Образовательные услуги можно рассматривать как специфическую категорию, характеризующую товарно-денежные отношения и включающую комплекс специально создаваемых и предлагаемых населению возможностей для удовлетворения образовательных потребностей, то есть приобретения знаний, умений, навыков, освоения компетенций. Образовательные услуги школы-интерната - это интегрированный результат учебно-воспитательной и организационно-административной деятельности субъектов управления, направленный на создание условий освоения воспитанниками общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Цель статьи - выявление основных методов мониторинга образовательных услуг школ-интернатов. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: характеристика понятия «образовательные услуги школы-интерната», определение сущности мониторинга образовательных услуг школ-интернатов; анализ педагогических, социологических, административных методов мониторинга образовательных услуг школ-интернатов. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Рынок образовательных услуг сегментирован на рынок общеобразовательных услуг и рынок профессиональных услуг. Общеобразовательные услуги в своей основе имеют федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивающий социализацию учащихся и уровень их функциональной и культурологической грамотности, который общество считает необходимым гарантировать каждому своему гражданину. Рынок профессиональных образовательных услуг призван в первую очередь обеспечивать высокую конкурентоспособность, а, следовательно, высокий уровень профессиональных качеств получателей этих услуг. Образовательные услуги школы-интерната в обоих сегментах рынка занимают особое место, так как направлены на удовлетворение образовательных потребностей таких потребителей, как детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, а также на приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни, в целях адаптации и включения в общество.
Для успешной деятельности в условиях рынка школа-интернат, как производитель образовательных услуг, должна ориентироваться на требования воспитанников, государства и общества, и прилагать все усилия, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности всех субъектов рынка образовательных услуг. Поэтому необходим систематический мониторинг образовательных услуг, представляющий собой планомерный сбор и обработку информации, позволяющую принимать адекватные решения и обеспечивающую наличие циклической обратной связи в процессе образования воспитанников. Выяснено, что имеет место несколько моделей мониторинга образовательных услуг школ-интернатов: 1. Рыночная модель, ориентированная на учет требований общества и государства к качеству образования в школе-интернате. 2. Традиционная модель, ориентированная на качество обучения, прежде всего, его содержания, программно-методического и материально-технического обеспечения. 3. Комплексная модель, ориентированная на качество обучения, требования общества и государства к качеству образования, а также повышение уровня удовлетворенности самих воспитанников приобретёнными знаниями, умениями, навыками.
Основные методы мониторинга можно условно разделить на три группы: педагогические (тесты успеваемости, письменные контрольные работы, учебно-производственные задания, метод изучения учебной документации и продуктов учебной деятельности, педагогический эксперимент, метод проектов, обобщение передового педагогического опыта, событийный метод); социологические (анализ случая, наблюдение, беседы, опросы, метод изучения групповой дифференциации, метод рейтинга, метод обобщения независимых характеристик); административные (форсайт, комплексный анализ информации о деятельности школы-интерната, анализ проблем, анализ сил воздействия, «дерево целей», метод оценки приоритетов проблем).
Тесты успеваемости в образовательной практике выполняют три основные функции: функцию контроля (определение знаний, умений, навыков обучаемых), обучающую функцию (анализ вопросов и вариантов ответов, после проведения теста), функцию измерения (цифровое выражение результатов тестирования). Учебно-производственное задание предполагает изготовление продукции, детали. Эти задания могут дать необходимые сведения об индивидуальности обучаемых, достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Выяснено, что тесты успеваемости, учебно-производственное задание должны соответствовать следующим требованиям: валидности - мере соответствия того, насколько вопросы теста или учебно-производственное задание, а также полученные результаты соответствуют поставленным задачам; репрезентативности - мере возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части, то есть получить объективную картину уровня знаний, умений, навыков обучаемого; объективности оценки результатов, которые не должны зависеть от личности педагога.
Для объективной оценки можно использовать несколько количественных критериев:
- индивидуальный темп работы (Т) и успеваемость (u): Т= t/n, u= p/k, где t - время, затраченное на усвоение материала, n - объем усвоенного материала, p - количество правильно выполненных заданий, k - количество необходимых правильно выполненных заданий. Значение - u - должно быть от 0 до 1 (0<u<1);
- коэффициент усвоения учебного материала (Q): Q=W/Z, W - число верных ответов, Z - общее число заданных вопросов;
- количество изготовленных деталей (2, 4, 6... шт.);
- эффективность трудовых действий (D): D=N/F+X/G, где N - предусмотренная норма времени для изготовления детали, F - фактически затраченное время на работу, X - качество выполненной работы (точность выполнения, количество изготовленных деталей и т.п.), G - установленные показатели качества данной работы (норматив).
Качественными критериями оценки результатов могут быть: понимание функциональной зависимости между изучаемыми процессами и умение их описывать; умение применять знания на практике; умение трансформировать учебный материал в новых условиях; время выполнения работы.
Метод изучения учебной документации и продуктов учебной деятельности обучаемых помогает установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми процессами, объектами.
Педагогический эксперимент может быть представлен и как дидактический, и как воспитывающий. Дидактический эксперимент - это метод целенаправленного преобразования исследуемых объектов при искусственно созданных условиях. Воспитывающий эксперимент может быть естественный и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В случае лабораторного эксперимента в школе-интернате выделяется группа испытуемых. Воспитывающий эксперимент является интегративным методом, так как предполагает использование и наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, создание специальных ситуаций и др.
Применение метода проектов позволяет изучить способность воспитанников к разным видам познавательной деятельности, мотивацию учебной деятельности.
Обобщение передового педагогического опыта позволяет выявить педагогические инновации. При отборе критериев для классификации инноваций в управлении качеством образования в школе-интернате необходимо следовать следующим требованиям: комплексность набора учитываемых классификационных признаков; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. С учетом изложенных выше требований к критериям классификации инноваций, мы предлагаем сгруппировать нововведения в системе управления качеством образования в школе-интернате по следующим основаниям: организационно-фасилитационные, абилитационно-воспитательные, инклюзивно-развивающие.
Событийный метод подразумевает включение субъектов учебно-образовательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющих на их самоопределение и самосовершенствование.
Анализ случая (сasestudy) содержит детальное описание социально-педагогического контекста компонентов образования.
Наблюдение - систематическое целенаправленное и планомерное восприятие действительности с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. Выявлено, что наблюдения, применяемые в ходе мониторинга, можно классифицировать по различным признакам: по частоте - на постоянные, повторные и однократные; непрерывные и дискретные; объему охвата - монографическое, сопоставительно-монографическое, выборочное; способу получения сведений - непосредственные, опосредованные и самонаблюдение.
Педагогическая беседа позволяет выяснить мнение и отношение как обучаемых, так и педагогов к тем или иным педагогическим фактам и процессам. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению психолого-социальных закономерностей.
Опрос - систематизированный сбор информации. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.
Форсайт (от английского foresigtht - предвидение) позволяет на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития образования в школах-интернатах.
Комплексный анализ информации о деятельности школы-интерната предлагает выявление причинных взаимосвязей между фактами и событиями. В комплексном анализе деятельности образовательного учреждения целесообразно выделить две части.
Первая часть - это информационная справка о состоянии образовательного учреждения: 1. Краткие сведения об истории и традициях образовательного учреждения. 2. Состояние материально-технической базы. 3. Количество преподавателей. 4. Информация об охране труда. 5. Численность обучаемых по полу, социальному составу семей, этнической принадлежности, отношению к вероисповеданию, состоянию здоровья. 6. Численность обучаемых в рамках профессиональной подготовки. 7. Информация о движении обучаемых. 8. Режим работы образовательного учреждения. 9. Характеристика педагогических условий образования. 10. Характеристика внеучебной воспитательной работы, дополнительного образования. 11. Состояние социально-педагогической службы. 12. Здоровьеохранительная деятельность. 13. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год и динамика результатов за последние годы. 14. Характеристика управляющей системы образовательного учреждения (органиграмма, организационный механизм, функциональные обязанности). 15. Характеристика инноваций. На основании такой комплексной информационной справки можно, во-первых, изучить возможности того или иного направления деятельности образовательного учреждения; во-вторых, определить, какие инновации будут наиболее благоприятны для данного образовательного учреждения; в-третьих, выявить ограничения, мешающие их развитию. Комплексный анализ - это первый шаг на пути определения целей и способов их достижения.
Вторая часть комплексного анализа должна отражать перспективы развития образовательного учреждения, к примеру, по таким номинациям: 1) формирование традиций; 2) укрепление материально-технической базы; 3) поиск источников финансирования; 4) управление педагогическим коллективом; 5) оптимизация режима работы; 6) совершенствование учебно-воспитательной работы; 7) развитие дополнительного образования; 8) оптимизация деятельности психологической службы; 9) совершенствование социально-педагогической службы; 10) усиление работы по охране здоровья обучающихся; 11) совершенствование управляющей системы; 12) развитие социального партнерства.
Метод анализ проблем используется в тех случаях, когда причины появления определенной проблемы не ясны. Сущность этого метода заключается в том, что по разным аспектам (что, кто; где; когда; в какой степени) выясняют разницу между объектом, где проблема существует, и другим, очень похожим на него объектом, где такой проблемы нет.
Метод анализа сил воздействия используется для анализа факторов, вызывающих данную ситуацию или проблему. Дальнейшая задача состоит в поиске путей для уменьшения влияния отрицательных воздействий и увеличение положительных.
Сущность метода дерева целей наиболее ярко проявляется посредством логического разделения совокупности целей. В процессе диагностики для соизмерения целей, во-первых, применяются различного рода экспертные оценки, которые выражают относительную важность целей и их другие характеристики, а, во-вторых, выявляются причинно-следственные связи, для выяснения взаимовлияний между факторами и событиями.
Метод оценки приоритетов проблем позволяет определить приоритеты проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) образовательного учреждения. Приоритеты определяются при помощи соответствующей таблицы экспертных оценок.
Результаты исследования. Мониторинг образовательных услуг способствует повышению качества образования - основному фактору конкурентоспособности учреждений образования на рынке образовательных услуг. А конкурентоспособность школы-интерната - это его преимущество по отношению к другим образовательным учреждениям, характеризующееся умением удовлетворять образовательные потребности воспитанников в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни; актуализировать свою жизнедеятельность в соответствии с действующим правовым, информационным, психолого-педагогическим и иным обеспечением.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Василенкова Н.И., Кашина С.Г., Чепурышкин И.П. МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14436 (дата обращения: 21.11.2024).