Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНЦИИ САМОКОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПЕДАГОГА

Уткина О.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»
В работе проведен анализ значимости компетенций педагога для осуществления им самокоррекции педагогической техники. Максимальное вовлечение обучающихся в совместную деятельность, регулярное изучение их мнений об образовательном процессе способствует более эффективному развитию, как ребенка, так и самого педагога. Обоснована необходимость одновременного учета развития обучающегося и педагога с целью реализации сотрудничества как фактора повышения эффективности образования. Выделены цели обучения, иллюстрирующие значимость роли обучающихся и самого педагога для процесса совершенствования педагогической техники за счет самокоррекции. Актуальность самокоррекции педагогической техники определяется снижением дискомфорта, страхов, тревожности процесса коррекции за счет отсутствия внешних субъектов. На основе модели профессионального стандарта педагогической деятельности с позиции системно-деятельностного подхода выделены компетенции, являющиеся значимыми для формирования и развития педагогической техники учителя. Работа имеет практическую направленность.
педагогическая техника
самокоррекция
компетенции
1. Глассер У. Школа без неудачников. — М.: Прогресс, 1991. – 176 с.
2. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002. – 230 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
4. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя /А. К. Маркова //Советская педагогика. – 1990. - № 8. – С. 82-88.
5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – 174 с.
6. Профессиональный стандарт педагогической деятельности // Вестник образования. – 2007. - №7. – С. 21-34.
7. Сафонова Т.В., Лукина Д.Г. Актуальные проблемы стандартизации школьного образования// Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2012. – Вып. 2. – С. 59-64.
8. Уткина О.Н. Самокоррекция педагогической техники как средство повышения эффективности образования // Качество. Инновации. Образование. – 2013. - № 12 (103). – С. 39-42.
9. Уткина О.Н., Мирошниченко А.А. Свободное программное обеспечение в процессе формирования педагогической техники// Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. - № 03. – С. 107-116.
10. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. – 2007. - N 6. – С. 5-15.
12. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead. – 2013. – URL: http://www.ippr.org/publication/55/10432/an‐avalanche‐is‐coming‐higher‐education‐and‐the‐revolution‐ahead (дата обращения: 11.05.2014).

Важным фактором профессиональной деятельности педагога, обеспечивающим повышение эффективности образовательного процесса, является наличие высоких компетентностей педагогических работников. Изучение внешней оценки и самооценки направлено на осмысление профессионального развития педагога, его компетентностей как базовых факторов совершенствования педагогической техники. При этом требования к компетентностям педагога определяются конкретными педагогическими задачами.

Целью работы является анализ компетенций педагога как базовых факторов совершенствования педагогической техники за счет самокоррекции.

Профессиональные компетенции педагога рассматривают с точки зрения деятельностного подхода. В Законе об образовании в Российской Федерации обозначена необходимость непрерывного образования обучающегося и педагога. В статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» указывается, что педагогические работники обязаны: «4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; …» [10, с.150-151]. Очевидно, что указанные функции педагог не может реализовать без осуществления сотрудничества с обучающимися, систематического изучения их представлений о себе, отношений со сверстниками. При определении сотрудничества выделим идею о совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [2, 7].

Вектор совместного развивающей деятельности складывается из векторов развития обучающегося и педагога в отдельности (рис. 1).

Рис. 1. Учитываются оба вектора развития: обучающегося и педагога

Если не учитывать вектор развития хотя бы одного из участников, то вектор совместного развития сместится от заложенного направления. Докажем утверждение (рис. 2).

Рис. 2. Один из векторов развития игнорируется

1. , , , , , .

Согласно условию коллинеарности двух ненулевых векторов, вектора и коллинеарны, а поскольку выходят из одной точки, то сонаправлены.

2.

То есть вектор совместного развития учителя и обучающихся, при условии учёта обоих векторов, стремится к изначально заданному направлению.

Общий вывод:

  1. Траектория совместного развития педагога и обучающихся определяется направлением вектора совместного развития.
  2. Если не учитывать особенности развития обучающегося после каждого педагогического воздействия или не учитывать изменения в педагогической деятельности педагога, то это приведет к отклонению от запланированной траектории развития.
  3. Велика значимость действий педагога по систематическому отслеживанию изменений, происходящих с обучающимися (обратная связь).

Объединение педагога и обучающихся общими целями является важным фактором создания условий для становления развивающейся и саморазвивающейся личности. Кроме того, максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса способствует более эффективному развитию, как ребенка, так и самого педагога. «Через создание ситуации успеха в реальной деятельности в учебном процессе можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью» [1, С. 25].

В этих условиях для педагога актуальны цели обучения, которые среди прочих А.К. Колеченко рассматривает как «основу психического здоровья школьников» [3]. Педагог должен сформировать у обучающихся:

  • вовлеченность в совместную деятельность. Педагогу следует показать, что действия и суждения обучающихся значимы для него, а работа с людьми интересна и увлекательна;
  • терпимость к мнению другого человека. Совместная деятельность педагога и обучающихся предполагает межличностную коммуникацию, сопровождающуюся не только пониманием и принятием идей других людей. Нередко действия другого человека провоцируют в окружающих негодование, неприятие, непонимание. Педагог должен научить обучающихся справляться с негативными эмоциями;
  • желание к саморазвитию. Стремление к познанию нового, себя как личности и своего места в обществе, интереса к жизни;
  • гибкость мышления. Любая коллективная деятельность предполагает открытость мнению других людей, способность к восприятию и, возможно, последующему изменению себя своих представлений на их основе. Необходимость перемен должна встречаться обучающимися легко, без раздражения.

Указанные цели актуальные не только для обучающихся. Педагогу важно понимать, что:

  • мнения обучающихся также важны для учебного процесса, как и мнения педагогических работников. Следовательно, исследование мнений обучающихся должно проводиться на регулярной основе;
  • необходимо терпимо относится к суждениям о себе и о своих педагогических действиях со стороны других людей, в том числе, обучающихся;
  • никто, кроме самого педагога, не обладает возможностью вносить изменения, корректировать его педагогическую деятельность;
  • интересу со стороны обучающихся, конкурентоспособности в обществе, уважению среди коллег способствует гибкость мышления учителя; перемены – это непременный атрибут развития.

На необходимость перемен в образовании, непрерывного (the continuously) совершенствования профессиональных компетенций учителя и наличия потребности у педагогических работников к саморазвитию указывают M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi. В своей работе An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead авторы пишут, что технологии новой педагогики уходят далеко вперед за пределы существующих сегодня форм обучения как то традиционные лекции, семинары; новые образовательные технологии позволяют осуществлять сотрудничество и сотворчество с обучающимися на расстоянии (дистанционные технологии и другое), а также лицом к лицу (он-лайн технологии и другое) [12, c. 43].

В данном контексте актуальным представляется подход к определению сущности педагогической техники А.К. Марковой, которая рассматривает её от умений «самообладания, снятия напряжения, вызывание творческого самочувствия помощью осанки, мимики, жеста, техники речи (голос, дыхание, темп речи)» до умений «сотрудничать с другим человеком» [4, с. 87].

Для устранения ситуаций непонимания, агрессии на уроках, установления и поддержания атмосферы сотрудничества и творчества со всеми обучающимися, учителю необходимо предоставить средство, технологию, позволяющую оперативно отслеживать и анализировать мнения обучающихся и других участников образовательного процесса об оценке педагогической техники с целью повышения её эффективности за счет процесса коррекции. При этом самокоррекция является более востребованной в связи с тем, что позволяет значительно снизить дискомфорт, страхи, тревожность процесса коррекции педагогической техники за счет отсутствия окружающих субъектов [8].

Из работ по самокоррекции (Ф.Н. Гоноблин, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Миславский, Л.И. Рувинский и другие) заключим, что для её осуществления учителю необходимо обладать соответствующими умениями, компетенциями.

В профессиональном стандарте педагогической деятельности описаны шесть основных компетентностей педагога [6]: компетентность в области личностных качеств, компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности, компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности, компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений, компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности [9], компетентность в организации педагогической деятельности.

Рис. 3. Компетентности модели профессионального стандарта педагога, значимые для процесса самокоррекции педагогической техники

В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова и другие на основе указанной совокупности компетенций разработали модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиции системно-деятельностного подхода (рис. 3) [5, с. 16]. Отметим, что все указанные компетенции являются значимыми для формирования, развития, самокоррекции педагогической техники учителя.

Рассмотрим некоторые базовые профессиональные компетентности педагога, обозначенные В.Д. Шадриковым, и показатели оценки компетентности в рамках формирования и развития педагогической техники учителя [11]:

Таблица 2

Некоторые базовые компетентности педагога

п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики компетентностей

Показатели оценки компетентности в рамках формирования и развития педагогической техники учителя

1. Личностные качества

1.1

Вера в силы

и возможности

обучающихся

Компетентность отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика.

– Умение средствами педагогической техники создавать ситуацию успеха для обучающихся.

1.2

Открытость к принятию других позиций, точек зрения

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает

– Убеждённость учителя, что истина может быть не одна

2. Информационная компетентность

2.1

Компетентность

в методах

преподавания

Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

– Наличие собственных эффективных приемов педагогической техники

2.2

Компетентность

в субъективных

условиях деятельности

(знание учеников

и учебных

коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования.

– Учет особенностей и мнений коллектива обучающихся в педагогическом процессе.

– Знание своих индивидуальных приемов педагогической техники

2.3

Умение вести

самостоятельный поиск

информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

 

– Профессиональное творчество

– Использование различных баз данных, в том числе приемов педагогической техники, в образовательном процессе.

3. Компетенции в организации учебной деятельности

3.1

Компетентность

в установлении

субъект-субъектных

отношений

Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества

– Готовность к сотрудничеству.

3.2

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.

– Умение перейти от педагогического оценивания другими субъектами образовательного процесса к самооценке.

3.3

Компетентность

в использовании

современных средств

и систем организации

учебно-воспитатель-

ного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса

– Умение использовать приемы педагогической техники, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам.

Повышение эффективности образовательного процесса, во многом определяемое совместной деятельностью обучающихся и педагога, непосредственно связано с наличием у педагога компетенций осуществления самокоррекции по совершенствованию педагогической техники, с обязательным учетом интересов и проблем обучающихся, их устремлений.

Рецензенты:

Мирошниченко А.А., д.п.н., профессор, и.о. ректора, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.

Сафонова Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко», г. Глазов.


Библиографическая ссылка

Уткина О.Н. КОМПЕТЕНЦИИ САМОКОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13402 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674