Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Пугачева Н.Б. 1 Лунев А.Н. 2 Чепурышкин И.П. 3
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
3 Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
В статье представлены исторические предпосылки научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате, определены и научно обоснованы принципы управления качеством образования в школе-интернате (интеграции, социального партнерства экспертов качества образования, проектно-целевой организации образовательного процесса). Установлено, что принцип интеграции обеспечивает системную целостность всех компонентов процесса управления качеством образования, устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности процесса управления качеством образования или усилению относительной самостоятельности его структурообразующих компонентов, выявление недостающих компонентов, активное включение которых в процесс управления качеством образования обусловит его оптимальность. Выбор принципа социального партнерства экспертов качества образования обусловлен выделением в управлении качеством образования трех составляющих: оценка качества образования государственными экспертами, экспертами общественно-профессиональных институтов, субъектами управления образовательным учреждением. Включение в совокупность принципов управления качеством образования принципа проектно-целевой организации образовательного процесса обусловлено переходом от гностической парадигмы образования к проектно-целевому обучению, распространением грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования. Выявлены структурные взаимосвязи между компонентами управления качеством образования на основе определенных принципов.
субъекты управления образовательным учреждением
структурные взаимосвязи между компонентами управления качеством образования
оценка качества образования
принцип проектно-целевой организации образовательного процесса
принцип социального партнерства экспертов качества образования
принцип интеграции
принцип управления качеством образования в школе-интернате
управление качеством образования в школе-интернате
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/fik/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Исторические формы государственного, семейного и частного образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. - 2013. – Выпуск № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf (дата обращения: 03.06.2014).
4. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. - № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 25.01.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. - № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 29.06.2014).
7. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 37 с.
8. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Профессионально-культурная компетентность – показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. - № 11. – С. 183-188.
9. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. – 2010. - № 1. – С. 71-83.
10. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. - № 1. – С. 64-71.
Создание научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате имеет исторические предпосылки. Цель статьи - разработать научно-методические основы управления качеством образования в школе-интернате. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявление исторических предпосылок научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате; определение  принципов   управления качеством образования в школе-интернате. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и  социолого-педагогические (наблюдение,  анализ случая) методы.

Результаты исследования. Мысль о необходимости проявлять заботу об образовании детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, высказал еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который писал, что из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека. Сильнейшее влияние на развитие теории и практики образования в школе-интернате оказали идеи эпохи Просвещения, а позднее и Французской революции, в период которой было провозглашено право на всеобщее образование. Например, И. Песталоцци принадлежит идея создания специальных воспитательных домов для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с абилитационной программой. Французские ученые (Ж. Итар) положили начало медико-педагогическому направлению в обеспечении качества образования в школе-интернате, из которого развилась так называемая лечебная педагогика.

В первой четверти XIX века стало формироваться новое направление в образовании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создаваться множество вариативных учреждений - приютов,  частных школ-пансионов, колоний, убежищ и других.  Эти учреждения содержались на средства государства, благотворительных организаций, муниципалитетов, частных лиц. Одни из первых таких учреждений - начальные школы для учащихся в Германии в городе Зайтце в 1803 году,  приют пастора Хальденванга  в городе Вильдеберге в 1835 году,  приют мисс Уайт в Лондоне в 1846 году и другие. Наибольший интерес представляет деятельность французского врача-педагога  Э.Сегена, пропагандировавшего идеи  абилитации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создавшего в  1841 году частную школу-интернат. Сильное влияние на развитие теории и практики образования в школе-интернате оказал швейцарский врач-педагог И. Гуггенбюль (1816-1863 годы), который в 1841 году открыл Абендбергский приют. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников  сделали это учреждение и самого И. Гуггенбюля настолько популярными, что ими заинтересовались во всех европейских государствах. Таким образом, к  концу ХIХ века в педагогике был накоплен обширный опыт по управлению образованием в школе-интернате.

Развитие теории и практики образования в школе-интернате в начале XX века привело к возникновению педологии. Одним из известных российских исследователей, внесших большой вклад в развитие теории и практики образования в школе-интернате,  является  П.П. Блонский (1884-1941 годы), который пытался выявить причинно-следственные связи в развитии ребенка и  стремился к выявлению интегральных возрастных характеристик.

Особого внимания заслуживает деятельность Л.С. Выготского (1896-1934 годы), который вводит понятие «социальная ситуация развития» как  совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. В настоящее время идеи  Л.С. Выготского получили особое значение в системе интернатного образования, предполагающей не только предоставление равных образовательных шансов для всех детей, но и упразднение специальных школ для аномально развивающихся.

Поиски путей повышения качества образования в школе-интернате обусловили включение в научный оборот понятий «интеграция», «абилитация», «включение» (inclusion). Интеграция предусматривает объединение в стенах школы-интерната учащихся с разными образовательными возможностями и создание общей интегрированной школы. Абилитация предполагает формирование в школе-интернате социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей. Понятие  «включение» (inclusion) отражает  новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе и означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе-интернате каждого принимают и считают важным членом коллектива.

Анализ исторических предпосылок показал, что научно-методические основы управления качеством образования в школе-интернате могут включать принципы  интеграции, социального партнерства экспертов качества образования, проектно-целевой организации образовательного процесса.

Принцип интеграции обеспечивает: во-первых, системную целостность всех компонентов процесса управления качеством образования (субъектов образовательных правоотношений, объектов оценки качества образования, цели, принципов, методов и средств управления качеством образования и других); во-вторых, устранение  дезинтегрирующих факторов (многосубъектность оценки качества образования, многоуровневость результатов образования, многокритериальность, субъективность экспертов оценки качества образования и т.п.), ведущих к разобщенности процесса управления качеством образования или усилению относительной самостоятельности его структурообразующих компонентов; в-третьих, выявление недостающих компонентов, активное включение которых в процесс управления качеством образования обусловит его оптимальность. Управление качеством образования на основе принципа интеграции позволяет выявить структурные взаимосвязи между его компонентами: (1)  эффективность управления качеством образования повышается при условии заинтересованности всех субъектов образовательных правоотношений (обучаемых и их родителей, руководителей и преподавателей образовательных учреждений, государственных и муниципальных органов власти, органов управления образованием) в росте качества всех возможностей образовательного учреждения, обеспечивающих результат; (2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии внешней оценки его результативной стороны; (3) результативность процесса качества образования возрастает при условии внутренней оценки его содержания;  (4) действенность процесса качества образования повышается при условии его соответствия образовательным  потребностям личности, ожиданиям общества и требованиям государственных образовательных стандартов; (5)  актуализация управления качеством образования увеличивается при условии достижения согласованности всех субъектов образовательного процесса в единстве критериев его оценки;  (6)  совершенствование  управления качеством  образования достигается  при условии построения  взаимосвязанных моделей управления качеством образования на всех уровнях (федеральном,  региональном,  муниципальном,  уровне учебного заведения,  уровне образовательной программы,  уровне преподавателя и уровне обучаемого); (7)  упорядоченность управления качеством образования увеличивается при условии функционального взаимодействия его субъектов, посредством директивной регламентации их прав и обязанностей (инструкций о должных обязанностях, положений о структурных подразделениях и основных направлениях деятельности (учебной, научной, методической, воспитательной) образовательных учреждений, договоров об оказании образовательных услуг и т. п.).  Управление качеством образования на основе принципа интеграции позволяет все процессы деятельности образовательного учреждения направить на достижение требуемых результатов по качеству. Это особенно важно для обеспечения качества образования в школе-интернате, где обучаются дети не только с разными  образовательными потребностями, но многие из них  нуждаются в особом отношении и поддержке.

Выбор  принципа социального партнерства экспертов качества образования обусловлен выделением в управлении качеством образования трех составляющих. Во-первых, это оценка качества образования государственными компетентными экспертами (членами специальной комиссии, специалистами органов управления образованием, государственных и муниципальных органов власти). Во-вторых, это оценка качества образования компетентными экспертами общественно-профессиональных институтов. В-третьих, это оценка качества образования субъектами управления образовательным учреждением (руководителями образовательного учреждения, преподавателями, обучаемыми и их родителями): условий реализации образовательных программ,  возможностей удовлетворения образовательных потребностей, академической и профессиональной мобильности. Управление качеством образования на основе принципа социального партнерства экспертов позволяет выявить следующие взаимосвязи между его структурообразующими компонентами: (1) эффективность управления качеством образования повышается при условии  обеспечения целостности действий экспертов по  качеству образования; (2) оптимизация процесса качества образования усиливается при условии консультативно-развивающего характера процедуры оценки качества образовательной деятельности; (3) результативность процесса качества образования возрастает при условии  проведения непрерывной научно обоснованной диагностико-прогностической оценки качества результата образовательной деятельности; (4)  актуализация управления качеством образования увеличивается при условии соблюдения законности в процессе процедуры оценки качества образовательной деятельности; (5)  совершенствование  управления качеством  образования достигается  при условии  оценки качества образовательной деятельности внешними и внутренними компетентными экспертами; (6) упорядоченность управления качеством  образования увеличивается при условии информационной прозрачности и открытости  оценки  качества образования.

Включение в совокупность принципов управления качеством образования принципа проектно-целевой организации образовательного процесса обусловлено, во-первых, переходом от гностической, так называемой «знаниевой», парадигмы образования к проектно-целевому обучению, а во-вторых, распространением грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования. Проектно-целевое обучение ориентировано на повышение качества образования посредством организации самостоятельной  деятельности обучаемых (индивидуальной, парной, групповой), выполняемой  в течение определенного отрезка времени, и развития сотворчества педагогов и обучаемых. Установлено, что в процессе проектно-целевого обучения у педагогов и обучаемых формируются и развиваются следующие качества:  коммуникативные (культура действий и взаимодействий, навыки вариативного общения; умение ориентироваться в интонационном многообразии, овладение способами «интонационного» воздействия; умение адекватно самовыражаться в общении; способность чутко воспринимать особенности поведения как своего, так и чужого; убеждать и внушать, подбирая убедительные аргументы и доводы, нужные слова; умение слушать; систематизировать и обобщать незначительные детали поведения, каждого обучаемого с целью анализа его состояния, настроения, мыслей);  рефлексивные (способность к самоуправлению; самоконтроль и сознательное самосовершенствование, корректировка своего поведения; умение сочетать свободу, инициативу, ответственность; способность пользоваться методом самовнушения и самобережения в кризисный период деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию; способность брать на себя ответственность; перевоплощаться);  креативные (потребность в профессиональном самосовершенствовании; учитывать все, что влияет на результат; конкретизировать педагогические (профессиональные) задачи в поэтапные и оперативные;  умение быстро принимать оптимальное решение с последующим осознанным анализом; способность сознательного и целенаправленного управления педагогическим процессом; активно применять специальные знания; отличить мнение от фактов; ограниченно переходить от экспромта к запланированному; умение ориентироваться на обучаемого как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение соотносить затруднения обучаемых с недочетами в своей работе);   гуманистические (способность разбираться в мотивах и чувствах другого человека, сочувствовать, сопереживать; способность к активному эмпатийному слушанию).

Распространение грантовой поддержки инновационных проектов в сфере образования в настоящее время все более возрастает. Управление качеством образования на основе принципа проектно-целевой организации образовательного процесса позволяет выявить между его компонентами следующие структурные взаимосвязи: (1) эффективность управления качеством образования повышается при условии разработки и реализации проектов, как комплексов научных исследований, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по повышению качества образования, организации педагогических процессов в пространстве и во времени; (2)  оптимизация процесса качества образования усиливается при условии включения обучаемых в вариативную проектную деятельность; (3)  результативность процесса качества образования возрастает при условии выполнения обучаемыми интериоризированных проектных заданий; (4) действенность процесса качества образования повышается при условии; (5) упорядоченность управления качеством  образования увеличивается при условии развития конструктивного диалога между педагогическим сообществом и институтами гражданского общества в процессе разработки и реализации проектов качественного преобразования компонентов учебно-воспитательного процесса. 

Вывод. Анализ исторических предпосылок научно-методических основ управления качеством образования в школе-интернате показал, что в любой стране переход интернатного образования на новые этапы своего развития детерминируется изменением отношения общества и государства к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и их правам.

Рецензенты:

Тимонин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,  г. Казань.


Библиографическая ссылка

Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Чепурышкин И.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14364 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674