Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HABILITATION AND EDUCATIONAL SPACE – THE IMPERATIVE OF QUALITY OF EDUCATION IN A BOARDING SCHOOL

Kashina S.G. 1 Chepuryshkin I.P. 2
1 Kazan State University of Architecture and Engineering
2 Smolensk regional governments budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII species"
The article clarified the concept of "habilitation" as the process of improving the potential of the individual, through a system of social and educational activities, as well as on the essence habilitation and educational space as multidimensional and multifunctional education, created by the efforts of all stakeholders of the pedagogical process (doctors, psychologists, teachers , speech therapists, parents) and the ability to perform integrated condition for their personal development, education for children in accordance with their capacity for adaptation and inclusion in society, including - the acquisition of self-help skills, preparation for employment and family life. It has been established that the provision of quality education for children in a boarding school should be due to the presence of a differentiated network of residential care and development of both integrated and inclusive education that guarantees every child the right to be educated in accordance with the state of his health and cognitive abilities.
the integrated condition of personal development
the subjects of the educational process
providing quality education for children in a boarding school
the right to education
inclusive education
habilitation and educational space
habilitation
boarding school
quality of education
Качество образования - синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования. В школе-интернате качество может рассматриваться как ведущий фактор повышения качества жизни детей. Цель статьи - охарактеризовать абилитационно-воспитательное пространство как составляющее качества образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть  решение следующих задач:   уточнение содержания понятия «абилитация», раскрытие сущности абилитационно-воспитательного пространства.  Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и  социолого-педагогические (наблюдение,  анализ случая)  методы.

Результаты исследования. Обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями.

Сегодня государство и общество выступают  гарантом социальной защищенности детей, обучающихся в интернатах, с целью обеспечения не только условий для успешной учебы,  профессиональной подготовки, но и абилитации как процесса совершенствования потенциальных возможностей личности посредством  системы социально-педагогических мероприятий [9]. Это обусловлено тем, что учебно-воспитательный процесс в интернате должен быть построен таким образом, чтобы учитывались образовательные потребности детей всех категорий. А это требует активной работы с микросоциумом, вкоторый войдет «интернатный» ребенок, приспособления традиционных технологий обучения и воспитания к имеющимся у ребенка возможностям [4].

Идея абилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не нова [2]. Поэтому для  уточнения сущности абилитации считаем целесообразным разобрать такие сопряженные понятия, как «реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство».

В переводе с латинского реабилитация (rehabilitation) означает восстановление. Понятие реабилитации используется не только в педагогике, но и в юриспруденции  (восстановление юридических прав личности), медицине (медико-социальноевосстановление на основе определенной деятельности), психологии (создание равновесия в психике и поведении ребенка).

В педагогических исследованиях понятие «реабилитация» трактуется как педагогическая реабилитация (А.В. Гордеева, В.В. Морозов), социальная реабилитация (С.Г. Вершловский, Н.С. Морова), психолого-медико-педагогическая реабилитация (Т.З. Волкова), психолого-педагогическая реабилитация (Н.Ф. Велиханова), социально-педагогическая реабилитация (С.А. Беличева, М.В. Жданова, С.А. Расчетина, А.Б. Чистова и др.), медико-педагогическая реабилитация (Р.В. Овчарова).

Несмотря на расхождения в трактовке понятия, все авторы единодушны в том, что реабилитационный  процесс в образовательных интернатных учреждениях есть не что иное, как восстановление нормального полноценного детства педагогическими средствами. По нашему мнению, педагогическая реабилитация отлична отмедицинской и  психологической, но  будучи тесно связанной с ними, является условием повышения качества образования в школах-интернатах.

Представляют интерес исследования,  в которых рассматриваются «реабилитационное пространство», «реабилитационное поле» и «реабилитационная среда». В то же время в трактовке содержания этих  понятий между авторами не достигнуто полного единства. Конечно, каждое из понятий подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда проблемном ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы. Однако реабилитационная среда чаще всего соотносится с масштабом образовательного учреждения и может быть  частью реабилитационного пространства в социуме. В рамках образовательной среды, даже если в целом она не может характеризоваться как реабилитационная, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях. Реабилитационное пространство большинство авторов рассматривают как единство ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением меры профилактики и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятия «воспитательная среда» и  «воспитательное пространство» более широко известны в педагогике[1]. Наш опыт работы показывает, что воспитательная среда обладает реабилитационным потенциалом и выступает средством образования [10]. Воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием личностного развития человека (и обучаемого, и обучающего).

Наличие понятий «реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство», как и различные трактовки их содержания, обусловлены неоднозначным определением границ пространства и  среды, их  структурного наполнения, а также  уровня взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные толкования. В переводе с латинского habilitation означает буквально предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей.

В медицинской, психологической и педагогической литературе долгое время понятие «абилитация»   применялось  в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом, и  рассматривалось   в сравнении с понятием реабилитации. Мы считаем целесообразным рассматривать понятие «абилитация»  в сравнении и с понятиями«адаптация», «интеграция»,«инклюзия».

Адаптация - возможность реализовать  накопленный социальный потенциал в данном сообществе.

Интеграция - процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого своего члена.

Инклюзия может рассматриваться как  попытка придать всем учащимся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, и сиротам, и оставшимся без попечения родителей,  уверенности в своих силах. Инклюзия - это принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к его образованию. Дети, обучающиеся в школах-интернатах, нуждаются не только в развитии своих способностей и достижении успехов в процессе обучения, но и  особом отношении и поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются другим стилем жизни. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации педагогами.

В школе-интернате нельзя не учитывать возможности окружающего ребенка пространства. Более того, очень важно, чтобы ребенок сам принимал участие в создании и (или) изменении (улучшении) этого пространства.

Поэтому в школе-интернате целесообразно сформировать абилитационно-воспитательное пространство, которое позволит интегрировать традиционность и инновационность в управлении качеством образования, обеспечить целостность всех компонентов педагогического процесса, усовершенствовать жизнь детей,  сделав ее яркой, насыщенной  интересными событиями, направить все процессы деятельности школы-интерната на достижение требуемых результатов по качеству (рис. 1). 

Рис. 1. Модель абилитационно-воспитательного пространства Починковской школы-интерната.

Установлено, что  формирование абилитационно-воспитательного  пространства опирается на компетентностный, партисипативный и  личностно-деятельностный  подходы к образованию, которые обуславливают: 

  • поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичности «знаниевой» составляющей в учебно-воспитательном процессе и предусматривающих  модульно-компетентностную ориентацию учебного материала, обеспечивающую в пределах образовательного модуля комплексное освоение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в рамках формирования конкретной компетенции;
  • развитие государственно-общественных институтов в сфере образования в строгом соответствии с действующим законодательством, их  конструктивный диалог на основе информационной прозрачности и открытости с целью повышения эффективности деятельности образовательных учреждений;
  • формирование субъект-субъектных отношений во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и управления качеством образования.

Сегодня всем очевидно, что от качества образования напрямую зависит уровень нашей жизни в будущем [5].  Образование - это не только мощный инструмент консолидации общества, оно по природе своей - институт общественного согласия. Роль образования заключается в уменьшении социального неравенства, преодолении бедности, безработицы, национальных конфликтов, развитии социальной мобильности населения, формировании качества жизни [6].

Например, в процессе оценки качества образования в школе-интернате, кроме общеобразовательной подготовки, оценивается трудовая и социальная подготовка воспитанников, а также подготовка в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, качество создаваемой адаптивно-развивающей безбарьерной среды для обучаемых детей-инвалидов (специальные лифты и туалеты, пандусы, специальное оборудование с учетом нарушений обучающихся, создание центров для дистанционной, модульной и коммуникационной форм обучения и др.) [3].

Социокультурная роль образования заключается в хранении генерации и трансляции культурного достояния общества, в наращивании интеллектуального и культурного слоя нации, в формировании новой и сохранении традиционной системы ценностей, в изменении менталитета личности и общества, приспособлении их к новым условиям бытия [8].

Формирование абилитационно-воспитательного  пространства  обеспечивает управление качеством образования в школе-интернате на  основе  педагогики отношений (а не требований), а также  реализацию образовательных потребностей детей в соответствии с их способностями и возможностями, формирование позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [7].

Вывод. Абилитационно-воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) и способное выступить интегрированным условием их личностного развития, получения образования детьми в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, в том числе - приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,  г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.