Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Деккерт Д.В. 1
1 ФГБОУ ДПО Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области
Описывается педагогическая модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования. Модель является структурно-функциональной и состоит из следующих блоков с присущими им функциями: целевой блок (целеполагающая функция), организационно-нормативный блок (организационная и служебно-правовая функции), содержательный блок (ценностно-служебная и аналитическая функции), оценочно-результативный блок (оценочную функцию). Для эффективности реализации модели предлагается комплекс педагогических условий – «Организацию работы в условиях служебно-учебной среды» и «Организация работы в команде в виде караула по саморазвитию слушателей».
саморазвитие
караул
служебно-учебная среда
функции
блоки
педагогическая модель
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: «Педагогика», 2005. – 193 с.
3. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – №1. – С. 8-13.
4. Михеев, В.Н. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В.Н. Михеев. – М.: Высш. шк., 2000. – 200 с.
5. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: научно-метод. рек. / под ред. Г. Н. Серикова; сост. С. А. Репин [и др.]. – Челябинск: ЧИПКРО, 2000. – 188 с.
6. Сергиенко, Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2011. – Т.32(1). – С.120-132.
7. Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование: монография / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. – 312 с.
8. Штофф, В.А. Роль моделей в познании /В.А. Штофф. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1963. – 128 с.
Современный период характеризуется вoзрастанием объема и сложности задач обеспечения безопасности граждан, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели государственной противопожарной службы (далее ГПС) министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей.

Анализ вопроса, касающегося формирования профессионально-деонтологической культуры личного состава системы ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную научную проблему. На сегодняшний день общество остро нуждается в высококвалифицированных сотрудниках ГПС МЧС России, что требует серьезного педагогического подхода в подготовке  кадров. Вместе с тем, в данный момент этот процесс характеризуется недостаточным изучением и разработанностью практических аспектов, особенно в организациях дополнительного профессионального образования данной структуры.

Цель работы: представить педагогическую модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования, а также, изучить их влияние на эффективность формирования профессионально-деонтологической культуры.

Модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования.

Деятельность личного состава государственной противопожарной службы МЧС России заключается в решении достаточно опасных, сложных и, вместе с тем разнообразных задач. Именно это обстоятельство указывает на сложность процесса формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников государственной противопожарной службы в ходе их профессиональной подготовки. Одной из важных задач исследователя в формировании профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в учебных заведениях дополнительного профессионального образования является педагогическое моделирование в совокупности с выявлением комплекса педагогических условий. Опираясь на положения системно-субъектного подхода [1;5;6;7] и теорию педагогического моделирования [4;8], мы разработали модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования. Модель состоит из блоков, которые выполняют определенные функции.

Так, разработанный нами в модели целевой блок выполняет целеполагающую функцию. Постановка цели формирования профессионально-деонтологичской культуры происходит параллельно с процессом диагностики при приеме сотрудников на обучение в форме входного контроля и индивидуальной беседы.

Требования, предъявляемые к сотруднику пожарной охраны со стороны потребителей, общества и страны, составляют первую основу организационно-нормативного блока. По нашему мнению, именно введение четких уставных требований в виде служебных обязанностей, наличия и соблюдения норм кодекса профессиональной этики (деонтологический аспект) и классности специалиста (профессиональный аспект) напрямую воздействует на процесс формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Классность специалиста, в нашем случае сотрудника ГПС МЧС России, определяется юридическим и фактическим основанием. Под юридическим основанием понимается время работы (до трёх лет в должности) и сдача определенных нормативов, оценка знаний, входящих в состав профессионально-деонтологической культуры. Под фактическим основанием мы будем понимать наличие у сотрудника определенной квалификации, необходимой для выполнения служебных обязанностей (в квалификационные требования государства к сотруднику входят и элементы профессионально-деонтологической  культуры). Кроме того, в требования к сотруднику ГПС входят служебные обязанности, которые составляются работниками кадрового аппарата и выдаются сотруднику. К данным требованиям относятся функции, в состав которых входят и деонтологические требования.

Вторая часть организационно-нормативного блока раскрывает организационные моменты учебно-воспитательного процесса. Практико-ориентированная направленность - отличительная черта обучения в организациях дополнительного профессионального образования МЧС России. Учебный процесс охватывает: а) аудиторную работу; б) учебно-профессиональную практику; в) воспитательную работу; г) аттестации по дополнительным квалификациям (спасателя, газодымозащитника, спецсигналы). Данный блок модели выполняет организационную и служебно-правовую функции. В качестве «ядра» нашей модели, основными частями содержательного блока выступают этапы становления профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России: организационно-пропедевтический, локально-профессиональный и системно-профессиональный, опирающиеся на воздействие трех компонентов - когнитивно-деятельностного, ценностного и служебно-субъектного, направленных на осознание профессионального долга, как ценности.

Первый этап - организационно-пропедевтический. Этап является подготовительным, и акцент здесь ставится на выполнении следующих задач: 1) осознание слушателями сущности и роли профессионально-деонтологической культуры в профессиональной деятельности сотрудников; 2) пропедевтика когнитивного компонента профессионально-деонтологической культуры слушателя деонтологических знаний (нормативных документов, правил) и умений (спасение человеческой жизни, оказание помощи пострадавшим в условиях повышенной опасности).

В этой связи, в рамках данного этапа задаётся определённое направление для формирования профессионально-деонтологической культуры слушателя.

Особенностью данного этапа является то, что большая его часть проходит во внеаудиторной работе. Внеаудиторная работа включает в себя:

  • участие в различных формах взаимодействия на конструктивной (бесконфликтной) основе;
  • проектирование и реализация новых форм взаимодействия с позиций профессионально-деонтологической культуры.

Является подготовительным; формирование профессионально-деонтологической культуры обучающегося происходит в рамках знакомства с историей выбранной профессии, посещения пожарно-технической выставки.

В рамках второго, локально-профессионального этапа реализуются следующие задачи: 1) развитие высокой нравственной позиции к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России; 2) развитие качеств нравственного поведения в ситуации оказания помощи, способности принятия решения в экстремальных ситуациях; 3) определение ценностного содержания профессиональной деятельности рядового сотрудника ГПС в зависимости от ситуации, стимулирование интереса к оценке принятых решений в условиях учебных и реальных ситуаций извне, отношения к человеческой жизни как к ценности, неравнодушного отношения к чужой беде. В процесс обучения вводятся общие и специальные задания.

Третий этап - системно-профессиональный. В рамках данного этапа нами были поставлены следующие задачи: 1) мотивирование сотрудников ГПС МЧС к поиску самостоятельного эффективного решения в возникающих ситуациях в рамках компетенции рядовых сотрудников; 2) формирование умений оценивать свои решения, анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

В процесс обучения вводятся ролевые игры. Каждому участнику выпадает роль в определенной ситуации и дается возможность в учебной среде проявлять и развивать черты профессионально-деонтологической культуры, например, приходя на помощь пострадавшему, организуя процесс эвакуации гражданских лиц из здания при объявлении пожарной тревоги и т.д.  На этом этапе реализуются следующие функции: ценностно-служебная и  аналитическая.

Оценочно-результативный блок модели включает критерии, показатели и методы оценки уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации ДПО. Критерии включают профессиональные знания и умения, профессионально важные личностные качества и профессиональные ценностные ориентации. Показатели выражаются в регулярности проявления критериев, самостоятельности в выборе и осознанности применения. Методами оценки уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры являются: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование деонтологических знаний и умений, обобщение и систематизация полученных материалов, методы графического представления результатов. Уровни - низкий, средний и высокий. Структура  модели предусматривает, также, и коррекцию: в случае достижения обучаемыми низкого либо среднего уровней, преподаватель возвращается с «отстающими» слушателями к содержательному блоку. Данный блок выполняет оценочную функцию.

Раскрывая ключевые характеристики модели формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России и, опираясь на положения системно-субъектного, культурологического и средового подходов, выделим особенные принципы ее реализации: адаптивности (адаптация к внутренним и внешним служебным условиям и особенностям протекания воспитательно-образовательного процесса); координации (поиск согласования между действиями слушателя и преподавателя способствует четкому сопоставлению целей, ресурсов, форм и методов деятельности и приводит к общему результату); интерактивности (ориентированность на субъект-субъектные отношения, взаимопонимание, эмоциональное принятии друг друга и благоприятные взаимоотношения с упором на служебную субординацию); социальной ориентированности (приоритет при обучении для социальных целей под девизом «Служения обществу»).

Педагогические условия формирования профессионально-деонтологической культуре сотрудников ГПС МЧС России

В нашей работе реализована идея о том, что при помощи педагогических условий создается среда, в которой модель функционирует более эффективно (Ю.К. Бабанский [2], Н.В. Ипполитова [3]). Определяя комплекс педагогических условий, мы учитывали не только особенности среды, в которой реализуется модель формирования профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России, но и такие моменты как: педагогический опыт автора в исследуемой проблеме; способность влияния условий на совершенствование элементов культуры (знаний, умений, качеств, ценностных ориентаций) и компонентов профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России (когнитивно-деятельностного, ценностного и служебно-субъектного); выявление социального заказа общества к действиям специалистов при тушении пожаров, ликвидации их последствий. Нами выделены следующие педагогические условия:

Группа условий «Организация работы в условиях служебно-учебной среды». Первое условие - конкуренция в морально - нравственном продвижении сотрудников, обучающихся организации ДПО - предполагает выполнение обучающимися дополнительных функций (хозяйственных, служебных, бытовых), оказание практической помощи сослуживцам, учебному центру в служебных вопросах. Это является важной составной частью в создании имиджа сотрудника, как человека готового прийти на помощь в любую минуту. Вторым условием в данной группе условий  является  создание в среде обучающихся ситуаций морального выбора для развития у них ценностных ориентаций. Мы ввели при проведении занятия два вида заданий: на развитие профессиональных качеств в целом (дисциплина «Расследование и экспертиза пожаров») и на развитии именно профессиональных ценностных ориентаций в ситуации морального выбора в рамках занятий по дисциплине «пожарная тактика».

Первым условием во второй группе условий «Организация работы в команде в виде караула по саморазвитию слушателей» является стимулирование рефлексивной позиции личного состава ГПС МЧС России в процессе контролируемой самоподготовки для формирования установки на саморазвитие профессиональной культуры. Самоподготовка, является таким же официальным занятием, как лекция или практика. Официально утверждено документальное подтверждение проведение такого вида занятия в виде специально оформленного задания и ведения куратором группы отдельного журнала. Стимулируя рефлексивную позицию, мы использовали следующие приемы: эмпатии, включающей не только эмоциональный отклик на переживания собеседника, но и осознание данного переживания. Элементы тренинга направлены на обучение и развитие возможности привлечения специалистов различных областей, в том числе педагогов. Вторым условием данной группы условий является совершенствование навыков работы в команде для повышения эффективности совместной деятельности в условиях работы по строгим правилам. Совершенствование навыков работы в команде в условиях организации дополнительного профессионального образования, по нашему мнению, необходимо проводить в условиях как аудиторных занятий в виде семинаров и «круглых столов», так и в условиях итоговых мероприятий в виде зачётов и экзаменов, вводя в оборот такой механизм, как «коллективная ответственность» за результат. Наиболее перспективным в этом отношении нам видится организация сдачи зачетов и экзаменов микрогруппами.

Результаты экспериментальной работы

В результате внедрения модели и реализации комплекса педагогических условий была получена разница результатов в контрольной и экспериментальных группах: в ЭГ-1 реализована разработанная модель, в ЭГ-2 - модель и первая группа условий, в ЭГ-3 - модель и весь комплекс условий.

Данные полученные в результате эксперимента, позволили выявить положительную динамику уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры у сотрудников ГПС МЧС России. В результате проведенной работы количество слушателей, имеющих низкий уровень сформированности профессионально-деонтологической культуры, составило в КГ - 43,8%, ЭГ-1 -20%, ЭГ-2 - 14,3%, ЭГ-3 - 12,9%. Количество сотрудников, достигших высокого уровня сформированности профессионально-деонтологической культуры, составило КГ - 18,7%, ЭГ-1 - 33,3%, ЭГ-2 - 39,3%, ЭГ-3 - 51,7%.

Выводы

Результаты показали, что разработанная нами модель при внедрении в процесс обучения в организации дополнительного профессионального образования проявляет свой положительный эффект. При этом, результаты, полученные нами в ЭГ-3, демонстрируют наивысшую эффективность предложенной модели на фоне всего комплекса педагогических условий.

Таким образом, можно заключить, что предложенная нами модель формирования профессионально-деонтологической культуры вкупе с комплексом педагогических условий улучшает качество подготовки сотрудников ГПСЧ МЧС России.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск.

Матушак А.Ф., д.п.н., доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, Щецинской высшей школы Collegium Balticum, г.Челябинск.


Библиографическая ссылка

Деккерт Д.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13918 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674