Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОТЕНЦИАЛ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Бенко Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
В статье рассматривается проблема формирования эго-идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте посредством реализации потенциала федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. С этой целью раскрыто определение понятия «эго-идентичность», выделены его содержательные аспекты, обоснована необходимость формирования позитивной эго-идентичности личности в современном обществе. Опираясь на возрастные особенности учащихся, описаны качества личности, формируемые на данной ступени развития, а также стадии и особенности протекания кризиса эго-идентичности. Определена роль школы, как основного института социализации личности в подростковом и юношеском возрасте, в формировании позитивной эго-идентичности. В статье описаны условия реализации образовательных программ, способствующие благоприятному прохождению нормативного кризиса развития, характерного для данного возраста, и становлению эго-идентичности. На основе анализа возможностей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования представлены эффективные «инструменты» педагогического воздействия на формирование эго-идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте.
«инструменты» педагогического воздействия
образовательное учреждение
образовательная программа
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
нормативный кризис развития
подростковый и юношеский возраст
Эго-идентичность
1. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону. – 1999.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с.
3. Солдатова, Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 267 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
5. Фрейджер, Р. Личность: Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен; Пер. с англ. Е. Будаговой и др. – СПб.; М., 2004. – 608 с.
6. Эриксон , Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
7. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. – 344 с.
Современный мир подвержен всеобъемлющим процессам глобализации, таким как модернизация и информатизация общества. В связи с этими процессами происходят изменения во многих сферах нашей жизни: меняются структура и спектр профессий, появляются новые способы овладения и реализации профессиональных навыков, совершенствуются образовательные стандарты и технологии их реализации, преображаются сами условия и образ жизни. В столь сложном и быстро меняющемся мире индивиду приходится решать проблему сохранения своей эго-идентичности, что является особенно актуальным для подросткового и юношеского возраста, для которых характерен кризис идентичности.

В традиционных и даже индустриальном обществах подростками не столь остро осознавалась потребность поиска своего места в мире взрослых, поскольку большинство из них, в силу происхождения, были с детства включены в определенные общественные отношения, в мир привычных социальных ролей, которые постепенно интегрировались в их развивающуюся эго-идентичность. В современной цивилизации перед ребенком, зачастую, не стоит задачи формирования общественных благ, наоборот, - семья и школа стремятся как можно дольше оградить его от «трудностей и опасностей» взрослой жизни, создавая отдельную реальность «детского мира». Вследствие этого, перед молодыми людьми неизбежно встаёт трудноразрешимая дилемма - найти своё будущее место в обществе, при отсутствии, по сути, реального представления о жизни взрослых и практического опыта исполнения их обязанностей. Задача усложняется еще и тем, что общество предъявляет к личности вчерашнего школьника жесткие требования быть компетентным и конкурентоспособным, готовым решать задачи в условиях неопределенности. В силу таких объективных обстоятельств каждый молодой человек «должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне...» [5]. Задача взрослых в данной связи - оказать содействие и помощь подросткам в разрешении нормативного кризиса развития данного возраста, поскольку «в социальных джунглях человеческого существования невозможно ощущать себя живым без чувства эго-идентичности» [6]. Для решения этой задачи важно определиться с понятием «эго - идентичность».

Термин  «эго-идентичность» получил распространение в научных кругах благодаря Эрику Эриксону, наиболее подробно описавшему данный конструкт. В силу сложности данного понятия автор избегал однозначного определения идентичности: «Я могу попытаться более явно представить суть идентичности, только рассмотрев ее с разных точек зрения. С одной стороны, ее можно отнести к сознательному ощущению личной идентичности; с другой - это бессознательное стремление к целостности личного характера. С третьей - это критерий для процесса синтеза эго. И, наконец, внутренняя солидарность с групповыми идеалами и групповой идентичностью» [5]. По Э. Эриксону, обладать идентичностью значит: «ощущать себя неизменным независимо от ситуации; ощущать связь собственной непрерывности и признания этой непрерывности другими людьми; воспринимать прошлое, настоящее и будущее как единое целое, строить свой жизненный план, сопротивляясь настоящему на основе прошлого» [1, с. 112].

Таким образом, по Э. Эриксону, эго-идентичность - это, с одной стороны, способность человека интегрировать прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы, способности, навыки и возможности, предлагаемые обществом. С другой стороны, это сознательное ощущение собственной уникальности, внутренней тождественности, непрерывности, гармонии и единства. Кроме того, это также ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл и что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей [5].

Неблагополучное прохождение кризиса эго-идентичности, согласно Э.Эриксону, приводит к смешению ролей, которое в большинстве случаев означает неспособность установить профессиональную идентичность, выбрать карьеру, может также повлиять на способность продолжать образование, а в некоторых случаях может привести к сомнениям в половой идентичности [7]. «В предельных случаях патология идентичности провоцирует выбор в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление "стать ничем", самоубийственную логику "чем хуже - тем лучше"» [7, с. 18]. Чтобы сохранить себя от распада, подростки могут  временно сверхидентифицироваться с популярными героями или кумирами, представителями субкультур.

Современные отечественные исследования эго-идентичности руководствуются концепцией нормативных кризисов развития личности Е. Л. Солдатовой [3], согласно которой процесс протекания кризиса эго-идентичности проходит последовательно несколько стадий. Для каждой стадии кризиса характерен определенный статус эго-идентичности:

  • в дебюте кризиса - предрешенная эго-идентичность, заданная новой социальной ситуацией развития, внешними образцами и идеальной формой: подростки принимает обязательства и ценности под воздействием значимых других;
  • в апогее кризиса - диффузная идентичность: молодые люди испытывают сомнения в собственной идентичности, не могут определиться в собственных ценностях и целях, находятся в активном поиске собственной идентичности;
  • в завершении кризиса - достигнутая эго-идентичность: молодой человек, выяснив, посредством поиска, кем он может быть или кто он есть, принимает на себя соответствующие обязательства;
  • для стабильных периодов развития характерен мораторий в поиске эго-идентичности, когда нет сомнений в собственной идентичности.

Представленный подход к пониманию содержания понятия «эго-идентичность» позволяет правильно организовать педагогическую деятельность по созданию условий для успешного преодоления молодыми людьми кризиса идентичности. Поскольку формирование эго-идентичности происходит, в основном, в подростковом и юношеском возрасте, постольку непосредственное влияние на развитие ребенка оказывает школа, как основной институт социализации на данном этапе его личностного развития.

В современных условиях деятельности образовательных учреждений именно федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС общего образования), в силу их ориентации на системно-деятельностный подход, становятся методологическим основанием построения образовательного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для развития эго-идентичности школьника. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования определен «портрет выпускника школы», отражающий личностные характеристики старшего школьника, которые необходимы как для полноценного функционирования общества, так и для развития личности самого молодого человека. В соответствии с ФГОС общего образования личностные характеристики выпускника средней школы, формируемые образовательным учреждением в ходе реализации образовательных программ, можно разделить на две основных категории: отражающие требования общества и отражающие потребности и возможности развития личности.

Так к личностным характеристикам выпускника, отражающим требования общества, относятся:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества [4, с. 7-8].

Характеристики, отражающие потребности и возможности развития личности, включают:

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни [4, с. 7-8].

По сути, вышеуказанные характеристики представляют собой компромисс между запросами общества к личностным качествам выпускника и потребностями и возможностями самих выпускников, достижение которого и является благоприятным условием формирования эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Становится очевидным, что для полноценного развития личности необходимо создать систему условий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка в период его обучения в школе, и благоприятствующих успешному протеканию кризиса эго-идентичности, формированию позитивной эго-идентичности учащихся. В целом, система условий достижения выпускниками планируемых результатов, согласно требованиям ФГОС общего образования, включает в себя, в том числе, материально-технические, учебно-методические, информационные и кадровые условия. Однако наиболее важными, с точки зрения обеспечения личностных результатов, являются психолого-педагогические условия, которые включают:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего образования;
  • учёт специфики возрастного психофизического развития учащихся;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогических и административных работников, родителей учащихся;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
  • диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса [4, с. 60-61].

Поскольку одним из наиболее значимых аспектов позитивной эго-идентичности является ощущение собственной тождественности и признание этой тождественности значимым социальным окружением,  постольку  для подростка крайне необходимо принятие и поддержка со стороны школы его социально приемлемых и ценных для него форм активности, а также организация условий для их развития. «Ибо если ребенок чувствует, что окружение пытается радикальным образом лишить его всех тех форм выражения, которые позволяют ему развить и интегрировать следующую ступень в своей идентичности, он будет защищать ее с удивительной силой, встречающейся разве у животных, неожиданно вынужденных защищать свою жизнь» [6].

ФГОС ОО учитывает данные особенности формирования эго-идентичности через требования к предоставляемым школой возможностям для:

  • развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему других организаций, осуществляющих образовательный процесс;
  • осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
  • формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций;
  • самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
  • развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности;
  • развития опыта общественной деятельности [4, с. 49-50].

В результате такой специально организованной школой деятельности у выпускников формируются устойчивая позитивная идентичность эго и базовая способность этой стадии - верность, которая является краеугольным камнем эго-идентичности. Чувство эго-идентичности, в свою очередь, является необходимым условием для осознанного выбора профессии, установления близких отношений с другими людьми и перехода на следующие стадии личностного развития.

Для достижения поставленной задачи на уровнях основного и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [4], педагогами образовательного учреждения может использоваться широкий арсенал «инструментов» педагогического воздействия, позволяющих, в комплексе, сформировать базовые для эго-идентичности личностные результаты. Варианты таких «инструментов» представлены в таблице.

Таблица

Возможность формирования личностных результатов посредством инструментов педагогического воздействия

Личностные результаты

«Инструменты» педагогического воздействия

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, самовоспитанию; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

- целенаправленное формирование интереса к изучаемым предметам, областям знаний и процессу обучения в целом, поддержка любознательности и избирательности интересов;

- развитие познавательных универсальных учебных действий (практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическое освоение методов познания);

- формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии,

- формирование и поощрение нестандартного и творческого подходов к решению учебных задач;

- внеурочная деятельность.

Осознанный выбор будущей профессии

- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознания значения будущего профессионального выбора;

- профориентация ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели и т.д.);

- профконсультация (психолого-педагогическая диагностика склонностей, способностей и компетенций);

- проектная и учебно-исследовательская деятельность;

- внеурочная деятельность.

Сформированная российская гражданская идентичность

- формирование историко-географического образа России;

- формирование знания положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;

- формирование представлений о государственной организации России, государственной символике (герб, флаг, гимн);

- развитие патриотизма и гражданской солидарности;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России.

Сформированное мировоззрение и система ценностей (общечеловеческих, семейных, ЗОЖ и т.д.)

- формирование представлений об общественных приоритетах и ценностях;

- усвоение нравственных ценностей семейной жизни, формирование представлений о значении семьи, укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения и т.д.

- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям;

 - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей.

- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Таким образом, формирование эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте в большей мере происходит в школе, как основном для данного возраста институте социализации личности. ФГОС общего образования, основанный на методологии учета возрастных особенностей учащихся, позволяет создавать благоприятные условия для успешного протекания нормативного кризиса данного возраста и формирования позитивной эго-идентичности личности.

Рецензенты:

Зуева Ф.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественно-математических дисциплин ГБОУ ДПО  ЧИППКРО, г.Челябинск.

Солдатова Е.Л., д.псх.н., профессор, декан факультета Психологии, заведующая кафедрой «Психология развития» ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г.Челябинск.


Библиографическая ссылка

Бенко Е.В. ПОТЕНЦИАЛ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13878 (дата обращения: 26.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074