Ведущей идеей в работах А.С.Ахманова, Н.Н.Волкова, А.Н.Габричевского, А.Н.Смирнова, Б.М.Теплова и др. была идея о том, что «культура и, прежде всего, занятие искусством являются важнейшими формирующими личность факторами. Они образуют ее культурное сознание и самосознание, раскрывают и развивают ее способности [7].
Одним из первых изобразительную деятельность, как средство творческого развития, раскрыл в своих исследованиях Ф.И.Шмит [17]. Основу концепции обучения детей рисованию Ф.И.Шмита составляет строго поэтапное обучение. Согласно концепции автора, развитие детского изобразительного творчества как бы повторяет стадии развития искусства.
Поскольку образное мышление в онтогенезе развивается раньше логического, следовательно, в обучении необходимо начинать со «знаний-образов» и создания условий для приобретения детьми таких знаний в процессе накопления личного опыта живых впечатлений от общения с окружающей природой и человеческой деятельностью.
Развитие эмоционального, ассоциативного мышления осуществляется при непосредственном приобщении детей к искусству и не сводится только к отработке и совершенствованию художественной технике. Этот процесс предполагает развитие воображения и умения выражать внутренние переживания посредством образов. Руководство при обучении заключается в том, чтобы научить детей способам разрешения художественных задач с учетом, что сами проблемы носят обычно не технический, а психологический характер. Ребенок должен научиться переживать свои образы как самое интимное, личностно-ценное [2].
Важнейшим принципом развития в изобразительной деятельности, по мнению А.Б. Бакушинского [1], является освоение изобразительных средств, среди которых он выделяет ритм, как организационное начало в художественном изображении, помогающее осваивать пространство листа, и цвет, как одно из наиболее ярких художественно-выразительных средств. Для рисования также важен двигательный и зрительный опыт ученика.
В исследованиях изобразительной деятельности детей: авторы С.Н. Шабалин, С.В.Мухин, З.М. Богуславская, К.И. Вересотская, Э.А. Ферапонтова, С.Г. Якобсон изучали особенности зрительного восприятия цвета и формы у детей. Развитие процесса восприятия в изобразительной деятельности рассматривался А.Ф.Миньковой, Г.С.Филипюк и др. Возрастные особенности представления и воображения раскрыты Н.С.Лукиным, М.А.Музафаровым, В.Г.Степановым.
Изучение процесса изобразительного творчества В.И.Сурикова проведено С.Г.Каплановой [3]. По мнению автора, предметом анализа творческой изобразительной деятельности должны являться процессы восприятия, творческого воображения и представления.
Большой вклад в понимание специфики изобразительной деятельности как деятельности, проявляющей и развивающей творческие способности личности, специальных изобразительных способностей внесли исследования И.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко.
Учебная изобразительная деятельность, главным образом, рисование с натуры - рассматривается Е.И.Игнатьевым, как основа для развития художественного изобразительного творчества, успешность которого автор связывает с продуктивной работой воображения, при этом: «для полноценной работы «по воображению» требуется предварительно научиться изображению соответствующих предметов с натуры [12].
В исследованиях Н.Н.Волкова глубоко изучены проблемы восприятия и представления с точки зрения профессионального художественного изображения. Разработана проблема «обратных связей» т.е. влияние восприятия, возникающего в процессе рисования изображений, на процесс изобразительной деятельности.
Методологическое обоснование дальнейшие исследования изобразительной деятельности получили с позиций деятельностного подхода работы С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Ф.Ломова.
В работах преподавателей-методистов получает широкое распространение термин «учебная изобразительная деятельность», основным содержанием которой является овладение исторически сложившимися изобразительными средствами (В.П.Зинченко, А.А.Мелик-Пашаев, З.И.Новлянская, Н.Н.Ростовцев и др.).
В парадигме деятельностного подхода, изобразительная деятельность рассматривается исследователями (Г.В.Лабунская, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.) как художественно-творческая деятельность. Она направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемым предметам, как фактор развития эстетического восприятия, воспитания художественным творчеством [4]. При этом, авторы отмечают, что «одного, даже целостного эмоционального, эстетического восприятия недостаточно для создания рисунка. Для того, чтобы передать в рисунке задуманное, необходимо учить техническим навыкам, исполнительству, умению владеть карандашом и другими инструментами». Для развития творчества необходимы определенные знания, навыки и умения, освоение способов деятельности, т.е. целенаправленное обучение использованию средств построения художественного образа.
Т.А.Соловьева в своем исследовании [15] отмечает, что «главная цель изобразительной деятельности состоит в развитии эстетического сознания детей». По мнению автора, эстетическая оценка явлений реального мира является основой изобразительных способностей.
Е.А.Флерина справедливо отмечает: «Нарастание творческих задач прямо пропорционально закреплению и росту учебных достижений, то есть, чем более закреплено то или иное учебное достижение в рисовании, лепке, тем шире оно может обрастать замыслами ребенка, и наоборот» [6].
В нашей стране и за рубежом хорошо известен курс художественного воспитания «Творчество и выражение» итальянских авторов М.К.Претте и А.Капальдо [11]. Разработчики этого курса предлагают широкий спектр практических задач, связанных с освоением различных видов и жанров изобразительного искусства, художественных материалов и приемов работы с ними.
В исследованиях авторов (Е.Я.Басин, В.П.Зинченко, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина) выделены этапы овладения изобразительной деятельностью: доизобразительная, знаковая, иконическая [8].
Е.Я.Басин обозначил этапы становления художественной изобразительной деятельности:
- изучение чужих произведений;
- собственная практическая деятельность, которая начинается с подражания образцам;
- эстетическая направленность, образующая ядро художественной личности;
- постоянный упорный труд.
С.Л.Рубинштейн в своих исследованиях отмечал формирующее воздействие изобразительной деятельности на восприятие рисующего. «Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено восприятием, но и восприятие... обусловлено изображением; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними» [13].
На связь изобразительной деятельности и мышления указывал еще в XIX веке выдающийся педагог-художник П.П.Чистяков: «Рисовать - значит соображать...» [5]. Особую ценность представляют его педагогические взгляды, в которых он ратовал за метод рисования с натуры и разработал систему поверочного рисования, построенную на законах науки и искусства, обеспечивающую уменьшение ошибок учащихся, возможных при построении формы и конструкции изображаемого объекта [9]. В.С. Кузин представлял изобразительную деятельность как процесс последовательного решения конкретных мыслительных задач, которыми рисующий должен предварять каждое свое практическое действие, таким образом, связывая изобразительный процесс с активной работой мышления рисующего.
О.И. Никифоровой отмечено принципиальное различие способов умственных действий у тех, «кто ищет понимания предмета, и у тех, кто создает типический образ в рисунке». Первые - «анализируют воспринимаемый предмет, выделяют признаки и обобщают их». Вторые - «анализируют предметы и производят действия - рисуют» [10].
Рисование, по мнению Н.Г. Салминой, учит «осуществлять анализ по выделению объектов, идентифицировать их в изображении, выделять отдельные признаки в объекте, и, тем самым, способствует развитию интеллекта» [14].
Итак, обзорный анализ исследований изобразительной деятельности как педагогической проблемы широко освещался многими педагогами-исследователями и методистами, каждый из которых раскрывал определенную ее сторону. В результате, по нашему мнению, начиная с 20-х годов ХХ века, изобразительная деятельность достаточно глубоко и объемно раскрыта и охарактеризована. Почти все ее аспекты были затронуты и подверглись тщательному исследованию, результаты которых представлены в нашем ретроспективном обзоре.
Рецензенты:
Терехов П.П., д.п.н., профессор, первый проректор Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.
Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.