Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COMPETENCE OF SELF-CORRECTION OF PEDAGOGICAL RECEPTIONS OF A TEACHER

Utkina O.N. 1
1 The Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
The author have done the analysis of the importance of competences of teacher for self-correction of pedagogical receptions. Activity of teacher together with pupils, regular studying of their opinions about educational process promotes more effective development of pupil and teacher. The author proved that we should study the development of pupils and teacher together for the purpose of cooperation realization as factor of increase of efficiency of education. The purposes of training specified in the work testify the importance of a role of pupils and teacher for process of improvement of pedagogical receptions by means of self-correction. Self-correction of pedagogical receptions is important because its promotes decrease of discomfort, fears, uneasiness of process of correction all along of absence of external persons. The author identified competences being significant for formation and development of pedagogical receptions of teacher on the basis of model of the professional standard of pedagogical activity from terms of system and activity approach. Work has a practical orientation.
a pedagogical reception
self-correction
the competence

Важным фактором профессиональной деятельности педагога, обеспечивающим повышение эффективности образовательного процесса, является наличие высоких компетентностей педагогических работников. Изучение внешней оценки и самооценки направлено на осмысление профессионального развития педагога, его компетентностей как базовых факторов совершенствования педагогической техники. При этом требования к компетентностям педагога определяются конкретными педагогическими задачами.

Целью работы является анализ компетенций педагога как базовых факторов совершенствования педагогической техники за счет самокоррекции.

Профессиональные компетенции педагога рассматривают с точки зрения деятельностного подхода. В Законе об образовании в Российской Федерации обозначена необходимость непрерывного образования обучающегося и педагога. В статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» указывается, что педагогические работники обязаны: «4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; …» [10, с.150-151]. Очевидно, что указанные функции педагог не может реализовать без осуществления сотрудничества с обучающимися, систематического изучения их представлений о себе, отношений со сверстниками. При определении сотрудничества выделим идею о совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [2, 7].

Вектор совместного развивающей деятельности складывается из векторов развития обучающегося и педагога в отдельности (рис. 1).

Рис. 1. Учитываются оба вектора развития: обучающегося и педагога

Если не учитывать вектор развития хотя бы одного из участников, то вектор совместного развития сместится от заложенного направления. Докажем утверждение (рис. 2).

Рис. 2. Один из векторов развития игнорируется

1. , , , , , .

Согласно условию коллинеарности двух ненулевых векторов, вектора и коллинеарны, а поскольку выходят из одной точки, то сонаправлены.

2.

То есть вектор совместного развития учителя и обучающихся, при условии учёта обоих векторов, стремится к изначально заданному направлению.

Общий вывод:

  1. Траектория совместного развития педагога и обучающихся определяется направлением вектора совместного развития.
  2. Если не учитывать особенности развития обучающегося после каждого педагогического воздействия или не учитывать изменения в педагогической деятельности педагога, то это приведет к отклонению от запланированной траектории развития.
  3. Велика значимость действий педагога по систематическому отслеживанию изменений, происходящих с обучающимися (обратная связь).

Объединение педагога и обучающихся общими целями является важным фактором создания условий для становления развивающейся и саморазвивающейся личности. Кроме того, максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса способствует более эффективному развитию, как ребенка, так и самого педагога. «Через создание ситуации успеха в реальной деятельности в учебном процессе можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью» [1, С. 25].

В этих условиях для педагога актуальны цели обучения, которые среди прочих А.К. Колеченко рассматривает как «основу психического здоровья школьников» [3]. Педагог должен сформировать у обучающихся:

  • вовлеченность в совместную деятельность. Педагогу следует показать, что действия и суждения обучающихся значимы для него, а работа с людьми интересна и увлекательна;
  • терпимость к мнению другого человека. Совместная деятельность педагога и обучающихся предполагает межличностную коммуникацию, сопровождающуюся не только пониманием и принятием идей других людей. Нередко действия другого человека провоцируют в окружающих негодование, неприятие, непонимание. Педагог должен научить обучающихся справляться с негативными эмоциями;
  • желание к саморазвитию. Стремление к познанию нового, себя как личности и своего места в обществе, интереса к жизни;
  • гибкость мышления. Любая коллективная деятельность предполагает открытость мнению других людей, способность к восприятию и, возможно, последующему изменению себя своих представлений на их основе. Необходимость перемен должна встречаться обучающимися легко, без раздражения.

Указанные цели актуальные не только для обучающихся. Педагогу важно понимать, что:

  • мнения обучающихся также важны для учебного процесса, как и мнения педагогических работников. Следовательно, исследование мнений обучающихся должно проводиться на регулярной основе;
  • необходимо терпимо относится к суждениям о себе и о своих педагогических действиях со стороны других людей, в том числе, обучающихся;
  • никто, кроме самого педагога, не обладает возможностью вносить изменения, корректировать его педагогическую деятельность;
  • интересу со стороны обучающихся, конкурентоспособности в обществе, уважению среди коллег способствует гибкость мышления учителя; перемены – это непременный атрибут развития.

На необходимость перемен в образовании, непрерывного (the continuously) совершенствования профессиональных компетенций учителя и наличия потребности у педагогических работников к саморазвитию указывают M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi. В своей работе An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead авторы пишут, что технологии новой педагогики уходят далеко вперед за пределы существующих сегодня форм обучения как то традиционные лекции, семинары; новые образовательные технологии позволяют осуществлять сотрудничество и сотворчество с обучающимися на расстоянии (дистанционные технологии и другое), а также лицом к лицу (он-лайн технологии и другое) [12, c. 43].

В данном контексте актуальным представляется подход к определению сущности педагогической техники А.К. Марковой, которая рассматривает её от умений «самообладания, снятия напряжения, вызывание творческого самочувствия помощью осанки, мимики, жеста, техники речи (голос, дыхание, темп речи)» до умений «сотрудничать с другим человеком» [4, с. 87].

Для устранения ситуаций непонимания, агрессии на уроках, установления и поддержания атмосферы сотрудничества и творчества со всеми обучающимися, учителю необходимо предоставить средство, технологию, позволяющую оперативно отслеживать и анализировать мнения обучающихся и других участников образовательного процесса об оценке педагогической техники с целью повышения её эффективности за счет процесса коррекции. При этом самокоррекция является более востребованной в связи с тем, что позволяет значительно снизить дискомфорт, страхи, тревожность процесса коррекции педагогической техники за счет отсутствия окружающих субъектов [8].

Из работ по самокоррекции (Ф.Н. Гоноблин, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Миславский, Л.И. Рувинский и другие) заключим, что для её осуществления учителю необходимо обладать соответствующими умениями, компетенциями.

В профессиональном стандарте педагогической деятельности описаны шесть основных компетентностей педагога [6]: компетентность в области личностных качеств, компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности, компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности, компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений, компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности [9], компетентность в организации педагогической деятельности.

Рис. 3. Компетентности модели профессионального стандарта педагога, значимые для процесса самокоррекции педагогической техники

В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова и другие на основе указанной совокупности компетенций разработали модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиции системно-деятельностного подхода (рис. 3) [5, с. 16]. Отметим, что все указанные компетенции являются значимыми для формирования, развития, самокоррекции педагогической техники учителя.

Рассмотрим некоторые базовые профессиональные компетентности педагога, обозначенные В.Д. Шадриковым, и показатели оценки компетентности в рамках формирования и развития педагогической техники учителя [11]:

Таблица 2

Некоторые базовые компетентности педагога

п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики компетентностей

Показатели оценки компетентности в рамках формирования и развития педагогической техники учителя

1. Личностные качества

1.1

Вера в силы

и возможности

обучающихся

Компетентность отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика.

– Умение средствами педагогической техники создавать ситуацию успеха для обучающихся.

1.2

Открытость к принятию других позиций, точек зрения

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает

– Убеждённость учителя, что истина может быть не одна

2. Информационная компетентность

2.1

Компетентность

в методах

преподавания

Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

– Наличие собственных эффективных приемов педагогической техники

2.2

Компетентность

в субъективных

условиях деятельности

(знание учеников

и учебных

коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования.

– Учет особенностей и мнений коллектива обучающихся в педагогическом процессе.

– Знание своих индивидуальных приемов педагогической техники

2.3

Умение вести

самостоятельный поиск

информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

 

– Профессиональное творчество

– Использование различных баз данных, в том числе приемов педагогической техники, в образовательном процессе.

3. Компетенции в организации учебной деятельности

3.1

Компетентность

в установлении

субъект-субъектных

отношений

Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества

– Готовность к сотрудничеству.

3.2

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.

– Умение перейти от педагогического оценивания другими субъектами образовательного процесса к самооценке.

3.3

Компетентность

в использовании

современных средств

и систем организации

учебно-воспитатель-

ного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса

– Умение использовать приемы педагогической техники, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.

Повышение эффективности образовательного процесса, во многом определяемое совместной деятельностью обучающихся и педагога, непосредственно связано с наличием у педагога компетенций осуществления самокоррекции по совершенствованию педагогической техники, с обязательным учетом интересов и проблем обучающихся, их устремлений.

Рецензенты:

Мирошниченко А.А., д.п.н., профессор, и.о. ректора, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.

Сафонова Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.