Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ

Аикин В.А. 1 Бакшеев М.Д. 1 Коричко А.В. 2 Тарасевич Г.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
2 ФГБОУ ВПО Нижневартовский государственный университет
На кафедре теории и методики плавания СибГУФК проведено исследование возрастных особенностей формирования различных элементов моторики при плавании у детей школьного возраста. Выявлено, что динамика возрастных изменений показателей биомеханических элементов техники поворота, старта пловца с тумбочки и из воды у школьников 7–17 лет характеризуется гетерохронным проявлением сенситивных и критических периодов, несмотря на идентичный характер движений скоростно-силовой направленности. Определено, что возрастные изменения элементов техники различных способов плавания у школьников 7–17 лет на этапе начального обучения имеют однонаправленный характер, несмотря на различную форму и координацию движений. Выявленные в ходе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы в процессе технической подготовки юных пловцов.
спортивное плавание
возрастные особенности
техника движений
1. Аикин В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7–17 лет: дис. … д-ра пед. наук / В.А. Аикин. – Омск, 1997. – 260 с.
2. Бакшеев М.Д. Возрастные особенности формирования техники старта в плавании на спине: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Д. Бакшеев. – Омск, 1990. – 20 с.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
4. Бачин В.П. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей у пловцов 8–17 лет: дис. … канд. пед. наук / В.П.Бачин. – Омск, 1989.– 179 с.
5. Жуков Р.С. Возрастная дифференцировка упражнений в процессе обучения плаванию школьников 9-17 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Р.С. Жуков. – Омск, 1995. – 19 с.
6. Казызаева А.С. Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10–15 лет: дис. … канд. пед. наук / А.С. Казызаева. – Омск, 2006. – 260 с.
7. Коричко А.В. Дифференцирование упражнений в процессе обучения и совершенствования техники поворота: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Коричко. – Омск, 1999. – 19 с.
8. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания: пособие для тренеров / Л.П. Макаренко. – М.: ВФП, 2000. – 136 с.
9. Тарасевич Г.А. Специализированные восприятия у пловцов кролистов на этапе базовой подготовки: дис. … канд. пед. наук / Г.А. Тарасевич. – Омск, 2010. – 169 с.
Введение. Проблема совершенствования техники специальных движений занимает важное место в системе многолетней подготовки пловцов, так как техническое мастерство во многом определяет уровень спортивных достижений [1,8].

Формирование спортивных движений человека как разновидности его локомоторной функции подчиняется общим законам развития. Однако наряду с общими закономерностями целостной системы движений существуют и специфические, частные закономерности развития её элементов и структур [1-4,7]. Общеизвестно, что основы техники закладываются в детском и юношеском возрасте. В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения возрастных особенностей выполнения элементов и формирования целостной спортивной техники плавания для выявления сенситивных (ускоренных) периодов развития и разработки возрастной дифференцировки средств обучения и совершенствования. Доказано, что наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [3].

Цель. Изучить возрастную динамику биомеханических показателей у пловцов 7-17 лет.

Методы и организация исследования. Для регистрации биодинамических характеристик техники старта с тумбочки, старта их воды и поворотов использовались тензометрические платформы. Регистрация показателей техники плавания осуществлялась с применением педагогических и расчетных методов исследования [1,5,7]. В экспериментальных исследованиях принимали участие школьники, занимающиеся плаванием (спортивный онтогенез) и не занимающиеся плаванием (естественный онтогенез). Последние обучались по стандартной программе для всех возрастных групп [1]. Всего к экспериментам было привлечено 1 235 испытуемых в возрасте от 7 до 17 лет в 11 возрастных группах.

Результаты и их обсуждение. Как показали результаты ряда исследований, [1,2,4,5], возрастная динамика биомеханических показателей техники пловца характеризуется колебательным характером их формирования у детей школьного возраста. В одних возрастных группах темпы прироста резко возрастают, а в других отмечается резкое снижение или даже полное прекращение прироста уровня изучаемых показателей. Необходимо отметить, что в рамках отдельно взятого двигательного действия, будь то старт с тумбочки, поворот или плавательные движения способом кроль на груди, наблюдается гетерохронность проявления сенситивных периодов в процессе формирования динамических и временных характеристик.

Изучая возрастную динамику техники плавания, включающую старты, поворот, плавание всеми спортивными способами и скоростное плавание в моноласте, нами было выявлено несовпадение сенситивных периодов в процессе формирования элементов техники движений у мальчиков школьного возраста  (табл. 1).

Таблица 1  

Гетерохронность проявления сенситивных (+) и неблагоприятных (-) периодов развития основных биомеханических элементов техники пловца

Показатели

Возраст, лет

7-8

8-9

9-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

1.

Коэффициент реактивности (ст/т)

+

 

-

 

+

 

 

 

+

 

Градиент силы (ст/в)

 

+

 

 

 

 

 

+

+

 

Градиент силы (п)

 

 

+

 

 

 

 

-

+

+

2.

Опорная реакция (ст/т)

+

 

 

 

+

 

+

 

+

 

Опорная реакция (ст/в)

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

Опорная реакция (п)

 

 

 

+

 

+

 

 

+

 

3.

АС (спортивные способы)

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

АС (плавание с моноластом)

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

4.

t толчка (ст/т)

+

 

-

 

 

 

 

 

 

 

t толчка (ст/в)

 

 

 

-

+

-

 

-

-

 

5.

t набора максимальной силы  (ст/в)

 

+

-

 

 

 

 

+

 

 

t набора максимальной силы (п)

 

 

-

 

 

 

 

-

+

 

6.

Темп (спортивные способы)

 

 

+

 

 

 

+

-

 

 

Темп (плавание с моноластом)

 

 

+

-

 

 

 

 

 

 

7.

«Шаг» (спортивные способы)

 

 

+

 

 

+

 

+

+

 

«Шаг» (плавание с моноластом)

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

Примечания:

ст/т - Старт с тумбочки

ст/в - Старт из воды

п - Поворот

АС- Абсолютная скорость

t - Время

кр/гр- Кроль на груди

Так, при сравнении стартов с тумбочки, из воды, и поворота, отличающихся по своей структуре и условиям выполнения, однако относящихся к группе ациклических скоростно-силовых движений пловца, мы видим неполное совпадение темпов прироста идентичных биомеханических элементов: таких как градиент силы, опорная реакция, время набора максимальной силы. Однако в период от 15 до 16 лет наблюдается совпадение ускоренных приростов динамических характеристик старта с тумбочки, старта из воды и поворота. Ускоренные приросты этих показателей при выполнении старта с тумбочки и из воды одинаково проявляются в возрастных диапазонах от 11 до 12 и от 13 до 14 лет. Возрастные изменения кинематических показателей ациклических движений пловца тоже характеризуются разными сроками проявления сенситивных периодов. Единственное совпадение неблагоприятных периодов можно отметить в возрастном диапазоне от 9 до 10 лет у показателей времени набора максимальных усилий при выполнении старта с тумбочки и старта из воды.

При плавании любым спортивным и неспортивным способом главным условием продвижения в воде является умение образовать эффективную опору о воду. Косвенным показателем эффективности гребка является «шаг» пловца - расстояние, пройденное им за цикл движений.

По данным наших исследований, во всех четырех способах спортивного плавания, отличающихся по структуре и координации движений, ускоренные темпы прироста «шага» пловца были отмечены в одни и те же сроки, независимо от способа плавания [1,5]. Это объясняется тем, что основным звеном техники всех способов плавания является «шаг» - показатель, имеющий независимо от характера и координации движений стандартный механизм образования опорных реакций в воде, основанный на законах гидродинамики. Однако при наличии общих гидродинамических закономерностей образования опорных реакций в воде кинематические особенности основного звена техники могут влиять на сроки сенситивных периодов формирования таких параметров техники, как «шаг», темп, скорость плавания. Так, например, скоростное плавание в моноласте проявляется в кардинально другой структуре гребка и значительно превосходящими динамическими усилиями. Это и определяет особенности структуры основного звена техники того или иного способа плавания, что, видимо, влияет на механизмы управления движениями  и, в конечном итоге, на сроки сенситивных периодов.

Анализ возрастной динамики абсолютной скорости плавания и показателей «шага» кролем на груди и с моноластом свидетельствует о разновременном проявлении сенситивных периодов (табл. 1). Возрастная динамика темпа движений при сравнении данных видов плавания также характеризуется наличием сенситивных и неблагоприятных периодов, которые следуют один за другим. Такая последовательность наблюдается в разные сроки, а с 9 до 10 лет мы видим проявление общей закономерности в ускоренном развитии способности повышать темп в разных по форме плавательных движениях.

Изучение идентичных показателей спортивного онтогенеза дает возможность сравнить возрастные ритмы развития моторики у занимающихся и незанимающихся спортом [4,5]. Результаты, полученные на контингенте детей школьного возраста, ранее спортивным плаванием активно не занимавшихся, дают возможность изучить естественную возрастную динамику биомеханических элементов техники движений. Данная динамика обусловлена в большей степени генетическими факторами, и в меньшей - социальными, зависящими от особенностей предшествующего тренировочного процесса.

При анализе сведений, содержащихся в таблице 2, становится очевидным вывод о неполном совпадении ритма возрастных изменений показателей техники и скорости плавания у спортсменов и неспортсменов.

Таблица 2

Гетерохронность проявления сенситивных (+) и неблагоприятных (-) периодов развития основных биомеханических элементов техники плавания у школьников, занимающихся и не занимающихся плаванием  

Показатели

Возраст, лет

8- 9

9-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

1.

АС (спортивные способы) шк.

 

+

 

 

+

 

 

+

 

АС (спортивные способы) сп.

 

+

+

 

+

 

+

 

 

2.

Темп (спортивные способы) шк.

 

+

 

 

 

+

-

 

 

Темп (спортивные способы) сп.

+бр

 

 

-н/с

+кр

-

 

 

 

3.

«Шаг» (спортивные способы) шк.

 

+

 

 

+

 

+

+

 

«Шаг» (кроль на груди) сп.

 

+

+

 

 

+

+

 

 

«Шаг» (брасс) сп.

 

+

 

 

 

 

+

 

 

«Шаг» (кроль на спине) сп.

 

+

 

+

 

+

 

 

 

«Шаг» (дельфин) сп.

 

+

 

+

 

 

+

 

 

4.

КЭТ (спортивные способы) шк.

 

+

 

 

+

 

 

+

 

КЭТ (спортивные способы) сп.

 

+

+

+

 

 

+

 

 

Примечания:

АС- Абсолютная скорость

шк. Школьники

сп. Спортсмены

КЭТ Коэффициент эффективности техники

бр, н/с, кр- Брасс, кроль на спине, кроль на груди

С 9 до 10 лет у школьников и спортсменов происходит ускоренный прирост показателей техники, что говорит о совпадении ритмов развития на данном этапе. Затем активные занятия плаванием приводят к тому, что рост скорости происходит даже тогда, когда у школьников наблюдается период стабилизации, а способность к увеличению темпа у спортсменов имеет сенситивный период на год раньше. С 14 до 15 лет такой показатель техники плавания как «шаг» вновь ускоренно развивается у обеих изучаемых групп, что иллюстрирует только частичную экзогенную коррекцию генетической программы развития при занятиях спортом. Целенаправленная техническая подготовка приводит к тому, что у спортсменов появляется больше периодов ускоренного прироста в развитии способности опираться о воду и продвигать себя вперед, оцениваемой коэффициентом эффективности техники (КЭТ).

Качество опоры о воду («чувство воды») является систематизирующим фактором, преимущественно лимитирующим уровень и темпы прироста основных элементов техники плавания. Выявленный в основном однонаправленный характер динамики темпа, шага и скорости спортивного плавания различными способами, имеющими отличия в координации и форме движений, свидетельствует о значительной зависимости всех показателей техники от специализированных восприятий. На основе точности и тонкости данных способностей («чувств») возникают специфические способности к дифференцированию, отмериванию, воспроизведению и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений, действий и деятельности в целом. Проведённые исследования по изучению специализированных восприятий пловцов в процессе возрастного развития [6,9] также выявили гетерохронность в их формировании при плавании попеременным способом (кроль на груди) и одновременным (брасс) (табл. 3).

Способность к восприятию гидродинамического сопротивления воды и способность находить опору о воду в быстро изменяющихся условиях деятельности пловца (чувство воды), оценивалось по трём показателям: коэффициенту эффективности техники (КЭТ), коэффициенту эффективности гребковых усилий (КЭГУ) и времени выполнения сложнокоординационного упражнения в воде (специфическая ловкость). Было выявлено, что различные компоненты «чувства воды», за исключением периода с 12 до 13 лет, активно формируются с 10 до 15 лет; временные характеристики специализированных восприятий активно развивается с 10 до 12 лет, а «чувство развиваемых усилий» имеет ускорённые темпы прироста в брассе - с 13 до 14, а в кроле - с 10 до 11лет.

Таблица 3

Гетерохронность проявления сенситивных (+) и неблагоприятных (-) периодов развития специализированных восприятий у пловцов  

Показатели

Возраст, лет

10-11

11-12

12 -13

13-14

14-15

1.

«Чувство воды» КЭТ (кр/гр)

+

 

 

 

 

«Чувство воды» КЭТ (бр)

 

+

 

 

+

2.

«Чувство воды» КЭГУ (кр/гр)

 

 

 

+

 

«Чувство воды» КЭГУ  (бр)

+

 

 

+

 

3.

«Чувство воды» специфическая ловкость

+

 

 

 

 

4.

«Чувство времени» в воде (кр/гр)

+

 

 

 

 

«Чувство времени» в воде (бр)

 

+

 

 

 

5.

«Чувство темпа» в воде (кр/гр)

 

+

 

 

 

«Чувство темпа» в воде (бр)

+

 

 

 

 

6.

«Чувство развиваемых усилий» в воде (кр/гр)

+

-

 

 

 

«Чувство развиваемых усилий» в воде (бр)

 

 

 

+

 

7.

«Чувство пространства» в воде

 

 

 

 

+

Примечания:

КЭТ Коэффициент эффективности техники

КЭГУ Коэффициент эффективности гребковых усилий

кр/гр Кроль на груди

бр Брасс

Выводы

  1. Общие закономерности развития двигательной функции у детей 7-17 лет характеризуются гетерохроностью и сенситивностью.
  2. Динамика возрастных изменений показателей биомеханических элементов техники поворота, старта пловца с тумбочки и из воды у школьников 7-17 лет характеризуется гетерохронным проявлением сенситивных и критических периодов, несмотря на идентичный характер движений скоростно-силовой направленности.
  3. Возрастные изменения элементов техники различных способов плавания у школьников 7-17 лет на этапе начального обучения имеют однонаправленный характер, несмотря на различную форму и координацию движений.
  4. Выявлено неполное совпадение ритма возрастных изменений моторики у спортсменов и неспортсменов, что говорит лишь о частичной экзогенной коррекции генетической программы развития при занятиях спортом.
  5. Возрастная динамика формирования специализированных восприятий при плавании одновременным и попеременным способами характеризуется гетерохронностью, но, кроме этого - наличием общего сенситивного периода в формировании «чувства воды» и способности дифференцировать временные параметры, а также периода стабилизации.

Рецензенты:

Бабушкин Г.Д., д.п.н., профессор  Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.

Корягина Ю.В., д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Аикин В.А., Бакшеев М.Д., Коричко А.В., Тарасевич Г.А. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13454 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674