Основная задача данного исследования предполагает выделение из всего многообразия психофизиологических функций 3-4 основных, базовых качеств, физиологическая суть которых была бы проста, понятна и доступна простейшему тестированию, практически в любых условиях, а методики их тренировки и совершенствования, имея надежную научную основу, были бы достаточно разработаны и адекватны задачам данного вида спорта.
Основные направления исследований
Различительная чувствительность по времени.Выполнение сложных технических действий в волейболе в условиях жесткого дефицита времени предъявляет высокие требования к способностям спортсмена быстро воспринимать с помощью анализаторов первичные стимулы, оперативно перерабатывать эту информацию и принимать решение быстро, своевременно и точно выполнять собственно моторную часть двигательного акта. Одной из важнейших характеристик любого двигательного действия спортсмена является время. Усвоение спортсменами оптимального ритма и темпа движений, умение дифференцировать сенсомоторные реакции невозможно без обостренного «чувства времени», способности тонко воспринимать интервалы, распределять свои действия в строго заданное время [4;10;11].
Способность различать минимальные изменения в движениях по временным переменным определяет уровень спортивных возможностей данного спортсмена, именно различительная чувствительность интервалов времени, а не собственно скорость простой двигательной реакции лимитирует способность спортсмена тонко управлять скоростью двигательных реакций. Сенсорный метод [4; 7] предусматривает направленное совершенствование способности различать микроинтервалы времени и обеспечивает перенос точности временных дифференцировок на быстроту и своевременность соревновательных реакций.
Практическая методика совершенствования различительной способности по времени строится на гипотезе [4] о существовании зависимости скорости простой двигательной реакции (латентного ее периода) от чувства времени, способности воспринимать и оценивать временные микроинтервалы. Большое значение это качество оказывает также и на своевременность реакции, которая основывается именно на точном отмеривании времени паузы от появления стимула до начала двигательного действия [7-9].
Основные задачи при совершенствовании различительной чувствительности по времени заключаются в том, чтобы:
- научиться реагировать точнее, а не быстрее, уметь задерживать двигательный импульс на точно заданное время;
- повысить способность управлять скоростью простой двигательной реакции (латентным ее периодом).
Пространственная различительная чувствительность, наряду с другими параметрами, обеспечивает точность и целесообразность двигательных действий спортсмена, ее высокий уровень развития является необходимым условием овладения совершенной спортивной техникой. В специальных движениях спортсмена она улучшается по мере роста специальной тренированности и квалификации. Преимущественное развитие различительной чувствительности по отдельным переменным движениям специфично и связано с конкретной спортивной специализацией. Она весьма информативна при перетренировке, значительно снижаясь при сохранении оптимального уровня чувствительности по переменным времени и усилий [1;5;10;11].
Точностные зоны пространственного различения определяются, прежде всего, спецификой функционирования зрительного анализатора, вестибулярных рецепторов и мышечной чувствительностью.Одной из наиболее существенных характеристик зрительного анализатора является поле зрения. Умение «видеть поле», высокоразвитое периферическое и центральное зрение особенно необходимы в волейболе для точного и быстрого восприятия пространственного расположения возможно большего количества игроков (партнеров и противников) с одновременным зрительным прослеживанием за полетом мяча и оценкой кинематических характеристик его движения: траектории, скорости и ускорения. В волейболе размеры сенсорного поля имеют особое значение для переработки общего объема информации в условиях жесткого лимита времени, для принятия решения и двигательного акта. Особое значение приобретает качество работы зрительного анализатора для связующих игроков [7].
Различительная чувствительность по усилиюв любом виде спорта связана с выполнением разнообразных скоростно-силовых упражнений [6]. Одни из них требуют максимальных мышечных и психических напряжений, другие - экономности и надежности мышечных затрат в течение длительного времени, третьи зависят от точности и своевременности динамических усилий по времени и месту. Умение правильно распределить усилия во времени и пространстве - одно из основных условий проявления высокого технико-тактического мастерства спортсмена [10;11].Специфика оценки качества соприкосновения волейболиста с мячом во всех игровых элементах позволяет утверждать, что тонкое дифференцирование мышечных усилий по величине, месту и времени их проявления во многом определяет класс игрока. В наибольшей степени уровень различения усилий определяет качественное выполнение следующих основных игровых действий [7]:
- прием подачи: точность приема, тонкое дифференцирование усилий рук и ног;
- подача: сила и точность удара по мячу;
- верхняя передача: тонкое различение усилий кистей на мяче;
- нападающий удар: чередование сильных и обманных ударов, нацеленные удары средней силы по пустым местам площадки противника.
Исследования силовой чувствительности спортсменов различных специализаций позволяют установить следующие общие закономерности[7-11]:
- качество и точность дифференцирования усилий улучшаются в процессе целенаправленной тренировки, с ростом спортивной формы значительно быстрее, чем точность восприятия времени и пространства;
- между абсолютной силой и точностью мышечных напряжений прямая зависимость отсутствует, разные по величине мышечные напряжения дифференцируются неодинаково;
- развитие различительной чувствительности усилий специфично в разных видах спорта и у спортсменов разных специализаций и амплуа внутри одного и того же вида;
- уровень развития силовой чувствительности зависит в значительной мере от структуры самоконтроля спортсменом элементов техники.
Методика экспериментального исследования
Экспериментальная методика совершенствования основных психомоторных качеств основывалась на идее сенсорного метода С.Г. Геллерштейна[4], его адаптации применительно к широкому спектру развиваемых качеств и специфике избранного вида спорта [7-9] и имеет многоэтапный характер.
При совершенствовании временной различительной чувствительности эти этапы носили следующий характер.
I этап - ознакомительныйдля получения данных обисходном уровне развития исследуемых характеристик: скорости двигательной реакции испытуемых, их способности различать и дифференцировать силовые и пространственные характеристики движений.
II этап - развитие способности максимально быстро реагировать на стартовый сигнал, получая информацию о фактическом времени реакции и ее латентном периоде. Задача этапа - установить связь между моторным ответом и временем реакции. В результате тренировок устанавливаются прочные ассоциации между интервалом времени и характером двигательного ощущения, связь действия с ощущением времени после каждой реакции.
III этап - формирование навыка точно оценивать скорость двигательной реакции, осознаваемая игроком самооценка времени реакции, при которой испытуемый словесно и числом характеризует длительность микроинтервала. После чего игроку сообщается точная величина реакции и сделанной ошибки, побуждая его к сравнению длительности микроинтервалов в ряде попыток и корректируя свои ошибки.
IV этап - формирование навыка управлять скоростью двигательной реакции, проходя последовательно несколько стадий. Задача этапа - достижение эффекта максимальной и осознаваемой стабильности в воспроизведении разныхмикроинтервалов. Временным сенсорным эталоном служит показатель стабильности, способности управлять «чувством времени».
Аппаратурное обеспечение процесса совершенствования различительной способности по времени состоит в использовании электронного прибора-реакциометра с широким набором функций, световых и звуковых стимулов и альтернатив ответа с регистрацией серий ответов до 25-30 раз в серии. Этот прибор имеет 4 исполнительных органа (две ручные кнопки и две ножные педали), связанных с электронным секундомером, которые могут использоваться в зависимости от поставленных задач в полном комплекте и по отдельности.
Учитывая специфику соревновательных действий игроков в волейболе,различительная силовая и пространственная чувствительности исследовались и совершенствовались в основном сопряженно, в тестах и упражнениях, максимально приближенных к игровым.
В естественных экспериментах [10; 11] изучение пространственного различения производилось по результату прыжков в длину с места при ступенчатом увеличении его в каждой попытке от 70% максимального результата до предельного с заданием минимального приращения (наибольшее количество ступеней). Предшествующий прыжок не должен был повторяться или уменьшаться, зрительный ориентир (отметки) отсутствовал, спортсмену сообщался только сам факт ошибки, без конкретного результата.
В волейболе данная методика использовалась при воспроизведении отрыва вверх с контактной платформы. По времени полета, регистрируемому специальным электронным таймером, спортсмену сообщается динамика прыжка без точной цифры результата. Измерение производится в интервале от 50% предельного результата до максимума. Тонкое дифференцирование приращений высоты прыжка оценивается по количеству ступеней в интервале и по количеству ошибочных попыток. В обучающем эксперименте данная методика модифицируется аналогично описанной выше методике развития различительной чувствительности по времени, с аналогичной разбивкой и последовательностью этапов и стадий.
Аналогичная задача решалась в естественных условиях метанием мяча (теннисного, волейбольного, набивного) на дальность ступенчатым образом от 70% максимального результата с минимальным приращением в каждой ступени до предельного броска.Обе указанные методики, модифицированные аналогично описанной выше методике, применялись в тренировочных целях для развития специальной силовой и пространственной различительной чувствительности у волейболистов.
Дополнительно к описанному тестирование различительной чувствительности по усилию в чистом виде проводилось с помощью кистевого динамометра методом минимального приращения усилия. Игрок без зрительного контроля постепенно, ступенчато с минимальным приращением усилия сжимает динамометр в диапазоне от 0 до базового усилия. Количество таких ступеней характеризует тонкость силовой дифференцировки. При этом аналогично описанной выше методике у игрока формировались представления и ощущения о произведенных усилиях с их самооценкой и способности воспроизводить заданные усилия в достаточно широкой области его индивидуальных возможностей.
Описание эксперимента и его результаты
Экспериментальная проверка разработанной методики развития различительной чувствительности по времени, пространству и усилиям проводилась в условиях 40-дневного учебно-тренировочного сбора в подготовительном периоде женской волейбольной команды высшей лиги. В эксперименте участвовало 16 игроков команды: мастера и кандидаты в мастера спорта с опытом занятий волейболом 6-8 лет. Совершенствование различительной чувствительности проводилось по описанной многоступенчатой методике в 4 этапа.
- Для улучшения скорости реакции и способности дифференцировать и управлять микроинтервалами времени - с использованием электронного реакциометра определялись: время простой реакции на световой сигнал и возможности игрока различать интервалы времени и воспроизводить их по заданию тренера и произвольно.
- Для совершенствования способности дифференцировать и воспроизводить заданные величины усилий - с использованием электронного кистевого динамометра на уровне 70% от индивидуальной максимальной способности на правой руке определялись минимальные приращения усилий, различаемые и воспроизводимые игроками по заданию тренера и произвольно.
- Для совершенствования различительной чувствительности высоты прыжка игрока и воспроизведения им заданных параметров - с использованием контактной платформы, имеющей электронный регистратор промежутков времени между отрывом игрока при выталкивании с места и приземлением, определялась на уровне 70% от индивидуальной максимальной высоты отрыва способность различать и воспроизводить минимальные отклонения от задания.
- Для совершенствования различительной чувствительности пространственных параметров и способности их воспроизводить тестировался бросок теннисного мяча сильнейшей рукой на дальность с определением способности игрока различать и воспроизводить по заданию на уровне 70% от индивидуальной максимальной дальности броска его минимальные отклонения.
Таблица 1
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики развития различительной чувствительности у игроков в волейболе
Вид испытания n=16 |
Период |
Результаты тестирования |
||||
X |
s
|
V% |
+m |
Статистическая достоверность различий |
||
Время простой реакции, с |
до эксперимента |
0,26 |
0,045 |
17,3 |
0,011 |
p<0,05 |
после эксперимента |
0,22 |
0,029 |
13,2 |
0,007 |
||
изменение |
+ 0,04 |
+ 0,016 |
+ 4,1 |
+ 0,004 |
||
Различение микроинтервалов времени, мс |
до эксперимента |
150 |
35 |
23,3 |
8,75 |
p<0,05 |
после эксперимента |
110 |
16 |
14,5 |
4,0 |
||
изменение |
+ 40 |
+ 19 |
+ 8,8 |
+ 4,75 |
||
Различительная чувствительность усилий, кг |
до эксперимента |
0,46 |
0,060 |
11,7 |
0,015 |
p<0,05 |
после эксперимента |
0,38 |
0,036 |
9,9 |
0,009 |
||
изменение |
+ 0,08 |
+ 0,024 |
+ 1,8 |
+ 0,006 |
||
Различительная чувствительность высоты прыжка, см |
до эксперимента |
4,5 |
0,5 |
11,1 |
0,125 |
p<0,05 |
после эксперимента |
3,5 |
0,3 |
8,6 |
0,075 |
||
изменение |
+ 1,0 |
+ 0,2 |
+ 2,5 |
+ 0,05 |
||
Различительная чувствительность расстояний, м |
до эксперимента |
3,3 |
0,332 |
10,6 |
0,083 |
p<0,05 |
после эксперимента |
2,5 |
0,20 |
8,0 |
0,050 |
||
изменение |
+ 0,8 |
+ 0,132 |
+ 2,6 |
+ 0,033 |
Выводы
Статистическая обработка результатов эксперимента, приведенных в таблице 1, свидетельствует о статистически достоверных позитивных изменениях, подтверждающих эффективность методики совершенствования способности игроков управлять параметрами времени, пространства и усилий.
Использование тестовых и развивающих упражнений, направленных на сопряженное развитие способности дифференцирования силовых и пространственных параметров специфических двигательных действий, позволяет эффективно совершенствовать специальные психомоторные качестваигроков.
Представляется целесообразным в дальнейших исследованиях в изложенных направлениях оценить корреляционные связи между развитием отдельных психомоторных качеств игроков и их игровой эффективностью как в отдельных технических действиях, так и комплексно в соревнованиях различного спортивного уровня.
Рецензенты:
Пономарев В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физической культуры и валеологии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.
Сидоров Л.К. д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры Красноярского государственного педагогического университета, г. Красноярск.