Взаимодействие высшего образования и рынка труда может осуществляться стихийно, но является эффективным только в том случае, если оно регулируется и организуется. Поэтому управление взаимодействием высшего образования и рынка труда предполагает распределение всех его операций по этапам целеполагания, анализа ситуации, определения проблемы, принятия решений. При этом необходимо сформировать такую систему управления, которая бы органично вписывалась в общую систему управления образованием. Такая система должна быть сформирована как на макроуровне управления образованием, так и на уровне управления образовательными процессами в вузе. Следовательно, понятие «управление взаимодействия высшего образования и рынка труда» указывает на необходимость организации процесса взаимодействия и принятия управленческих решений по регулированию этого взаимодействия в условиях недостаточной зрелости механизмов саморегуляции рыночных процессов.
Управление взаимодействием высшего образования и рынка труда строится, прежде всего, на оценке состояния системы взаимодействия, а также результатов управленческих действий и решений. Поэтому управление данным процессом предполагает выделение этапов-процессов подготовки кадров, оценку функционала основных субъектов управления на каждого из этапов. Для описания механизма взаимодействия институтов нами используется понятие процессно-ориентированного взаимодействия высшего образования и рынка труда.
Процессно-ориентированное взаимодействие высшего образования и рынка труда предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных этапов-процессов подготовки кадров высшей квалификации, а также установление взаимосвязей между этими процессами и последующего управления ими со стороны основных субъектов регулирования (государства, вузов, работодателей, общества в лице абитуриентов-студентов-выпускников), включая диагностику состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда как внешний и внутренний аудит этапов-процессов подготовки кадров. Основными этапами-процессами взаимодействия высшего образования и рынка труда выступают:
1 этап - «планирование и прогнозирование потребностей в кадрах»;
2 этап - «организация профориентационной работы в общеобразовательной школе»;
3 этап - «определение структуры и содержания высшего образования»;
4 этап - «реализация компетентностный модели подготовки специалистов»;
5 этап - «трудоустройство и вхождение в профессию»;
6 этап - «управленческий мониторинг взаимодействия высшего образования с рынком труда».
На первом этапе предполагается формирование социального заказа на подготовку кадров со стороны основных потребителей образовательных услуг (государства, бизнеса и общества). Основная задача второго этапа состоит в организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, в том числе профильного обучения в старших классах, которая реализуется в соответствии с задачами стратегии подготовки кадров. В связи с этим реализация данного этапа осуществляется органами государственной власти. На третьем этапе определяются цели, задачи и требования к подготовке кадров, которые задаются органами государственной власти совместно с объединениями работодателей. Реализация четвертого этапа зависит от взаимодействия вузов и работодателей, поскольку от их эффективного партнерства зависит организация практик и стажировок для студентов и в целом профессиональная специализация учащихся. На данном этапе формируются практические знания, умения и навыки и осуществляется переход на следующий этап трудоустройства и вхождения в процессию. Данный этап не является последним, однако он свидетельствует о результатах социального партнерства и согласованности действий государства, образовательной системы и работодателей. На этапе мониторинга осуществляется анализ ситуации на рынках образования и труда, а также анализ образовательных и профессиональных потребностей. Данная информация является основой для формирования целей и задач следующего этапа подготовки кадров. Каждый из этих этапов представляет собой процесс и состоит из серии взаимосвязанных действий. Эти процессы проникают друг в друга, взаимосвязаны между собой, образуя единый процесс управления взаимодействием высшего образования с рынком труда. То есть процессно-ориентированное взаимодействие высшего образования и рынка труда представляет собой непрерывный циклический процесс.
Для того чтобы оценить состояние взаимодействия высшего образования и рынка труда, необходимо установить состав характеристик, которые будут отражать результаты каждого из выделенных этапов и давать возможность комплексной оценки процесса взаимодействия. Одним из базовых показателей уровня эффективности высшего профессионального образования является степень влияния высшей школы на процессы в сфере занятости и на рынке труда, поскольку спрос на образовательные услуги во многом определяется потребностями и заказчиками кадров со стороны рынка труда. В данной парадигме рассматриваются такие показатели, как экономическая активность населения по уровню образования; структура занятых в экономике, безработных и экономически неактивного населения по уровню образования; средняя заработная плата работников по уровню образования; удельный вес лиц, не получивших направление на работу (нетрудоустроенных) в общей численности выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; численность выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в органах государственной службы занятости [2, 45-66; 3].
Существующие показатели взаимодействия высшего образования и рынка труда, на наш взгляд, не в полной мере отражают современную ситуацию по организации взаимодействия высшего образования и рынка труда. В частности, они не учитывают возрастающие запросы населения к качеству образовательных услуг, а значит роль институтов общественного управления в организации процесса взаимодействия высшего образования и рынка труда, что отражается на изменении роли управления образовательными организациями. Кроме того, существующая система оценки оперирует преимущественно стандартами количественных показателей, которые не позволяют дать интегральную характеристику процессу взаимодействия высшего образования и рынка труда, совокупность и систему свойств, характеризующих данный процесс и факторов, влияющих на него. Поэтому в основу современных показателей должны быть включены качественные показатели. Они отражают процессно-ориентированные факторы, связанные с оценкой целей, задач, методов, принципов, ресурсов обеспечения взаимодействия высшего образования и рынка труда. Соответственно, за основу определения оптимальности взаимодействия высшего образования и рынка труда следует принять принцип многокритериальности, требующий учета и разграничения всех факторов, влияющих на эффективность взаимодействия высшего образования и рынка труда.
Процессно-ориентированный подход к оценке взаимодействия высшего образования и рынка труда как комплексный анализ, отражает целый ряд объективных показателей. К ним относятся сформированность социального заказа на подготовку специалистов; качество бюджетного приема в государственные вузы по результатам ЕГЭ по приоритетным направлениям подготовки и группам специальностей; обеспеченность инфраструктурой и ресурсами для совершенствования образовательных программ в соответствии с запросами рынка труда, участия объединений работодателей в подготовке кадров; удовлетворенность запросов рынка труда и работодателей, а также образовательных запросов и ожиданий выпускников; высокая доля трудоустроенных выпускников по специальности и адаптированных на рабочих местах, а также влияние полученного образования на профессиональную траекторию выпускников; уровень и качество отдачи от высшего образования, в том числе оценка эффективности расходования бюджетных средств на подготовку кадров с высшим образованием (таблица 1).
Таблица 1.
Методика реализации процессно-ориентированного взаимодействия высшего образования и рынка труда
Этапы взаимодействия ВПО с РТ |
Основные задачи этапа |
Основные средства реализации задачи |
Индикаторы этапа |
1 этап
Планирование и прогнозирование потребностей в кадрах |
Формирование социального заказа на подготовку кадров со стороны основных потребителей образовательных услуг (государства, бизнеса и общества). |
Государственная стратегия подготовки кадров, основанная на прогнозе потребностей в специалистах. |
Сформированность социального заказа на подготовку специалистов |
2 этап
Профориентация |
Организация профориентационной работы в общеобразовательной школе, в т.ч. профильного обучения в старших классах. |
Социальное партнерство между общеобразовательными школами и вузами. |
Качество бюджетного приема в государственные вузы по результатам ЕГЭ по приоритетным направлениям подготовки и группам специальностей |
3 этап
Определение структуры и содержания высшего образования |
Определение структуры и содержания высшего образования |
Социальное партнерство между органами власти, образовательными учреждениями и объединениями работодателей. |
Обеспеченность инфраструктурой и ресурсами для совершенствования образовательных программ в соответствие запросам рынка труда, а также участие объединений работодателей в подготовке кадров |
4 этап
Реализация компетентностной модели подготовки специалистов
|
Формирование практических знаний, умений и навыков. |
Социальное партнерство между вузами и работодателями. |
Удовлетворенность запросов рынка труда и работодателей, а также образовательных запросов и ожиданий выпускников |
5 этап
Трудоустройство и вхождение в профессию |
Трудоустройство выпускников вузов по специальности и адаптация на рабочем месте. |
Социальное партнерство между вузами и работодателями. |
Доля трудоустроенных выпускников по специальности и адаптированных на рабочих местах, а также влияние полученного образования на профессиональную траекторию выпускников. |
6 этап
Управленческий мониторинг взаимодействия ВПО с РТ |
Анализ ситуации на РОУ и РТ, а также анализ образовательных и профессиональных потребностей в образовании. |
Государственно-общественные механизмы управления. |
Уровень качества и отдачи от высшего образования, в том числе оценка эффективности расходования бюджетных средств на подготовку кадров с высшим образованием. |
Следует особо подчеркнуть важность общего показателя для оценки состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда. Таким показателем является динамическое количественное и качественное соответствие спроса на труд специалистов с высшим образованием и их предложением с учетом опережающего развития высшего образования в условиях модернизации общества. С нашей точки зрения целесообразно говорить о достижении не изоморфного соответствия институтов, а динамического равновесия между образованием и рынком труда, которое предполагает нестабильность как естественное состояние открытых социальных систем и постоянную адаптацию и изменение системы образования для нахождения новых способов взаимодействия с социумом с целью соответствия новым требованиям рынка труда. Поэтому основным условием достижения динамического соответствия между институтами является опережающее развитие высшего профессионального образования, основывающееся на стратегическом планировании подготовки кадров и самоорганизации рынка образовательных услуг. Следовательно, во многом данная оценка определяет степень управления на всех этапах подготовки кадров.
Представленная группа показателей применима для оценки состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда на уровне вуза, на региональном уровне и общенациональном уровне. При этом важно оценивать состояние взаимодействия институтов, как показателя фактического уровня реализации мер по оптимизации взаимодействия высшего образования и рынка труда в динамике за тот или иной промежуток времени. Для этого необходимо проведение ежегодного мониторинга по разработанной модели комплексной оценки. Анализ данных показателей позволит выявлять наиболее «проблемные» места и осуществлять соответствующие изменения в организации взаимодействия высшего образования и рынка труда. Кроме того, данный подход позволяет определить место и роль государства, других субъектов в системе их взаимодействия. При этом важно определить степень участия каждого субъекта в обеспечении взаимодействия институтов, в решении стратегических, основных и вспомогательных задач в области подготовки кадров высшей квалификации.
Рецензенты:
Галлямов Р.Р., д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник сектора социально-политических исследований ФГБУН Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, г.Уфа;
Гатауллин Р.Ф., д.э.н., заведующий сектором экономики и управления развитием территорий ФГБУН Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, г.Уфа.
Библиографическая ссылка
Галиева Р.Д. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В РАМКАХ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13523 (дата обращения: 07.10.2024).