Формирование спортивных движений человека как разновидности его локомоторной функции подчиняется общим законам развития. Однако наряду с общими закономерностями целостной системы движений существуют и специфические, частные закономерности развития её элементов и структур [1-4,7]. Общеизвестно, что основы техники закладываются в детском и юношеском возрасте. В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения возрастных особенностей выполнения элементов и формирования целостной спортивной техники плавания для выявления сенситивных (ускоренных) периодов развития и разработки возрастной дифференцировки средств обучения и совершенствования. Доказано, что наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [3].
Цель. Изучить возрастную динамику биомеханических показателей у пловцов 7-17 лет.
Методы и организация исследования. Для регистрации биодинамических характеристик техники старта с тумбочки, старта их воды и поворотов использовались тензометрические платформы. Регистрация показателей техники плавания осуществлялась с применением педагогических и расчетных методов исследования [1,5,7]. В экспериментальных исследованиях принимали участие школьники, занимающиеся плаванием (спортивный онтогенез) и не занимающиеся плаванием (естественный онтогенез). Последние обучались по стандартной программе для всех возрастных групп [1]. Всего к экспериментам было привлечено 1 235 испытуемых в возрасте от 7 до 17 лет в 11 возрастных группах.
Результаты и их обсуждение. Как показали результаты ряда исследований, [1,2,4,5], возрастная динамика биомеханических показателей техники пловца характеризуется колебательным характером их формирования у детей школьного возраста. В одних возрастных группах темпы прироста резко возрастают, а в других отмечается резкое снижение или даже полное прекращение прироста уровня изучаемых показателей. Необходимо отметить, что в рамках отдельно взятого двигательного действия, будь то старт с тумбочки, поворот или плавательные движения способом кроль на груди, наблюдается гетерохронность проявления сенситивных периодов в процессе формирования динамических и временных характеристик.
Изучая возрастную динамику техники плавания, включающую старты, поворот, плавание всеми спортивными способами и скоростное плавание в моноласте, нами было выявлено несовпадение сенситивных периодов в процессе формирования элементов техники движений у мальчиков школьного возраста (табл. 1).
Таблица 1
Гетерохронность проявления сенситивных (+) и неблагоприятных (-) периодов развития основных биомеханических элементов техники пловца
Показатели |
Возраст, лет |
||||||||||
7-8 |
8-9 |
9-10 |
10-11 |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14-15 |
15-16 |
16-17 |
||
1. |
Коэффициент реактивности (ст/т) |
+ |
|
- |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
Градиент силы (ст/в) |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
Градиент силы (п) |
|
|
+ |
|
|
|
|
- |
+ |
+ |
|
2. |
Опорная реакция (ст/т) |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
Опорная реакция (ст/в) |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
Опорная реакция (п) |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
3. |
АС (спортивные способы) |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
АС (плавание с моноластом) |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
4. |
t толчка (ст/т) |
+ |
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
t толчка (ст/в) |
|
|
|
- |
+ |
- |
|
- |
- |
|
|
5. |
t набора максимальной силы (ст/в) |
|
+ |
- |
|
|
|
|
+ |
|
|
t набора максимальной силы (п) |
|
|
- |
|
|
|
|
- |
+ |
|
|
6. |
Темп (спортивные способы) |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
- |
|
|
Темп (плавание с моноластом) |
|
|
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
«Шаг» (спортивные способы) |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
«Шаг» (плавание с моноластом) |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
Примечания:
ст/т - Старт с тумбочкист/в - Старт из воды
п - Поворот
АС- Абсолютная скорость
t - Время
кр/гр- Кроль на груди
Так, при сравнении стартов с тумбочки, из воды, и поворота, отличающихся по своей структуре и условиям выполнения, однако относящихся к группе ациклических скоростно-силовых движений пловца, мы видим неполное совпадение темпов прироста идентичных биомеханических элементов: таких как градиент силы, опорная реакция, время набора максимальной силы. Однако в период от 15 до 16 лет наблюдается совпадение ускоренных приростов динамических характеристик старта с тумбочки, старта из воды и поворота. Ускоренные приросты этих показателей при выполнении старта с тумбочки и из воды одинаково проявляются в возрастных диапазонах от 11 до 12 и от 13 до 14 лет. Возрастные изменения кинематических показателей ациклических движений пловца тоже характеризуются разными сроками проявления сенситивных периодов. Единственное совпадение неблагоприятных периодов можно отметить в возрастном диапазоне от 9 до 10 лет у показателей времени набора максимальных усилий при выполнении старта с тумбочки и старта из воды.
При плавании любым спортивным и неспортивным способом главным условием продвижения в воде является умение образовать эффективную опору о воду. Косвенным показателем эффективности гребка является «шаг» пловца - расстояние, пройденное им за цикл движений.
По данным наших исследований, во всех четырех способах спортивного плавания, отличающихся по структуре и координации движений, ускоренные темпы прироста «шага» пловца были отмечены в одни и те же сроки, независимо от способа плавания [1,5]. Это объясняется тем, что основным звеном техники всех способов плавания является «шаг» - показатель, имеющий независимо от характера и координации движений стандартный механизм образования опорных реакций в воде, основанный на законах гидродинамики. Однако при наличии общих гидродинамических закономерностей образования опорных реакций в воде кинематические особенности основного звена техники могут влиять на сроки сенситивных периодов формирования таких параметров техники, как «шаг», темп, скорость плавания. Так, например, скоростное плавание в моноласте проявляется в кардинально другой структуре гребка и значительно превосходящими динамическими усилиями. Это и определяет особенности структуры основного звена техники того или иного способа плавания, что, видимо, влияет на механизмы управления движениями и, в конечном итоге, на сроки сенситивных периодов.
Анализ возрастной динамики абсолютной скорости плавания и показателей «шага» кролем на груди и с моноластом свидетельствует о разновременном проявлении сенситивных периодов (табл. 1). Возрастная динамика темпа движений при сравнении данных видов плавания также характеризуется наличием сенситивных и неблагоприятных периодов, которые следуют один за другим. Такая последовательность наблюдается в разные сроки, а с 9 до 10 лет мы видим проявление общей закономерности в ускоренном развитии способности повышать темп в разных по форме плавательных движениях.
Изучение идентичных показателей спортивного онтогенеза дает возможность сравнить возрастные ритмы развития моторики у занимающихся и незанимающихся спортом [4,5]. Результаты, полученные на контингенте детей школьного возраста, ранее спортивным плаванием активно не занимавшихся, дают возможность изучить естественную возрастную динамику биомеханических элементов техники движений. Данная динамика обусловлена в большей степени генетическими факторами, и в меньшей - социальными, зависящими от особенностей предшествующего тренировочного процесса.
При анализе сведений, содержащихся в таблице 2, становится очевидным вывод о неполном совпадении ритма возрастных изменений показателей техники и скорости плавания у спортсменов и неспортсменов.
Таблица 2
Гетерохронность проявления сенситивных (+) и неблагоприятных (-) периодов развития основных биомеханических элементов техники плавания у школьников, занимающихся и не занимающихся плаванием
Показатели |
Возраст, лет |
|||||||||
8- 9 |
9-10 |
10-11 |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14-15 |
15-16 |
16-17 |
||
1. |
АС (спортивные способы) шк. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
АС (спортивные способы) сп. |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
2. |
Темп (спортивные способы) шк. |
|
+ |
|
|
|
+ |
- |
|
|
Темп (спортивные способы) сп. |
+бр |
|
|
-н/с |
+кр |
- |
|
|
|
|
3. |
«Шаг» (спортивные способы) шк. |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
«Шаг» (кроль на груди) сп. |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
«Шаг» (брасс) сп. |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
«Шаг» (кроль на спине) сп. |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
«Шаг» (дельфин) сп. |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
4. |
КЭТ (спортивные способы) шк. |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
КЭТ (спортивные способы) сп. |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
Примечания:
АС- Абсолютная скорость
шк. Школьникисп. Спортсмены
КЭТ Коэффициент эффективности техники
бр, н/с, кр- Брасс, кроль на спине, кроль на груди
С 9 до 10 лет у школьников и спортсменов происходит ускоренный прирост показателей техники, что говорит о совпадении ритмов развития на данном этапе. Затем активные занятия плаванием приводят к тому, что рост скорости происходит даже тогда, когда у школьников наблюдается период стабилизации, а способность к увеличению темпа у спортсменов имеет сенситивный период на год раньше. С 14 до 15 лет такой показатель техники плавания как «шаг» вновь ускоренно развивается у обеих изучаемых групп, что иллюстрирует только частичную экзогенную коррекцию генетической программы развития при занятиях спортом. Целенаправленная техническая подготовка приводит к тому, что у спортсменов появляется больше периодов ускоренного прироста в развитии способности опираться о воду и продвигать себя вперед, оцениваемой коэффициентом эффективности техники (КЭТ).
Качество опоры о воду («чувство воды») является систематизирующим фактором, преимущественно лимитирующим уровень и темпы прироста основных элементов техники плавания. Выявленный в основном однонаправленный характер динамики темпа, шага и скорости спортивного плавания различными способами, имеющими отличия в координации и форме движений, свидетельствует о значительной зависимости всех показателей техники от специализированных восприятий. На основе точности и тонкости данных способностей («чувств») возникают специфические способности к дифференцированию, отмериванию, воспроизведению и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений, действий и деятельности в целом. Проведённые исследования по изучению специализированных восприятий пловцов в процессе возрастного развития [6,9] также выявили гетерохронность в их формировании при плавании попеременным способом (кроль на груди) и одновременным (брасс) (табл. 3).
Способность к восприятию гидродинамического сопротивления воды и способность находить опору о воду в быстро изменяющихся условиях деятельности пловца (чувство воды), оценивалось по трём показателям: коэффициенту эффективности техники (КЭТ), коэффициенту эффективности гребковых усилий (КЭГУ) и времени выполнения сложнокоординационного упражнения в воде (специфическая ловкость). Было выявлено, что различные компоненты «чувства воды», за исключением периода с 12 до 13 лет, активно формируются с 10 до 15 лет; временные характеристики специализированных восприятий активно развивается с 10 до 12 лет, а «чувство развиваемых усилий» имеет ускорённые темпы прироста в брассе - с 13 до 14, а в кроле - с 10 до 11лет.
Таблица 3
Гетерохронность проявления сенситивных (+) и неблагоприятных (-) периодов развития специализированных восприятий у пловцов
Показатели |
Возраст, лет |
|||||
10-11 |
11-12 |
12 -13 |
13-14 |
14-15 |
||
1. |
«Чувство воды» КЭТ (кр/гр) |
+ |
|
|
|
|
«Чувство воды» КЭТ (бр) |
|
+ |
|
|
+ |
|
2. |
«Чувство воды» КЭГУ (кр/гр) |
|
|
|
+ |
|
«Чувство воды» КЭГУ (бр) |
+ |
|
|
+ |
|
|
3. |
«Чувство воды» специфическая ловкость |
+ |
|
|
|
|
4. |
«Чувство времени» в воде (кр/гр) |
+ |
|
|
|
|
«Чувство времени» в воде (бр) |
|
+ |
|
|
|
|
5. |
«Чувство темпа» в воде (кр/гр) |
|
+ |
|
|
|
«Чувство темпа» в воде (бр) |
+ |
|
|
|
|
|
6. |
«Чувство развиваемых усилий» в воде (кр/гр) |
+ |
- |
|
|
|
«Чувство развиваемых усилий» в воде (бр) |
|
|
|
+ |
|
|
7. |
«Чувство пространства» в воде |
|
|
|
|
+ |
Примечания:
КЭТ Коэффициент эффективности техники
КЭГУ Коэффициент эффективности гребковых усилий
кр/гр Кроль на груди
бр Брасс
Выводы
- Общие закономерности развития двигательной функции у детей 7-17 лет характеризуются гетерохроностью и сенситивностью.
- Динамика возрастных изменений показателей биомеханических элементов техники поворота, старта пловца с тумбочки и из воды у школьников 7-17 лет характеризуется гетерохронным проявлением сенситивных и критических периодов, несмотря на идентичный характер движений скоростно-силовой направленности.
- Возрастные изменения элементов техники различных способов плавания у школьников 7-17 лет на этапе начального обучения имеют однонаправленный характер, несмотря на различную форму и координацию движений.
- Выявлено неполное совпадение ритма возрастных изменений моторики у спортсменов и неспортсменов, что говорит лишь о частичной экзогенной коррекции генетической программы развития при занятиях спортом.
- Возрастная динамика формирования специализированных восприятий при плавании одновременным и попеременным способами характеризуется гетерохронностью, но, кроме этого - наличием общего сенситивного периода в формировании «чувства воды» и способности дифференцировать временные параметры, а также периода стабилизации.
Рецензенты:
Бабушкин Г.Д., д.п.н., профессор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.
Корягина Ю.В., д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.