Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELECTIVE SUPPORT PROFESSIONAL EDUCATIONAL SERVICES AS A COMPONENT SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Pugacheva N.B. 1 Lunev A.N. 2 Stukolova L.Z. 3
1 Kazan State University of Architecture and Civil Engineering
2 Kazan State Technical University n.a. A.N Tupolev
3 International Market Institute
The article describes the main approaches to the essence of selective support and represented the core characteristic of selective support the development of regional spheres of professional educational services. Found that selective support - this type of policy is independent of the state, due to regional development model ("efficiency"/"equality") selected by the state at this stage of socio-economic, and characterized by transparency and mandatory social, address, target oriented. Revealed that selective support is based on principles of social justice and nodal, ie such spatial development of the economy, which not only provides a reduction of regional disparities in socio-economic status of the region and the quality of life of the population, citizens equal opportunities and promoting human development, but and global competitiveness of the regions. Identified ways to support the development of selective regional sphere of professional education services. Found that selective support the development of regional spheres of professional educational services - it´s part of the socio-economic development of the region and the imperative to improve the quality of life of the population.
the institutional structure of the economy of the region
the types of selective support
the scope of professional educational services
selective support

Введение

В аналитической справке Всемирного банка о социально-экономическом развитии России в 2012 году отмечено, что обеспечение регионального развития по-прежнему является непростой задачей для самой большой - по площади суши - страны мира. Российские регионы резко отличаются друг от друга по социально-экономическим показателям, а также по климатическим и географическим условиям. Правительство РФ инициировало ряд реформ, направленных на обеспечение равного доступа к социальным услугам и инфраструктуре по всей стране [10]. Одна из важных составляющих таких реформ - адресная селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг [4]. Цель статьи - представить новый взгляд на исследования проблем профессионального образования как составляющего социально-экономического развития региона посредством селективной поддержки. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: расширить имеющиеся представления о сущности селективной поддержки; определить принципы и виды селективной поддержки; разработать схему селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования

Выяснено, что в научной литературе имеют место три основных подхода к сущности селективной поддержки:

  1. селективная поддержка отождествляется с региональной экономической политикой государства и направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и должны равномерно влиять на все регионы страны, формируя экономическую, организационную и правовую среду их самостоятельной активности [1];
  2. селективная поддержка рассматривается как составная часть региональной экономической политикой государства [6];
  3. селективная поддержка представляет интеграцию двух ее самостоятельных типов (общесистемной и составляющей) сущность которой в сознательной деятельности органов государственного управления, состоящей в избирательном воздействии на определенные регионы, с целью достижения эффективного и/или равномерного распределения экономической активности по территории страны [2].

По нашему мнению, селективная поддержка - это самостоятельный тип политики государства, обусловленный моделью развития регионов («эффективность»/«равенство»), выбранной государством на данном социально-экономическом этапе, и характеризующийся транспарентностью и обязательной социальной, адресной, целевой направленностью.

Поэтому объекты селективной поддержки - это конкретные отрасли экономики, в том числе и сфера профессиональных образовательных услуг, межотраслевые комплексы, расположенные в особо нуждающихся регионах, и проживающее в них население [5].

Установлено, что селективная поддержка базируется на принципах нодальности и социальной справедливости, то есть таком пространственном развитии экономики, которое не только обеспечивает сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни населения, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, но и глобальную конкурентоспособность регионов.

Выяснено, что на практике имеют место три вида селективной поддержки:

  1. выравнивающая стимулирующая, которая проявляется в поощрении притока инвестиций в нуждающиеся регионы и предоставлении последним финансовой помощи;
  2. выравнивающая сдерживающая, объектами которой выступают мегаполисы и речь идет о сохранении их экономического роста при изъятии и перераспределении у них ресурсов;
  3. поляризованная, направленная на планирование сети полюсов роста разного уровня (международного, федерального, окружного), имеющих конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе и представляющих потенциальный интерес для инвесторов.

Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг направлена не только на обеспечение достойных условий жизни граждан посредством создания сбалансированной системы специальных институтов и формирования у них устойчивых конкурентных преимуществ, но и на рост человеческого капитала [3].

Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг опосредована интеграцией двух встречных процессов:

  1. «сверху - вниз», на котором органы государственного управления формируют институциональные параметры развития сферы профессиональных образовательных услуг;
  2. «снизу - вверх», на котором конкретные акторы вырабатывают личностно-поведенческие параметры развития сферы профессиональных образовательных услуг с учетом местной специфики и потенциала.

Интеграция этих процессов обуславливает взаимосвязь прямого и жесткого воздействия на объекты региональной сферы профессиональных образовательных услуг с косвенными методами, направленными на активизацию негосударственной ответственности за их функционирование и развитие (см. схему 1).

Схема 1. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг

Предлагаемая нами схема селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг может базироваться на принципах:

  • консенсуализма, обеспечивающего совместимость институциональных и личностно-поведенческих параметров развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг, формирование отношений частно-государственного партнерства [8];
  • инициативности, обуславливающего развитие и реализацию социально значимых частно-предпринимательских и гражданских инициатив по решению проблем региональной сферы профессиональных образовательных услуг, диалог гражданских и государственных институтов.

Реализация данных принципов на практике позволит, с одной стороны, распределить центры власти и ответственности между институциональной структурой по горизонтали и вертикали, а с другой - развить частные и общественные инициативы в управлении организацией региональной сферы профессиональных образовательных услуг [9].

Как известно, характер и модель развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг определяется составом ее основных субъектов и типом отношений между ними, который в свою очередь и предопределяет цели и основные направления этого развития.

Таким образом, селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг в рамках институциональной структуры экономики региона предполагает определение возможных и допустимых действий всех ее субъектов для увеличения возрастающей отдачи ее объектов.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить методы селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг, учитывающих стратегии развития региона и позволяющих создать сбалансированную систему обеспечивающих ее специальных институтов:

1. Кратические методы.

1.1. Нормативно-правовые методы.

1.1.1. Прямые методы - нормативно-правовое обеспечение конкретно-адресной поддержки, грантовой деятельности, частно-государственного партнерства, общественной экспертизы качества оказываемых услуг, гражданской инициативы, волонтерской деятельности, а также межрегиональной дифференциации стоимости оказания услуг.

1.1.2. Косвенные методы - эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований; организация аудита за расходованием бюджетных средств, установка мер за нарушение бюджетного законодательства: нормативно-правовое обеспечение аккредитации, лицензирования.

1.2. Финансово-экономические методы.

1.2.1. Прямые методы - государственные целевые программы, заказы и контракты; специальные организационно-хозяйственные акции; конкретно-адресная поддержка; гранты; межрегиональная дифференциация стоимости оказания услуг; инвестирование строительства объектов сферы профессиональных образовательных услуг.

1.2.2. Косвенные методы - создание стимулов по наращиванию доходной базы объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг, а также региональных и местных бюджетов; совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы в сфере профессиональных образовательных услуг; дотации и субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; обеспечение повышения качества финансового управления и финансовой устойчивости объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; внедрение программно-целевого инструмента повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов региональных бюджетов в сфере профессиональных образовательных услуг; развитие малого и среднего бизнеса.

1.3. Социально-политические методы.

1.3.1. Прямые методы - PR-акции; формирование социальных традиций, региональных брендов; форсайт-проекты.

1.3.2. Косвенные методы - институциональная гарантия программно-целевой организации деятельности объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; защита права собственности и свободы хозяйственной деятельности объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; принятие планов противодействия коррупции; пропаганда особенностей региональной сферы профессиональных образовательных услуг.

1.4. Информационно-коммуникативные методы.

1.4.1. Прямые методы - создание универсальных информационных, платежных порталов; содействие обмену информацией и знаниями о региональной сфере профессиональных образовательных услуг на местном, национальном, региональном и международном уровне; создание вариативных информационных площадок для публичного и открытого взаимодействия субъектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг с органами власти и организациями по вопросам развития профессиональных образовательных услуг.

1.4.2. Косвенные методы - исполнение требований федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере профессиональных образовательных услуг; информационная открытость и прозрачность объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг.

2. Партисипативные методы.

2.1. Частно-предпринимательские методы.

2.1.1. Прямые методы - участие частного бизнеса в реализации проектов по развитию региональной сферы профессиональных образовательных услуг; концессионные соглашения; фандрайзинговые компании; социальное инвестирование; венчурная филантропия; социальные и благотворительные программы бизнес-структур.

2.1.2. Косвенные методы - организация квазиинтеграционных структур; формирование имиджа объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг.

2.2. Гражданско-инициативные методы.

2.2.1. Прямые методы - наблюдение общественных организаций за соблюдением прав и законных интересов граждан в региональной сфере профессиональных образовательных услуг. Общественная экспертиза качества предоставляемых услуг. Волонтерство.

2.2.2. Косвенные методы - правотворческие предложения; обращения; создание гражданских объединений и союзов; технологии формирования личной безопасности студентов [7]

Вывод. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг - это не только составляющая обеспечения социально-экономического развития региона, но и императив повышения качества жизни населения.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, профессор заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.