Результаты исследования. Обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями.
Сегодня государство и общество выступают гарантом социальной защищенности детей, обучающихся в интернатах, с целью обеспечения не только условий для успешной учебы, профессиональной подготовки, но и абилитации как процесса совершенствования потенциальных возможностей личности посредством системы социально-педагогических мероприятий [9]. Это обусловлено тем, что учебно-воспитательный процесс в интернате должен быть построен таким образом, чтобы учитывались образовательные потребности детей всех категорий. А это требует активной работы с микросоциумом, вкоторый войдет «интернатный» ребенок, приспособления традиционных технологий обучения и воспитания к имеющимся у ребенка возможностям [4].
Идея абилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не нова [2]. Поэтому для уточнения сущности абилитации считаем целесообразным разобрать такие сопряженные понятия, как «реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство».
В переводе с латинского реабилитация (rehabilitation) означает восстановление. Понятие реабилитации используется не только в педагогике, но и в юриспруденции (восстановление юридических прав личности), медицине (медико-социальноевосстановление на основе определенной деятельности), психологии (создание равновесия в психике и поведении ребенка).
В педагогических исследованиях понятие «реабилитация» трактуется как педагогическая реабилитация (А.В. Гордеева, В.В. Морозов), социальная реабилитация (С.Г. Вершловский, Н.С. Морова), психолого-медико-педагогическая реабилитация (Т.З. Волкова), психолого-педагогическая реабилитация (Н.Ф. Велиханова), социально-педагогическая реабилитация (С.А. Беличева, М.В. Жданова, С.А. Расчетина, А.Б. Чистова и др.), медико-педагогическая реабилитация (Р.В. Овчарова).
Несмотря на расхождения в трактовке понятия, все авторы единодушны в том, что реабилитационный процесс в образовательных интернатных учреждениях есть не что иное, как восстановление нормального полноценного детства педагогическими средствами. По нашему мнению, педагогическая реабилитация отлична отмедицинской и психологической, но будучи тесно связанной с ними, является условием повышения качества образования в школах-интернатах.
Представляют интерес исследования, в которых рассматриваются «реабилитационное пространство», «реабилитационное поле» и «реабилитационная среда». В то же время в трактовке содержания этих понятий между авторами не достигнуто полного единства. Конечно, каждое из понятий подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда проблемном ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы. Однако реабилитационная среда чаще всего соотносится с масштабом образовательного учреждения и может быть частью реабилитационного пространства в социуме. В рамках образовательной среды, даже если в целом она не может характеризоваться как реабилитационная, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях. Реабилитационное пространство большинство авторов рассматривают как единство ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением меры профилактики и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Понятия «воспитательная среда» и «воспитательное пространство» более широко известны в педагогике[1]. Наш опыт работы показывает, что воспитательная среда обладает реабилитационным потенциалом и выступает средством образования [10]. Воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием личностного развития человека (и обучаемого, и обучающего).
Наличие понятий «реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство», как и различные трактовки их содержания, обусловлены неоднозначным определением границ пространства и среды, их структурного наполнения, а также уровня взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные толкования. В переводе с латинского habilitation означает буквально предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей.
В медицинской, психологической и педагогической литературе долгое время понятие «абилитация» применялось в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом, и рассматривалось в сравнении с понятием реабилитации. Мы считаем целесообразным рассматривать понятие «абилитация» в сравнении и с понятиями«адаптация», «интеграция»,«инклюзия».
Адаптация - возможность реализовать накопленный социальный потенциал в данном сообществе.
Интеграция - процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого своего члена.
Инклюзия может рассматриваться как попытка придать всем учащимся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, и сиротам, и оставшимся без попечения родителей, уверенности в своих силах. Инклюзия - это принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к его образованию. Дети, обучающиеся в школах-интернатах, нуждаются не только в развитии своих способностей и достижении успехов в процессе обучения, но и особом отношении и поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются другим стилем жизни. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации педагогами.
В школе-интернате нельзя не учитывать возможности окружающего ребенка пространства. Более того, очень важно, чтобы ребенок сам принимал участие в создании и (или) изменении (улучшении) этого пространства.
Поэтому в школе-интернате целесообразно сформировать абилитационно-воспитательное пространство, которое позволит интегрировать традиционность и инновационность в управлении качеством образования, обеспечить целостность всех компонентов педагогического процесса, усовершенствовать жизнь детей, сделав ее яркой, насыщенной интересными событиями, направить все процессы деятельности школы-интерната на достижение требуемых результатов по качеству (рис. 1).
Рис. 1. Модель абилитационно-воспитательного пространства Починковской школы-интерната.
Установлено, что формирование абилитационно-воспитательного пространства опирается на компетентностный, партисипативный и личностно-деятельностный подходы к образованию, которые обуславливают:
- поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичности «знаниевой» составляющей в учебно-воспитательном процессе и предусматривающих модульно-компетентностную ориентацию учебного материала, обеспечивающую в пределах образовательного модуля комплексное освоение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в рамках формирования конкретной компетенции;
- развитие государственно-общественных институтов в сфере образования в строгом соответствии с действующим законодательством, их конструктивный диалог на основе информационной прозрачности и открытости с целью повышения эффективности деятельности образовательных учреждений;
- формирование субъект-субъектных отношений во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и управления качеством образования.
Сегодня всем очевидно, что от качества образования напрямую зависит уровень нашей жизни в будущем [5]. Образование - это не только мощный инструмент консолидации общества, оно по природе своей - институт общественного согласия. Роль образования заключается в уменьшении социального неравенства, преодолении бедности, безработицы, национальных конфликтов, развитии социальной мобильности населения, формировании качества жизни [6].
Например, в процессе оценки качества образования в школе-интернате, кроме общеобразовательной подготовки, оценивается трудовая и социальная подготовка воспитанников, а также подготовка в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, качество создаваемой адаптивно-развивающей безбарьерной среды для обучаемых детей-инвалидов (специальные лифты и туалеты, пандусы, специальное оборудование с учетом нарушений обучающихся, создание центров для дистанционной, модульной и коммуникационной форм обучения и др.) [3].
Социокультурная роль образования заключается в хранении генерации и трансляции культурного достояния общества, в наращивании интеллектуального и культурного слоя нации, в формировании новой и сохранении традиционной системы ценностей, в изменении менталитета личности и общества, приспособлении их к новым условиям бытия [8].
Формирование абилитационно-воспитательного пространства обеспечивает управление качеством образования в школе-интернате на основе педагогики отношений (а не требований), а также реализацию образовательных потребностей детей в соответствии с их способностями и возможностями, формирование позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [7].
Вывод. Абилитационно-воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) и способное выступить интегрированным условием их личностного развития, получения образования детьми в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, в том числе - приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Кашина С.Г., Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – ИМПЕРАТИВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14433 (дата обращения: 21.11.2024).