Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Чепурышкин И.П. 1 Терентьева И.В. 2 Василенкова Н.И. 1
1 Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
2 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Раскрыта сущность управления школой-интернатом, как системы устойчивого взаимодействия субъектов жизнедеятельности школы-интерната и местного сообщества, направленной на устранение в образовании сегрегации и дискриминации, создание условий для самореализации и активного участия детей в жизни общества, повышения конкурентоспособности школы-интерната на рынке образовательных услуг. Выявлено содержание управления качества образования в школе-интернате, как системы субъектной интеграции, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей, в соответствии с их способностями и возможностями, формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность. Установлено, что оценка – это познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных процедур, с целью вынесения суждения о чем-либо, и проводимая для получения эффекта, ощутимого за пределами рассматриваемой области. Оценка может иметь синтетическую и аналитическую функции. Определены и научно обоснованы принципы оценки качества образования в школе-интернате: системности, информационной прозрачности и открытости, конструктивности, компетентности, динамичности.
функции оценки качества образования
реализация образовательных потребностей детей
субъектная интеграция
конкурентоспособность школы-интерната
условия для самореализации детей
система взаимодействия субъектов жизнедеятельности школы-интерната
принципы оценки качества образования в школе-интернате
управление качества образования в школе-интернате
управление школой-интернатом
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Исторические формы государственного, семейного и частного образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – Вып. 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
4. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 25.01.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
7. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский гос. пед. ун-т, 2004. – 37 с.
8. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников – показатель качества воспитания в профессиональной школе / Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 11. – С. 183-188.
9. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. – 2010. – № 1. – С. 71-83.
10. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 1. – С. 64-71.

Управление школой-интернатом - это система устойчивого взаимодействия субъектов жизнедеятельности школы-интерната и местного сообщества, направленная на устранение в образовании сегрегации и дискриминации, создание условий для самореализации и активного участия детей в жизни общества, повышения конкурентоспособности школы-интерната на рынке образовательных услуг [4].

Под управлением качеством образования в школе-интернате мы понимаем систему субъектной интеграции, обеспечивающую реализацию образовательных потребностей детей, в соответствии с их способностями и возможностями, формирование у них позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [5].

Цель статьи - определить принципы оценки качества образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание оценки, как познавательной деятельности; выяснить функции оценки качества образования в школе-интернате.

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Оценка - это познавательная деятельность, которая осуществляется после проведения четко определенных и обозначенных процедур, с целью вынесения суждения о чем-либо и проводимая для получения эффекта, ощутимого за пределами рассматриваемой области. Оценка может иметь синтетическую и аналитическую функции.

Если оценка имеет синтетическую функцию, она ориентирована на улучшение практики ведения дел, усовершенствование ее структуры и процедуры, а также изменение, плохо работающие составляющие. Такая оценка, по сути, основана на экспертных оценках качества, даже если она зависит от неких данных или показателей. В заключение обычно даются некие рекомендации. Оценщики играют роль участника процесса или ответственного за процесс контроля.

Если оценка выполняет аналитическую функцию, то основное внимание уделяется отчетности в процессе сертификации или (в некоторых случаях) аттестации, аккредитации. Такая оценка основывается на данных и показателях, содержит заключения и суждения. Оценщики играют роль нейтрального наблюдателя и внимательно относятся к результатам проверки [3].

По нашему мнению, в процессе оценки можно выделить следующие компоненты:

  1. основания для проведения, т.е. выявление адресата процедуры оценки; основной функции оценки;
  2. определение основной цели учреждения, работу которого оценивают, т.е. на что должна быть ориентирована оценка; внутренняя эффективность - сравнение первоначально определенных задач с результатами работы по программе; внешняя эффективность - сравнение поступивших извне требований с результатами работы по программе на предмет соответствия;
  3. инструменты, используемые для вынесения решений (знание системы ценностей в оцениваемой организации; определение показателей, которые описывают основные цели, связанные с системой ценностей организации; знание способов сбора информации, на основании которой можно сделать выводы и вынести решения (конструктивные, объединяющие или смешанного типа) на базе фактических данных) [3].

Выяснено, что качество образования нельзя измерять в отрыве от качества жизни. Качественное образование проявляется в качестве человеческой жизни, в общественном благополучии, экономическом и социальном статусе, как потребителя образовательной услуги, так и всей страны [2]. В основу оценки качества образования в школе-интернате может быть положена совокупность следующих принципов.

1. Принцип системности, то есть отношение к оценке качества образования как к системе, имеющей две составляющие.

Первая составляющая - это оценка качества образования внешними компетентными экспертами (специалистами органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти и др.).

Вторая составляющая - это оценка качества образования субъектами управления школой-интернатом. Условием глубокого изучения структуры системы, ее качественного анализа является определение свойств системы [1].

Мы предлагаем выделить следующие свойства оценки качества образования как системы:

  1. первичность целого (системы), то есть не компоненты образуют целое (систему), а целое делает возможным существование компонентов: индивидуальная программа психолого-медико-педагогической реабилитации; психолого-медико-педагогический консилиум; абилитационно-воспитательное пространство школы-интерната и т.д.;
  2. неаддитивность - не сводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих ее компонентов и не выводимость свойств целостной системы из свойств компонентов, то есть каждый компонент может рассматриваться только во взаимосвязи с другими компонентами системы. На практике - это может проявляться в интеграции учебной и воспитательной работы; подготовке и реализации сопряженных образовательных программ и т.п.;
  3. сложность структуры системы, которая характеризуется многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; объемом информации, необходимой для управления и другим (наличие положений об основных направлениях деятельности - учебной, научной, методической, воспитательной школы-интерната; структура подготовки кадров; структура учебных планов и т.д.);
  4. вертикальная целостность системы, то есть количество уровней иерархии и степень их взаимосвязи; степень влияния субъекта управления на объект. На практике это проявляется в том, что оценку качества образования дают как субъекты управления школой-интернатом, так и внешние компетентные эксперты. Руководители школой-интернатом должны обеспечить единство целей всех участников процедуры оценки качества образования;
  5. горизонтальная обособленность системы - количество связей между подсистемами одного уровня, их зависимость и интегрированность по горизонтали. На каждом горизонтальном уровне разворачивается своя структура комиссий, советов; имеет место оценка внешних экспертов и тому подобное;
  6. иерархичность системы, при которой каждый компонент может рассматриваться как подсистема: структура подготовки специалистов; медико-психолого-педагогическая комиссия; механизм управления качеством образования и т.д.;
  7. открытость системы, то есть интенсивность обмена информации с окружающей средой; количество систем внешней среды, взаимодействующих с данной системой; степень влияния других систем на данную систему; совместимость системы с другими системами. На практике - это может проявляться в деятельности Совета попечителей и т.п.;
  8. целенаправленность системы, то есть соответствие содержания образовательных программ требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов;
  9. приоритет качества различных подсистем (объектов), который обеспечивает выживание системы. На практике - это может проявляться в системе критериев оценки профессиональной компетентности специалистов (педагогов, психологов, медиков); образовательных программ и др. При этом количественные оценки должны быть основаны на фактических показателях;
  10. эмерджентность, то есть цели компонентов системы могут не совпадать с целями системы. Например, цели детей могут не совпадать с целями педагогического коллектива; цели руководителей школы-интерната могут не совпадать с целями педагогов, психологов, медиков и т.п.;
  11. непрерывность функционирования и развития системы за счет противоречий в различных сферах деятельности, многообразия форм и методов функционирования, развития и прочего. Например, несоответствие оценок качества образования внешних экспертов и субъектов управления школой-интернатом;
  12. инерционность системы, то есть скорость изменения выходных параметров системы в ответ на изменение входных параметров. На практике это может проявляться в возникновении новых систем оценки качества образования воспитанников и пр.;
  13. адаптивность системы к внешней среде: матричная структура управления; элективные курсы, направленные на приобретение детьми навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни; и так далее;
  14. инновационный характер деятельности системы, основанный на различных нововведениях, постоянном развитии [7].

2. Принцип информационной прозрачности и открытости. Процесс оценки качества образования должен быть прозрачным, а применяемые процедуры и стандарты качества образования должны быть точно определены аккредитационной организацией и ясны образовательному сообществу и детям [3]. Особую значимость принцип информационной прозрачности и открытости имеет для работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия дает заключение, на основании которого ребенок направляется в специальное коррекционное учебное заведение или в специальный класс, группу.

3. Принцип конструктивности. Отношения и процедуры оценки качества образования должны носить консультативно-развивающий, а не констатирующий характер. Устанавливаемые показатели и критерии деятельности должны быть привлекательными для школ-интернатов. Достижение высокой результативности по этим показателям должно повышать их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг [10].

Опыт работы авторов показывает, что реализация принципа конструктивности на практике обуславливает следующие требования к педагогам: 1) постоянное изучение индивидуальных особенностей воспитанников (образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, к труду, ценностные ориентации, жизненные планы; знать и чувствовать уровень тревожности и уровень конфликтности своих воспитанников, поскольку это влияет на снятие трудностей социализации, уровень психологического самочувствия, соотношения оценки и самооценки); 2) готовность стимулировать самовоспитывающую активность ребенка и помогать ему в этом процессе; 3) способность признавать самоценность детства как жизни, а не подготовки к жизни; 4) императивом педагогической деятельности определить концепцию «быть всегда с ребенком, быть всегда на его стороне», «ребенок - главная ценность школы-интерната» [5].

4. Принцип компетентности. Процедура оценки качества образования должна осуществляться с использованием современных научно обоснованных методов. Особенность экспертных качественных оценок в школе-интернате состоит в том, что их должны давать компетентные специалисты с гуманистической направленностью [6]. Идеи гуманизма - это своеобразный социально-педагогический феномен, отражающий современные тенденции развития образования. Ведущая идея гуманизации образования - развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы [8]. Вследствие особенностей воспитанников школ-интернатов эксперты должны обладать не только профессиональной компетентностью, но и гуманистической направленностью.

5. Принцип динамичности. На практике - это может быть мониторинг качества образования, включающий диагностику уровня образования детей, диагностику качества учебно-воспитательного процесса, диагностику готовности детей к адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество. Оценка качества образования на основе данного принципа обуславливает мобильность форм образования [9]. Для реализации данного принципа в образовательной практике необходимо совершенствование нормативно-правового обеспечения управления качеством образования.

Результаты исследования. Рассмотренные нами принципы оценки качества образования школ-интернатов не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты, направленные на получение образования в соответствии со способностями и возможностями воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

По нашему мнению, оценка качества образования в школе-интернате диалектично взаимосвязана с оценкой его конкурентоспособности, которая представляет собой очень сложную работу.

Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы персонала и детей по всем стадиям жизненного цикла школы-интерната.

Во-вторых, в настоящее время отсутствуют документы по оценке конкурентоспособности (по аналогии с международными стандартами по статистике, метрологии, финансовой отчетности, системам качества и сертификации, обеспечению безопасности экосистемы и др.) школы-интерната.

В-третьих, материально-техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение (достижение) конкурентоспособности школы-интерната.

Степень конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг может быть оценена на основе применения различных показателей, которые имеют результирующий характер. Например, сравнительные показатели полноты и оригинальности рабочих учебных планов, универсальности учебно-методического обеспечения, эффективности применения методик, технологий обучения и видов учебных занятий, эффективности организационных структур обучения и т.д.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П., Терентьева И.В., Василенкова Н.И. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14438 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674