С другой, применение в обучении образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям [5]. Дидактические возможности телекоммуникаций являются основой электронного обучения. Прежде всего, это - целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося [6]. Очевидно, что WEB-технологии предоставляют принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования [4] и, прежде всего, самообразования [5, 6]. Однако, сложившаяся к настоящему моменту система обучения, не направлена на развитие способностей студентов к самообучению. Формирование у студентов способностей к самообразованию на основе WEB-технологий, происходит произвольно, медленно и неэффективно. В первую очередь это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления преподавателей о проблемах применения web-технологий в развитии самостоятельной деятельности студентов. Не являются исключением бакалавры педагогического образования. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке и обосновании методики, способствующей развитию самостоятельной деятельности студентов на основе web-технологий. Современный педагог должен постоянно осуществлять профессиональное самообразование, обладать способностью к самоорганизации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Нами было выдвинуто предположение о том, что развитию самостоятельности студентов способствуют реальные профессиональные ситуации, в которых студент вынужден самостоятельно работать на основе web-технологий.
Цель исследования - определить педагогические условия погружения будущих учителей в практическую педагогическую деятельность по подготовке и проведению занятия с одногруппниками в курсе «Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании», которые будут способствовать развитию способностей студентов самостоятельности на основе web-технологий.
Материал и методы исследования. Итак, процесс формирования способностей к самостоятельной учебной деятельности на основе web-технологий студента должен быть организован в процессе погружения в будущую профессиональную деятельность. Нами выявлены различные способы такого погружения, одним из которых является практическая деятельность студента по подготовке и проведению занятия со студентами своей группы.
Содержанием деятельности студента в данном случае выступает деятельность, как учителя-разработчика занятия по курсу «ИКТ в образовании». Для проведения эффективного занятия студенту-преподавателю необходимо пройди все этапы подготовки к нему: от изучения содержания и освоения программного обеспечения до разработки плана и контрольно-оценочных материалов. В этих условиях, на наш взгляд, наиболее подходящей для организации занятий является технология проектной деятельности.
С учетом направленности курса на развитие способности студентов к самостоятельной учебной деятельности на основе web-технологий в условиях погружения в деятельность учителя по подготовке и проведению занятий, применение системы электронного обучения является наиболее выгодным и оправданным при реализации смешанной модели обучения [9]. Одним из ключевых моментов нашей модели является применение технологии проектной деятельности в дистанционном курсе, результатом которой, является проведенное занятие со студентами своей группы. Электронный курс разработан автором статьи на платформе LMS Moodle, применяется на площадке дистанционного обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ) и состоит из 6 модулей. Каждый модуль курса - это этап проектной деятельности студентов с конкретными задачами (Таблица 1).
Таблица 1
Модули курса - этапы проектной деятельности
№ модуля |
Тема модуля |
Задачи Модуля |
1. |
Выбор тематики проводимого занятия. |
Получить представление, о том, какое содержание входит в выбранную студентами тему; ознакомиться с требованиями к результатам обучения. |
2. |
Изучение теоретического материала проводимого занятия. |
Изучить основные источники информации; достичь понимания основных вопросов; выделить главное, наметить план. |
3. |
Изучение программных продуктов по теме занятия. |
Скачать необходимые дистрибутивы программ, ознакомиться с документацией; установить программы на свой компьютер; научиться работать в программах; создать свои ресурсы, используя изученные программы. |
4. |
Планирование деятельности по проведению занятия. |
Сформулировать цели занятия, ожидаемые результаты обучения; составить план; определить методы и формы организации учебного процесса; продумать формы контроля; детально разработать план занятия; продумать систему оценивания. |
5. |
Разработка материалов для проведения занятия |
Подготовка дидактических и других сопроводительных материалов: демонстрационных, практических, контролирующих. |
6. |
Организация и проведение занятия. Подведение итогов занятия |
Решение организационных вопросов обучения; руководство деятельностью обучаемых; выставление отметок. |
В модуле находятся: источники информации; задания, в которых обучаемые отправляют результаты своей работы на данном этапе; учебные форумы, на которых участники курса высказывают свое мнение по учебным вопросам; форумы рефлексии, на которых обсуждаются итоги и затруднения, возникшие в процессе преодоления данного этапа. Кроме этого, студенты всегда могут задать вопросы, устранить свои затруднения в режимах он- и офф- лайн на площадке ДО и на аудиторных занятиях. В итоговом модуле содержатся: глоссарий курса, учебный форум «Анализируем результат» и «Книга жалоб и предложений». В «Книге жалоб и предложений» студенты оставляют свои отзывы и предложения по курсу, которые помогают преподавателю анализировать результат, корректировать структуру, содержание и формы организации процесса обучения.
Для определения степени результативности, используемой нами модели обучения, нами была выбрана группа 1106 Елабужского института К(П)ФУ (ЕИ К(П)ФУ). Для оценки эффективности нами использовались опрос и экспертная оценка занятий, проведенных слушателями курса. Экспертами выступали студенты пятого курса физико-математического факультета, прошедшие курс «ИКТ в образовании» и получившие наивысшую оценку.
Входной опрос обучающихся показал, что у 76% присутствуют затруднения в поиске и отборе необходимого фактологического материала для занятия, 87% затрудняются в поиске, установке и изучению программных приложений (в том числе образовательного назначения), 98% не знают и (или) не умеют работать в социальных сообществах педагогов.
Результаты исследования и их обсуждение
Применяемая нами модель обучения, основанная на погружении обучающихся в будущую профессиональную деятельность, при использовании технологии смешанного обучения с целью развития самостоятельной деятельности студентов вузов на основе web-технологий оказалась результативной. Повторный опрос обучающихся показал, что у 97% избавились от затруднений в поиске и отборе необходимого фактологического материала для занятия, 93% успешно справляются с задачей поиска, установки и изучения программных приложений (в том числе образовательного назначения), 99% зарегистрировались и постоянно работают в социальных сообществах педагогов.
Далее приводим некоторые отзывы студентов третьего курса направления «Педагогическое образование» направления «Правовое образование» (группа 1106) из Книги жалоб и предложений: «Курс полезен для повышения уровня профессионализма студентов педагогического вуза» (Кристина Армянинова); «Изучили огромное количество ЭОР, которые в будущем пригодятся и уже пригодились, узнала много нового и интересного. Узнала о некоторых возможностях и деталях в учебном процессе. Например, как можно составить расписание на школу, вести электронный дневник, каким образом можно посчитать и оценить проделанную контрольную как у отдельно взятого ученика, так и у всего класса и многое другое, узнала о тестовых оболочках, о различных видах тестов, каким образом их можно скачать, как составлять» (Ольга Фадеева); «Теперь если придется вести уроке в школе, мне данный курс пойдет на пользу, и я буду использовать знания, полученные в ходе него. Оказывается, с помощью программ можно очень быстро составить интересные задания, чем вручную тратить весь день. Идея с сайтом и модулями порадовала, очень удобная система, зайти, когда есть возможность и время, эту систему можно взять на заметку на будущее в свою профессию, какие программы наиболее применимы для разных видов уроков» (Елена Харитонова).
Выводы и заключение
Разработанная модель обучения позволила успешно реализовать определение педагогических условий погружения будущих учителей в практическую педагогическую деятельность по подготовке и проведению занятия со студентами своей группы в курсе «ИКТ в образовании», которые способствуют развитию способностей студентов самостоятельности на основе web-технологий. Этому способствует деятельностный подход к обучению, основанный на применении проектной технологии обучения в процессе подготовки и проведения занятия обучающимися при использовании смешанной модели обучения.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., профессор, д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г.Елабуга.
Мухаметшин А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан факультета педагогики и психологии, НИСПТР, г. Набережные Челны.