В традиционных и даже индустриальном обществах подростками не столь остро осознавалась потребность поиска своего места в мире взрослых, поскольку большинство из них, в силу происхождения, были с детства включены в определенные общественные отношения, в мир привычных социальных ролей, которые постепенно интегрировались в их развивающуюся эго-идентичность. В современной цивилизации перед ребенком, зачастую, не стоит задачи формирования общественных благ, наоборот, - семья и школа стремятся как можно дольше оградить его от «трудностей и опасностей» взрослой жизни, создавая отдельную реальность «детского мира». Вследствие этого, перед молодыми людьми неизбежно встаёт трудноразрешимая дилемма - найти своё будущее место в обществе, при отсутствии, по сути, реального представления о жизни взрослых и практического опыта исполнения их обязанностей. Задача усложняется еще и тем, что общество предъявляет к личности вчерашнего школьника жесткие требования быть компетентным и конкурентоспособным, готовым решать задачи в условиях неопределенности. В силу таких объективных обстоятельств каждый молодой человек «должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне...» [5]. Задача взрослых в данной связи - оказать содействие и помощь подросткам в разрешении нормативного кризиса развития данного возраста, поскольку «в социальных джунглях человеческого существования невозможно ощущать себя живым без чувства эго-идентичности» [6]. Для решения этой задачи важно определиться с понятием «эго - идентичность».
Термин «эго-идентичность» получил распространение в научных кругах благодаря Эрику Эриксону, наиболее подробно описавшему данный конструкт. В силу сложности данного понятия автор избегал однозначного определения идентичности: «Я могу попытаться более явно представить суть идентичности, только рассмотрев ее с разных точек зрения. С одной стороны, ее можно отнести к сознательному ощущению личной идентичности; с другой - это бессознательное стремление к целостности личного характера. С третьей - это критерий для процесса синтеза эго. И, наконец, внутренняя солидарность с групповыми идеалами и групповой идентичностью» [5]. По Э. Эриксону, обладать идентичностью значит: «ощущать себя неизменным независимо от ситуации; ощущать связь собственной непрерывности и признания этой непрерывности другими людьми; воспринимать прошлое, настоящее и будущее как единое целое, строить свой жизненный план, сопротивляясь настоящему на основе прошлого» [1, с. 112].
Таким образом, по Э. Эриксону, эго-идентичность - это, с одной стороны, способность человека интегрировать прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы, способности, навыки и возможности, предлагаемые обществом. С другой стороны, это сознательное ощущение собственной уникальности, внутренней тождественности, непрерывности, гармонии и единства. Кроме того, это также ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл и что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей [5].
Неблагополучное прохождение кризиса эго-идентичности, согласно Э.Эриксону, приводит к смешению ролей, которое в большинстве случаев означает неспособность установить профессиональную идентичность, выбрать карьеру, может также повлиять на способность продолжать образование, а в некоторых случаях может привести к сомнениям в половой идентичности [7]. «В предельных случаях патология идентичности провоцирует выбор в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление "стать ничем", самоубийственную логику "чем хуже - тем лучше"» [7, с. 18]. Чтобы сохранить себя от распада, подростки могут временно сверхидентифицироваться с популярными героями или кумирами, представителями субкультур.
Современные отечественные исследования эго-идентичности руководствуются концепцией нормативных кризисов развития личности Е. Л. Солдатовой [3], согласно которой процесс протекания кризиса эго-идентичности проходит последовательно несколько стадий. Для каждой стадии кризиса характерен определенный статус эго-идентичности:
- в дебюте кризиса - предрешенная эго-идентичность, заданная новой социальной ситуацией развития, внешними образцами и идеальной формой: подростки принимает обязательства и ценности под воздействием значимых других;
- в апогее кризиса - диффузная идентичность: молодые люди испытывают сомнения в собственной идентичности, не могут определиться в собственных ценностях и целях, находятся в активном поиске собственной идентичности;
- в завершении кризиса - достигнутая эго-идентичность: молодой человек, выяснив, посредством поиска, кем он может быть или кто он есть, принимает на себя соответствующие обязательства;
- для стабильных периодов развития характерен мораторий в поиске эго-идентичности, когда нет сомнений в собственной идентичности.
Представленный подход к пониманию содержания понятия «эго-идентичность» позволяет правильно организовать педагогическую деятельность по созданию условий для успешного преодоления молодыми людьми кризиса идентичности. Поскольку формирование эго-идентичности происходит, в основном, в подростковом и юношеском возрасте, постольку непосредственное влияние на развитие ребенка оказывает школа, как основной институт социализации на данном этапе его личностного развития.
В современных условиях деятельности образовательных учреждений именно федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС общего образования), в силу их ориентации на системно-деятельностный подход, становятся методологическим основанием построения образовательного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для развития эго-идентичности школьника. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования определен «портрет выпускника школы», отражающий личностные характеристики старшего школьника, которые необходимы как для полноценного функционирования общества, так и для развития личности самого молодого человека. В соответствии с ФГОС общего образования личностные характеристики выпускника средней школы, формируемые образовательным учреждением в ходе реализации образовательных программ, можно разделить на две основных категории: отражающие требования общества и отражающие потребности и возможности развития личности.
Так к личностным характеристикам выпускника, отражающим требования общества, относятся:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества [4, с. 7-8].
Характеристики, отражающие потребности и возможности развития личности, включают:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни [4, с. 7-8].
По сути, вышеуказанные характеристики представляют собой компромисс между запросами общества к личностным качествам выпускника и потребностями и возможностями самих выпускников, достижение которого и является благоприятным условием формирования эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Становится очевидным, что для полноценного развития личности необходимо создать систему условий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка в период его обучения в школе, и благоприятствующих успешному протеканию кризиса эго-идентичности, формированию позитивной эго-идентичности учащихся. В целом, система условий достижения выпускниками планируемых результатов, согласно требованиям ФГОС общего образования, включает в себя, в том числе, материально-технические, учебно-методические, информационные и кадровые условия. Однако наиболее важными, с точки зрения обеспечения личностных результатов, являются психолого-педагогические условия, которые включают:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего образования;
- учёт специфики возрастного психофизического развития учащихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогических и административных работников, родителей учащихся;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса [4, с. 60-61].
Поскольку одним из наиболее значимых аспектов позитивной эго-идентичности является ощущение собственной тождественности и признание этой тождественности значимым социальным окружением, постольку для подростка крайне необходимо принятие и поддержка со стороны школы его социально приемлемых и ценных для него форм активности, а также организация условий для их развития. «Ибо если ребенок чувствует, что окружение пытается радикальным образом лишить его всех тех форм выражения, которые позволяют ему развить и интегрировать следующую ступень в своей идентичности, он будет защищать ее с удивительной силой, встречающейся разве у животных, неожиданно вынужденных защищать свою жизнь» [6].
ФГОС ОО учитывает данные особенности формирования эго-идентичности через требования к предоставляемым школой возможностям для:
- развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему других организаций, осуществляющих образовательный процесс;
- осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
- формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций;
- самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
- развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности;
- развития опыта общественной деятельности [4, с. 49-50].
В результате такой специально организованной школой деятельности у выпускников формируются устойчивая позитивная идентичность эго и базовая способность этой стадии - верность, которая является краеугольным камнем эго-идентичности. Чувство эго-идентичности, в свою очередь, является необходимым условием для осознанного выбора профессии, установления близких отношений с другими людьми и перехода на следующие стадии личностного развития.
Для достижения поставленной задачи на уровнях основного и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [4], педагогами образовательного учреждения может использоваться широкий арсенал «инструментов» педагогического воздействия, позволяющих, в комплексе, сформировать базовые для эго-идентичности личностные результаты. Варианты таких «инструментов» представлены в таблице.
Таблица
Возможность формирования личностных результатов посредством инструментов педагогического воздействия
Личностные результаты |
«Инструменты» педагогического воздействия |
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, самовоспитанию; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности |
- целенаправленное формирование интереса к изучаемым предметам, областям знаний и процессу обучения в целом, поддержка любознательности и избирательности интересов; - развитие познавательных универсальных учебных действий (практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическое освоение методов познания); - формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии, - формирование и поощрение нестандартного и творческого подходов к решению учебных задач; - внеурочная деятельность. |
Осознанный выбор будущей профессии |
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознания значения будущего профессионального выбора; - профориентация ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели и т.д.); - профконсультация (психолого-педагогическая диагностика склонностей, способностей и компетенций); - проектная и учебно-исследовательская деятельность; - внеурочная деятельность. |
Сформированная российская гражданская идентичность |
- формирование историко-географического образа России; - формирование знания положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина; - формирование представлений о государственной организации России, государственной символике (герб, флаг, гимн); - развитие патриотизма и гражданской солидарности; - укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; - усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России. |
Сформированное мировоззрение и система ценностей (общечеловеческих, семейных, ЗОЖ и т.д.) |
- формирование представлений об общественных приоритетах и ценностях; - усвоение нравственных ценностей семейной жизни, формирование представлений о значении семьи, укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения и т.д. - формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям; - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей. - усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; - развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Таким образом, формирование эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте в большей мере происходит в школе, как основном для данного возраста институте социализации личности. ФГОС общего образования, основанный на методологии учета возрастных особенностей учащихся, позволяет создавать благоприятные условия для успешного протекания нормативного кризиса данного возраста и формирования позитивной эго-идентичности личности.
Рецензенты:
Зуева Ф.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественно-математических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г.Челябинск.
Солдатова Е.Л., д.псх.н., профессор, декан факультета Психологии, заведующая кафедрой «Психология развития» ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г.Челябинск.