Суровые климатические условия Севера, кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов, их традиционная хозяйственная деятельность и самобытность наложили специфический отпечаток на характер народного воспитания, т.е. этнокультурного образования и воспитания, который, по сути, остается неисчерпаемым жизнеутверждающим источником и на современном этапе развития национально-региональной системы образования [2. С.10]. Современные исследователи фиксируют ряд психофизиологических и социокультурных феноменов, которые оказываются свойственными человеку и сообществу в данных условиях: «феномен сонастроенности на пространство», «феномен своеобразного ритма связи северного человека с природой» и другие. Веками происходило гармоническое сосуществование индивидуума с социумом и природой в условиях холода, формирование умения и настойчивости жить, решать проблемы. В таких экстремальных условиях вырабатывался непреложный моральный кодекс северянина, основной смысл которого сводился к взаимной поддержке человеческой жизни как основной ценности.
Такой жизненной «школе выживания» должен был, говоря современным языком, соответствовать особый тип общего и профессионального образования. Речь идет о сформированном целостном, с соответствующими атрибутами типе образования, а не просто об эмпирическом опыте. Наша позиция состоит в следующем: подобно тому, как существует практическое образование, равноценное теоретическому, есть и образование нешкольное, неформальное, этнопедагогическое, которое в культурно-историческом смысле равноценно и рядоположено школьному типу образования [5. С. 165-166].
В духе вышеизложенных основополагающих положений и жизненных реалий сегодня дополнительное образование детей в Республике Саха (Якутия) по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства, местного самоуправления и общества в целом. Под «социализацией детей» понимается обучение, воспитание и развитие детей самой жизнью, где школа, семья и окружающая среда выступают как единое социокультурное пространство формирования личности. Экс-президент Российской академии образования, академик Н.Д. Никандров утверждает положение о том, что «...социализация, окружающая действительность оказывают во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы - понимаемой, конечно, широко, - и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества» [1. С.197-198].
Принятые меры по обеспечению условий для развития дополнительного образования детей в республике способствовали увеличению их численности в учреждениях дополнительного образования. По статистическим данным в последние годы обеспечен наибольший процент охвата - 58 %, что превышает среднероссийские показатели. В частности, на начало 2012 г. в 135 учреждениях дополнительного образования развивали свои способности 82.049 воспитанников. Из них в сельской местности в 59 учреждениях занимаются 27.154 (33 %) детей. Больше всего учащиеся занимаются в спортивных и художественно-эстетических объединениях. Следует отметить, что в сельских улусах охват детей системой дополнительного образования остается стабильным, создаются равные возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся их потребности и интересы.
Сегодня мы понимаем, что профилактика правонарушений и детской безнадзорности, организация досуга и социальная защита детей зависит от состояния и развития системы дополнительного образования. Поэтому принимаются соответствующие меры по дальнейшему увеличению числа детей, занимающихся по программам дополнительного образования. Практикуется проведение совещаний, научно-практических конференций, круглых столов, встреч родителей, педсоветов с участием общественности по проблемам воспитания на основе этнопедагогической теории и практики. Одним из актуальных направлений воспитательной работы является правовое воспитание, которое ведется совместно с инспекторами органов внутренних дел, сотрудниками прокуратуры: введены уроки права, работают школьные инспектора прав, общественные формирования «Юные друзья милиции». В частности, в Мегино-Кангаласском улусе развитие творчества детей реализуется через творческие проекты, союзы, детские общественные организации. В настоящее время действуют 58 детских творческих объединений. Центром творчества школьников разработаны проекты «Дети и творчество», «Музейная педагогика», «Мы родом из Мегино-Кангаласского».
Идет поиск разнообразных форм по созданию условий социализации детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья и развития творческих способностей; социальная реабилитация и профессиональная ориентация подростков из так называемой «группы риска». С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья работает Центр психолого-педагогической, медико-социальной коррекции и реабилитации детей «Кэскил» (директор Аргунова Т.П.).
В Таттинском улусе разработана новая программа по работе с родителями. Патриотическое воспитание является одним из главных направлений работы детского Центра. Проводятся различные мероприятия: смотры строя и песни, конкурс военно-патриотической песни, улусная военно-спортивная игра «Зарница», парад учащихся к годовщине Победы, тематические вечера-встречи с ветеранами, ток-шоу «Сын, отец, Отечество», конкурс рисунков «Мы помним подвиг тех лет», беседы и лекции по патриотическому воспитанию.
В Усть-Алданском улусе по работе с детьми «особой заботы» ведется реализация программы «Стимул», организовано шефство над специальной коррекционной школой-интернатом с. Орто-Эбэ. Центр дополнительного образования работает по разным проектам и программам, направленным на инновационное развитие. Популярностью пользуется клуб «Семейные встречи» и подростково-молодежный клуб «Надежда». По программе «Одаренные дети» проводится систематизация банка данных о достижениях одаренных детей, ведется разработка научно-методических материалов по работе с одаренными детьми, выпуск брошюр с творческими работами детей. Мюрюнская Станция юных натуралистов работает по 5 основным направлениям. Реализуется проект Автономная некоммерческая организация «Союз друзей благородных дел». Создано объединение матерей юннатов «Сырдык санаа». При станции действует детская организация «Юннатская Дума», которая занимается организацией досуговых мероприятий и развитием интеллектуального уровня детей. Центр технического творчества улуса работает по 4 направлениям. С одаренными детьми работает Детский образцовый ансамбль «Кэнчээри»: ведется индивидуальная работа по вокалу, хореографии, фольклору. С 1982 г. организуется музыкально-оздоровительный лагерь. Воспитанники ансамбля - многократные лауреаты различных республиканских конкурсов и фестивалей. Через военно-патриотические клубы проводится реализация программы гражданско-патриотического воспитания детей. Репортажи телестудии отличаются высоким идейным и художественным содержанием. Многие из них раскрывают не только острые социальные проблемы, но и поднимают вопросы этики, нравственного и патриотического воспитания. Студии «Кэрэ» и «Аргыс», ведут плодотворную научно-исследовательскую работу. Проект военно-патриотического клуба «Хоьуун» по теме «Предупреждение асоциального поведения подростков через военно-спортивный клуб» удостоен Гранта Правительства РС (Я) по реализации доктрины ЗОЖ.
Центр «Тускул» Верхневилюйского улусапроводит экспериментальную работу по теме «Детский Центр-организатор сетевого взаимодействия». В целях привлечения детей «особой заботы» Центр работает в тесном взаимодействии со специалистами ИДН, КДН, с педагогами Детского дома, Детского приюта. Разработан проект «Ребенок и социум». С одаренными детьми разработан и внедрен сетевой механизм работы. Воспитанники отдела технического творчества Санников Рома, Осипов Коля защитили свои творческие работы и удостоены высокой награды - серебряной медали «Национальное достояние России».
В Сунтарском улусе на базе трех школ работают 8 кружков, из них 6 технические. Эльгяйский региональный музейно-экологический Центр работает по Программе экологического воспитания и образования. Из 34 образовательных учреждений Сунтарского улуса в 23 школах обеспечена 100 % занятость учащихся дополнительным образованием. Увеличивается охват детей по туристско-краеведческому направлению. Систематически проводятся улусные соревнования по туризму. Хоринская, Сунтарская СОШ № 1, Сунтарская юношеская гимназия совершают летние длительные походы с целью изучения родного края. В 15 образовательных учреждениях работают технические кружки. Учитель технологии Эльгяйской СОШ Яковлев В.И. признан лучшим руководителем технического кружка в республике.
В Намском улусе функционируют 5 учреждений дополнительного образования детей. Педагоги работают по проектам «Чистый двор», «Благоустройство территорий», «Туэлбэ», «Юный экскурсовод», «Школа юных мастериц», «Полезные привычки», «Развитие творчества детей в кулинарном деле», «Детское научное общество» и.т.д. Используются разные формы обучения с одаренными детьми, с детьми-инвалидами и сиротами: проектная работа, творческие задания, заочная форма. В Детском центре действуют 5 детских объединений и группа «Лидер». Внебюджетные средства поступают от продажи изделий учебно-производственного комбината, от попечителей, спонсоров, педагогов-ветеранов, благотворительной помощи. Для активизации детского движения, подготовки будущих управленцев и организаторов добрых дел создано детское общественное объединение «Чолбон». Вся деятельность объединения ведется по 4 основным направлениям: «Люби и знай свой родной край», «Я и мы», «Лидер», «Ассоциация вожатых». Уже несколько лет составляется банк данных организаторов и лидеров детских организаций. Планируются программы «Проблемные дети», «Развитие через общение», выпуск видеофильма «Отрочество и юношество М.К. Аммосова».
Исследовательская работа «Чего хотят школьники от детских организаций?» показала, что многообразие существующих детских общественных организаций помогает ребятам реально осуществлять свои гражданские права и свободы в соответствии с Законом о правах ребенка. Вся деятельность вышеприведенных учреждений дополнительного образования детей направлена на свободный выбор каждым ребенком образовательной области и профиля программы. Педагоги разрабатывают вариативные образовательные программы и инновационные проекты нового поколения. Учреждения целенаправленно ведут работу по сохранению и укреплению творческого кадрового состава, повышению их профессионального уровня с учетом современных требований; оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень интеллектуального развития.
В этом отношении следует подчеркнуть, что «ситуация, тенденции и перспективы развития нашего общества и государства все явственнее показывают необходимость направленности образования и на социальные, и на личностные смыслы... А для этого необходимо преодоление личной отстраненности и отчужденности, развитие демократического самосознания, человеческой индивидуальности. Особо подчеркивается значимость реальной опоры на личную ответственность, инициативу, личный вклад каждого в любое дело» [3. С. 131].
В связи с переходом на местное самоуправление вопрос укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, в особенности обеспечения зданиями, остается проблемным. В сельской местности наблюдается дефицит высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей. Необходима подготовка кадров для системы дополнительного образования детей в рамках высшего профессионального образования. Нет сомнений, что технологии социально-педагогической работы сегодня - за практиками, свободно владеющими основами социальной педагогики и социальной работы, психологии социально-педагогической деятельности, социологии и социального проектирования, валеологии, медицины, права и других наук, объясняющих или формирующих приемлемую модель жизнедеятельности учащегося современного образовательного учреждения, равно как и условия ее оптимальности [4. С. 8].
Анализ данных показывает недостаточное применение информационных технологий в дополнительном образовании, т.е. одним из приоритетов становится повышение эффективности деятельности учебно-методической службы на основе использования эффективных педагогических и информационных технологий, развития дистанционных образовательных систем. В связи с переходом на нормативное финансирование в образовании в некоторых улусах существенно сократились штаты педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и студий. В связи с недостаточным финансированием, сложной транспортной схемой, удаленностью от республиканского центра, дети из северных улусов часто не имеют возможности участвовать в республиканских, всероссийских, международных соревнованиях. Все это затрудняет эффективность и результативность деятельности сельских учреждений дополнительного образования детей.
Дальнейшее развитие сельских учреждений дополнительного образования детей напрямую связано с введением дуального образования, т. е. интеграцией общего, дополнительного и профессионального образования. Необходимо предоставить широкую возможность сельским учащимся, чтобы они в полной мере развивали свои творческие способности и рационализаторство путем расширения сети детских объединений по технической направленности с современным материально-техническим оснащением.
Рецензенты:
Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой компьютерной технологии Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
Корнилова А.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Республика Саха (Якутия), г. Якутск.