На кафедре управления и экономики фармации Пермской государственной фармацевтической академии проводились исследования по оптимизации требований к специалистам фармацевтического профиля, в ходе которых разработаны квалификационные требования, каталоги профессиональных компетенций и эталонные профили должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием, проводилось изучение мест работы и занимаемых должностей и разработаны предложения по изменению номенклатуры должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование [9, 10, 11,12].
На примере Тульской области были изучены аспекты кадрового обеспечения и структуры занятости фармацевтических должностей аптечных организаций [1].
Однако существующие современные исследования не рассматривают вопрос целесообразности соотношения профессиональных компетенций фармацевтических работников со средним профессиональным образованием и трудовыми видами и функциями трудовой (профессиональной) деятельности. Данный факт стал обоснованием необходимости (актуальности) нашего исследования.
Цель работы. Выявить и методически обосновать связующее звено между уровнем профессиональной подготовки фармацевтических кадров и выполняемыми должностными функциональными обязанностями (трудовыми функциями).
Материал и методы исследования. Нами проведено изучение содержания образовательных стандартов, нормативно-правового обоснования должностей специалистов в зависимости от уровня полученного образования, а также фактического содержания выполняемых ими работ на основании анкетирования 1000 специалистов аптечных организаций шести регионов России.
Результаты и обсуждение. Согласно образовательным стандартам, для среднего фармацевтического образования предусмотрено базовое образование по специальности «Фармация» с двумя уровнями подготовки - базовая подготовка (базовый уровень) и углубленная подготовка (повышенный уровень) с присвоением одинаковой квалификации - фармацевт [8].
Последипломное образование специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку по специальности «Фармация».
Требования к уровню и содержанию подготовки по специальности «Фармация» базового и повышенного уровней применительно к специалистам, получившим среднее профессиональное образование до 2013 года, изложены в Государственном образовательном стандарте (ГОС), утвержденном 21 января 2002 г. (ГОС второго поколения). В ГОС СПО различия уровней отражаются в формулировании квалификационных требований к выпускнику и имеют существенные различия в определении основных видов деятельности выпускника на базовом и повышенном уровнях (таблица 1). Так, выпускник, освоивший программу повышенного уровня, помимо производственной, готов осуществлять маркетинговую и организационно-управленческую деятельности. Информационный вид профессиональной деятельности, реализуемый выпускником, освоившим программу базового уровня, в стандарте повышенного уровня расширен до информационно-консультативного.
Таблица 1 -Соотношение основных параметров ГОС СПО по специальности «Фармация»
Вид стандарта |
Квалификационная характеристика выпускника |
Основные виды профессиональной деятельности |
ГОС СПО (повышенный уровень) |
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фармацевта аптечной организации, а также фармацевта по информационно-консультативной работе среди медицинских работников, населения и отпуску лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения и др. товаров аптечного ассортимента ЛПУ и населению |
Производственная Информационно-консультативная Маркетинговая Организационно-управленческая |
ГОС СПО (базовый уровень) |
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фармацевта по организации и обеспечению населения ЛС и изделиями медицинского назначения, изготовлению, контролю качества ЛС и их отпуска, проведению работы в аптечных предприятиях |
Производственная Информационная |
Сопоставление требований ГОС второго поколения к знаниям и умениям выпускников базового и повышенного уровней дает основание утверждать, что:
- выпускник повышенного уровня готов осуществлять управленческие (административные) функции, а также маркетинговую деятельность;
- выпускник базового уровня готов осуществлять деятельность, связанную с изготовлением, хранением и реализацией ЛС, информирование населения и медицинских работников об ассортименте и потребительских свойствах товара, а также административные функции по анализу экономических показателей деятельности аптечных организаций.
Содержание стандарта третьего поколения (ФГОС), первый выпуск специалистов среднего профессионального образования по которому был осуществлен в 2013 году, в полном объеме обеспечивает подготовку специалиста СПО по специальности «Фармация», формируя профессиональные компетенции, необходимые для реализации различных видов профессиональной деятельности в современной аптечной организации [8].
В результате анализа нормативных правовых актов были выявлены противоречия и несоответствия между содержанием образования будущих специалистов, его уровнем и контекстом должностных требований к специалистам, распределением их по квалификационным уровням. Отсутствует детальный перечень фармацевтических работ и услуг, для выполнения которых необходимо фармацевтическое образование, в результате чего эти работы могут выполняться работниками, не имеющими фармацевтического образования. Виды фармацевтических работ не дифференцированы в зависимости от полученного образования, в результате чего одни и те же трудовые функции могут выполнять специалисты, имеюшие и высшее и среднее фармацевтическое образование [3, 4, 5, 6, 7].
Так, согласно определению, представленному в ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», фармацевтический работник - это «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля ЛС, их хранение, перевозка и/или розничная торговля ЛП для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка» [14]. Фармацевтическую деятельность в РФ могут осуществлять лица, имеющие как высшее, так и среднее профессиональное фармацевтическое образование при наличии сертификата специалиста [13].
Действующие регламентирующие документы предусматривают различия в наименованиях должностей специалистов в зависимости от уровня полученного фармацевтического образования [4], однако содержание фактически выполняемых фармацевтических работ и услуг в аптечных организациях не имеет существенных различий, несмотря на уровень полученного образования, что подтверждают результаты анкетирования специалистов аптечных организаций, среди которых 97% составляют женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Большая часть респондентов (85,4%) имеют базовый уровень среднего фармацевтического образования, почти 15 % - повышенный. Из общего числа опрошенных работников аптечных организаций 81,5% занимаются реализацией лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, из них лишь 17,6% имеют повышенный уровень среднего профессионального образования; 54,3% - консультированием и информированием потребителей фармацевтических услуг (из них 84,2% специалистов, не имеющих повышенного уровня среднего профессионального образования). Функции руководства аптечными организациями выполняют 9,9% специалистов, из них всего лишь 0,1% имеют повышенный уровень. Остальные виды профессиональной деятельности, выявленные в ходе анкетирования, выполняют специалисты, имеющие базовый уровень среднего профессионального образования: реализация населению и медицинским организациям предметов очковой оптики; изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля, отпуск ЛС на льготных условиях, формирование цен, реализация лекарственных средств для ветеринарного применения, приемка товара, информирование о ЛС медицинских и фармацевтических работников. Также специалисты со средним образованием (базовый уровень) осуществляют функции по общему руководству аптечной организацией, маркетингу, формируют цены, консультируют клиентов в ходе ответственного самолечения.
Анализ результатов анкетирования выявил наличие в аптечных организациях должностей, не заложенных ни в одном из нормативных документов (например, администратор торгового зала, менеджер и др.), что, в свою очередь, обостряет проблему сертификации специалиста и определения его функционала в соответствии с уровнем его подготовки, а также проблему определения стажа работы по специальности.
Таким образом, результаты исследования, современные условия деятельности и развития аптечной организации требуют изменений в тарифно-квалификационной системе. Один из путей решения данной проблемы возможен посредством разработки и внедрения профессионального стандарта, ориентированного на содержание профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов фармацевтического профиля различного уровня с учетом реализуемых должностных функций.
Профессиональный стандарт - документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций), содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Профессиональный стандарт, соотносясь с образовательным стандартом, обеспечит взаимосвязь между уровнем профессиональной подготовки фармацевтических работников и качеством их трудовой деятельности.
Содержание профессионального стандарта должно снять противоречия между уровнем профессиональной подготовки и выполняемыми видами работы, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность труда и отдельного сотрудника и аптечной организации в целом.
Рецензенты:
Алексеева И.В., д.фарм.н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.
Белоногова В.Д., д.фарм.н., зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.