12628.
2. Андреева А.В., Максимова Н.А. Проблемы формирования информационно-образовательной среды учебного заведения // Информатика и образование. ¬– 2012. ¬– № 8. ¬– С. 90-91.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – С. 159.
4. Максимова Н.А. Использование педагогических блогов в системе формирования информационно-образовательной среды учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. ¬– 2014. ¬– № 2. - URL: www.science-education.ru/116-12374.
5. Максимова Н.А. Методические особенности изучения дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения информатике» // Информатика и образование. – 2009. – № 3. – С. 97-99.
6. Максимова Н.А. Система формирования технологической культуры учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. - URL: www.science-education.ru/107-8569.
7. Максимова Н.А. Технологическая культура учителя: принципы формирования с использованием инновационных технологий. ¬– LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrüсken, Germany, 2012. ¬– С. 205.
8. Морозова Е.В. Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления // Концепт. – 2013. – № 11 (ноябрь). – ART 13238. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13238.htm (дата обращения: 11.09.2014).
9. Медникова О.Н. Рефлексивная деятельность учащихся как условие их личностного развития. - URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/6bb/Mednikova.pdf (дата обращения: 11.09.2014).
10. Хотченкова Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика» : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - Ставрополь, 2006.
11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – С. 59.
12. Anna Victorovna Andreeva, Elizaveta Nikolaevna Mazhar and Natalya Aleksandrovna Maximova. Some Aspects of Implementation of Information Technologies in the Teaching Process // Middle-East Journal of Scientific Research. – 2014. - 19 (1): 19-23.
В современном обществе главным звеном образования является  школа. Сегодня идет активный процесс модернизации учебных заведений, предполагающий направленность не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. В ходе обучения в общеобразовательной школе формируется не только целостная система универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий  [11]. Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся [3]. В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития  (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) [8; 9]. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к активной познавательной деятельности. Чаще всего это происходит потому, что дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.   Основная причина этого явления - в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего логического.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Этим занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.А. Вяхирев,  А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, А.В. Брушлинский, Ж. Пиаже, М. Монтессори   и др.), которые считают, что мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением [3; 9]. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения. Эти качества потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни. На сегодняшний момент наиболее остро стоит вопрос развития логического мышления.

Проблема развития логического мышления исследовалась психологами в общей теории мышления (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская), в теории развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская). Среди иностранных психологов можно выделить Ж. Пиаже, Э. Де Боне.

В исследованиях современных психологов (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) убедительно показано, что общие приемы интеллектуальной деятельности должны выступать в процессе обучения как предмет специального усвоения и формирования.

Такие ученые, как И.Я. Лернер, И.Л. Никольская, Н.П. Партиев, Н.А. Подгорецкая, А.А. Столяр и другие теоретически и экспериментально доказали, что школа не обеспечивает учащимся необходимый уровень развития логического мышления.

Важность логического развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю доказана исследованиями многих психологов, педагогов, методистов (Е.П. Маланюк, А.В. Запорожец, Н.А. Мечинская, В.А. Филь и др.).

Много исследований посвящено специальной логической подготовке школьников как начальной, так и средней школы, поиску путей развития логического мышления учащихся в процессе обучения математике (А.К. Артемов, И.Л. Никольская, А.А. Столяр). Этими учеными были разработаны общие программы, содержание и отчасти методика логической подготовки школьников в процессе обучения математике. Результаты исследований этих авторов были конкретизированы применительно к различным ступеням обучения в средней школе, разным математическим дисциплинам, отдельным темам в работах К.О. Ананченко, Е.П. Коляды, Т.А. Кондрашенковой, Г.В. Краснослабоцкой, Л.А. Латотина, Л.Н. Удовенко и др. В работах многих исследователей особое внимание уделяется формированию таких способов мышления, как классификация, умозаключение и т.д. О.В. Алексеева провела исследование, посвященное формированию логического мышления в курсе «Логическая грамотность» в начальной школе [8-10].

В работах ведущих ученых отмечается,  что системность работы по развитию логического мышления школьников в школе отсутствует (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом в исследованиях психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) делаются выводы о том, что результативность процесса развития логического мышления школьников зависит от способа организации данной работы [3; 9]. 

Анализ современных учебников по математике и информатике для начальной и средней школы  показал, что большинство из них содержат задания, цель которых - формирование у школьников логических операций (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.), но они не носят системного характера. Часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций. Поэтому и возникает проблема проектирования целостной системы по формированию логического мышления, направленной на совершенствование процесса развития логического мышления в школьном возрасте. В ходе проведения диагностики (в анкетировании и тестировании принимало участие 25 человек 3-го класса, 20 - 5-6-х классов и 15 - 7-9-х классов) удалось выявить, что уровень развития логического мышления у учащихся: 4% - высокий уровень, 42% - низкий уровень, 54% - средний.

Существуют различные методы развития логического мышления учащихся, при этом ряд ведущих ученых рассматривают решение данной проблемы с привлечением современных информационных и телекоммуникационных средств. 

В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

На сегодняшний день, по данным мониторинга различных компаний, в среднем по России:

  • показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы один мультимедийный проектор (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 91,76%;
  • показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одним мультимедийным проектором (от общей численности учащихся)» составляет 98,3%;
  • показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы одна интерактивная доска (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 74,70%;
  • показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одной интерактивной доской (от общей численности обучающихся)», по Российской Федерации составляет 90,34% .

В среднем по России выход в сети Интернет на скорости не менее 129 Кб/с имеют 69% образовательных учреждений и 59,35% учащихся.

Выходом в сеть Интернет на скорости не менее 2 Мб/с обеспечены в среднем 25,86% образовательных учреждений России для 38,98% учащихся.

Более 40% образовательных учреждений имеют выход на скорости не менее 2 Мб/с в Нижегородской области, Республике Татарстан, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях, гг. Санкт-Петербург, Москва, Свердловской, Челябинской, Ярославской, Астраханской областях (в  мониторинге принимали участие 44 598 образовательных учреждений) [4; 5; 9].

Общее количество компьютерных классов в образовательных учреждениях России составляет 63 120 единиц. Общее количество компьютеров  равно 1 406 656 единиц. В среднем в России на одно образовательное учреждение приходится 1,4 компьютерного класса, на один компьютер - 9,5 учащегося.

Эти показатели развития ИКТ-инфраструктуры в школе уже практически догнали среднеевропейские. При этом школы и органы управления образованием столкнулись с вопросами поддержки и развития ИКТ-инфраструктуры в образовательных целях. В регионах России наблюдается неравномерность в решении проблем проектирования информационно-образовательного пространства. Существуют регионы, в которых уже сложился многолетний опыт проектирования информационно-образовательной среды, в то время как в большинстве прочих субъектов РФ такого рода работа лишь начинает вестись, либо не развита вообще [1; 2; 6; 7; 12]. Это свидетельствует о том, что на данный момент нет единых подходов в проектировании регионального информационно-образовательного пространства учащихся, в связи с этим необходимо исследовать проблемы, методы, уже имеющиеся подходы его проектирования, в частности с целью развития логического мышления и логической рефлексии. Учет региональной специфики существен, поскольку имеется явная неравномерность в информатизации образовательного пространства различных регионов России и существенное отставание отдельных регионов в некоторых аспектах информатизации. Отмечается также неготовность учащихся и учителей к использованию достаточно развитых информационных систем и порталов, рассчитанных на высокий уровень пользователей (студентов, профессионалов), но не учитывающих специфику и уровень логического развития школьников.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Смоленской области. Грант №14-16-67011.

Рецензенты:

Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.

Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, первый проректор ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.


Библиографическая ссылка

Максимова Н.А. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14637 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252