Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION PROFESSIONAL DEONTOLOGICAL CULTURE OF RUSSIAN MINISTRY FOR EMERGENCY SITUATIONS SPECIALISTS IN THE ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION AND A COMPLEX OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS EFFECTIVE FUNCTIONING

Dekkert D.V. 1
1 Training Center Federal Fire Service in the Chelyabinsk Region
The paper describes the pedagogical model of professional deontological culture of Russian Ministry for Emergency Situations specialists in additional vocational education. The model is of structural-functional type and consists of the following blocks with their inherent functions: target block (goal-setting function), organizational and regulatory block (organizational and service-legal functions), content block (value-in-service and analytical functions), estimated effective block (evaluation function). For effective implementation of the model a set of pedagogical conditions consisting of two groups “Organization of work in a service-learning environment” and “Organization of work in the team in the form of a guard for the self-development of listeners” is suggested.
self-development
guard
service-learning environment
functions
blocks
pedagogical model
Современный период характеризуется вoзрастанием объема и сложности задач обеспечения безопасности граждан, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели государственной противопожарной службы (далее ГПС) министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей.

Анализ вопроса, касающегося формирования профессионально-деонтологической культуры личного состава системы ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную научную проблему. На сегодняшний день общество остро нуждается в высококвалифицированных сотрудниках ГПС МЧС России, что требует серьезного педагогического подхода в подготовке  кадров. Вместе с тем, в данный момент этот процесс характеризуется недостаточным изучением и разработанностью практических аспектов, особенно в организациях дополнительного профессионального образования данной структуры.

Цель работы: представить педагогическую модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования, а также, изучить их влияние на эффективность формирования профессионально-деонтологической культуры.

Модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования.

Деятельность личного состава государственной противопожарной службы МЧС России заключается в решении достаточно опасных, сложных и, вместе с тем разнообразных задач. Именно это обстоятельство указывает на сложность процесса формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников государственной противопожарной службы в ходе их профессиональной подготовки. Одной из важных задач исследователя в формировании профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в учебных заведениях дополнительного профессионального образования является педагогическое моделирование в совокупности с выявлением комплекса педагогических условий. Опираясь на положения системно-субъектного подхода [1;5;6;7] и теорию педагогического моделирования [4;8], мы разработали модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования. Модель состоит из блоков, которые выполняют определенные функции.

Так, разработанный нами в модели целевой блок выполняет целеполагающую функцию. Постановка цели формирования профессионально-деонтологичской культуры происходит параллельно с процессом диагностики при приеме сотрудников на обучение в форме входного контроля и индивидуальной беседы.

Требования, предъявляемые к сотруднику пожарной охраны со стороны потребителей, общества и страны, составляют первую основу организационно-нормативного блока. По нашему мнению, именно введение четких уставных требований в виде служебных обязанностей, наличия и соблюдения норм кодекса профессиональной этики (деонтологический аспект) и классности специалиста (профессиональный аспект) напрямую воздействует на процесс формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Классность специалиста, в нашем случае сотрудника ГПС МЧС России, определяется юридическим и фактическим основанием. Под юридическим основанием понимается время работы (до трёх лет в должности) и сдача определенных нормативов, оценка знаний, входящих в состав профессионально-деонтологической культуры. Под фактическим основанием мы будем понимать наличие у сотрудника определенной квалификации, необходимой для выполнения служебных обязанностей (в квалификационные требования государства к сотруднику входят и элементы профессионально-деонтологической  культуры). Кроме того, в требования к сотруднику ГПС входят служебные обязанности, которые составляются работниками кадрового аппарата и выдаются сотруднику. К данным требованиям относятся функции, в состав которых входят и деонтологические требования.

Вторая часть организационно-нормативного блока раскрывает организационные моменты учебно-воспитательного процесса. Практико-ориентированная направленность - отличительная черта обучения в организациях дополнительного профессионального образования МЧС России. Учебный процесс охватывает: а) аудиторную работу; б) учебно-профессиональную практику; в) воспитательную работу; г) аттестации по дополнительным квалификациям (спасателя, газодымозащитника, спецсигналы). Данный блок модели выполняет организационную и служебно-правовую функции. В качестве «ядра» нашей модели, основными частями содержательного блока выступают этапы становления профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России: организационно-пропедевтический, локально-профессиональный и системно-профессиональный, опирающиеся на воздействие трех компонентов - когнитивно-деятельностного, ценностного и служебно-субъектного, направленных на осознание профессионального долга, как ценности.

Первый этап - организационно-пропедевтический. Этап является подготовительным, и акцент здесь ставится на выполнении следующих задач: 1) осознание слушателями сущности и роли профессионально-деонтологической культуры в профессиональной деятельности сотрудников; 2) пропедевтика когнитивного компонента профессионально-деонтологической культуры слушателя деонтологических знаний (нормативных документов, правил) и умений (спасение человеческой жизни, оказание помощи пострадавшим в условиях повышенной опасности).

В этой связи, в рамках данного этапа задаётся определённое направление для формирования профессионально-деонтологической культуры слушателя.

Особенностью данного этапа является то, что большая его часть проходит во внеаудиторной работе. Внеаудиторная работа включает в себя:

  • участие в различных формах взаимодействия на конструктивной (бесконфликтной) основе;
  • проектирование и реализация новых форм взаимодействия с позиций профессионально-деонтологической культуры.

Является подготовительным; формирование профессионально-деонтологической культуры обучающегося происходит в рамках знакомства с историей выбранной профессии, посещения пожарно-технической выставки.

В рамках второго, локально-профессионального этапа реализуются следующие задачи: 1) развитие высокой нравственной позиции к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России; 2) развитие качеств нравственного поведения в ситуации оказания помощи, способности принятия решения в экстремальных ситуациях; 3) определение ценностного содержания профессиональной деятельности рядового сотрудника ГПС в зависимости от ситуации, стимулирование интереса к оценке принятых решений в условиях учебных и реальных ситуаций извне, отношения к человеческой жизни как к ценности, неравнодушного отношения к чужой беде. В процесс обучения вводятся общие и специальные задания.

Третий этап - системно-профессиональный. В рамках данного этапа нами были поставлены следующие задачи: 1) мотивирование сотрудников ГПС МЧС к поиску самостоятельного эффективного решения в возникающих ситуациях в рамках компетенции рядовых сотрудников; 2) формирование умений оценивать свои решения, анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

В процесс обучения вводятся ролевые игры. Каждому участнику выпадает роль в определенной ситуации и дается возможность в учебной среде проявлять и развивать черты профессионально-деонтологической культуры, например, приходя на помощь пострадавшему, организуя процесс эвакуации гражданских лиц из здания при объявлении пожарной тревоги и т.д.  На этом этапе реализуются следующие функции: ценностно-служебная и  аналитическая.

Оценочно-результативный блок модели включает критерии, показатели и методы оценки уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации ДПО. Критерии включают профессиональные знания и умения, профессионально важные личностные качества и профессиональные ценностные ориентации. Показатели выражаются в регулярности проявления критериев, самостоятельности в выборе и осознанности применения. Методами оценки уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры являются: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование деонтологических знаний и умений, обобщение и систематизация полученных материалов, методы графического представления результатов. Уровни - низкий, средний и высокий. Структура  модели предусматривает, также, и коррекцию: в случае достижения обучаемыми низкого либо среднего уровней, преподаватель возвращается с «отстающими» слушателями к содержательному блоку. Данный блок выполняет оценочную функцию.

Раскрывая ключевые характеристики модели формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России и, опираясь на положения системно-субъектного, культурологического и средового подходов, выделим особенные принципы ее реализации: адаптивности (адаптация к внутренним и внешним служебным условиям и особенностям протекания воспитательно-образовательного процесса); координации (поиск согласования между действиями слушателя и преподавателя способствует четкому сопоставлению целей, ресурсов, форм и методов деятельности и приводит к общему результату); интерактивности (ориентированность на субъект-субъектные отношения, взаимопонимание, эмоциональное принятии друг друга и благоприятные взаимоотношения с упором на служебную субординацию); социальной ориентированности (приоритет при обучении для социальных целей под девизом «Служения обществу»).

Педагогические условия формирования профессионально-деонтологической культуре сотрудников ГПС МЧС России

В нашей работе реализована идея о том, что при помощи педагогических условий создается среда, в которой модель функционирует более эффективно (Ю.К. Бабанский [2], Н.В. Ипполитова [3]). Определяя комплекс педагогических условий, мы учитывали не только особенности среды, в которой реализуется модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России, но и такие моменты как: педагогический опыт автора в исследуемой проблеме; способность влияния условий на совершенствование элементов культуры (знаний, умений, качеств, ценностных ориентаций) и компонентов профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России (когнитивно-деятельностного, ценностного и служебно-субъектного); выявление социального заказа общества к действиям специалистов при тушении пожаров, ликвидации их последствий. Нами выделены следующие педагогические условия:

Группа условий «Организация работы в условиях служебно-учебной среды». Первое условие - конкуренция в морально - нравственном продвижении сотрудников, обучающихся организации ДПО - предполагает выполнение обучающимися дополнительных функций (хозяйственных, служебных, бытовых), оказание практической помощи сослуживцам, учебному центру в служебных вопросах. Это является важной составной частью в создании имиджа сотрудника, как человека готового прийти на помощь в любую минуту. Вторым условием в данной группе условий  является  создание в среде обучающихся ситуаций морального выбора для развития у них ценностных ориентаций. Мы ввели при проведении занятия два вида заданий: на развитие профессиональных качеств в целом (дисциплина «Расследование и экспертиза пожаров») и на развитии именно профессиональных ценностных ориентаций в ситуации морального выбора в рамках занятий по дисциплине «пожарная тактика».

Первым условием во второй группе условий «Организация работы в команде в виде караула по саморазвитию слушателей» является стимулирование рефлексивной позиции личного состава ГПС МЧС России в процессе контролируемой самоподготовки для формирования установки на саморазвитие профессиональной культуры. Самоподготовка, является таким же официальным занятием, как лекция или практика. Официально утверждено документальное подтверждение проведение такого вида занятия в виде специально оформленного задания и ведения куратором группы отдельного журнала. Стимулируя рефлексивную позицию, мы использовали следующие приемы: эмпатии, включающей не только эмоциональный отклик на переживания собеседника, но и осознание данного переживания. Элементы тренинга направлены на обучение и развитие возможности привлечения специалистов различных областей, в том числе педагогов. Вторым условием данной группы условий является совершенствование навыков работы в команде для повышения эффективности совместной деятельности в условиях работы по строгим правилам. Совершенствование навыков работы в команде в условиях организации дополнительного профессионального образования, по нашему мнению, необходимо проводить в условиях как аудиторных занятий в виде семинаров и «круглых столов», так и в условиях итоговых мероприятий в виде зачётов и экзаменов, вводя в оборот такой механизм, как «коллективная ответственность» за результат. Наиболее перспективным в этом отношении нам видится организация сдачи зачетов и экзаменов микрогруппами.

Результаты экспериментальной работы

В результате внедрения модели и реализации комплекса педагогических условий была получена разница результатов в контрольной и экспериментальных группах: в ЭГ-1 реализована разработанная модель, в ЭГ-2 - модель и первая группа условий, в ЭГ-3 - модель и весь комплекс условий.

Данные полученные в результате эксперимента, позволили выявить положительную динамику уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры у сотрудников ГПС МЧС России. В результате проведенной работы количество слушателей, имеющих низкий уровень сформированности профессионально-деонтологической культуры, составило в КГ - 43,8%, ЭГ-1 -20%, ЭГ-2 - 14,3%, ЭГ-3 - 12,9%. Количество сотрудников, достигших высокого уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры, составило КГ - 18,7%, ЭГ-1 - 33,3%, ЭГ-2 - 39,3%, ЭГ-3 - 51,7%.

Выводы

Результаты показали, что разработанная нами модель при внедрении в процесс обучения в организации дополнительного профессионального образования проявляет свой положительный эффект. При этом, результаты, полученные нами в ЭГ-3, демонстрируют наивысшую эффективность предложенной модели на фоне всего комплекса педагогических условий.

Таким образом, можно заключить, что предложенная нами модель формирования профессионально-деонтологической культуры вкупе с комплексом педагогических условий улучшает качество подготовки сотрудников ГПСЧ МЧС России.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск.

Матушак А.Ф., д.п.н., доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, Щецинской высшей школы Collegium Balticum, г.Челябинск.