Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КЕЙСОВ

Наумова Э.В. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
В статье рассмотрена практическая направленность реализации обучения иностранному языку с использованием кейс-метода. Поскольку переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания требует развития и совершенствования навыков самообразования, предложены условия организации процесса обучения: создание содружества педагогов, функционирующего как кластерный состав педагогов-профессионалов и применение кейс-метода как средства совершенствования умения анализировать, выявлять суть проблемы, предлагать и выбирать оптимальные пути решения. Выявлены основные направления работы профессионального педагогического содружества для эффективного внедрения в образовательный процесс инновационных практик и методик. Доказана необходимость создания системы оценивания кейсов, в особенности устных и письменных видов работ по итогам презентаций и выступлений учащихся. Доказана важность оценивания, взаимооценивания и самооценивания деятельности обучающихся.
кейс-метод
система оценивания
профессиональное педагогическое содружество
1. Наумова, Э.В. Корпоративное сообщество как основа построения индивидуальной образовательной траектории гимназиста / Э.В. Наумова // Интеграция науки и школьного образования как условие социализации участников образовательного процесса.
3. Наумова, Э.В. Формирование языковой компетенции учащихся гимназии № 7 / Э.В. Наумова // Опыт. Проблемы. Перспективы. Сборник тезисов и статей учительской общественности. Гимназия 7. – Казань, 2011.
4. Храпаль, Л.Р. Теория и практика формирования профессиональной компетентности в контексте информатизации образования [коллективная монография] / Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, В.П. Валова. – Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. – 389 с.
5. Храпаль, Л.Р. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе [коллективная монография] / Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, Г.М. Гринберг, Н.И. Пак и др. – Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. – 355 с.
6. Храпаль Л.Р. Особенности социокультурного проектирования модернизации экологического образования в вузе / Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Современная наука. – 2011. – № 2 (5). – С. 46-51.
Современный этап развития общества характеризуется открытостью и динамизмом, соответственно существенно изменяются цели и задачи модернизации содержания языкового образования в школе и высших учебных заведениях. Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания требует от педагогов, конструирующих образовательный процесс привития обучающимся навыков самообразования [4]. Структура занятий должна быть спроецирована так, чтобы учащийся не получал в готовом виде знания, а находился в постоянном поиске информации.

Средствами предмета иностранный язык мы воспитываем и формируем языковую личность учащегося, способную к социальной адаптации и самообразованию. Языковую личность здесь мы понимаем как «носитель языкового сознания», т.е. человек, живущий и развивающийся в конкретном языковом пространстве - в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц, смыслах текстов. Изучение языковой личности в отечественной лингвистике связывают с именем Ю.Н. Караулова, который под языковой личностью понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (текстов)».

Работа профессионального педагогического содружества, эффективно внедряющего метод кейса в учебно-воспитательный процесс, является основным фактором успешной реализации языкового образования в школе. В нашем понимании профессиональное содружество педагогов - это административная и функциональная единица образовательного учреждения, состоящая из экспертов, специалистов, которые ведут образовательную политику в определенной области, а также совершенствуют традиционную и внедряют эволюционирующие практики и методики. Профессиональное содружество находится в постоянных поисках нововведений и способов реализации поставленных ими целей.

Исходя из опыта работы, было отмечено, что навыки исследовательской деятельности и саморазвития, наиболее эффективно реализуются в процессе обучения иностранному языку с использованием кейс-метода. Однако в ходе работы с материалами возникла острая необходимость создания системы оценивания кейсов, поскольку финальный продукт, представляемый обучающимися, может быть в виде устной презентации, письменной работы и др.

Важным компонентом является создание системы оценивания кейсов, а также создание поэтапного, итогового, тестового контроля.

Содержание деятельности учителя заключается в том, что в первую очередь он подбирает кейсы в виде учебно-методического материала для учащихся. Система кейсов должна быть разноуровневой. Это зависит от возраста обучающихся, профилей, уровня подготовленности группы. Как организатор педагог распределяет роли для выполнения специальных заданий учащимися и руководит обсуждением кейса.

В процессе использования кейс-метода учитель применяет групповую, парную и индивидуальную формы работы. Обсуждение поставленной проблемы, обмен мнениями, дискуссия, полемика проходит в группах, проверить некоторые знания педагог может, организовав диалог между участниками. Выполнение заданий на поиск информации, примеров ученик выполняет индивидуально как на уроке, так и дома.

Разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-метод. Метод «мозгового штурма», метод модерации, метод исследовательских задач, метод упражнений на развитие самостоятельных, познавательных навыков, метод создания творческих работ [4].

Следует отметить, что учащиеся должны быть ознакомлены с системой оценивания ещё до начала работы над кейсом. Поэтому учитель имеет систему поэтапного и итогового оценивания процесса работы.

Для оценивания эссе, существуют разработанные критерии, которыми пользуются и учителя гимназии. Однако предложенные критерии немного переработаны и адаптированы как под ЕГЭ, так и под международный уровень (например, IELTS). Таким образом, схема оценивания эссе намного упростилась, а главное, понятна и доступна каждому учащемуся. Исходя из нижеследующей таблицы видно, что учитель может выставить обучающемуся среднее арифметическое значение за работу.

Таблица 1

Оценивание эссе

Структура эссе

Содержание

Лексика и грамматика

Раскрытие темы

Своя точка зрения

Деление на абзацы

Логичность

Завершенность

Связанность и последовательность; отсутствие противоречий

Обоснованность главной мысли абзаца;

Соответствие стиля

Relative clause and Conditionals

Вводные слова

Linking words

Active and Passive Voice

Infinitives and Gerunds

Prepositions

Articles

Synonyms

Итого 5 баллов

Итого 5 баллов

Итого 5 баллов

Что касается устной презентации, учителя в составе педагогического содружества придерживаются следующих переработанных критерий (см. табл. 2). Однако следует сказать, что пятибалльная шкала плохо адаптирована под оценивание устных ответов, поэтому здесь разработана и апробирована 100-балльная система, с которой ученики знакомы ещё до начала презентации [5]. Со стороны учащихся в содержание деятельности входит поэтапное изучение содержания кейса. Анализ поставленной проблемы реализуется через познавательную деятельность. Важным аспектом в деятельности учащихся является то, что в ходе построения и работы над кейсом, формируются умения анализировать каждый этап. Итогом работы может быть публичное выступление, презентация, а также эссе и другие виды письменных работ.

Таблица 2

Оценивание устной презентации

№ п/п

Критерии

Пояснения

Балл

 

1

 

Актуальность

Материал направлен на разрешение или освещение проблемно-ориентированных вопросов

10

Материал повторяет известные работы, но некоторые аспекты представляют интерес для рассмотрения

5

Материал не соответствует раскрываемой теме

1

 

2

Новизна

Качественно новое знание, полученное в ходе исследования, оригинальное решение проблемы

10

Новое представление / новое видение проблемы

5

Новое изложение, решение отдельных вопросов

1

 

 

 

3

 

Элементы творчества

Все этапы творческой работы, включая обработку проблемы, реализацию задания (с использованием ИКТ), обработку и анализ материала

10

Собственная обработка и анализ наблюдений, выполненных другими авторами, представлена в творческой работе

8

Творческая работа реализована на основе литературных и других источников

6

Имеются элементы творчества или обобщения, реферативная работы с использованием известной информации

3

Элементарная компилятивная работа, изложение некоторых известных фактов, истин

1

 

4

 

Вклад участников

Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное участие в эксперименте, использование в работе аналитических методов и.т.д.

10

Собственная разработка отдельных вопросов, выполнение анализа по заданию модератора, основательная проработка имеющихся источников

8

Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы

6

Общее или слабое ориентирование в заданной области

1

 

5

Компетентность участников

Знание основных положений в исследуемой проблеме

10

Хорошая или посредственная осведомленность

5

Слабое представление об основах проблемы, достижениях в данной области

1

 

6

Практическая направленность

Работа может быть рекомендована для использования в практической учебной деятельности, представлена на научно-практической конференции городского и республиканского уровня

10

Может быть использована для последующей деятельности и представлена на конференции школьного уровня

5

Доклад реферативного характера зачитывается по тексту

1

 

7

Презентация работы

Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики

10

Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная, допускаются длительные паузы, постоянное обращение к тексту

5

Материал зачитывается

1

 

8

Дизайн

Авторский дизайн

10

Дизайн выполнен на основе имеющегося стандартного графического материала

5

Дизайн отсутствует

1

 

9

Оформление текста презентации

Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика построения, объем и требования к оформлению

10

Основные требования выполнены посредственно

5

Несоответствие требования к оформлению

1

 

10

Библиографический список

Представлен полно, соответствует замыслу проблемы, представлены цитаты, имеются ссылки

10

Число источников использовано ограниченно

3

Для реализации цели учащиеся пользуются следующими формами работы: мини-фронтальная работа в группах по выполнению заданий, индивидуальная работа по поиску информации и пополнению кейса, групповая работа вокруг поставленной задачи или проблемы, а также защита и публикация работы. Важным элементом является тренинг обучения приемам аргументации и оппонированию, т.к. это в первую очередь соблюдение правил и норм общения [3].

Деятельность ученика осуществляется в ходе метода парно-групповой работы по выставленной проблеме, метода выполнения исследовательских заданий, метода выполнения творческих работ, метода упражнений на развитие альтернативного мышления.

Для повышения эффективности работы ученик имеет возможность использовать систему самооценивания и взаимооценивания [1].

Самооценка участника группы проходит по завершению работы над кейсом и до выставления отметки учителем. Каждый участник группы оценивает свою работу, отвечая на вопрос:

  • Что лично я узнал, чему научился, выполняя проект?
  • Каков мой собственный вклад в решении проблемы?

Взаимооценивание учащихся может выполняться как до выставления итоговой оценки, так и после. У каждого участника группы имеется карта, куда он заносит показатели.

Таблица 3

Взаимооценивание обучающихся

 

Student А

Student В

Student С

Student D

Total

Student А

25 %

25 %

25 %

25 %

100 %

Student В

10 %

55 %

15 %

20 %

100 %

Student С

5 %

25 %

25 %

45 %

100 %

Student D

25 %

25 %

25 %

25 %

100 %

Поскольку ученику иногда трудно оценивать работу своих сотоварищей по критериям, и это отнимает много времени от урока, мы предлагаем рассмотреть следующий прием. Каждый участник группы оценивает вклад остальных в процентном соотношении. Это достаточный лояльный способ оценки [2]. Тем не менее, каждый из учащихся знает, что от него ждут в процессе сотрудничества и соответствует соответствовать требованиям.

Таким образом, достаточно самокритично проводится уровень глубокого самоанализа и взаимоанализа, что позволяет осознанно относиться к процессу обучения, правильно организовать образовательную траекторию своего развития.

Рецензенты:

Храпаль Л.Р., д.п.н., заместитель директора по инновационному развитию ФГНУ ИПП ПО РАО, г. Казань.

Камалеева А.Р., д.п.н., зав. лабораторией естественно-математической и общепрофессиональной подготовки в системе профессионального образования ФГНУ ИПП ПО РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Наумова Э.В. О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КЕЙСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13444 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674