Средствами предмета иностранный язык мы воспитываем и формируем языковую личность учащегося, способную к социальной адаптации и самообразованию. Языковую личность здесь мы понимаем как «носитель языкового сознания», т.е. человек, живущий и развивающийся в конкретном языковом пространстве - в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц, смыслах текстов. Изучение языковой личности в отечественной лингвистике связывают с именем Ю.Н. Караулова, который под языковой личностью понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (текстов)».
Работа профессионального педагогического содружества, эффективно внедряющего метод кейса в учебно-воспитательный процесс, является основным фактором успешной реализации языкового образования в школе. В нашем понимании профессиональное содружество педагогов - это административная и функциональная единица образовательного учреждения, состоящая из экспертов, специалистов, которые ведут образовательную политику в определенной области, а также совершенствуют традиционную и внедряют эволюционирующие практики и методики. Профессиональное содружество находится в постоянных поисках нововведений и способов реализации поставленных ими целей.
Исходя из опыта работы, было отмечено, что навыки исследовательской деятельности и саморазвития, наиболее эффективно реализуются в процессе обучения иностранному языку с использованием кейс-метода. Однако в ходе работы с материалами возникла острая необходимость создания системы оценивания кейсов, поскольку финальный продукт, представляемый обучающимися, может быть в виде устной презентации, письменной работы и др.
Важным компонентом является создание системы оценивания кейсов, а также создание поэтапного, итогового, тестового контроля.
Содержание деятельности учителя заключается в том, что в первую очередь он подбирает кейсы в виде учебно-методического материала для учащихся. Система кейсов должна быть разноуровневой. Это зависит от возраста обучающихся, профилей, уровня подготовленности группы. Как организатор педагог распределяет роли для выполнения специальных заданий учащимися и руководит обсуждением кейса.
В процессе использования кейс-метода учитель применяет групповую, парную и индивидуальную формы работы. Обсуждение поставленной проблемы, обмен мнениями, дискуссия, полемика проходит в группах, проверить некоторые знания педагог может, организовав диалог между участниками. Выполнение заданий на поиск информации, примеров ученик выполняет индивидуально как на уроке, так и дома.
Разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод. Метод «мозгового штурма», метод модерации, метод исследовательских задач, метод упражнений на развитие самостоятельных, познавательных навыков, метод создания творческих работ [4].
Следует отметить, что учащиеся должны быть ознакомлены с системой оценивания ещё до начала работы над кейсом. Поэтому учитель имеет систему поэтапного и итогового оценивания процесса работы.
Для оценивания эссе, существуют разработанные критерии, которыми пользуются и учителя гимназии. Однако предложенные критерии немного переработаны и адаптированы как под ЕГЭ, так и под международный уровень (например, IELTS). Таким образом, схема оценивания эссе намного упростилась, а главное, понятна и доступна каждому учащемуся. Исходя из нижеследующей таблицы видно, что учитель может выставить обучающемуся среднее арифметическое значение за работу.
Таблица 1
Оценивание эссе
Структура эссе |
Содержание |
Лексика и грамматика |
||||||||||||
Раскрытие темы |
Своя точка зрения |
Деление на абзацы |
Логичность |
Завершенность |
Связанность и последовательность; отсутствие противоречий |
Обоснованность главной мысли абзаца; Соответствие стиля |
Relative clause and Conditionals |
Вводные слова |
Linking words |
Active and Passive Voice |
Infinitives and Gerunds |
Prepositions |
Articles |
Synonyms |
Итого 5 баллов |
Итого 5 баллов |
Итого 5 баллов |
Что касается устной презентации, учителя в составе педагогического содружества придерживаются следующих переработанных критерий (см. табл. 2). Однако следует сказать, что пятибалльная шкала плохо адаптирована под оценивание устных ответов, поэтому здесь разработана и апробирована 100-балльная система, с которой ученики знакомы ещё до начала презентации [5]. Со стороны учащихся в содержание деятельности входит поэтапное изучение содержания кейса. Анализ поставленной проблемы реализуется через познавательную деятельность. Важным аспектом в деятельности учащихся является то, что в ходе построения и работы над кейсом, формируются умения анализировать каждый этап. Итогом работы может быть публичное выступление, презентация, а также эссе и другие виды письменных работ.
Таблица 2
Оценивание устной презентации
№ п/п |
Критерии |
Пояснения |
Балл |
1 |
Актуальность |
Материал направлен на разрешение или освещение проблемно-ориентированных вопросов |
10 |
Материал повторяет известные работы, но некоторые аспекты представляют интерес для рассмотрения |
5 |
||
Материал не соответствует раскрываемой теме |
1 |
||
2 |
Новизна |
Качественно новое знание, полученное в ходе исследования, оригинальное решение проблемы |
10 |
Новое представление / новое видение проблемы |
5 |
||
Новое изложение, решение отдельных вопросов |
1 |
||
3 |
Элементы творчества |
Все этапы творческой работы, включая обработку проблемы, реализацию задания (с использованием ИКТ), обработку и анализ материала |
10 |
Собственная обработка и анализ наблюдений, выполненных другими авторами, представлена в творческой работе |
8 |
||
Творческая работа реализована на основе литературных и других источников |
6 |
||
Имеются элементы творчества или обобщения, реферативная работы с использованием известной информации |
3 |
||
Элементарная компилятивная работа, изложение некоторых известных фактов, истин |
1 |
||
4 |
Вклад участников |
Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное участие в эксперименте, использование в работе аналитических методов и.т.д. |
10 |
Собственная разработка отдельных вопросов, выполнение анализа по заданию модератора, основательная проработка имеющихся источников |
8 |
||
Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы |
6 |
||
Общее или слабое ориентирование в заданной области |
1 |
||
5 |
Компетентность участников |
Знание основных положений в исследуемой проблеме |
10 |
Хорошая или посредственная осведомленность |
5 |
||
Слабое представление об основах проблемы, достижениях в данной области |
1 |
||
6 |
Практическая направленность |
Работа может быть рекомендована для использования в практической учебной деятельности, представлена на научно-практической конференции городского и республиканского уровня |
10 |
Может быть использована для последующей деятельности и представлена на конференции школьного уровня |
5 |
||
Доклад реферативного характера зачитывается по тексту |
1 |
||
7 |
Презентация работы |
Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики |
10 |
Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная, допускаются длительные паузы, постоянное обращение к тексту |
5 |
||
Материал зачитывается |
1 |
||
8 |
Дизайн |
Авторский дизайн |
10 |
Дизайн выполнен на основе имеющегося стандартного графического материала |
5 |
||
Дизайн отсутствует |
1 |
||
9 |
Оформление текста презентации |
Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика построения, объем и требования к оформлению |
10 |
Основные требования выполнены посредственно |
5 |
||
Несоответствие требования к оформлению |
1 |
||
10 |
Библиографический список |
Представлен полно, соответствует замыслу проблемы, представлены цитаты, имеются ссылки |
10 |
Число источников использовано ограниченно |
3 |
Для реализации цели учащиеся пользуются следующими формами работы: мини-фронтальная работа в группах по выполнению заданий, индивидуальная работа по поиску информации и пополнению кейса, групповая работа вокруг поставленной задачи или проблемы, а также защита и публикация работы. Важным элементом является тренинг обучения приемам аргументации и оппонированию, т.к. это в первую очередь соблюдение правил и норм общения [3].
Деятельность ученика осуществляется в ходе метода парно-групповой работы по выставленной проблеме, метода выполнения исследовательских заданий, метода выполнения творческих работ, метода упражнений на развитие альтернативного мышления.
Для повышения эффективности работы ученик имеет возможность использовать систему самооценивания и взаимооценивания [1].
Самооценка участника группы проходит по завершению работы над кейсом и до выставления отметки учителем. Каждый участник группы оценивает свою работу, отвечая на вопрос:
- Что лично я узнал, чему научился, выполняя проект?
- Каков мой собственный вклад в решении проблемы?
Взаимооценивание учащихся может выполняться как до выставления итоговой оценки, так и после. У каждого участника группы имеется карта, куда он заносит показатели.
Таблица 3
Взаимооценивание обучающихся
|
Student А |
Student В |
Student С |
Student D |
Total |
Student А |
25 % |
25 % |
25 % |
25 % |
100 % |
Student В |
10 % |
55 % |
15 % |
20 % |
100 % |
Student С |
5 % |
25 % |
25 % |
45 % |
100 % |
Student D |
25 % |
25 % |
25 % |
25 % |
100 % |
Поскольку ученику иногда трудно оценивать работу своих сотоварищей по критериям, и это отнимает много времени от урока, мы предлагаем рассмотреть следующий прием. Каждый участник группы оценивает вклад остальных в процентном соотношении. Это достаточный лояльный способ оценки [2]. Тем не менее, каждый из учащихся знает, что от него ждут в процессе сотрудничества и соответствует соответствовать требованиям.
Таким образом, достаточно самокритично проводится уровень глубокого самоанализа и взаимоанализа, что позволяет осознанно относиться к процессу обучения, правильно организовать образовательную траекторию своего развития.
Рецензенты:
Храпаль Л.Р., д.п.н., заместитель директора по инновационному развитию ФГНУ ИПП ПО РАО, г. Казань.
Камалеева А.Р., д.п.н., зав. лабораторией естественно-математической и общепрофессиональной подготовки в системе профессионального образования ФГНУ ИПП ПО РАО, г. Казань.