Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEVELS OF TRAINING AND PERFORMING OFFICIAL FUNCTIONAL RESPONSIBILITIES (EMPLOYMENT FUNCTIONS) SPECIALISTS WITH SECONDARY PHARMACEUTICAL EDUCATION

Shakhina S.G. 1 Soloninina A.V. 2
1 GBOU SPO "Penza Medical College" Health Ministry of Russia
2 GBOU VPO "Perm State Pharmaceutical Academy" Health Ministry of Russia
Modern economic situation, development of the pharmaceutical market determine the presentation of new requirements to the organization of work, pharmaceutical organizations, and the formation of new professional competence of specialists. Modern conditions and development activities pharmacies require changes in the tariff-qualification system, the development and implementation of professional standard based on the content of professional education programs in the preparation of pharmaceutical specialists of various levels taking into account ongoing job. This publication presents the results of studying the content of educational standards, normative-legal basis of official duties of specialists, depending on the level of education, as well as the actual content of their work based on the polling 1,000 specialists of pharmaceutical organizations in six regions of Russia.
secondary pharmaceutical education
pharmaceutical workers
types of labour activity
professional standard
Введение. Современная экономика диктует новые требования к формированию кадровой политики, что, в свою очередь, определяет содержание профессиональных компетенций специалистов разного уровня. Данная тенденция характерна для всех отраслей, в том числе и для фармацевтической. Стремительное развитие фармацевтического рынка в России на современном этапе предъявляет новые требования к организации работы фармацевтических организаций, что обуславливает формирование новых требований к специалистам.

На кафедре управления и экономики фармации Пермской государственной  фармацевтической академии проводились исследования по оптимизации требований к специалистам фармацевтического профиля, в ходе которых разработаны квалификационные требования, каталоги профессиональных компетенций и эталонные профили должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием, проводилось изучение мест работы и занимаемых должностей и разработаны предложения по изменению номенклатуры должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование [9, 10, 11,12].

На примере Тульской области были изучены аспекты кадрового обеспечения и структуры занятости  фармацевтических должностей аптечных организаций [1].

Однако существующие современные исследования не рассматривают вопрос целесообразности соотношения профессиональных компетенций фармацевтических работников со средним профессиональным образованием и трудовыми видами и функциями трудовой (профессиональной) деятельности. Данный факт стал обоснованием необходимости (актуальности) нашего исследования.

Цель работы. Выявить и методически обосновать связующее звено между уровнем профессиональной подготовки фармацевтических кадров и выполняемыми должностными функциональными обязанностями (трудовыми функциями).

Материал и методы исследования. Нами проведено изучение содержания образовательных стандартов, нормативно-правового обоснования должностей специалистов в зависимости от уровня полученного образования, а также фактического содержания выполняемых ими работ на основании анкетирования 1000 специалистов аптечных организаций шести регионов России.

Результаты и обсуждение. Согласно образовательным стандартам, для среднего фармацевтического образования предусмотрено базовое образование по специальности «Фармация» с двумя уровнями подготовки - базовая подготовка (базовый уровень) и углубленная подготовка (повышенный уровень) с присвоением одинаковой квалификации - фармацевт [8].

Последипломное образование специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку по специальности «Фармация».

Требования к уровню и содержанию подготовки по специальности «Фармация» базового и повышенного уровней применительно к специалистам, получившим среднее профессиональное образование до 2013 года, изложены в Государственном образовательном стандарте (ГОС), утвержденном 21 января 2002 г. (ГОС второго поколения). В ГОС СПО различия уровней отражаются в формулировании квалификационных требований к выпускнику и имеют существенные различия в определении основных видов деятельности выпускника на базовом и повышенном уровнях (таблица 1). Так, выпускник, освоивший программу повышенного уровня, помимо производственной, готов осуществлять маркетинговую и организационно-управленческую деятельности. Информационный вид профессиональной деятельности, реализуемый выпускником, освоившим программу базового уровня, в стандарте повышенного уровня расширен до информационно-консультативного.

Таблица 1 -Соотношение основных параметров ГОС СПО по специальности «Фармация»

Вид стандарта

Квалификационная характеристика выпускника

Основные виды профессиональной деятельности

ГОС СПО (повышенный уровень)

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фармацевта аптечной организации, а также фармацевта по информационно-консультативной работе среди медицинских работников, населения и отпуску лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения и др. товаров аптечного ассортимента ЛПУ и населению

Производственная

Информационно-консультативная

Маркетинговая

Организационно-управленческая

ГОС СПО (базовый уровень)

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фармацевта по организации и обеспечению населения ЛС и изделиями медицинского назначения, изготовлению, контролю качества ЛС и их отпуска, проведению работы в аптечных предприятиях

Производственная

Информационная

Сопоставление требований ГОС второго поколения к знаниям и умениям выпускников базового и повышенного уровней дает основание утверждать, что:

  • выпускник повышенного уровня готов осуществлять управленческие (административные) функции, а также маркетинговую деятельность;
  • выпускник базового уровня готов осуществлять деятельность, связанную с изготовлением, хранением и реализацией ЛС, информирование населения и медицинских работников об ассортименте и потребительских свойствах товара, а также административные функции по анализу экономических показателей деятельности аптечных организаций.

Содержание стандарта третьего поколения (ФГОС), первый выпуск специалистов  среднего профессионального образования по которому был осуществлен в 2013 году, в полном объеме обеспечивает подготовку специалиста СПО по специальности «Фармация», формируя профессиональные компетенции, необходимые для реализации различных видов профессиональной деятельности в современной аптечной организации [8].

В результате анализа нормативных правовых актов были выявлены противоречия и несоответствия между содержанием образования будущих специалистов, его уровнем и контекстом должностных требований к специалистам, распределением их по квалификационным уровням. Отсутствует детальный перечень фармацевтических работ и услуг, для выполнения которых необходимо фармацевтическое образование, в результате чего эти работы могут выполняться работниками, не имеющими фармацевтического образования. Виды фармацевтических работ не дифференцированы в зависимости от полученного образования, в результате чего одни и те же трудовые функции могут выполнять специалисты, имеюшие и высшее и среднее фармацевтическое образование [3, 4, 5, 6, 7].

Так, согласно определению, представленному в  ФЗ от 21 ноября 2011 г.  № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», фармацевтический работник - это «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в  трудовые обязанности которого входят оптовая торговля ЛС, их хранение, перевозка и/или розничная торговля ЛП для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка» [14]. Фармацевтическую деятельность в РФ могут осуществлять лица, имеющие как высшее, так и среднее профессиональное фармацевтическое  образование при наличии сертификата специалиста [13].

Действующие регламентирующие документы предусматривают различия в наименованиях должностей специалистов в зависимости от уровня полученного фармацевтического образования [4], однако  содержание фактически выполняемых фармацевтических работ и услуг в аптечных организациях не имеет существенных различий, несмотря на уровень полученного образования, что подтверждают результаты анкетирования  специалистов аптечных организаций, среди которых 97% составляют женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Большая часть респондентов (85,4%) имеют базовый уровень среднего фармацевтического образования, почти 15 % - повышенный. Из общего числа опрошенных работников аптечных организаций 81,5% занимаются реализацией лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, из них лишь 17,6% имеют повышенный уровень среднего профессионального образования; 54,3% - консультированием и информированием потребителей фармацевтических услуг (из них 84,2% специалистов, не имеющих повышенного уровня среднего профессионального образования). Функции руководства аптечными организациями выполняют 9,9% специалистов, из них всего лишь 0,1% имеют повышенный уровень. Остальные виды профессиональной деятельности, выявленные в ходе анкетирования, выполняют специалисты, имеющие базовый уровень среднего профессионального образования: реализация населению и медицинским организациям предметов очковой оптики; изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля, отпуск ЛС на льготных условиях, формирование цен, реализация лекарственных средств для ветеринарного применения, приемка товара, информирование о ЛС медицинских и фармацевтических работников. Также  специалисты со средним образованием (базовый уровень) осуществляют функции по общему руководству аптечной организацией, маркетингу, формируют цены, консультируют клиентов в ходе ответственного самолечения.

Анализ результатов анкетирования выявил наличие в аптечных организациях должностей, не заложенных ни в одном из нормативных документов (например, администратор торгового зала, менеджер и др.), что, в свою очередь, обостряет проблему сертификации специалиста и определения его функционала в соответствии с  уровнем его подготовки, а также проблему определения стажа работы по специальности.

Таким образом, результаты исследования, современные условия деятельности и развития аптечной организации требуют изменений в тарифно-квалификационной системе. Один из путей решения данной проблемы возможен посредством разработки и внедрения профессионального стандарта, ориентированного на содержание профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов фармацевтического профиля различного уровня с учетом реализуемых должностных функций.

Профессиональный стандарт - документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций), содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Профессиональный стандарт, соотносясь с образовательным стандартом, обеспечит взаимосвязь между уровнем профессиональной подготовки фармацевтических работников и качеством их трудовой деятельности.

Содержание профессионального стандарта должно снять противоречия между уровнем профессиональной подготовки и выполняемыми видами работы, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность труда и отдельного сотрудника и аптечной организации в целом.

Рецензенты:

Алексеева И.В.,  д.фарм.н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Белоногова В.Д., д.фарм.н., зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.