Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЯЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ (ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ) СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Шахина С.Г. 1 Солонинина А.В. 2
1 ГБОУ СПО "Пензенский базовый медицинский колледж" Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Современная экономическая ситуация, развитие фармацевтического рынка обуславливают предъявление новых требований к организации работы фармацевтических организаций и формированию новых профессиональных компетенций специалистов. Современные условия деятельности и развития аптечной организации требуют изменений в тарифно-квалификационной системе, разработки и внедрения профессионального стандарта, ориентированного на содержание профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов фармацевтического профиля различного уровня с учетом реализуемых должностных функций. В данной публикации представлены результаты изучения содержания образовательных стандартов, нормативно-правового обоснования должностных обязанностей специалистов в зависимости от уровня полученного образования, а также фактического содержания выполняемых ими работ на основании анкетирования 1000 специалистов аптечных организаций шести регионов России.
среднее фармацевтическое образование
фармацевтические работники
виды трудовой деятельности
профессиональный стандарт
1. Комиссинская И.Г. Теоретические и методологические основы государственного управления фармацевтическим персоналом: автореферат дис. ... д-ра фарм. наук : 15.00.01 / Комиссинская Ирина Геннадьевна; Курский гос. мед. ун-т. – М., 2000. – 43 с.
2. Крупнова И. В., Солонинина А. В. Фармацевтический персонал: регламентация требований // Новая аптека. - № 9. – 2008. – С. 38-45.
3. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».
4. Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"».
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 3.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
8. Приказ Минобразования и науки России от 10.11.2009 № 572 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060301 Фармация.
9. Солонинина А. В., Порсева Н. Ю., Крупнова И. В. О профессиональных компетенциях специалистов фармацевтического профиля: разграничение функциональных обязанностей провизора и фармацевта // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. - № 1 (07). – С. 143-149.
10. Солонинина А. В., Крупнова И. В., Порсева Н. Ю. О профессиональных компетенциях специалистов фармацевтического профиля: регламентация квалификационных требований // Вестник Росздравнадзора. – 2011. - № 2. – С. 39-43.
11. Солонинина А.В., Шахина С.Г. Изучение мест работы и занимаемых должностей специалистами, имеющими среднее фармацевтическое образование // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 2; URL: www.science-education.ru/108-9000 (дата обращения: 30.04.2013).
12. Солонинина А.В., Шахина С.Г., Одегова Т.Ф. Обоснование перечня должностей, занимаемых специалистами со средним фармацевтическим образованием в фармацевтических и медицинских организациях // современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 3; URL: www.science-education.ru/109-9003 (дата обращения: 01.04.2013).
13. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
14. ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Введение. Современная экономика диктует новые требования к формированию кадровой политики, что, в свою очередь, определяет содержание профессиональных компетенций специалистов разного уровня. Данная тенденция характерна для всех отраслей, в том числе и для фармацевтической. Стремительное развитие фармацевтического рынка в России на современном этапе предъявляет новые требования к организации работы фармацевтических организаций, что обуславливает формирование новых требований к специалистам.

На кафедре управления и экономики фармации Пермской государственной  фармацевтической академии проводились исследования по оптимизации требований к специалистам фармацевтического профиля, в ходе которых разработаны квалификационные требования, каталоги профессиональных компетенций и эталонные профили должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием, проводилось изучение мест работы и занимаемых должностей и разработаны предложения по изменению номенклатуры должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование [9, 10, 11,12].

На примере Тульской области были изучены аспекты кадрового обеспечения и структуры занятости  фармацевтических должностей аптечных организаций [1].

Однако существующие современные исследования не рассматривают вопрос целесообразности соотношения профессиональных компетенций фармацевтических работников со средним профессиональным образованием и трудовыми видами и функциями трудовой (профессиональной) деятельности. Данный факт стал обоснованием необходимости (актуальности) нашего исследования.

Цель работы. Выявить и методически обосновать связующее звено между уровнем профессиональной подготовки фармацевтических кадров и выполняемыми должностными функциональными обязанностями (трудовыми функциями).

Материал и методы исследования. Нами проведено изучение содержания образовательных стандартов, нормативно-правового обоснования должностей специалистов в зависимости от уровня полученного образования, а также фактического содержания выполняемых ими работ на основании анкетирования 1000 специалистов аптечных организаций шести регионов России.

Результаты и обсуждение. Согласно образовательным стандартам, для среднего фармацевтического образования предусмотрено базовое образование по специальности «Фармация» с двумя уровнями подготовки - базовая подготовка (базовый уровень) и углубленная подготовка (повышенный уровень) с присвоением одинаковой квалификации - фармацевт [8].

Последипломное образование специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку по специальности «Фармация».

Требования к уровню и содержанию подготовки по специальности «Фармация» базового и повышенного уровней применительно к специалистам, получившим среднее профессиональное образование до 2013 года, изложены в Государственном образовательном стандарте (ГОС), утвержденном 21 января 2002 г. (ГОС второго поколения). В ГОС СПО различия уровней отражаются в формулировании квалификационных требований к выпускнику и имеют существенные различия в определении основных видов деятельности выпускника на базовом и повышенном уровнях (таблица 1). Так, выпускник, освоивший программу повышенного уровня, помимо производственной, готов осуществлять маркетинговую и организационно-управленческую деятельности. Информационный вид профессиональной деятельности, реализуемый выпускником, освоившим программу базового уровня, в стандарте повышенного уровня расширен до информационно-консультативного.

Таблица 1 -Соотношение основных параметров ГОС СПО по специальности «Фармация»

Вид стандарта

Квалификационная характеристика выпускника

Основные виды профессиональной деятельности

ГОС СПО (повышенный уровень)

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фармацевта аптечной организации, а также фармацевта по информационно-консультативной работе среди медицинских работников, населения и отпуску лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения и др. товаров аптечного ассортимента ЛПУ и населению

Производственная

Информационно-консультативная

Маркетинговая

Организационно-управленческая

ГОС СПО (базовый уровень)

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве фармацевта по организации и обеспечению населения ЛС и изделиями медицинского назначения, изготовлению, контролю качества ЛС и их отпуска, проведению работы в аптечных предприятиях

Производственная

Информационная

Сопоставление требований ГОС второго поколения к знаниям и умениям выпускников базового и повышенного уровней дает основание утверждать, что:

  • выпускник повышенного уровня готов осуществлять управленческие (административные) функции, а также маркетинговую деятельность;
  • выпускник базового уровня готов осуществлять деятельность, связанную с изготовлением, хранением и реализацией ЛС, информирование населения и медицинских работников об ассортименте и потребительских свойствах товара, а также административные функции по анализу экономических показателей деятельности аптечных организаций.

Содержание стандарта третьего поколения (ФГОС), первый выпуск специалистов  среднего профессионального образования по которому был осуществлен в 2013 году, в полном объеме обеспечивает подготовку специалиста СПО по специальности «Фармация», формируя профессиональные компетенции, необходимые для реализации различных видов профессиональной деятельности в современной аптечной организации [8].

В результате анализа нормативных правовых актов были выявлены противоречия и несоответствия между содержанием образования будущих специалистов, его уровнем и контекстом должностных требований к специалистам, распределением их по квалификационным уровням. Отсутствует детальный перечень фармацевтических работ и услуг, для выполнения которых необходимо фармацевтическое образование, в результате чего эти работы могут выполняться работниками, не имеющими фармацевтического образования. Виды фармацевтических работ не дифференцированы в зависимости от полученного образования, в результате чего одни и те же трудовые функции могут выполнять специалисты, имеюшие и высшее и среднее фармацевтическое образование [3, 4, 5, 6, 7].

Так, согласно определению, представленному в  ФЗ от 21 ноября 2011 г.  № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», фармацевтический работник - это «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в  трудовые обязанности которого входят оптовая торговля ЛС, их хранение, перевозка и/или розничная торговля ЛП для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка» [14]. Фармацевтическую деятельность в РФ могут осуществлять лица, имеющие как высшее, так и среднее профессиональное фармацевтическое  образование при наличии сертификата специалиста [13].

Действующие регламентирующие документы предусматривают различия в наименованиях должностей специалистов в зависимости от уровня полученного фармацевтического образования [4], однако  содержание фактически выполняемых фармацевтических работ и услуг в аптечных организациях не имеет существенных различий, несмотря на уровень полученного образования, что подтверждают результаты анкетирования  специалистов аптечных организаций, среди которых 97% составляют женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Большая часть респондентов (85,4%) имеют базовый уровень среднего фармацевтического образования, почти 15 % - повышенный. Из общего числа опрошенных работников аптечных организаций 81,5% занимаются реализацией лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, из них лишь 17,6% имеют повышенный уровень среднего профессионального образования; 54,3% - консультированием и информированием потребителей фармацевтических услуг (из них 84,2% специалистов, не имеющих повышенного уровня среднего профессионального образования). Функции руководства аптечными организациями выполняют 9,9% специалистов, из них всего лишь 0,1% имеют повышенный уровень. Остальные виды профессиональной деятельности, выявленные в ходе анкетирования, выполняют специалисты, имеющие базовый уровень среднего профессионального образования: реализация населению и медицинским организациям предметов очковой оптики; изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля, отпуск ЛС на льготных условиях, формирование цен, реализация лекарственных средств для ветеринарного применения, приемка товара, информирование о ЛС медицинских и фармацевтических работников. Также  специалисты со средним образованием (базовый уровень) осуществляют функции по общему руководству аптечной организацией, маркетингу, формируют цены, консультируют клиентов в ходе ответственного самолечения.

Анализ результатов анкетирования выявил наличие в аптечных организациях должностей, не заложенных ни в одном из нормативных документов (например, администратор торгового зала, менеджер и др.), что, в свою очередь, обостряет проблему сертификации специалиста и определения его функционала в соответствии с  уровнем его подготовки, а также проблему определения стажа работы по специальности.

Таким образом, результаты исследования, современные условия деятельности и развития аптечной организации требуют изменений в тарифно-квалификационной системе. Один из путей решения данной проблемы возможен посредством разработки и внедрения профессионального стандарта, ориентированного на содержание профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов фармацевтического профиля различного уровня с учетом реализуемых должностных функций.

Профессиональный стандарт - документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций), содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Профессиональный стандарт, соотносясь с образовательным стандартом, обеспечит взаимосвязь между уровнем профессиональной подготовки фармацевтических работников и качеством их трудовой деятельности.

Содержание профессионального стандарта должно снять противоречия между уровнем профессиональной подготовки и выполняемыми видами работы, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность труда и отдельного сотрудника и аптечной организации в целом.

Рецензенты:

Алексеева И.В.,  д.фарм.н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Белоногова В.Д., д.фарм.н., зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Шахина С.Г., Солонинина А.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЯЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ (ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ) СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13776 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674