Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DIAGNOSTICS OF THE INTERACTION STATE OF HIGHER EDUCATION AND LABOUR MARKET WITHIN THE FRAMEWORK OF PROCESS-BASED APPROACH TO THE PERSONNEL HIGHER EDUCATIONAL PROGRAM

Galieva R.D. 1
1 The social and economic studies institute of Ufa Scientific Center of Russian Academia of Science
The article states about the conception of process-based interaction of higher education and labor market. It was proved need for transit from a spontaneous of interaction of higher education and labor market to the goal orientation and controlled. The process-based interaction of higher education and labor market is based on the special stage-process of personnel higher educational program with the participation of the main actors of management (the government, universities, employers, the society represented by enrollers – students – graduates). Author focuses on five stages of personnel higher educational program and the diagnostics of the state of interaction of higher education and labor market as outside and inside audit of the main stages of personnel higher educational program. The methodology of the diagnostics includes the quantative and qualitative indexes according to two characteristic. It is the optimality of process and the optimality of results or productivity of the interaction of higher education and labor market.
the interaction of higher education and labor market management
the diagnostics of the interaction state of higher education and labor market
Key words: the process-based interaction of higher education and labor market
В настоящее время взаимодействие между высшим образованием и рынком труда еще не стало системным, в полной мере партнерским и эффективным, соответствующим динамично развивающимся социально-экономическим потребностям общества, личности, государства. Основным условием достижения динамического равновесия между институтами является опережающее развитие высшего образования, основывающееся на стратегическом планировании подготовки кадров и самоорганизации рынка образовательных услуг. «Чтобы система профессионального образования эволюционировала в нужном направлении, необходимо в точке бифуркации инициировать соответствующее воздействие для того, чтобы усилить ее взаимодействие с рынком труда и социальными партнерами, привести объемы и структуру подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда и работодателями» [4, 137.]. В свою очередь, это требует внедрения новой системы регулирования процессов взаимосвязи образования и рынка труда, и совершенствования системы управления высшим образованием со стороны государства, работодателей и общества, так как именно на них нацелено образование. В данной статье будет представлена концепция управления взаимодействием высшего образования и рынка труда в рамках процессно-ориентированного подхода к управлению социально-экономическими системами.

Взаимодействие высшего образования и рынка труда может осуществляться стихийно, но является эффективным только в том случае, если оно регулируется и организуется. Поэтому управление взаимодействием высшего образования и рынка труда предполагает распределение всех его операций по этапам целеполагания, анализа ситуации, определения проблемы, принятия решений. При этом необходимо сформировать такую систему управления, которая бы органично вписывалась в общую систему управления образованием. Такая система должна быть сформирована как на макроуровне управления образованием, так и на уровне управления образовательными процессами в вузе. Следовательно, понятие «управление взаимодействия высшего образования и рынка труда» указывает на необходимость организации процесса взаимодействия и принятия управленческих решений по регулированию этого взаимодействия в условиях недостаточной зрелости механизмов саморегуляции рыночных процессов.

Управление взаимодействием высшего образования и рынка труда строится, прежде всего, на оценке состояния системы взаимодействия, а также результатов управленческих действий и решений. Поэтому управление данным процессом предполагает выделение этапов-процессов подготовки кадров, оценку функционала основных субъектов управления на каждого из этапов. Для описания механизма взаимодействия институтов нами используется понятие процессно-ориентированного взаимодействия высшего образования и рынка труда.

Процессно-ориентированное взаимодействие высшего образования и рынка труда предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных этапов-процессов подготовки кадров высшей квалификации, а также установление взаимосвязей между этими процессами и последующего управления ими со стороны основных субъектов регулирования (государства, вузов, работодателей, общества в лице абитуриентов-студентов-выпускников), включая диагностику состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда как внешний и внутренний аудит этапов-процессов подготовки кадров. Основными этапами-процессами взаимодействия высшего образования и рынка труда выступают:

1 этап - «планирование и прогнозирование потребностей в кадрах»;

2 этап - «организация профориентационной работы в общеобразовательной школе»;

3 этап - «определение структуры и содержания высшего образования»;

4 этап - «реализация компетентностный модели подготовки специалистов»;

5 этап - «трудоустройство и вхождение в профессию»;

6 этап - «управленческий мониторинг взаимодействия высшего образования с рынком труда».

На первом этапе предполагается формирование социального заказа на подготовку кадров со стороны основных потребителей образовательных услуг (государства, бизнеса и общества). Основная задача второго этапа состоит в организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, в том числе профильного обучения в старших классах, которая реализуется в соответствии с задачами стратегии подготовки кадров. В связи с этим реализация данного этапа осуществляется органами государственной власти. На третьем этапе определяются цели, задачи и требования к подготовке кадров, которые задаются органами государственной власти совместно с объединениями работодателей. Реализация четвертого этапа зависит от взаимодействия вузов и работодателей, поскольку от их эффективного партнерства зависит организация практик и стажировок для студентов и в целом профессиональная специализация учащихся. На данном этапе формируются практические знания, умения и навыки и осуществляется переход на следующий этап трудоустройства и вхождения в процессию. Данный этап не является последним, однако он свидетельствует о результатах социального партнерства и согласованности действий государства, образовательной системы и работодателей. На этапе мониторинга осуществляется анализ ситуации на рынках образования и труда, а также анализ образовательных и профессиональных потребностей. Данная информация является основой для формирования целей и задач следующего этапа подготовки кадров. Каждый из этих этапов представляет собой процесс и состоит из серии взаимосвязанных действий. Эти процессы проникают друг в друга, взаимосвязаны между собой, образуя единый процесс управления взаимодействием высшего образования с рынком труда. То есть процессно-ориентированное взаимодействие высшего образования и рынка труда представляет собой непрерывный циклический процесс.

Для того чтобы оценить состояние взаимодействия высшего образования и рынка труда, необходимо установить состав характеристик, которые будут отражать результаты каждого из выделенных этапов и давать возможность комплексной оценки процесса взаимодействия. Одним из базовых показателей уровня эффективности высшего профессионального образования является степень влияния высшей школы на процессы в сфере занятости и на рынке труда, поскольку спрос на образовательные услуги во многом определяется потребностями и заказчиками кадров со стороны рынка труда. В данной парадигме рассматриваются такие показатели, как экономическая активность населения по уровню образования; структура занятых в экономике, безработных и экономически неактивного населения по уровню образования; средняя заработная плата работников по уровню образования; удельный вес лиц, не получивших направление на работу (нетрудоустроенных) в общей численности выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; численность выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в органах государственной службы занятости [2, 45-66; 3].

Существующие показатели взаимодействия высшего образования и рынка труда, на наш взгляд, не в полной мере отражают современную ситуацию по организации взаимодействия высшего образования и рынка труда. В частности, они не учитывают возрастающие запросы населения к качеству образовательных услуг, а значит роль институтов общественного управления в организации процесса взаимодействия высшего образования и рынка труда, что отражается на изменении роли управления образовательными организациями. Кроме того, существующая система оценки оперирует преимущественно стандартами количественных показателей, которые не позволяют дать интегральную характеристику процессу взаимодействия высшего образования и рынка труда, совокупность и систему свойств, характеризующих данный процесс и факторов, влияющих на него. Поэтому в основу современных показателей должны быть включены качественные показатели. Они отражают процессно-ориентированные факторы, связанные с оценкой целей, задач, методов, принципов, ресурсов обеспечения взаимодействия высшего образования и рынка труда. Соответственно, за основу определения оптимальности взаимодействия высшего образования и рынка труда следует принять принцип многокритериальности, требующий учета и разграничения всех факторов, влияющих на эффективность взаимодействия высшего образования и рынка труда.

Процессно-ориентированный подход к оценке взаимодействия высшего образования и рынка труда как комплексный анализ, отражает целый ряд объективных показателей. К ним относятся сформированность социального заказа на подготовку специалистов; качество бюджетного приема в государственные вузы по результатам ЕГЭ по приоритетным направлениям подготовки и группам специальностей; обеспеченность инфраструктурой и ресурсами для совершенствования образовательных программ в соответствии с запросами рынка труда, участия объединений работодателей в подготовке кадров; удовлетворенность запросов рынка труда и работодателей, а также образовательных запросов и ожиданий выпускников; высокая доля трудоустроенных выпускников по специальности и адаптированных на рабочих местах, а также влияние полученного образования на профессиональную траекторию выпускников; уровень и качество отдачи от высшего образования, в том числе оценка эффективности расходования бюджетных средств на подготовку кадров с высшим образованием (таблица 1).

Таблица 1.

Методика реализации процессно-ориентированного взаимодействия высшего образования и рынка труда

Этапы взаимодействия ВПО с РТ

Основные задачи этапа

Основные средства реализации задачи

Индикаторы этапа

 

1 этап

 

Планирование и прогнозирование потребностей в кадрах

Формирование социального заказа на подготовку кадров со стороны основных потребителей образовательных услуг (государства, бизнеса и общества).

Государственная стратегия подготовки кадров, основанная на прогнозе потребностей в специалистах.

Сформированность социального заказа на подготовку специалистов

 

2 этап

 

Профориентация

Организация профориентационной работы в общеобразовательной школе, в т.ч. профильного обучения в старших классах.

Социальное партнерство между общеобразовательными школами и вузами.

Качество бюджетного приема в государственные вузы по результатам ЕГЭ по приоритетным направлениям подготовки и группам специальностей

 

3 этап

 

Определение структуры и содержания высшего образования

Определение структуры и содержания высшего образования

Социальное партнерство между органами власти, образовательными учреждениями и объединениями работодателей.

Обеспеченность инфраструктурой и ресурсами для совершенствования образовательных программ в соответствие запросам рынка труда, а также участие объединений работодателей в подготовке кадров

 

4 этап

 

Реализация компетентностной модели подготовки специалистов

 

Формирование практических знаний, умений и навыков.

Социальное партнерство между вузами и работодателями.

Удовлетворенность запросов рынка труда и работодателей, а также образовательных запросов и ожиданий выпускников

 

5 этап

 

Трудоустройство и вхождение в профессию

Трудоустройство выпускников вузов по специальности и адаптация на рабочем месте.

Социальное партнерство между вузами и работодателями.

Доля трудоустроенных выпускников по специальности и адаптированных на рабочих местах, а также влияние полученного образования на профессиональную траекторию выпускников.

 

6 этап

 

Управленческий мониторинг взаимодействия ВПО с РТ

Анализ ситуации на РОУ и РТ, а также анализ образовательных и профессиональных потребностей в образовании.

Государственно-общественные механизмы управления.

Уровень качества и отдачи от высшего образования, в том числе оценка эффективности расходования бюджетных средств на подготовку кадров с высшим образованием.

Следует особо подчеркнуть важность общего показателя для оценки состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда. Таким показателем является динамическое количественное и качественное соответствие спроса на труд специалистов с высшим образованием и их предложением с учетом опережающего развития высшего образования в условиях модернизации общества. С нашей точки зрения целесообразно говорить о достижении не изоморфного соответствия институтов, а динамического равновесия между образованием и рынком труда, которое предполагает нестабильность как естественное состояние открытых социальных систем и постоянную адаптацию и изменение системы образования для нахождения новых способов взаимодействия с социумом с целью соответствия новым требованиям рынка труда. Поэтому основным условием достижения динамического соответствия между институтами является опережающее развитие высшего профессионального образования, основывающееся на стратегическом планировании подготовки кадров и самоорганизации рынка образовательных услуг. Следовательно, во многом данная оценка определяет степень управления на всех этапах подготовки кадров.

Представленная группа показателей применима для оценки состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда на уровне вуза, на региональном уровне и общенациональном уровне. При этом важно оценивать состояние взаимодействия институтов, как показателя фактического уровня реализации мер по оптимизации взаимодействия высшего образования и рынка труда в динамике за тот или иной промежуток времени. Для этого необходимо проведение ежегодного мониторинга по разработанной модели комплексной оценки. Анализ данных показателей позволит выявлять наиболее «проблемные» места и осуществлять соответствующие изменения в организации взаимодействия высшего образования и рынка труда. Кроме того, данный подход позволяет определить место и роль государства, других субъектов в системе их взаимодействия. При этом важно определить степень участия каждого субъекта в обеспечении взаимодействия институтов, в решении стратегических, основных и вспомогательных задач в области подготовки кадров высшей квалификации.

Рецензенты:

Галлямов Р.Р., д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник сектора социально-политических исследований ФГБУН Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, г.Уфа;

 Гатауллин Р.Ф., д.э.н., заведующий сектором экономики и управления развитием территорий ФГБУН Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, г.Уфа.