Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – ИМПЕРАТИВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Кашина С.Г. 1 Чепурышкин И.П. 2
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
2 Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
В статье уточнено содержание понятия «абилитация» как процесса совершенствования потенциальных возможностей личности посредством системы социально-педагогических мероприятий, а также рассмотрена сущность абилитационно-воспитательного пространства как многомерного и полифункционального образования, созданного усилиями всех субъектов педагогического процесса (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) и способного выступить интегрированным условием их личностного развития, получения образования детьми в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, в том числе – приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни. Установлено, что обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями.
интегрированное условие личностного развития
субъекты педагогического процесса
обеспечение качества образования детей в школе-интернате
право на образование
инклюзивное обучение
абилитационно-воспитательное пространство
абилитация
школа-интернат
качество образования
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. - 2013. – Выпуск № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Исторические формы государственного, семейного и частного образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2013. - Выпуск № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://dom-hors.ru/issue/spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. - 2013. – Выпуск № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://dom-hors.ru/issue/pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 25.01.2014)
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
7. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / автореф.дис. … докт.пед. наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 37 с.
8. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 11. - С. 183-188.
9. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.
10. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 64-71.
Качество образования - синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования. В школе-интернате качество может рассматриваться как ведущий фактор повышения качества жизни детей. Цель статьи - охарактеризовать абилитационно-воспитательное пространство как составляющее качества образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть  решение следующих задач:   уточнение содержания понятия «абилитация», раскрытие сущности абилитационно-воспитательного пространства.  Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и  социолого-педагогические (наблюдение,  анализ случая)  методы.

Результаты исследования. Обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями.

Сегодня государство и общество выступают  гарантом социальной защищенности детей, обучающихся в интернатах, с целью обеспечения не только условий для успешной учебы,  профессиональной подготовки, но и абилитации как процесса совершенствования потенциальных возможностей личности посредством  системы социально-педагогических мероприятий [9]. Это обусловлено тем, что учебно-воспитательный процесс в интернате должен быть построен таким образом, чтобы учитывались образовательные потребности детей всех категорий. А это требует активной работы с микросоциумом, вкоторый войдет «интернатный» ребенок, приспособления традиционных технологий обучения и воспитания к имеющимся у ребенка возможностям [4].

Идея абилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не нова [2]. Поэтому для  уточнения сущности абилитации считаем целесообразным разобрать такие сопряженные понятия, как «реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство».

В переводе с латинского реабилитация (rehabilitation) означает восстановление. Понятие реабилитации используется не только в педагогике, но и в юриспруденции  (восстановление юридических прав личности), медицине (медико-социальноевосстановление на основе определенной деятельности), психологии (создание равновесия в психике и поведении ребенка).

В педагогических исследованиях понятие «реабилитация» трактуется как педагогическая реабилитация (А.В. Гордеева, В.В. Морозов), социальная реабилитация (С.Г. Вершловский, Н.С. Морова), психолого-медико-педагогическая реабилитация (Т.З. Волкова), психолого-педагогическая реабилитация (Н.Ф. Велиханова), социально-педагогическая реабилитация (С.А. Беличева, М.В. Жданова, С.А. Расчетина, А.Б. Чистова и др.), медико-педагогическая реабилитация (Р.В. Овчарова).

Несмотря на расхождения в трактовке понятия, все авторы единодушны в том, что реабилитационный  процесс в образовательных интернатных учреждениях есть не что иное, как восстановление нормального полноценного детства педагогическими средствами. По нашему мнению, педагогическая реабилитация отлична отмедицинской и  психологической, но  будучи тесно связанной с ними, является условием повышения качества образования в школах-интернатах.

Представляют интерес исследования,  в которых рассматриваются «реабилитационное пространство», «реабилитационное поле» и «реабилитационная среда». В то же время в трактовке содержания этих  понятий между авторами не достигнуто полного единства. Конечно, каждое из понятий подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда проблемном ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы. Однако реабилитационная среда чаще всего соотносится с масштабом образовательного учреждения и может быть  частью реабилитационного пространства в социуме. В рамках образовательной среды, даже если в целом она не может характеризоваться как реабилитационная, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях. Реабилитационное пространство большинство авторов рассматривают как единство ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением меры профилактики и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятия «воспитательная среда» и  «воспитательное пространство» более широко известны в педагогике[1]. Наш опыт работы показывает, что воспитательная среда обладает реабилитационным потенциалом и выступает средством образования [10]. Воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием личностного развития человека (и обучаемого, и обучающего).

Наличие понятий «реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство», как и различные трактовки их содержания, обусловлены неоднозначным определением границ пространства и  среды, их  структурного наполнения, а также  уровня взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные толкования. В переводе с латинского habilitation означает буквально предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей.

В медицинской, психологической и педагогической литературе долгое время понятие «абилитация»   применялось  в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом, и  рассматривалось   в сравнении с понятием реабилитации. Мы считаем целесообразным рассматривать понятие «абилитация»  в сравнении и с понятиями«адаптация», «интеграция»,«инклюзия».

Адаптация - возможность реализовать  накопленный социальный потенциал в данном сообществе.

Интеграция - процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого своего члена.

Инклюзия может рассматриваться как  попытка придать всем учащимся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, и сиротам, и оставшимся без попечения родителей,  уверенности в своих силах. Инклюзия - это принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к его образованию. Дети, обучающиеся в школах-интернатах, нуждаются не только в развитии своих способностей и достижении успехов в процессе обучения, но и  особом отношении и поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются другим стилем жизни. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации педагогами.

В школе-интернате нельзя не учитывать возможности окружающего ребенка пространства. Более того, очень важно, чтобы ребенок сам принимал участие в создании и (или) изменении (улучшении) этого пространства.

Поэтому в школе-интернате целесообразно сформировать абилитационно-воспитательное пространство, которое позволит интегрировать традиционность и инновационность в управлении качеством образования, обеспечить целостность всех компонентов педагогического процесса, усовершенствовать жизнь детей,  сделав ее яркой, насыщенной  интересными событиями, направить все процессы деятельности школы-интерната на достижение требуемых результатов по качеству (рис. 1). 

Рис. 1. Модель абилитационно-воспитательного пространства Починковской школы-интерната.

Установлено, что  формирование абилитационно-воспитательного  пространства опирается на компетентностный, партисипативный и  личностно-деятельностный  подходы к образованию, которые обуславливают: 

  • поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичности «знаниевой» составляющей в учебно-воспитательном процессе и предусматривающих  модульно-компетентностную ориентацию учебного материала, обеспечивающую в пределах образовательного модуля комплексное освоение знаний, умений, навыков и опыта деятельности в рамках формирования конкретной компетенции;
  • развитие государственно-общественных институтов в сфере образования в строгом соответствии с действующим законодательством, их  конструктивный диалог на основе информационной прозрачности и открытости с целью повышения эффективности деятельности образовательных учреждений;
  • формирование субъект-субъектных отношений во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и управления качеством образования.

Сегодня всем очевидно, что от качества образования напрямую зависит уровень нашей жизни в будущем [5].  Образование - это не только мощный инструмент консолидации общества, оно по природе своей - институт общественного согласия. Роль образования заключается в уменьшении социального неравенства, преодолении бедности, безработицы, национальных конфликтов, развитии социальной мобильности населения, формировании качества жизни [6].

Например, в процессе оценки качества образования в школе-интернате, кроме общеобразовательной подготовки, оценивается трудовая и социальная подготовка воспитанников, а также подготовка в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, качество создаваемой адаптивно-развивающей безбарьерной среды для обучаемых детей-инвалидов (специальные лифты и туалеты, пандусы, специальное оборудование с учетом нарушений обучающихся, создание центров для дистанционной, модульной и коммуникационной форм обучения и др.) [3].

Социокультурная роль образования заключается в хранении генерации и трансляции культурного достояния общества, в наращивании интеллектуального и культурного слоя нации, в формировании новой и сохранении традиционной системы ценностей, в изменении менталитета личности и общества, приспособлении их к новым условиям бытия [8].

Формирование абилитационно-воспитательного  пространства  обеспечивает управление качеством образования в школе-интернате на  основе  педагогики отношений (а не требований), а также  реализацию образовательных потребностей детей в соответствии с их способностями и возможностями, формирование позитивной мотивации к независимой жизни, навыков самообслуживания и включение в полноценную общественную деятельность [7].

Вывод. Абилитационно-воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) и способное выступить интегрированным условием их личностного развития, получения образования детьми в соответствии с их способностями в целях адаптации и включения в общество, в том числе - приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,  г. Казань.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Кашина С.Г., Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – ИМПЕРАТИВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14433 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674