Управление школой-интернатом - это система устойчивого взаимодействия субъектов жизнедеятельности школы-интерната и местного сообщества, направленная на устранение в образовании сегрегации и дискриминации, создание условий для самореализации и активного участия детей в жизни общества, повышения конкурентоспособности школы-интерната на рынке образовательных услуг [4].
Под управлением качеством образования в школе-интернате мы понимаем систему субъектной интеграции, обеспечивающую реализацию образовательных потребностей детей, в соответствии с их способностями и возможностями, формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [5].
Цель статьи - определить принципы оценки качества образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание оценки, как познавательной деятельности; выяснить функции оценки качества образования в школе-интернате.
Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Оценка - это познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных процедур, с целью вынесения суждения о чем-либо и проводимая для получения эффекта, ощутимого за пределами рассматриваемой области. Оценка может иметь синтетическую и аналитическую функции.
Если оценка имеет синтетическую функцию, она ориентирована на улучшение практики ведения дел, усовершенствование ее структуры и процедуры, а также изменение, плохо работающие составляющие. Такая оценка, по сути, основана на экспертных оценках качества, даже если она зависит от неких данных или показателей. В заключение обычно даются некие рекомендации. Оценщики играют роль участника процесса или ответственного за процесс контроля.
Если оценка выполняет аналитическую функцию, то основное внимание уделяется отчетности в процессе сертификации или (в некоторых случаях) аттестации, аккредитации. Такая оценка основывается на данных и показателях, содержит заключения и суждения. Оценщики играют роль нейтрального наблюдателя и внимательно относятся к результатам проверки [3].
По нашему мнению, в процессе оценки можно выделить следующие компоненты:
- основания для проведения, т.е. выявление адресата процедуры оценки; основной функции оценки;
- определение основной цели учреждения, работу которого оценивают, т.е. на что должна быть ориентирована оценка; внутренняя эффективность - сравнение первоначально определенных задач с результатами работы по программе; внешняя эффективность - сравнение поступивших извне требований с результатами работы по программе на предмет соответствия;
- инструменты, используемые для вынесения решений (знание системы ценностей в оцениваемой организации; определение показателей, которые описывают основные цели, связанные с системой ценностей организации; знание способов сбора информации, на основании которой можно сделать выводы и вынести решения (конструктивные, объединяющие или смешанного типа) на базе фактических данных) [3].
Выяснено, что качество образования нельзя измерять в отрыве от качества жизни. Качественное образование проявляется в качестве человеческой жизни, в общественном благополучии, экономическом и социальном статусе, как потребителя образовательной услуги, так и всей страны [2]. В основу оценки качества образования в школе-интернате может быть положена совокупность следующих принципов.
1. Принцип системности, то есть отношение к оценке качества образования как к системе, имеющей две составляющие.
Первая составляющая - это оценка качества образования внешними компетентными экспертами (специалистами органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти и др.).
Вторая составляющая - это оценка качества образования субъектами управления школой-интернатом. Условием глубокого изучения структуры системы, ее качественного анализа является определение свойств системы [1].
Мы предлагаем выделить следующие свойства оценки качества образования как системы:
- первичность целого (системы), то есть не компоненты образуют целое (систему), а целое делает возможным существование компонентов: индивидуальная программа психолого-медико-педагогической реабилитации; психолого-медико-педагогический консилиум; абилитационно-воспитательное пространство школы-интерната и т.д.;
- неаддитивность - не сводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих ее компонентов и не выводимость свойств целостной системы из свойств компонентов, то есть каждый компонент может рассматриваться только во взаимосвязи с другими компонентами системы. На практике - это может проявляться в интеграции учебной и воспитательной работы; подготовке и реализации сопряженных образовательных программ и т.п.;
- сложность структуры системы, которая характеризуется многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; объемом информации, необходимой для управления и другим (наличие положений об основных направлениях деятельности - учебной, научной, методической, воспитательной школы-интерната; структура подготовки кадров; структура учебных планов и т.д.);
- вертикальная целостность системы, то есть количество уровней иерархии и степень их взаимосвязи; степень влияния субъекта управления на объект. На практике это проявляется в том, что оценку качества образования дают как субъекты управления школой-интернатом, так и внешние компетентные эксперты. Руководители школой-интернатом должны обеспечить единство целей всех участников процедуры оценки качества образования;
- горизонтальная обособленность системы - количество связей между подсистемами одного уровня, их зависимость и интегрированность по горизонтали. На каждом горизонтальном уровне разворачивается своя структура комиссий, советов; имеет место оценка внешних экспертов и тому подобное;
- иерархичность системы, при которой каждый компонент может рассматриваться как подсистема: структура подготовки специалистов; медико-психолого-педагогическая комиссия; механизм управления качеством образования и т.д.;
- открытость системы, то есть интенсивность обмена информации с окружающей средой; количество систем внешней среды, взаимодействующих с данной системой; степень влияния других систем на данную систему; совместимость системы с другими системами. На практике - это может проявляться в деятельности Совета попечителей и т.п.;
- целенаправленность системы, то есть соответствие содержания образовательных программ требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов;
- приоритет качества различных подсистем (объектов), который обеспечивает выживание системы. На практике - это может проявляться в системе критериев оценки профессиональной компетентности специалистов (педагогов, психологов, медиков); образовательных программ и др. При этом количественные оценки должны быть основаны на фактических показателях;
- эмерджентность, то есть цели компонентов системы могут не совпадать с целями системы. Например, цели детей могут не совпадать с целями педагогического коллектива; цели руководителей школы-интерната могут не совпадать с целями педагогов, психологов, медиков и т.п.;
- непрерывность функционирования и развития системы за счет противоречий в различных сферах деятельности, многообразия форм и методов функционирования, развития и прочего. Например, несоответствие оценок качества образования внешних экспертов и субъектов управления школой-интернатом;
- инерционность системы, то есть скорость изменения выходных параметров системы в ответ на изменение входных параметров. На практике это может проявляться в возникновении новых систем оценки качества образования воспитанников и пр.;
- адаптивность системы к внешней среде: матричная структура управления; элективные курсы, направленные на приобретение детьми навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни; и так далее;
- инновационный характер деятельности системы, основанный на различных нововведениях, постоянном развитии [7].
2. Принцип информационной прозрачности и открытости. Процесс оценки качества образования должен быть прозрачным, а применяемые процедуры и стандарты качества образования должны быть точно определены аккредитационной организацией и ясны образовательному сообществу и детям [3]. Особую значимость принцип информационной прозрачности и открытости имеет для работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу.
3. Принцип конструктивности. Отношения и процедуры оценки качества образования должны носить консультативно-развивающий, а не констатирующий характер. Устанавливаемые показатели и критерии деятельности должны быть привлекательными для школ-интернатов. Достижение высокой результативности по этим показателям должно повышать их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [10].
Опыт работы авторов показывает, что реализация принципа конструктивности на практике обуславливает следующие требования к педагогам: 1) постоянное изучение индивидуальных особенностей воспитанников (образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, к труду, ценностные ориентации, жизненные планы; знать и чувствовать уровень тревожности и уровень конфликтности своих воспитанников, поскольку это влияет на снятие трудностей социализации, уровень психологического самочувствия, соотношения оценки и самооценки); 2) готовность стимулировать самовоспитывающую активность ребенка и помогать ему в этом процессе; 3) способность признавать самоценность детства как жизни, а не подготовки к жизни; 4) императивом педагогической деятельности определить концепцию «быть всегда с ребенком, быть всегда на его стороне», «ребенок - главная ценность школы-интерната» [5].
4. Принцип компетентности. Процедура оценки качества образования должна осуществляться с использованием современных научно обоснованных методов. Особенность экспертных качественных оценок в школе-интернате состоит в том, что их должны давать компетентные специалисты с гуманистической направленностью [6]. Идеи гуманизма - это своеобразный социально-педагогический феномен, отражающий современные тенденции развития образования. Ведущая идея гуманизации образования - развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы [8]. Вследствие особенностей воспитанников школ-интернатов эксперты должны обладать не только профессиональной компетентностью, но и гуманистической направленностью.
5. Принцип динамичности. На практике - это может быть мониторинг качества образования, включающий диагностику уровня образования детей, диагностику качества учебно-воспитательного процесса, диагностику готовности детей к адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество. Оценка качества образования на основе данного принципа обуславливает мобильность форм образования [9]. Для реализации данного принципа в образовательной практике необходимо совершенствование нормативно-правового обеспечения управления качеством образования.
Результаты исследования. Рассмотренные нами принципы оценки качества образования школ-интернатов не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты, направленные на получение образования в соответствии со способностями и возможностями воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.
По нашему мнению, оценка качества образования в школе-интернате диалектично взаимосвязана с оценкой его конкурентоспособности, которая представляет собой очень сложную работу.
Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы персонала и детей по всем стадиям жизненного цикла школы-интерната.
Во-вторых, в настоящее время отсутствуют документы по оценке конкурентоспособности (по аналогии с международными стандартами по статистике, метрологии, финансовой отчетности, системам качества и сертификации, обеспечению безопасности экосистемы и др.) школы-интерната.
В-третьих, материально-техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение (достижение) конкурентоспособности школы-интерната.
Степень конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг может быть оценена на основе применения различных показателей, которые имеют результирующий характер. Например, сравнительные показатели полноты и оригинальности рабочих учебных планов, универсальности учебно-методического обеспечения, эффективности применения методик, технологий обучения и видов учебных занятий, эффективности организационных структур обучения и т.д.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.