Городской транспорт - один из основных элементов благоустройства крупных и средних городов, поэтому его развитие неразрывно связано с ростом численности городского населения и его материальным благосостоянием, т.к. пользование транспортом позволяет экономить время для поездок на работу, учебу и по культурно-бытовым целям.
Автобусный транспорт в настоящее время представляет наиболее массовый вид городского пассажирского автомобильного транспорта, на его долю приходится более 60 % объёма перевозок от всех видов массового пассажирского транспорта, пассажирооборот составляет около 40 %. В подавляющем большинстве малых городов автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта. Автобусный транспорт имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами массового пассажирского транспорта, что обеспечило высокие темпы его развития. К этим преимуществам следует отнести его высокую маневренность, т.е. способность доставлять пассажиров непосредственно к местам работы или жилым районам, большую скорость движения на дорогах с усовершенствованным покрытием, осуществления движения на маршрутах внутригородского и пригородного сообщения части автобусов экспрессам. Одним из главных преимуществ автобусов является быстрота ввода их в действие, при наличии нормальных дорожных условий для движения автобусный маршрут может быть открыт без проведения каких-либо дополнительных работ [1].
Происходящие изменения в сфере транспортных услуг, выражающиеся главным образом в переориентации рынка на потребителя, обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного транспорта, потребовали создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия среды и приоритеты потребителей. Применение логистического подхода в практике хозяйственных отношений предприятий различных видов деятельности, рассмотрение процессов производства с точки зрения принципов функционирования логистических систем позволило сгладить возникшие противоречия, обеспечить единство снабжения производства и сбыта. Это касается и транспортной сферы, поскольку использование принципов логистики при планировании, распределении и управлении перевозками в значительной степени способствует преодолению возникшей кризисной ситуации [4].
Однако однообразие подхода к целесообразности применения логистических концепций на транспорте, при котором в поле зрения соответствующих научных разработок попадала лишь сфера деятельности грузовых автотранспортных предприятий, долгое время тормозило развитие нового направления в данной области, а именно использование логистики при планировании и управлении предприятиями общественного пассажирского транспорта. Между тем проблема «пассажирской логистики», несмотря на кажущуюся противоречивость, остается весьма актуальной, поскольку высокая результативность логистических решений при организации грузовых перевозок явилась толчком к появлению в последние годы ряда работ, доказывающих целесообразность применения подобных подходов для решения проблем пассажирского общественного транспорта.
Использование логистического подхода на пассажирском транспорте, при котором и региональный, и городской (муниципальный) транспортный комплекс рассматриваются как структурированная система, а сам перевозочный процесс - как логистическая цепь операторов и объектов инфраструктуры, взаимодействующих посредством логистических связей, позволяет оптимизировать процесс производства транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий населения на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов [2]. Главной целью использования логистики в системах городского пассажирского транспорта является обеспечение гарантированности и беспересадочности поездки, повышение эффективности управления информационными потоками, снижение уровня загрязнения окружающей среды автотранспортом [3].
Кроме того, нельзя игнорировать и тот факт, что перспективы дальнейшей информатизации и компьютеризации общества, автоматизации всех сторон человеческой деятельности требуют кардинальных изменений в практике принятия градостроительных решений, переоценки существующих форм организации общественного транспорта в связи с намечающимися тенденциями приближения услуг к конечному потребителю. Такие кардинальные изменения будут иметь успех только при условии применения новых принципов построения транспортных систем, повышения их гибкости, способности оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия среды [5].
Исходя из вышесказанного, применение новых методов и подходов, основанных на использовании инструментов логистического управления при организации работы пассажирского транспорта, представляется особенно актуальным.
При внедрении логистических принципов управления системой городского пассажирского транспорта очень важно оценить экономическую эффективность внедряемых вариантов. Важно понимать, что городской общественный транспорт в России является, как правило, убыточным и требует значительных субсидий из бюджетов различных уровней. Но это не отменяет необходимости со стороны предприятий поиска решений, позволяющих снизить убытки и выйти на уровень положительной рентабельности производственного процесса.
Для оценки эффективности муниципальных автобусных маршрутов такого крупного города как Екатеринбург был взят метод ABC и XYZ - анализа, позволяющий при наличии достоверной информации оценить эффективность муниципальных маршрутов, например, по прибыли за 1 рейс. На основе реальных статистических данных по прибыли за 1 рейс муниципального объединенного автобусного предприятия (МОАП) г. Екатеринбурга были произведены соответствующие расчеты, результаты которых приведенные в таблице 1.
Таблица 1
ABC- анализ по прибыли за 1 рейс
Маршрут |
Прибыль за 1 рейс, руб |
Доля позиции в общем итоге |
Доля с нарастающим итогом |
ABC a=80% b=15% c=5% |
147 |
1530,9 |
6,27% |
6,27% |
A |
54 |
955,2 |
3,91% |
10,19% |
A |
18 |
874,6 |
3,58% |
13,77% |
A |
28 |
845,3 |
3,46% |
17,23% |
A |
25 |
845,1 |
3,46% |
20,70% |
A |
43 |
801,6 |
3,28% |
23,98% |
A |
1 |
787,7 |
3,23% |
27,21% |
A |
21 |
783,1 |
3,21% |
30,42% |
A |
57 |
780 |
3,20% |
33,61% |
A |
50 |
762,9 |
3,13% |
36,74% |
A |
142 |
744,9 |
3,05% |
39,79% |
A |
56б |
711,7 |
2,92% |
42,71% |
A |
31 |
695,8 |
2,85% |
45,56% |
A |
61 |
695,3 |
2,85% |
48,41% |
A |
11м |
695,1 |
2,85% |
51,26% |
A |
76 |
691,3 |
2,83% |
54,09% |
A |
45 |
680,9 |
2,79% |
56,88% |
A |
95 |
674,5 |
2,76% |
59,64% |
A |
60 |
662,1 |
2,71% |
62,36% |
A |
32 |
658,8 |
2,70% |
65,06% |
A |
11 |
618,2 |
2,53% |
67,59% |
A |
152 |
618,2 |
2,53% |
70,12% |
A |
80 |
601,4 |
2,46% |
72,59% |
A |
138 |
594,5 |
2,44% |
75,02% |
A |
29 |
562,3 |
2,30% |
77,33% |
A |
9 |
553,9 |
2,27% |
79,60% |
A |
56 |
517,3 |
2,12% |
81,72% |
B |
13 |
487,7 |
2,00% |
83,71% |
B |
85 |
478,3 |
1,96% |
85,67% |
B |
23 |
464,1 |
1,90% |
87,58% |
B |
132 |
417,2 |
1,71% |
89,28% |
B |
59 |
403,7 |
1,65% |
90,94% |
B |
163 |
394,7 |
1,62% |
92,56% |
B |
17 |
380,6 |
1,56% |
94,12% |
B |
5 |
374 |
1,53% |
95,65% |
C |
6 |
368,9 |
1,51% |
97,16% |
C |
10 |
283,1 |
1,16% |
98,32% |
C |
33 |
282,1 |
1,16% |
99,48% |
C |
24 |
128 |
0,52% |
100,00% |
C |
В группу A по итогам распределения попали маршруты, имеющие хорошие показатели по прибыли за один рейс и приносящие ощутимую прибыль предприятию за год. В группу B попали маршруты, имеющие средние показатели по прибыли. Данные маршруты приносят доход немного выше уровня окупаемости маршрута и приносят небольшую прибыль. В группу C попали маршруты, требующие пристального внимания со стороны предприятия, так как имеют неудовлетворительные показания по прибыли, то есть работают в убыток. Но с другой стороны, урезать количество автобусов на данных маршрутах не представляется возможным, потому что маршруты являются социально-значимыми, и для пассажиров автобус является единственным видом транспорта из удаленных районов города или пригорода. Так что в данной ситуации остаётся только контролировать маршрут и не допускать увеличения убытков.
Поскольку ABC-анализ не дает полной оценки эффективности, необходимо использовать дополнительный метод, основанный на XYZ-анализе. Для исследования были собраны данные по кварталам 2013 г., представленные в таблице 2.
Таблица 2
Данные по прибыли за 1 рейс по кварталам 2013 г.
Маршрут |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
24 |
143,1 |
129,2 |
98,8 |
165,6 |
33 |
295,7 |
286,6 |
247,1 |
304,1 |
10 |
260,8 |
300 |
294,7 |
276,2 |
6 |
388,3 |
374,9 |
343,1 |
370,8 |
5 |
361,7 |
388,8 |
358 |
387,5 |
17 |
299,9 |
411,7 |
447,5 |
360,9 |
163 |
344,5 |
394,7 |
410,7 |
401,7 |
59 |
226,4 |
475 |
541,1 |
361,2 |
132 |
320,3 |
417,2 |
403,7 |
390,7 |
23 |
472,8 |
461,6 |
424,2 |
512,4 |
85 |
307,4 |
541,2 |
610 |
402,9 |
13 |
492,2 |
501,8 |
470,9 |
486,1 |
56 |
480 |
547,8 |
546,9 |
493,1 |
9 |
507,3 |
577,6 |
592,1 |
537,4 |
29 |
524,7 |
591 |
556,1 |
579,2 |
138 |
347,5 |
667,8 |
811 |
454 |
80 |
520,7 |
560,4 |
590,6 |
575,8 |
11 |
533,7 |
657,5 |
673,3 |
609,1 |
152 |
490,3 |
551,4 |
672,1 |
620,3 |
32 |
724 |
663,8 |
588,3 |
658,8 |
60 |
677,4 |
645,2 |
584,2 |
749,7 |
95 |
395,9 |
750,1 |
851,6 |
550,6 |
45 |
645,9 |
707 |
679,7 |
689,1 |
76 |
691 |
694 |
623,1 |
758,7 |
11м |
487,9 |
776,1 |
883,7 |
615,2 |
61 |
721,7 |
691,7 |
626 |
744,9 |
31 |
620,3 |
719,8 |
676,1 |
706,5 |
56б |
631,8 |
735,1 |
725 |
711,7 |
142 |
475,3 |
839,3 |
948,9 |
629,4 |
50 |
877,4 |
730,9 |
635,6 |
807,6 |
57 |
839,3 |
781,6 |
703,7 |
786 |
21 |
791 |
766 |
721,6 |
865,1 |
1 |
748,5 |
809,2 |
786 |
806,5 |
43 |
780,8 |
778,8 |
782,4 |
868,7 |
25 |
855,9 |
828,6 |
805,5 |
894,8 |
28 |
910,6 |
842,3 |
755,1 |
879,5 |
18 |
850,4 |
873,7 |
813,3 |
963,4 |
54 |
996,3 |
926,1 |
840,9 |
1074,3 |
147 |
1360,2 |
1249,9 |
1776,7 |
1620,8 |
Результаты XYZ-анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
XYZ-анализ по прибыли за 1 рейс
Маршрут |
Среднеарифметическое значение |
Среднеквадратичное отклонение |
Коэффициент вариации |
XYZ |
24 |
134,175 |
585,831875 |
18,04% |
Y |
33 |
283,375 |
476,926875 |
7,71% |
X |
10 |
282,925 |
241,236875 |
5,49% |
X |
6 |
369,275 |
270,261875 |
4,45% |
X |
5 |
374 |
202,145 |
3,80% |
X |
17 |
380 |
3085,49 |
14,62% |
Y |
163 |
387,9 |
660,02 |
6,62% |
X |
59 |
400,925 |
14293,29688 |
29,82% |
Z |
132 |
382,975 |
1397,176875 |
9,76% |
X |
23 |
467,75 |
988,3875 |
6,72% |
X |
85 |
465,375 |
13881,26188 |
25,32% |
Z |
13 |
487,75 |
125,9625 |
2,30% |
X |
56 |
516,95 |
945,7125 |
5,95% |
X |
9 |
553,6 |
1116,095 |
6,03% |
X |
29 |
562,75 |
640,1725 |
4,50% |
X |
138 |
570,075 |
32652,01688 |
31,70% |
Z |
80 |
561,875 |
679,146875 |
4,64% |
X |
11 |
618,4 |
2950,85 |
8,78% |
X |
152 |
583,525 |
4730,211875 |
11,79% |
Y |
32 |
658,725 |
2311,566875 |
7,30% |
X |
60 |
664,125 |
3561,366875 |
8,99% |
X |
95 |
637,05 |
31109,7325 |
27,69% |
Z |
45 |
680,425 |
493,496875 |
3,26% |
X |
76 |
691,7 |
2300,185 |
6,93% |
X |
11м |
690,725 |
22842,56188 |
21,88% |
Y |
61 |
696,075 |
1992,541875 |
6,41% |
X |
31 |
680,675 |
1465,941875 |
5,62% |
X |
56б |
700,9 |
1660,475 |
5,81% |
X |
142 |
723,225 |
33668,13688 |
25,37% |
Z |
50 |
762,875 |
8084,406875 |
11,79% |
Y |
57 |
777,65 |
2338,6625 |
6,22% |
X |
21 |
785,925 |
2707,286875 |
6,62% |
X |
1 |
787,55 |
588,7825 |
3,08% |
X |
43 |
802,675 |
1454,726875 |
4,75% |
X |
25 |
846,2 |
1105,575 |
3,93% |
X |
28 |
846,875 |
3392,211875 |
6,88% |
X |
18 |
875,2 |
3057,035 |
6,32% |
X |
54 |
959,4 |
7428,69 |
8,98% |
X |
147 |
1501,9 |
43308,785 |
13,86% |
Y |
В группе X находятся маршруты, имеющие стабильную прибыль, следовательно, данные маршруты эффективно работают и не требуют серьезного управленческого вмешательства.
В группу Y по итогам распределения попали маршруты, которые имеют нестабильные показатели по прибыли. Необходимо уделить пристальное внимание сезонным колебаниям, а также пересмотреть количество автобусов, работающих на линии в определенный сезон года.
В группу Z вошли маршруты, имеющие самые не стабильные показатели по прибыли, такие маршруты в основном являются пригородными и работают преимущественно в летний сезон, так как в это время у них наблюдается максимальный доход. Исходя из полученных данных видно, что самые стабильные по доходности маршруты находятся в группе X, т.е. здесь можно говорить о соблюдении принципа регулярности и эффективности перевозки пассажиров.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение логистических методов АВС и XYZ-анализа на общественном транспорте позволяет быстро и эффективно оценить работу автобусов на маршруте и при необходимости оперативно внести управленческие коррективы.
Рецензенты:
Баженов Е.Е., д.т.н., профессор, директор ООО «Институт автомобильного транспорта и технических экспертиз», г. Екатеринбург.
Самуилов В.М., д.т.н., профессор кафедры «Мировая экономика и логистика», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург.