Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Любимова Е.М. 1 Сабанаев И.А. 2
1 Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
2 Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
В статье рассматриваются проблемы использования web-технологий в развитии самостоятельности студентов вуза. Выдвинуто предположение о том, что развитию самостоятельности студентов способствуют реальные профессиональные ситуации, в которых он вынужден самостоятельно работать на основе web-технологий. Показано, что деятельностный подход к обучению, основанный на применении проектной технологии обучения в процессе подготовки и проведения занятия обучающимися при использовании смешанной модели обучения способствует развитию способностей к самостоятельности студентов вузов на основе web-технологий. Для оценки эффективности использовались опрос и экспертная оценка занятий, проведенных слушателями курса. В статье приводятся некоторые отзывы студентов третьего курса направления «Педагогическое образование» направления «Правовое образование» из «Книги жалоб и предложений», подтверждающие результаты исследования.
студент
самостоятельная работа
информационные и коммуникационные технологии
web-технологии
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс] // сайт Министерства образования и науки. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3409, свободный.
2. Закон об образовании. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] // сайт Министерства образования и науки. – Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/ документы/2974, свободный.
3. Любимова Е.М., Самостоятельность студентов в учебной и научной деятельности в свете новой парадигмы образования // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2013». – Выпуск 4. Том 21. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. – ЦИТ:413-0701 – c. 28-31.
4. Любимова Е.М., Хисамиева Р.М., Построение модели электронного обучения для подготовки школьников к олимпиадам по программированию // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». – Выпуск № 2(11) (апрель-июнь, 2014). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iupr.ru/sovremennye_nauki_i_obrazovanie__2_11__2014g_/.
5. Ниматулаев, М.М., Подготовка учителей к использованию WEB-технологий для самостоятельного повышения квалификации: автореф. дис. док. пед. наук, М., 2012. – 48 с.
6. Сабанаев И.А., Сабанаева З.Ф. Методическая поддержка самостоятельной работы студентов на основе Интернет-технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – Том 2. № 16– Тамбов, 2010. – с.132-134.
7. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс] // сайт Министерства образования и науки. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/885, свободный.
8. Шилова М. И., Белых И. Л. 2010. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 4(94). – с. 38-44.
9. Klochkova Т.І., Organization of independent work of students [Электронный ресурс] // Publishing house Education and Science s.r.o. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/Pedagogica/5_111417.doc.htm, свободный.
Актуальность проблемы использования WEB-технологий в развитии самостоятельности студентов вуза определяется двумя факторами. С одной стороны, требования, предъявляемые обществом и работодателями к выпускнику вуза [8], а так же государственная политика России в области развития образования [1, 2, 7], указывают на тот факт, что одной из ведущих личностных характеристик конкурентоспособного на рынке труда специалиста являются интеллектуальные умения «обучению через всю жизнь» и степень готовности к постоянному самообразованию, самостоятельному повышению квалификации [3, 9].

С другой, применение в обучении образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям [5]. Дидактические возможности телекоммуникаций являются основой электронного обучения. Прежде всего, это - целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося [6]. Очевидно, что WEB-технологии предоставляют принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования [4] и, прежде всего, самообразования [5, 6]. Однако, сложившаяся к настоящему моменту система обучения, не направлена на развитие способностей студентов к самообучению. Формирование у студентов способностей к самообразованию на основе WEB-технологий, происходит произвольно, медленно и неэффективно. В первую очередь это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления преподавателей о проблемах применения web-технологий в развитии самостоятельной деятельности студентов. Не являются исключением бакалавры педагогического образования. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке и обосновании методики, способствующей развитию самостоятельной деятельности студентов на основе web-технологий. Современный педагог должен постоянно осуществлять профессиональное самообразование, обладать способностью к самоорганизации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Нами было выдвинуто предположение о том, что развитию самостоятельности студентов способствуют реальные профессиональные ситуации, в которых студент вынужден самостоятельно работать на основе web-технологий.

Цель исследования - определить педагогические условия погружения будущих учителей в практическую педагогическую деятельность по подготовке и проведению занятия с одногруппниками в курсе «Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании», которые будут способствовать развитию способностей студентов самостоятельности на основе web-технологий.

Материал и методы исследования. Итак, процесс формирования способностей к самостоятельной учебной деятельности на основе web-технологий студента должен быть организован в процессе погружения в будущую профессиональную деятельность. Нами выявлены различные способы такого погружения, одним из которых является практическая деятельность студента по подготовке и проведению занятия со студентами своей группы. 

Содержанием деятельности студента в данном случае выступает деятельность, как учителя-разработчика занятия по курсу «ИКТ в образовании». Для проведения эффективного занятия студенту-преподавателю необходимо пройди все этапы подготовки к нему: от изучения содержания и освоения программного обеспечения до разработки плана и контрольно-оценочных материалов. В этих условиях, на наш взгляд, наиболее подходящей для организации занятий является технология проектной деятельности.

С учетом направленности курса на развитие способности студентов к самостоятельной учебной деятельности на основе web-технологий в условиях погружения в деятельность учителя по подготовке и проведению занятий, применение системы электронного обучения является наиболее выгодным и оправданным при реализации смешанной модели обучения [9]. Одним из ключевых моментов нашей модели является применение технологии проектной деятельности в дистанционном курсе, результатом которой, является проведенное занятие со студентами своей группы. Электронный курс разработан автором статьи на платформе LMS Moodle, применяется на площадке дистанционного обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ) и состоит из 6 модулей. Каждый модуль курса - это этап проектной деятельности студентов с конкретными задачами (Таблица 1).

Таблица 1

Модули курса - этапы проектной деятельности

№ модуля

Тема модуля

Задачи Модуля

1.

Выбор тематики проводимого занятия.

Получить представление, о том, какое содержание входит в выбранную студентами тему; ознакомиться с требованиями к результатам обучения.

2.

Изучение теоретического материала проводимого занятия.

Изучить основные источники информации; достичь понимания основных вопросов; выделить главное, наметить план.

3.

Изучение программных продуктов по теме занятия.

Скачать необходимые дистрибутивы программ, ознакомиться с документацией; установить программы на свой компьютер; научиться работать в программах; создать свои ресурсы, используя изученные программы.

4.

Планирование деятельности по проведению занятия.

Сформулировать цели занятия, ожидаемые результаты обучения; составить план; определить методы и формы организации учебного процесса; продумать формы контроля; детально разработать план занятия; продумать систему оценивания.

5.

Разработка материалов для проведения занятия

Подготовка дидактических и других сопроводительных материалов: демонстрационных, практических, контролирующих.

6.

Организация и проведение занятия. Подведение итогов занятия

Решение организационных вопросов обучения; руководство деятельностью обучаемых; выставление отметок.

В модуле находятся: источники информации; задания, в которых обучаемые отправляют результаты своей работы на данном этапе; учебные форумы, на которых участники курса высказывают свое мнение по учебным вопросам; форумы рефлексии, на которых обсуждаются итоги и затруднения, возникшие в процессе преодоления данного этапа. Кроме этого, студенты всегда могут задать вопросы, устранить свои затруднения в режимах он- и офф- лайн на площадке ДО и на аудиторных занятиях. В итоговом модуле содержатся: глоссарий курса, учебный форум «Анализируем результат» и  «Книга жалоб и предложений». В «Книге жалоб и предложений» студенты оставляют свои отзывы и предложения по курсу, которые помогают преподавателю анализировать результат, корректировать структуру, содержание и формы организации процесса обучения.

Для определения степени результативности, используемой нами модели обучения, нами была выбрана группа 1106 Елабужского института К(П)ФУ (ЕИ К(П)ФУ). Для оценки эффективности нами использовались опрос и экспертная оценка занятий, проведенных слушателями курса. Экспертами выступали студенты пятого курса физико-математического факультета, прошедшие курс «ИКТ в образовании» и получившие наивысшую оценку.

Входной опрос обучающихся показал, что у 76% присутствуют затруднения в поиске и отборе необходимого фактологического материала для занятия, 87% затрудняются в поиске, установке и изучению программных приложений (в том числе образовательного назначения), 98% не знают и (или) не умеют работать в социальных сообществах педагогов.

Результаты исследования и их обсуждение

Применяемая нами модель обучения, основанная на погружении обучающихся в будущую профессиональную деятельность, при использовании технологии смешанного обучения с целью развития самостоятельной деятельности студентов вузов на основе web-технологий оказалась результативной. Повторный опрос обучающихся показал, что у 97% избавились от затруднений в поиске и отборе необходимого фактологического материала для занятия, 93% успешно справляются с задачей поиска, установки и изучения программных приложений (в том числе образовательного назначения), 99% зарегистрировались и постоянно работают в социальных сообществах педагогов.

Далее приводим некоторые отзывы студентов третьего курса направления «Педагогическое образование» направления «Правовое образование» (группа 1106) из Книги жалоб и предложений: «Курс полезен для повышения уровня профессионализма студентов педагогического вуза»  (Кристина Армянинова); «Изучили огромное количество ЭОР, которые в будущем пригодятся и уже пригодились, узнала много нового и интересного. Узнала о некоторых возможностях и деталях в учебном процессе. Например, как можно составить расписание на школу, вести электронный дневник, каким образом можно посчитать и оценить проделанную контрольную как у отдельно взятого ученика, так и у всего класса и многое другое, узнала о тестовых оболочках, о различных видах тестов, каким образом их можно скачать, как составлять» (Ольга Фадеева); «Теперь если придется вести уроке в школе, мне данный курс пойдет на пользу, и я буду использовать знания, полученные в ходе него. Оказывается, с помощью программ можно очень быстро составить интересные задания, чем вручную тратить весь день. Идея с сайтом и модулями порадовала, очень удобная система, зайти, когда есть возможность и время, эту систему можно взять на заметку на будущее в свою профессию, какие программы наиболее применимы для разных видов уроков» (Елена Харитонова).

Выводы и заключение

Разработанная модель обучения позволила успешно реализовать определение педагогических условий погружения будущих учителей в практическую педагогическую деятельность по подготовке и проведению занятия со студентами своей группы в курсе «ИКТ в образовании», которые способствуют развитию способностей студентов самостоятельности на основе web-технологий. Этому способствует деятельностный подход к обучению, основанный на применении проектной технологии обучения в процессе подготовки и проведения занятия обучающимися при использовании смешанной модели обучения.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., профессор, д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г.Елабуга.

Мухаметшин А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан факультета педагогики и психологии, НИСПТР, г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Любимова Е.М., Сабанаев И.А. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13973 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674