Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СЕЛЕКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Пугачева Н.Б. 1 Лунев А.Н. 2 Стуколова Л.З. 3
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
3 НОУ ВПО «Международный институт рынка»
В статье изложены основные подходы к сущности селективной поддержки и представлена сущностная характеристика селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Выяснено, что селективная поддержка – это самостоятельный тип политики государства, обусловленный моделью развития регионов («эффективность»/«равенство»), выбранной государством на данном социально-экономическом этапе и характеризующийся транспарентностью и обязательной социальной, адресной, целевой направленностью. Выявлено, что селективная поддержка базируется на принципах нодальности и социальной справедливости, то есть таком пространственном развитии экономики, которое не только обеспечивает сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни населения, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, но и глобальную конкурентоспособность регионов. Определены методы селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Установлено, что селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг – это составляющая обеспечения социально-экономического развития региона и императив повышения качества жизни населения.
институциональная структура экономики региона
виды селективной поддержки
сфера профессиональных образовательных услуг
селективная поддержка
1. Лексин В.Н., Швецов В.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного pегулиpования теppитоpиального развития. – М.: УРСС, 2004. – 368 с.
2. Леонов С.Н., Сидоренко О.В. Закономерности и особенности реализации селективной региональной политики зарубежных стран // Пространственная экономика. – 2011. - № 1. – С. 67-80.
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. – 2013. - № 4 // URL: http://dom-hors.ru/ru/component/content/article/5-%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B83/86-2013-4.html (дата обращения 12.05.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт, 2014, № 01 (январь) // ART 14012. URL: http://e-koncept.ru/2013/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 12.05.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. - № 12 (декабрь) // ART 13260. URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 12.05.2014).
6. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. – Хабаровск: РИОТИП, 2000. – 145 с.
7. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦБЖД. – 2010. - № 1. – С. 36.
8. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. - № 1. – С. 64-71.
9. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 37 с.
10. УИС РОССИЯ: Всемирный банк. Доклады об экономике России // URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/worldbank /worldbank_index.htm (дата обращения: 11.05.2014).

Введение

В аналитической справке Всемирного банка о социально-экономическом развитии России в 2012 году отмечено, что обеспечение регионального развития по-прежнему является непростой задачей для самой большой - по площади суши - страны мира. Российские регионы резко отличаются друг от друга по социально-экономическим показателям, а также по климатическим и географическим условиям. Правительство РФ инициировало ряд реформ, направленных на обеспечение равного доступа к социальным услугам и инфраструктуре по всей стране [10]. Одна из важных составляющих таких реформ - адресная селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг [4]. Цель статьи - представить новый взгляд на исследования проблем профессионального образования как составляющего социально-экономического развития региона посредством селективной поддержки. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: расширить имеющиеся представления о сущности селективной поддержки; определить принципы и виды селективной поддержки; разработать схему селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования

Выяснено, что в научной литературе имеют место три основных подхода к сущности селективной поддержки:

  1. селективная поддержка отождествляется с региональной экономической политикой государства и направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и должны равномерно влиять на все регионы страны, формируя экономическую, организационную и правовую среду их самостоятельной активности [1];
  2. селективная поддержка рассматривается как составная часть региональной экономической политикой государства [6];
  3. селективная поддержка представляет интеграцию двух ее самостоятельных типов (общесистемной и составляющей) сущность которой в сознательной деятельности органов государственного управления, состоящей в избирательном воздействии на определенные регионы, с целью достижения эффективного и/или равномерного распределения экономической активности по территории страны [2].

По нашему мнению, селективная поддержка - это самостоятельный тип политики государства, обусловленный моделью развития регионов («эффективность»/«равенство»), выбранной государством на данном социально-экономическом этапе, и характеризующийся транспарентностью и обязательной социальной, адресной, целевой направленностью.

Поэтому объекты селективной поддержки - это конкретные отрасли экономики, в том числе и сфера профессиональных образовательных услуг, межотраслевые комплексы, расположенные в особо нуждающихся регионах, и проживающее в них население [5].

Установлено, что селективная поддержка базируется на принципах нодальности и социальной справедливости, то есть таком пространственном развитии экономики, которое не только обеспечивает сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни населения, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, но и глобальную конкурентоспособность регионов.

Выяснено, что на практике имеют место три вида селективной поддержки:

  1. выравнивающая стимулирующая, которая проявляется в поощрении притока инвестиций в нуждающиеся регионы и предоставлении последним финансовой помощи;
  2. выравнивающая сдерживающая, объектами которой выступают мегаполисы и речь идет о сохранении их экономического роста при изъятии и перераспределении у них ресурсов;
  3. поляризованная, направленная на планирование сети полюсов роста разного уровня (международного, федерального, окружного), имеющих конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе и представляющих потенциальный интерес для инвесторов.

Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг направлена не только на обеспечение достойных условий жизни граждан посредством создания сбалансированной системы специальных институтов и формирования у них устойчивых конкурентных преимуществ, но и на рост человеческого капитала [3].

Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг опосредована интеграцией двух встречных процессов:

  1. «сверху - вниз», на котором органы государственного управления формируют институциональные параметры развития сферы профессиональных образовательных услуг;
  2. «снизу - вверх», на котором конкретные акторы вырабатывают личностно-поведенческие параметры развития сферы профессиональных образовательных услуг с учетом местной специфики и потенциала.

Интеграция этих процессов обуславливает взаимосвязь прямого и жесткого воздействия на объекты региональной сферы профессиональных образовательных услуг с косвенными методами, направленными на активизацию негосударственной ответственности за их функционирование и развитие (см. схему 1).

Схема 1. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг

Предлагаемая нами схема селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг может базироваться на принципах:

  • консенсуализма, обеспечивающего совместимость институциональных и личностно-поведенческих параметров развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг, формирование отношений частно-государственного партнерства [8];
  • инициативности, обуславливающего развитие и реализацию социально значимых частно-предпринимательских и гражданских инициатив по решению проблем региональной сферы профессиональных образовательных услуг, диалог гражданских и государственных институтов.

Реализация данных принципов на практике позволит, с одной стороны, распределить центры власти и ответственности между институциональной структурой по горизонтали и вертикали, а с другой - развить частные и общественные инициативы в управлении организацией региональной сферы профессиональных образовательных услуг [9].

Как известно, характер и модель развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг определяется составом ее основных субъектов и типом отношений между ними, который в свою очередь и предопределяет цели и основные направления этого развития.

Таким образом, селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг в рамках институциональной структуры экономики региона предполагает определение возможных и допустимых действий всех ее субъектов для увеличения возрастающей отдачи ее объектов.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить методы селективной поддержки развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг, учитывающих стратегии развития региона и позволяющих создать сбалансированную систему обеспечивающих ее специальных институтов:

1. Кратические методы.

1.1. Нормативно-правовые методы.

1.1.1. Прямые методы - нормативно-правовое обеспечение конкретно-адресной поддержки, грантовой деятельности, частно-государственного партнерства, общественной экспертизы качества оказываемых услуг, гражданской инициативы, волонтерской деятельности, а также межрегиональной дифференциации стоимости оказания услуг.

1.1.2. Косвенные методы - эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований; организация аудита за расходованием бюджетных средств, установка мер за нарушение бюджетного законодательства: нормативно-правовое обеспечение аккредитации, лицензирования.

1.2. Финансово-экономические методы.

1.2.1. Прямые методы - государственные целевые программы, заказы и контракты; специальные организационно-хозяйственные акции; конкретно-адресная поддержка; гранты; межрегиональная дифференциация стоимости оказания услуг; инвестирование строительства объектов сферы профессиональных образовательных услуг.

1.2.2. Косвенные методы - создание стимулов по наращиванию доходной базы объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг, а также региональных и местных бюджетов; совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы в сфере профессиональных образовательных услуг; дотации и субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; обеспечение повышения качества финансового управления и финансовой устойчивости объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; внедрение программно-целевого инструмента повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов региональных бюджетов в сфере профессиональных образовательных услуг; развитие малого и среднего бизнеса.

1.3. Социально-политические методы.

1.3.1. Прямые методы - PR-акции; формирование социальных традиций, региональных брендов; форсайт-проекты.

1.3.2. Косвенные методы - институциональная гарантия программно-целевой организации деятельности объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; защита права собственности и свободы хозяйственной деятельности объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг; принятие планов противодействия коррупции; пропаганда особенностей региональной сферы профессиональных образовательных услуг.

1.4. Информационно-коммуникативные методы.

1.4.1. Прямые методы - создание универсальных информационных, платежных порталов; содействие обмену информацией и знаниями о региональной сфере профессиональных образовательных услуг на местном, национальном, региональном и международном уровне; создание вариативных информационных площадок для публичного и открытого взаимодействия субъектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг с органами власти и организациями по вопросам развития профессиональных образовательных услуг.

1.4.2. Косвенные методы - исполнение требований федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере профессиональных образовательных услуг; информационная открытость и прозрачность объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг.

2. Партисипативные методы.

2.1. Частно-предпринимательские методы.

2.1.1. Прямые методы - участие частного бизнеса в реализации проектов по развитию региональной сферы профессиональных образовательных услуг; концессионные соглашения; фандрайзинговые компании; социальное инвестирование; венчурная филантропия; социальные и благотворительные программы бизнес-структур.

2.1.2. Косвенные методы - организация квазиинтеграционных структур; формирование имиджа объектов региональной сферы профессиональных образовательных услуг.

2.2. Гражданско-инициативные методы.

2.2.1. Прямые методы - наблюдение общественных организаций за соблюдением прав и законных интересов граждан в региональной сфере профессиональных образовательных услуг. Общественная экспертиза качества предоставляемых услуг. Волонтерство.

2.2.2. Косвенные методы - правотворческие предложения; обращения; создание гражданских объединений и союзов; технологии формирования личной безопасности студентов [7]

Вывод. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг - это не только составляющая обеспечения социально-экономического развития региона, но и императив повышения качества жизни населения.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, профессор заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга.

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. СЕЛЕКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13509 (дата обращения: 17.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074