Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODS FOR MONITORING EDUCATIONAL SERVICES BOARDING SCHOOLS

Vasilenkova N.I. 2 Kashina S.G. 1 Chepuryshkin I.P. 2
1 Kazan State University of Architecture and Engineering
2 Smolensk regional government budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII of Species"
The article characterized the notion of "educational services boarding school", as the result of an integrated educational, organizational and administrative activities of subjects of management, aimed at creating conditions for the development of pupils of general education and vocational training programs; defines the essence of monitoring educational services boarding schools, which is a systematic collection and processing of information, which allows to make appropriate decisions, and ensure the availability of cyclic feedback in the formation of the pupils; presents the basic methods of monitoring – teaching (achievement tests, written tests, training and work-related tasks, the method of studying educational documentation and product training activities, pedagogical experiment, project method, a compilation of best teaching experience, event method); sociological (case analysis, observation, interviews, surveys, a method for studying the group differentiation, rating method, method of aggregating independent characteristics); administrative (Foresight, a comprehensive analysis of information about the activities of the boarding school, problem analysis, analysis of the impact forces, "objectives tree" method of assessing priorities problems).
a comprehensive analysis of information about the activities of the boarding school
event-method
a compilation of best teaching experience
project method
pedagogical experiment
the method of study of training documentation
training and work-related tasks
achievement tests
monitoring of educational services
educational services boarding school

Образовательные услуги можно рассматривать как специфическую категорию, характеризующую товарно-денежные отношения и включающую комплекс специально создаваемых и предлагаемых населению возможностей для удовлетворения образовательных потребностей, то есть приобретения знаний, умений, навыков, освоения компетенций. Образовательные услуги школы-интерната - это интегрированный результат учебно-воспитательной и организационно-административной деятельности субъектов управления, направленный на создание условий освоения воспитанниками общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Цель статьи - выявление основных методов мониторинга образовательных услуг школ-интернатов. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: характеристика понятия «образовательные услуги школы-интерната», определение сущности мониторинга образовательных услуг школ-интернатов; анализ педагогических, социологических, административных методов мониторинга образовательных услуг школ-интернатов. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Рынок образовательных услуг сегментирован на рынок общеобразовательных услуг и рынок профессиональных услуг. Общеобразовательные услуги в своей основе имеют федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивающий социализацию учащихся и уровень их функциональной и культурологической грамотности, который общество считает необходимым гарантировать каждому своему гражданину. Рынок профессиональных образовательных услуг призван в первую очередь обеспечивать высокую конкурентоспособность, а, следовательно, высокий уровень профессиональных качеств получателей этих услуг. Образовательные услуги школы-интерната в обоих сегментах рынка занимают особое место, так как направлены на удовлетворение образовательных потребностей таких потребителей, как детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, а также на приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни, в целях адаптации и включения в общество.

Для успешной деятельности в условиях рынка школа-интернат, как производитель образовательных услуг, должна ориентироваться на требования воспитанников, государства и общества, и прилагать все усилия, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности всех субъектов рынка образовательных услуг. Поэтому необходим систематический мониторинг образовательных услуг, представляющий собой планомерный сбор и обработку информации, позволяющую принимать адекватные решения и обеспечивающую наличие циклической обратной связи в процессе образования воспитанников. Выяснено, что имеет место несколько моделей мониторинга образовательных услуг школ-интернатов: 1. Рыночная модель, ориентированная на учет требований общества и государства к качеству образования в школе-интернате. 2. Традиционная модель, ориентированная на качество обучения, прежде всего, его содержания, программно-методического и материально-технического обеспечения. 3. Комплексная модель, ориентированная на качество обучения, требования общества и государства к качеству образования, а также повышение уровня удовлетворенности самих воспитанников приобретёнными знаниями, умениями, навыками.

Основные методы мониторинга можно условно разделить на три группы: педагогические (тесты успеваемости, письменные контрольные работы, учебно-производственные задания, метод изучения учебной документации и продуктов учебной деятельности, педагогический эксперимент, метод проектов, обобщение передового педагогического опыта, событийный метод); социологические (анализ случая, наблюдение, беседы, опросы, метод изучения групповой дифференциации, метод рейтинга, метод обобщения независимых характеристик); административные (форсайт, комплексный анализ информации о деятельности школы-интерната, анализ проблем, анализ сил воздействия, «дерево целей», метод оценки приоритетов проблем).

Тесты успеваемости в образовательной практике выполняют три основные функции: функцию контроля (определение знаний, умений, навыков обучаемых), обучающую функцию (анализ вопросов и вариантов ответов, после проведения теста), функцию измерения (цифровое выражение результатов тестирования). Учебно-производственное задание предполагает изготовление продукции, детали. Эти задания могут дать необходимые сведения об индивидуальности обучаемых, достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Выяснено, что тесты успеваемости, учебно-производственное задание должны соответствовать следующим требованиям: валидности - мере соответствия того, насколько вопросы теста или учебно-производственное задание, а также полученные результаты соответствуют поставленным задачам; репрезентативности - мере возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части, то есть получить объективную картину уровня знаний, умений, навыков обучаемого; объективности оценки результатов, которые не должны зависеть от личности педагога.

Для объективной оценки можно использовать несколько количественных критериев:

  1. индивидуальный темп работы (Т) и успеваемость (u): Т= t/n, u= p/k, где t - время, затраченное на усвоение материала, n - объем усвоенного материала, p - количество правильно выполненных заданий, k - количество необходимых правильно выполненных заданий. Значение - u - должно быть от 0 до 1 (0<u<1);
  2. коэффициент усвоения учебного материала (Q): Q=W/Z, W - число верных ответов, Z - общее число заданных вопросов;
  3. количество изготовленных деталей (2, 4, 6... шт.);
  4. эффективность трудовых действий (D): D=N/F+X/G, где N - предусмотренная норма времени для изготовления детали, F - фактически затраченное время на работу, X - качество выполненной работы (точность выполнения, количество изготовленных деталей и т.п.), G - установленные показатели качества данной работы (норматив).

Качественными критериями оценки результатов могут быть: понимание функциональной зависимости между изучаемыми процессами и умение их описывать; умение применять знания на практике; умение трансформировать учебный материал в новых условиях; время выполнения работы.

Метод изучения учебной документации и продуктов учебной деятельности обучаемых помогает установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми процессами, объектами.

Педагогический эксперимент может быть представлен и как дидактический, и как воспитывающий. Дидактический эксперимент - это метод целенаправленного преобразования исследуемых объектов при искусственно созданных условиях. Воспитывающий эксперимент может быть естественный и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В случае лабораторного эксперимента в школе-интернате выделяется группа испытуемых. Воспитывающий эксперимент является интегративным методом, так как предполагает использование и наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, создание специальных ситуаций и др.

Применение метода проектов позволяет изучить способность воспитанников к разным видам познавательной деятельности, мотивацию учебной деятельности.

Обобщение передового педагогического опыта позволяет выявить педагогические инновации. При отборе критериев для классификации инноваций в управлении качеством образования в школе-интернате необходимо следовать следующим требованиям: комплексность набора учитываемых классификационных признаков; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. С учетом изложенных выше требований к критериям классификации инноваций, мы предлагаем сгруппировать нововведения в системе управления качеством образования в школе-интернате по следующим основаниям: организационно-фасилитационные, абилитационно-воспитательные, инклюзивно-развивающие.

Событийный метод подразумевает включение субъектов учебно-образовательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющих на их самоопределение и самосовершенствование.

Анализ случая (сasestudy) содержит детальное описание социально-педагогического контекста компонентов образования.

Наблюдение - систематическое целенаправленное и планомерное восприятие действительности с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. Выявлено, что наблюдения, применяемые в ходе мониторинга, можно классифицировать по различным признакам: по частоте - на постоянные, повторные и однократные; непрерывные и дискретные; объему охвата - монографическое, сопоставительно-монографическое, выборочное; способу получения сведений - непосредственные, опосредованные и самонаблюдение.

Педагогическая беседа позволяет выяснить мнение и отношение как обучаемых, так и педагогов к тем или иным педагогическим фактам и процессам. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению психолого-социальных закономерностей.

Опрос - систематизированный сбор информации. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.

Форсайт (от английского foresigtht - предвидение) позволяет на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития образования в школах-интернатах.

Комплексный анализ информации о деятельности школы-интерната предлагает выявление причинных взаимосвязей между фактами и событиями. В комплексном анализе деятельности образовательного учреждения целесообразно выделить две части.

Первая часть - это информационная справка о состоянии образовательного учреждения: 1. Краткие сведения об истории и традициях образовательного учреждения. 2. Состояние материально-технической базы. 3. Количество преподавателей. 4. Информация об охране труда. 5. Численность обучаемых по полу, социальному составу семей, этнической принадлежности, отношению к вероисповеданию, состоянию здоровья. 6. Численность обучаемых в рамках профессиональной подготовки. 7. Информация о движении обучаемых. 8. Режим работы образовательного учреждения. 9. Характеристика педагогических условий образования. 10. Характеристика внеучебной воспитательной работы, дополнительного образования. 11. Состояние социально-педагогической службы. 12. Здоровьеохранительная деятельность. 13. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год и динамика результатов за последние годы. 14. Характеристика управляющей системы образовательного учреждения (органиграмма, организационный механизм, функциональные обязанности). 15. Характеристика инноваций. На основании такой комплексной информационной справки можно, во-первых, изучить возможности того или иного направления деятельности образовательного учреждения; во-вторых, определить, какие инновации будут наиболее благоприятны для данного образовательного учреждения; в-третьих, выявить ограничения, мешающие их развитию. Комплексный анализ - это первый шаг на пути определения целей и способов их достижения.

Вторая часть комплексного анализа должна отражать перспективы развития образовательного учреждения, к примеру, по таким номинациям: 1) формирование традиций; 2) укрепление материально-технической базы; 3) поиск источников финансирования; 4) управление педагогическим коллективом; 5) оптимизация режима работы; 6) совершенствование учебно-воспитательной работы; 7) развитие дополнительного образования; 8) оптимизация деятельности психологической службы; 9) совершенствование социально-педагогической службы; 10) усиление работы по охране здоровья обучающихся; 11) совершенствование управляющей системы; 12) развитие социального партнерства.

Метод анализ проблем используется в тех случаях, когда причины появления определенной проблемы не ясны. Сущность этого метода заключается в том, что по разным аспектам (что, кто; где; когда; в какой степени) выясняют разницу между объектом, где проблема существует, и другим, очень похожим на него объектом, где такой проблемы нет.

Метод анализа сил воздействия используется для анализа факторов, вызывающих данную ситуацию или проблему. Дальнейшая задача состоит в поиске путей для уменьшения влияния отрицательных воздействий и увеличение положительных.

Сущность метода дерева целей наиболее ярко проявляется посредством логического разделения совокупности целей. В процессе диагностики для соизмерения целей, во-первых, применяются различного рода экспертные оценки, которые выражают относительную важность целей и их другие характеристики, а, во-вторых, выявляются причинно-следственные связи, для выяснения взаимовлияний между факторами и событиями.

Метод оценки приоритетов проблем позволяет определить приоритеты проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) образовательного учреждения. Приоритеты определяются при помощи соответствующей таблицы экспертных оценок.

Результаты исследования. Мониторинг образовательных услуг способствует повышению качества образования - основному фактору конкурентоспособности учреждений образования на рынке образовательных услуг. А конкурентоспособность школы-интерната - это его преимущество по отношению к другим образовательным учреждениям, характеризующееся умением удовлетворять образовательные потребности воспитанников в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни; актуализировать свою жизнедеятельность в соответствии с действующим правовым, информационным, психолого-педагогическим и иным обеспечением.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.