Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HISTORICAL BACKGROUND OF THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF QUALITY MANAGEMENT EDUCATION IN A BOARDING SCHOOL

Pugacheva N.B. 1 Lunev A.N. 2 Chepuryshkin I.P. 3
1 Kazan State University of Architecture and Engineering
2 Kazan State Technical University n.a. A.N Tupolev
3 Smolensk regional governments budget educational institution for students and pupils with disabilities "Pochinkovskaya special (correctional) boarding school VII-VIII species"
The article presents the historical background of scientific and methodological foundations of quality management education in a boarding school, defined and scientifically sound principles of quality management education in a boarding school (integration of social partnership experts the quality of education, project-target organization of the educational process). Found that the integration principle ensures system integrity of all components of the process of quality management education, the elimination of disintegrating factors leading to the fragmentation process quality management education or enhance the relative independence of its structure-forming components, identification of missing components, active involvement in the management of which the quality of education will determine its optimality. Choosing the principle of social partnership of experts due to the release of the quality of education in the management of the quality of education of three components: assessment of the quality of education by state experts, experts, social and professional institutions, the subjects of educational institution. Inclusion of a set of principles of quality management education principle design of the target organization of the educational process caused by the transition from education to the Gnostic paradigm design targeted training, distribution of grant support innovative projects in the field of education. The structural relationship between the components of a quality management education based on certain principles.
subjects of educational institution
the relationship between the structural components of quality management education
evaluation of the quality of education
the principle design of the target organization of the educational process
the principle of social partnership experts the quality of education
the integration principle
the principle of quality management education in a boarding school
quality management education in a boarding school
Создание научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате имеет исторические предпосылки. Цель статьи - разработать научно-методические основы управления качеством образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявление исторических предпосылок научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате; определение  принципов   управления качеством образования в школе-интернате. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и  социолого-педагогические (наблюдение,  анализ случая) методы.

Результаты исследования. Мысль о необходимости проявлять заботу об образовании детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, высказал еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который писал, что из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека. Сильнейшее влияние на развитие теории и практики образования в школе-интернате оказали идеи эпохи Просвещения, а позднее и Французской революции, в период которой было провозглашено право на всеобщее образование. Например, И. Песталоцци принадлежит идея создания специальных воспитательных домов для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с абилитационной программой. Французские ученые (Ж. Итар) положили начало медико-педагогическому направлению в обеспечении качества образования в школе-интернате, из которого развилась так называемая лечебная педагогика.

В первой четверти XIX века стало формироваться новое направление в образовании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создаваться множество вариативных учреждений - приютов,  частных школ-пансионов, колоний, убежищ и других.  Эти учреждения содержались на средства государства, благотворительных организаций, муниципалитетов, частных лиц. Одни из первых таких учреждений - начальные школы для учащихся в Германии в городе Зайтце в 1803 году,  приют пастора Хальденванга  в городе Вильдеберге в 1835 году,  приют мисс Уайт в Лондоне в 1846 году и другие. Наибольший интерес представляет деятельность французского врача-педагога  Э.Сегена, пропагандировавшего идеи  абилитации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создавшего в  1841 году частную школу-интернат. Сильное влияние на развитие теории и практики образования в школе-интернате оказал швейцарский врач-педагог И. Гуггенбюль (1816-1863 годы), который в 1841 году открыл Абендбергский приют. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников  сделали это учреждение и самого И. Гуггенбюля настолько популярными, что ими заинтересовались во всех европейских государствах. Таким образом, к  концу ХIХ века в педагогике был накоплен обширный опыт по управлению образованием в школе-интернате.

Развитие теории и практики образования в школе-интернате в начале XX века привело к возникновению педологии. Одним из известных российских исследователей, внесших большой вклад в развитие теории и практики образования в школе-интернате,  является  П.П. Блонский (1884-1941 годы), который пытался выявить причинно-следственные связи в развитии ребенка и  стремился к выявлению интегральных возрастных характеристик.

Особого внимания заслуживает деятельность Л.С. Выготского (1896-1934 годы), который вводит понятие «социальная ситуация развития» как  совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. В настоящее время идеи  Л.С. Выготского получили особое значение в системе интернатного образования, предполагающей не только предоставление равных образовательных шансов для всех детей, но и упразднение специальных школ для аномально развивающихся.

Поиски путей повышения качества образования в школе-интернате обусловили включение в научный оборот понятий «интеграция», «абилитация», «включение» (inclusion). Интеграция предусматривает объединение в стенах школы-интерната учащихся с разными образовательными возможностями и создание общей интегрированной школы. Абилитация предполагает формирование в школе-интернате социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей. Понятие  «включение» (inclusion) отражает  новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе и означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе-интернате каждого принимают и считают важным членом коллектива.

Анализ исторических предпосылок показал, что научно-методические основы управления качеством образования в школе-интернате могут включать принципы  интеграции, социального партнерства экспертов качества образования, проектно-целевой организации образовательного процесса.

Принцип интеграции обеспечивает: во-первых, системную целостность всех компонентов процесса управления качеством образования (субъектов образовательных правоотношений, объектов оценки качества образования, цели, принципов, методов и средств управления качеством образования и других); во-вторых, устранение  дезинтегрирующих факторов (многосубъектность оценки качества образования, многоуровневость результатов образования, многокритериальность, субъективность экспертов оценки качества образования и т.п.), ведущих к разобщенности процесса управления качеством образования или усилению относительной самостоятельности его структурообразующих компонентов; в-третьих, выявление недостающих компонентов, активное включение которых в процесс управления качеством образования обусловит его оптимальность. Управление качеством образования на основе принципа интеграции позволяет выявить структурные взаимосвязи между его компонентами: (1)  эффективность управления качеством образования повышается при условии заинтересованности всех субъектов образовательных правоотношений (обучаемых и их родителей, руководителей и преподавателей образовательных учреждений, государственных и муниципальных органов власти, органов управления образованием) в росте качества всех возможностей образовательного учреждения, обеспечивающих результат; (2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии внешней оценки его результативной стороны; (3) результативность процесса качества образования возрастает при условии внутренней оценки его содержания;  (4) действенность процесса качества образования повышается при условии его соответствия образовательным  потребностям личности, ожиданиям общества и требованиям государственных образовательных стандартов; (5)  актуализация управления качеством образования увеличивается при условии достижения согласованности всех субъектов образовательного процесса в единстве критериев его оценки;  (6)  совершенствование  управления качеством  образования достигается  при условии построения  взаимосвязанных моделей управления качеством образования на всех уровнях (федеральном,  региональном,  муниципальном,  уровне учебного заведения,  уровне образовательной программы,  уровне преподавателя и уровне обучаемого); (7)  упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии функционального взаимодействия его субъектов, посредством директивной регламентации их прав и обязанностей (инструкций о должных обязанностях, положений о структурных подразделениях и основных направлениях деятельности (учебной, научной, методической, воспитательной) образовательных учреждений, договоров об оказании образовательных услуг и т. п.).  Управление качеством образования на основе принципа интеграции позволяет все процессы деятельности образовательного учреждения направить на достижение требуемых результатов по качеству. Это особенно важно для обеспечения качества образования в школе-интернате, где обучаются дети не только с разными  образовательными потребностями, но многие из них  нуждаются в особом отношении и поддержке.

Выбор  принципа социального партнерства экспертов качества образования обусловлен выделением в управлении качеством образования трех составляющих. Во-первых, это оценка качества образования государственными компетентными экспертами (членами специальной комиссии, специалистами органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти). Во-вторых, это оценка качества образования компетентными экспертами общественно-профессиональных институтов. В-третьих, это оценка качества образования субъектами управления образовательным учреждением (руководителями образовательного учреждения, преподавателями, обучаемыми и их родителями): условий реализации образовательных программ,  возможностей удовлетворения образовательных потребностей, академической и профессиональной мобильности. Управление качеством образования на основе принципа социального партнерства экспертов позволяет выявить следующие взаимосвязи между его структурообразующими компонентами: (1) эффективность управления качеством образования повышается при условии  обеспечения целостности действий экспертов по  качеству образования; (2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии консультативно-развивающего характера процедуры оценки качества образовательной деятельности; (3) результативность процесса качества образования возрастает при условии  проведения непрерывной научно обоснованной диагностико-прогностической оценки качества результата образовательной деятельности; (4)  актуализация управления качеством образования увеличивается при условии соблюдения законности в процессе процедуры оценки качества образовательной деятельности; (5)  совершенствование  управления качеством  образования достигается  при условии  оценки качества образовательной деятельности внешними и внутренними компетентными экспертами; (6) упорядоченность управления качеством  образования увеличивается при условии информационной прозрачности и открытости  оценки  качества образования.

Включение в совокупность принципов управления качеством образования принципа проектно-целевой организации образовательного процесса обусловлено, во-первых, переходом от гностической, так называемой «знаниевой», парадигмы образования к проектно-целевому обучению, а во-вторых, распространением грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования. Проектно-целевое обучение ориентировано на повышение качества образования посредством организации самостоятельной  деятельности обучаемых (индивидуальной, парной, групповой), выполняемой  в течение определенного отрезка времени, и развития сотворчества педагогов и обучаемых. Установлено, что в процессе проектно-целевого обучения у педагогов и обучаемых формируются и развиваются следующие качества:  коммуникативные (культура действий и взаимодействий, навыки вариативного общения; умение ориентироваться в интонационном многообразии, овладение способами «интонационного» воздействия; умение адекватно самовыражаться в общении; способность чутко воспринимать особенности поведения как своего, так и чужого; убеждать и внушать, подбирая убедительные аргументы и доводы, нужные слова; умение слушать; систематизировать и обобщать незначительные детали поведения, каждого обучаемого с целью анализа его состояния, настроения, мыслей);  рефлексивные (способность к самоуправлению; самоконтроль и сознательное самосовершенствование, корректировка своего поведения; умение сочетать свободу, инициативу, ответственность; способность пользоваться методом самовнушения и самобережения в кризисный период деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию; способность брать на себя ответственность; перевоплощаться);  креативные (потребность в профессиональном самосовершенствовании; учитывать все, что влияет на результат; конкретизировать педагогические (профессиональные) задачи в поэтапные и оперативные;  умение быстро принимать оптимальное решение с последующим осознанным анализом; способность сознательного и целенаправленного управления педагогическим процессом; активно применять специальные знания; отличить мнение от фактов; ограниченно переходить от экспромта к запланированному; умение ориентироваться на обучаемого как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение соотносить затруднения обучаемых с недочетами в своей работе);   гуманистические (способность разбираться в мотивах и чувствах другого человека, сочувствовать, сопереживать; способность к активному эмпатийному слушанию).

Распространение грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования в настоящее время все более возрастает. Управление качеством образования на основе принципа проектно-целевой организации образовательного процесса позволяет выявить между его компонентами следующие структурные взаимосвязи: (1) эффективность управления качеством образования повышается при условии разработки и реализации проектов, как комплексов научных исследований, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по повышению качества образования, организации педагогических процессов в пространстве и во времени; (2)  оптимизация процесса качества образования усиливается при условии включения обучаемых в вариативную проектную деятельность; (3)  результативность процесса качества образования возрастает при условии выполнения обучаемыми интериоризированных проектных заданий; (4) действенность процесса качества образования повышается при условии; (5) упорядоченность управления качеством  образования увеличивается при условии развития конструктивного диалога между педагогическим сообществом и институтами гражданского общества в процессе разработки и реализации проектов качественного преобразования компонентов учебно-воспитательного процесса. 

Вывод. Анализ исторических предпосылок научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате показал, что в любой стране переход интернатного образования на новые этапы своего развития детерминируется изменением отношения общества и государства к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и их правам.

Рецензенты:

Тимонин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,  г. Казань.