Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Неустроев Н.Д. 1 Неустроева А.Н. 1
1 Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»
В условиях реализации идей ФГОС нового поколения в системе общего среднего образования дополнительное образование и социализация личности школьников в специфических условиях Севера представляют собой целостный педагогический процесс и его конечный результат. Национальное возрождение народов Севера предполагает такие ценности, как взаимная поддержка и человек как главная ценность в жизни. Речь идет об обучении, воспитании и развитии детей самой жизнью, где школа, семья и окружающая среда выступают как единое социокультурное пространство формирования личности. Школа жизни сильнее собственно самой школы, и если их влияния не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества. Показывается содержание и формы деятельности сельских школ в формировании социально ориентированной, творческой личности детей в условиях гармоничного сосуществования индивидуума с социумом и природой на Севере.
национальное возрождение
обучение
воспитание
социум
школа
ценность жизни
формирование
Север
дети
народ
социализация
образование
1. Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования // Научные основы развития образования в ХХI веке. – СПб.: СПбГУП, 2011. – С.197-198.
2. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – С.10.
3. Образование и культура в развитии современного общества. Часть 2. Материалы международной НПК, 16–17 декабря 2009 г. – Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. – С. 131.
4. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. В.С. Торохтий. – М.: АНО СПО «СОТИС», 2007. С. 8.
5. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерении. – СПб., 2007. – С.165-166.

Суровые климатические условия Севера, кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов, их традиционная хозяйственная деятельность и самобытность наложили специфический отпечаток на характер народного воспитания, т.е. этнокультурного образования и воспитания, который, по сути, остается неисчерпаемым жизнеутверждающим источником и на современном этапе развития национально-региональной системы образования [2. С.10]. Современные исследователи фиксируют ряд психофизиологических и социокультурных феноменов, которые оказываются свойственными человеку и сообществу в данных условиях: «феномен сонастроенности на пространство», «феномен своеобразного ритма связи северного человека с природой» и другие. Веками происходило гармоническое сосуществование индивидуума с социумом и природой в условиях холода, формирование умения и настойчивости жить, решать проблемы.  В таких экстремальных условиях вырабатывался непреложный моральный кодекс северянина, основной смысл которого сводился к взаимной поддержке человеческой жизни как основной ценности.

Такой жизненной «школе выживания» должен был, говоря современным языком, соответствовать особый тип общего и профессионального образования. Речь идет о сформированном целостном, с соответствующими атрибутами типе образования, а не просто об эмпирическом опыте. Наша позиция состоит в следующем: подобно тому, как существует практическое образование, равноценное теоретическому, есть и образование нешкольное, неформальное, этнопедагогическое, которое в культурно-историческом смысле равноценно и рядоположено школьному типу образования [5. С. 165-166].

В духе вышеизложенных основополагающих положений и жизненных реалий сегодня дополнительное образование детей в Республике Саха (Якутия) по праву рассматривается  как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства, местного самоуправления и общества  в целом. Под «социализацией детей» понимается обучение, воспитание и развитие детей самой жизнью, где школа, семья и окружающая среда выступают как единое социокультурное пространство формирования личности. Экс-президент Российской академии образования, академик Н.Д. Никандров утверждает положение о том, что «...социализация, окружающая действительность оказывают во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы - понимаемой, конечно, широко, - и если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека и общества» [1. С.197-198].

Принятые меры по обеспечению условий для развития дополнительного образования детей в республике способствовали увеличению их численности  в учреждениях дополнительного образования. По статистическим данным в последние  годы обеспечен наибольший процент охвата - 58 %, что превышает среднероссийские показатели. В частности, на начало 2012 г. в 135 учреждениях дополнительного образования развивали свои способности 82.049 воспитанников.  Из них в сельской местности в 59 учреждениях занимаются 27.154 (33 %) детей.  Больше всего учащиеся занимаются в спортивных и художественно-эстетических объединениях.  Следует отметить, что в сельских улусах охват детей системой дополнительного образования остается стабильным,  создаются равные возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся их потребности и интересы.

Сегодня мы понимаем, что профилактика правонарушений и детской безнадзорности, организация досуга и социальная защита детей зависит от состояния и развития системы дополнительного образования. Поэтому принимаются соответствующие меры по дальнейшему увеличению числа детей, занимающихся по программам дополнительного образования. Практикуется проведение совещаний, научно-практических конференций, круглых столов, встреч родителей, педсоветов с участием общественности по проблемам воспитания на основе этнопедагогической теории и практики. Одним из актуальных направлений воспитательной работы является правовое воспитание, которое ведется совместно с инспекторами органов внутренних дел, сотрудниками прокуратуры: введены уроки права, работают школьные инспектора прав, общественные формирования «Юные друзья милиции». В частности, в Мегино-Кангаласском  улусе развитие творчества детей реализуется через творческие проекты, союзы, детские общественные организации. В настоящее время действуют 58 детских творческих объединений. Центром творчества школьников разработаны проекты «Дети и творчество», «Музейная педагогика», «Мы родом из Мегино-Кангаласского».

Идет поиск разнообразных форм по созданию условий социализации детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья и развития творческих способностей; социальная реабилитация и профессиональная ориентация подростков из так называемой «группы риска».  С детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья работает Центр психолого-педагогической, медико-социальной коррекции и реабилитации детей «Кэскил» (директор Аргунова Т.П.).

В Таттинском  улусе разработана новая программа по работе с родителями. Патриотическое воспитание является одним из главных направлений работы  детского Центра. Проводятся различные мероприятия: смотры строя и песни, конкурс военно-патриотической песни, улусная военно-спортивная игра «Зарница», парад учащихся к годовщине Победы, тематические вечера-встречи с ветеранами, ток-шоу «Сын, отец, Отечество», конкурс рисунков «Мы помним подвиг тех лет», беседы и лекции по патриотическому воспитанию.

В Усть-Алданском улусе по работе с детьми «особой заботы» ведется реализация программы «Стимул», организовано шефство над специальной коррекционной школой-интернатом с. Орто-Эбэ. Центр дополнительного образования работает по разным проектам и программам, направленным на инновационное развитие.   Популярностью пользуется  клуб «Семейные встречи» и  подростково-молодежный клуб «Надежда». По программе «Одаренные дети» проводится систематизация банка данных о достижениях одаренных детей, ведется разработка научно-методических материалов по работе с одаренными детьми, выпуск брошюр с творческими работами детей. Мюрюнская Станция юных натуралистов работает по 5 основным направлениям. Реализуется проект  Автономная некоммерческая организация «Союз друзей благородных дел». Создано объединение матерей юннатов «Сырдык санаа».  При станции действует детская организация «Юннатская Дума», которая занимается организацией досуговых мероприятий и развитием интеллектуального уровня детей. Центр технического творчества улуса работает по 4 направлениям. С одаренными детьми работает Детский образцовый ансамбль «Кэнчээри»: ведется индивидуальная работа по вокалу, хореографии, фольклору. С 1982 г. организуется музыкально-оздоровительный лагерь. Воспитанники ансамбля - многократные лауреаты различных республиканских конкурсов и фестивалей. Через военно-патриотические клубы проводится реализация программы гражданско-патриотического воспитания детей. Репортажи телестудии отличаются высоким идейным и художественным содержанием. Многие из них раскрывают не только острые социальные проблемы, но и поднимают вопросы этики, нравственного и патриотического воспитания. Студии «Кэрэ» и «Аргыс», ведут плодотворную научно-исследовательскую работу. Проект военно-патриотического клуба «Хоьуун» по теме «Предупреждение асоциального поведения подростков через военно-спортивный клуб» удостоен Гранта Правительства РС (Я) по реализации доктрины ЗОЖ.

Центр  «Тускул»  Верхневилюйского  улусапроводит экспериментальную работу по теме «Детский Центр-организатор сетевого взаимодействия». В целях привлечения детей «особой заботы» Центр работает в тесном взаимодействии со специалистами ИДН, КДН, с педагогами Детского дома, Детского приюта. Разработан проект «Ребенок и социум».  С одаренными детьми разработан и внедрен сетевой механизм работы. Воспитанники отдела технического творчества Санников Рома, Осипов Коля защитили свои творческие работы и удостоены высокой награды - серебряной  медали  «Национальное достояние России».

В Сунтарском  улусе на базе трех школ работают 8 кружков, из них 6 технические. Эльгяйский региональный музейно-экологический Центр работает по Программе экологического воспитания и образования. Из 34 образовательных учреждений Сунтарского улуса в 23 школах обеспечена 100 % занятость учащихся дополнительным образованием.  Увеличивается охват детей по туристско-краеведческому направлению. Систематически проводятся улусные  соревнования по туризму. Хоринская, Сунтарская СОШ № 1, Сунтарская юношеская гимназия совершают летние длительные походы с целью изучения родного края. В 15 образовательных учреждениях работают технические кружки. Учитель технологии Эльгяйской СОШ Яковлев В.И. признан лучшим руководителем технического кружка в республике.

В Намском улусе функционируют 5 учреждений дополнительного образования детей. Педагоги  работают по проектам «Чистый двор», «Благоустройство территорий», «Туэлбэ», «Юный экскурсовод», «Школа юных мастериц», «Полезные привычки», «Развитие творчества детей в  кулинарном деле», «Детское научное общество» и.т.д. Используются разные формы обучения с одаренными детьми, с детьми-инвалидами и сиротами: проектная работа, творческие задания, заочная форма. В Детском центре действуют 5 детских объединений и группа «Лидер». Внебюджетные средства поступают от продажи изделий учебно-производственного комбината, от попечителей, спонсоров, педагогов-ветеранов, благотворительной помощи. Для активизации детского движения, подготовки будущих управленцев и организаторов  добрых дел создано детское общественное объединение «Чолбон». Вся деятельность объединения ведется по 4 основным направлениям: «Люби и знай свой родной край», «Я и мы», «Лидер», «Ассоциация вожатых». Уже несколько лет составляется банк данных организаторов и лидеров детских организаций. Планируются программы «Проблемные дети», «Развитие через общение», выпуск видеофильма «Отрочество и юношество М.К. Аммосова».

Исследовательская работа «Чего хотят школьники от детских организаций?» показала, что многообразие существующих детских общественных организаций помогает ребятам реально осуществлять свои гражданские права и свободы в соответствии с Законом о правах ребенка. Вся деятельность вышеприведенных учреждений дополнительного образования детей направлена на свободный выбор каждым ребенком образовательной области и профиля программы. Педагоги разрабатывают вариативные образовательные программы  и  инновационные проекты нового поколения. Учреждения целенаправленно ведут работу по сохранению и укреплению творческого кадрового состава, повышению их профессионального уровня с учетом современных требований; оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень интеллектуального развития.

В этом отношении следует подчеркнуть, что «ситуация, тенденции и перспективы развития нашего общества и государства все явственнее показывают необходимость направленности образования и на социальные, и на личностные смыслы... А для этого необходимо преодоление личной отстраненности и отчужденности, развитие демократического самосознания, человеческой индивидуальности. Особо подчеркивается значимость реальной опоры на личную ответственность, инициативу, личный вклад каждого в любое дело» [3. С. 131].

В связи с переходом на местное самоуправление вопрос укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, в особенности обеспечения зданиями, остается проблемным.  В сельской местности наблюдается дефицит высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров   системы дополнительного образования детей. Необходима подготовка кадров для системы дополнительного образования детей в рамках высшего профессионального образования. Нет сомнений, что технологии социально-педагогической работы сегодня - за практиками, свободно владеющими основами социальной педагогики и социальной работы, психологии социально-педагогической деятельности, социологии и социального проектирования, валеологии, медицины, права и других наук, объясняющих или формирующих приемлемую модель жизнедеятельности учащегося современного образовательного учреждения, равно как и условия ее оптимальности [4. С. 8].

Анализ данных показывает недостаточное применение информационных технологий в дополнительном образовании, т.е. одним из приоритетов становится повышение эффективности деятельности учебно-методической службы  на основе использования эффективных педагогических и информационных технологий, развития дистанционных образовательных систем. В связи с переходом на нормативное финансирование в образовании в некоторых улусах существенно сократились штаты педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и студий.  В связи с недостаточным финансированием, сложной  транспортной схемой, удаленностью от республиканского центра, дети из северных улусов часто не имеют  возможности участвовать в республиканских, всероссийских, международных соревнованиях.  Все это затрудняет эффективность и результативность деятельности сельских учреждений дополнительного образования детей.    

Дальнейшее развитие сельских учреждений дополнительного образования детей напрямую связано с  введением дуального образования, т. е. интеграцией общего,  дополнительного и профессионального образования. Необходимо предоставить широкую возможность сельским учащимся, чтобы они в полной мере развивали свои творческие способности и рационализаторство путем расширения сети детских объединений по технической направленности с современным материально-техническим оснащением.

Рецензенты:

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой компьютерной технологии Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Республика Саха (Якутия), г. Якутск.

Корнилова А.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Республика Саха (Якутия), г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13410 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674