Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ADDITIONAL EDUCATION AND SOCIALIZATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF THE NORTH

Neustroev N.D. 1 Neustroeva A.N. 1
1 Pedagogical Institute FGAOU VPO "North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosova"
In conditions of realization of ideas of GEF new generation in the system of General secondary education, additional education and socialization of schoolchildren in the specific conditions of the North are holistic educational process and its final result. National revival of peoples of the North assumes values such as mutual support and man as the main value in life. We are talking about education, upbringing and development of children by life itself, where the school, family and environment act as a single socio-cultural space of identity formation. School of life stronger actually the school, and if their effects are not coordinated, there is a whole system of risks to man and society. Shows the content and forms of activity of rural schools in the formation of socially oriented, creative personality of children in situations of harmonious coexistence of the individual to society and nature in the North.
national revival
training
education
society
school
the value of life
the formation
the north
children
people
socialization
education

Суровые климатические условия Севера, кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов, их традиционная хозяйственная деятельность и самобытность наложили специфический отпечаток на характер народного воспитания, т.е. этнокультурного образования и воспитания, который, по сути, остается неисчерпаемым жизнеутверждающим источником и на современном этапе развития национально-региональной системы образования [2. С.10]. Современные исследователи фиксируют ряд психофизиологических и социокультурных феноменов, которые оказываются свойственными человеку и сообществу в данных условиях: «феномен сонастроенности на пространство», «феномен своеобразного ритма связи северного человека с природой» и другие. Веками происходило гармоническое сосуществование индивидуума с социумом и природой в условиях холода, формирование умения и настойчивости жить, решать проблемы.  В таких экстремальных условиях вырабатывался непреложный моральный кодекс северянина, основной смысл которого сводился к взаимной поддержке человеческой жизни как основной ценности.

Такой жизненной «школе выживания» должен был, говоря современным языком, соответствовать особый тип общего и профессионального образования. Речь идет о сформированном целостном, с соответствующими атрибутами типе образования, а не просто об эмпирическом опыте. Наша позиция состоит в следующем: подобно тому, как существует практическое образование, равноценное теоретическому, есть и образование нешкольное, неформальное, этнопедагогическое, которое в культурно-историческом смысле равноценно и рядоположено школьному типу образования [5. С. 165-166].

В духе вышеизложенных основополагающих положений и жизненных реалий сегодня дополнительное образование детей в Республике Саха (Якутия) по праву рассматривается  как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства, местного самоуправления и общества  в целом. Под «социализацией детей» понимается обучение, воспитание и развитие детей самой жизнью, где школа, семья и окружающая среда выступают как единое социокультурное пространство формирования личности. Экс-президент Российской академии образования, академик Н.Д. Никандров утверждает положение о том, что «...социализация, окружающая действительность оказывают во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы - понимаемой, конечно, широко, - и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества» [1. С.197-198].

Принятые меры по обеспечению условий для развития дополнительного образования детей в республике способствовали увеличению их численности  в учреждениях дополнительного образования. По статистическим данным в последние  годы обеспечен наибольший процент охвата - 58 %, что превышает среднероссийские показатели. В частности, на начало 2012 г. в 135 учреждениях дополнительного образования развивали свои способности 82.049 воспитанников.  Из них в сельской местности в 59 учреждениях занимаются 27.154 (33 %) детей.  Больше всего учащиеся занимаются в спортивных и художественно-эстетических объединениях.  Следует отметить, что в сельских улусах охват детей системой дополнительного образования остается стабильным,  создаются равные возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся их потребности и интересы.

Сегодня мы понимаем, что профилактика правонарушений и детской безнадзорности, организация досуга и социальная защита детей зависит от состояния и развития системы дополнительного образования. Поэтому принимаются соответствующие меры по дальнейшему увеличению числа детей, занимающихся по программам дополнительного образования. Практикуется проведение совещаний, научно-практических конференций, круглых столов, встреч родителей, педсоветов с участием общественности по проблемам воспитания на основе этнопедагогической теории и практики. Одним из актуальных направлений воспитательной работы является правовое воспитание, которое ведется совместно с инспекторами органов внутренних дел, сотрудниками прокуратуры: введены уроки права, работают школьные инспектора прав, общественные формирования «Юные друзья милиции». В частности, в Мегино-Кангаласском  улусе развитие творчества детей реализуется через творческие проекты, союзы, детские общественные организации. В настоящее время действуют 58 детских творческих объединений. Центром творчества школьников разработаны проекты «Дети и творчество», «Музейная педагогика», «Мы родом из Мегино-Кангаласского».

Идет поиск разнообразных форм по созданию условий социализации детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья и развития творческих способностей; социальная реабилитация и профессиональная ориентация подростков из так называемой «группы риска».  С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья работает Центр психолого-педагогической, медико-социальной коррекции и реабилитации детей «Кэскил» (директор Аргунова Т.П.).

В Таттинском  улусе разработана новая программа по работе с родителями. Патриотическое воспитание является одним из главных направлений работы  детского Центра. Проводятся различные мероприятия: смотры строя и песни, конкурс военно-патриотической песни, улусная военно-спортивная игра «Зарница», парад учащихся к годовщине Победы, тематические вечера-встречи с ветеранами, ток-шоу «Сын, отец, Отечество», конкурс рисунков «Мы помним подвиг тех лет», беседы и лекции по патриотическому воспитанию.

В Усть-Алданском улусе по работе с детьми «особой заботы» ведется реализация программы «Стимул», организовано шефство над специальной коррекционной школой-интернатом с. Орто-Эбэ. Центр дополнительного образования работает по разным проектам и программам, направленным на инновационное развитие.   Популярностью пользуется  клуб «Семейные встречи» и  подростково-молодежный клуб «Надежда». По программе «Одаренные дети» проводится систематизация банка данных о достижениях одаренных детей, ведется разработка научно-методических материалов по работе с одаренными детьми, выпуск брошюр с творческими работами детей. Мюрюнская Станция юных натуралистов работает по 5 основным направлениям. Реализуется проект  Автономная некоммерческая организация «Союз друзей благородных дел». Создано объединение матерей юннатов «Сырдык санаа».  При станции действует детская организация «Юннатская Дума», которая занимается организацией досуговых мероприятий и развитием интеллектуального уровня детей. Центр технического творчества улуса работает по 4 направлениям. С одаренными детьми работает Детский образцовый ансамбль «Кэнчээри»: ведется индивидуальная работа по вокалу, хореографии, фольклору. С 1982 г. организуется музыкально-оздоровительный лагерь. Воспитанники ансамбля - многократные лауреаты различных республиканских конкурсов и фестивалей. Через военно-патриотические клубы проводится реализация программы гражданско-патриотического воспитания детей. Репортажи телестудии отличаются высоким идейным и художественным содержанием. Многие из них раскрывают не только острые социальные проблемы, но и поднимают вопросы этики, нравственного и патриотического воспитания. Студии «Кэрэ» и «Аргыс», ведут плодотворную научно-исследовательскую работу. Проект военно-патриотического клуба «Хоьуун» по теме «Предупреждение асоциального поведения подростков через военно-спортивный клуб» удостоен Гранта Правительства РС (Я) по реализации доктрины ЗОЖ.

Центр  «Тускул»  Верхневилюйского  улусапроводит экспериментальную работу по теме «Детский Центр-организатор сетевого взаимодействия». В целях привлечения детей «особой заботы» Центр работает в тесном взаимодействии со специалистами ИДН, КДН, с педагогами Детского дома, Детского приюта. Разработан проект «Ребенок и социум».  С одаренными детьми разработан и внедрен сетевой механизм работы. Воспитанники отдела технического творчества Санников Рома, Осипов Коля защитили свои творческие работы и удостоены высокой награды - серебряной  медали  «Национальное достояние России».

В Сунтарском  улусе на базе трех школ работают 8 кружков, из них 6 технические. Эльгяйский региональный музейно-экологический Центр работает по Программе экологического воспитания и образования. Из 34 образовательных учреждений Сунтарского улуса в 23 школах обеспечена 100 % занятость учащихся дополнительным образованием.  Увеличивается охват детей по туристско-краеведческому направлению. Систематически проводятся улусные  соревнования по туризму. Хоринская, Сунтарская СОШ № 1, Сунтарская юношеская гимназия совершают летние длительные походы с целью изучения родного края. В 15 образовательных учреждениях работают технические кружки. Учитель технологии Эльгяйской СОШ Яковлев В.И. признан лучшим руководителем технического кружка в республике.

В Намском улусе функционируют 5 учреждений дополнительного образования детей. Педагоги  работают по проектам «Чистый двор», «Благоустройство территорий», «Туэлбэ», «Юный экскурсовод», «Школа юных мастериц», «Полезные привычки», «Развитие творчества детей в  кулинарном деле», «Детское научное общество» и.т.д. Используются разные формы обучения с одаренными детьми, с детьми-инвалидами и сиротами: проектная работа, творческие задания, заочная форма. В Детском центре действуют 5 детских объединений и группа «Лидер». Внебюджетные средства поступают от продажи изделий учебно-производственного комбината, от попечителей, спонсоров, педагогов-ветеранов, благотворительной помощи. Для активизации детского движения, подготовки будущих управленцев и организаторов  добрых дел создано детское общественное объединение «Чолбон». Вся деятельность объединения ведется по 4 основным направлениям: «Люби и знай свой родной край», «Я и мы», «Лидер», «Ассоциация вожатых». Уже несколько лет составляется банк данных организаторов и лидеров детских организаций. Планируются программы «Проблемные дети», «Развитие через общение», выпуск видеофильма «Отрочество и юношество М.К. Аммосова».

Исследовательская работа «Чего хотят школьники от детских организаций?» показала, что многообразие существующих детских общественных организаций помогает ребятам реально осуществлять свои гражданские права и свободы в соответствии с Законом о правах ребенка. Вся деятельность вышеприведенных учреждений дополнительного образования детей направлена на свободный выбор каждым ребенком образовательной области и профиля программы. Педагоги разрабатывают вариативные образовательные программы  и  инновационные проекты нового поколения. Учреждения целенаправленно ведут работу по сохранению и укреплению творческого кадрового состава, повышению их профессионального уровня с учетом современных требований; оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень интеллектуального развития.

В этом отношении следует подчеркнуть, что «ситуация, тенденции и перспективы развития нашего общества и государства все явственнее показывают необходимость направленности образования и на социальные, и на личностные смыслы... А для этого необходимо преодоление личной отстраненности и отчужденности, развитие демократического самосознания, человеческой индивидуальности. Особо подчеркивается значимость реальной опоры на личную ответственность, инициативу, личный вклад каждого в любое дело» [3. С. 131].

В связи с переходом на местное самоуправление вопрос укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, в особенности обеспечения зданиями, остается проблемным.  В сельской местности наблюдается дефицит высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров   системы дополнительного образования детей. Необходима подготовка кадров для системы дополнительного образования детей в рамках высшего профессионального образования. Нет сомнений, что технологии социально-педагогической работы сегодня - за практиками, свободно владеющими основами социальной педагогики и социальной работы, психологии социально-педагогической деятельности, социологии и социального проектирования, валеологии, медицины, права и других наук, объясняющих или формирующих приемлемую модель жизнедеятельности учащегося современного образовательного учреждения, равно как и условия ее оптимальности [4. С. 8].

Анализ данных показывает недостаточное применение информационных технологий в дополнительном образовании, т.е. одним из приоритетов становится повышение эффективности деятельности учебно-методической службы  на основе использования эффективных педагогических и информационных технологий, развития дистанционных образовательных систем. В связи с переходом на нормативное финансирование в образовании в некоторых улусах существенно сократились штаты педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и студий.  В связи с недостаточным финансированием, сложной  транспортной схемой, удаленностью от республиканского центра, дети из северных улусов часто не имеют  возможности участвовать в республиканских, всероссийских, международных соревнованиях.  Все это затрудняет эффективность и результативность деятельности сельских учреждений дополнительного образования детей.    

Дальнейшее развитие сельских учреждений дополнительного образования детей напрямую связано с  введением дуального образования, т. е. интеграцией общего,  дополнительного и профессионального образования. Необходимо предоставить широкую возможность сельским учащимся, чтобы они в полной мере развивали свои творческие способности и рационализаторство путем расширения сети детских объединений по технической направленности с современным материально-техническим оснащением.

Рецензенты:

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой компьютерной технологии Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Республика Саха (Якутия), г. Якутск.

Корнилова А.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Республика Саха (Якутия), г. Якутск.