Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES OF REGULATION OF RISKS OF REPRODUCTIVE LABOR

Vnukovskaya T.N. 1
1 Ural institute of economy, management and law
Production (productive) and reproductive labor are closely interconnected and are in interference and interdependence. These are elements of one open system within the general social and economic relations. Productive labor specializes on production of means of production, and object of production of reproductive labor is human life. During research the contradiction arising at crossing of continuums of the social is revealed and economic is risky, consisting in lack of identification of risks in reproductive activity. In the arising theory of regulation of risks of reproductive labor, in our opinion, it will be expedient to allocate the following elements of the mechanism of regulation: purposes, tasks, subjects and objects of management, principles of regulation, function, methods. This article is devoted to research of the principles of regulation of risks of reproductive labor. Adaptation of the general principles of system and situational approach to the analysis and regulation of risks of reproductive work allowed 13 the principles added with axiomatic postulates of a riskologiya and specifics of riskologichesky activity.
riskologichesky activity
riskologiya
methods
function
principles of regulation
subjects and objects of management
task
purpose
elements of the mechanism of regulation
risks of reproductive work

Производственный (продуктивный) и репродуктивный труд тесно взаимосвязаны и находятся во взаимовлиянии и взаимозависимости. Это элементы одной открытой системы в рамках общих социально-экономических отношений. Производительный труд специализируется на производстве средств производства, а объектом производства репродуктивного труда является человеческая жизнь, говоря экономическим языком, будущий трудовой ресурс – человеческие ресурсы. В ходе исследования выявлено противоречие, возникающее при пересечении континуумов социального и экономического рисков, заключающееся в отсутствии идентификации рисков в репродуктивной деятельности. Действительно, есть «чисто» экономические риски (технические, технологические, инвестиционные, финансовые), формируемые в производственной сфере в различных отраслях народного хозяйства, и «чисто» социальные (в частности, генетический риск). Однако большинство рисков находятся на пересечении экономического и социального рисков, возникающие в рамках социально-трудовых отношений и связанные с взаимодействием в жизнедеятельности как человеческих ресурсов, так и средств производства. Они обусловлены как участием людей, так и станков и оборудования, вовлеченных в процесс жизнедеятельности. Это предпринимательский риск (наличие предпринимательской способности у индивида и количество трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые он может привести в действие для достижения намеченной цели), профессиональный риск (связанный с квалификацией работника и наличием средств производства, позволяющих ему свою квалификацию и интеллектуальный потенциал проявить), политический риск (определяющийся доминирующей идеологией в обществе, общественным строем, наличием сформированного гражданского общества и конкурентоспособностью страны), экологический риск (поддержка «зеленой экономики» и финансирование природоохранных мероприятий). Взаимосвязь и взаимовлияние всех видов рисков в жизнедеятельности человека представлена на рисунке 1. Очевидно, что тотальную часть рисков, лежащих в поле пересечения экономических и социальных рисков, занимают именно риски репродуктивного труда, которые, как ни странно, никто никогда не выделял и не рассматривал. Более того, по мнению автора, риски репродуктивного труда являются ядром всего множества рисков, связанных с деятельностью человека, так как от качества репродуктивного труда в конечном итоге зависит, какими человеческими ресурсами в количественном и качественном аспектах обладает страна, каково количество и качество средств производства в стране, каков физический, интеллектуальный и духовный потенциал страны, и какая у нее конкурентоспособность.

Следовательно, изучение риска репродуктивного труда как экономической категории, особенно в условиях нашей страны, безусловно, актуально и своевременно.

Впервые о данной экономической категории заявлено в [2]. Исследование рисков репродуктивного труда как экономической категории и взаимосвязь с ценностью человеческих ресурсов проведено в [6]. Особенности методологических подходов к изучению рисков репродуктивного труда в сфере образования изложены в [4].

В зарождающейся теории регулирования рисков репродуктивного труда, на наш взгляд, целесообразно будет выделить следующие элементы механизма регулирования [3]:

1. Цель регулирования – создать условия для формирования и развития человеческих ресурсов (объектов репродуктивного труда) путем регулирования рисков репродуктивного труда, поддерживая уровень и состояние ценности объекта репродуктивного труда в соответствии с экономическими интересами субъектов репродуктивного труда (затратами, рентабельностью, социальной значимостью, полезностью для общества) и объектов репродуктивного труда (уровнем благосостояния, востребованностью на рынке труда).

Рисунок 1. Взаимосвязь и взаимовлияние рисков человеческой жизнедеятельности

2. Задачи регулирования – конкретизировать цели по регулированию рисков репродуктивного труда на каждой стадии репродуктивного процесса в соответствии с требованиями к уровню ценности объектов репродуктивного труда заинтересованным субъектом репродуктивного труда в сроки, предусмотренные продолжительностью изучаемой стадии.

3. Субъект регулирования – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить уровень риска репродуктивного труда (родители, образовательные учреждения, бизнес-сообщество, государство, общество в целом).

4. Объект регулирования – риски репродуктивного труда, которые могут включать как всю совокупность свойств (интегральный показатель), так и определенную их часть, группу или отдельное свойство.

5. Принципы регулирования – правила, которыми мы будем руководствоваться, осуществляя регулирование рисков репродуктивного труда на всех стадиях формирования и развития человеческих ресурсов.

Адаптация общих принципов системно-ситуационного подхода [5] к анализу и регулированию рисков репродуктивного труда позволяет сформулировать следующие принципы:

  1. Принцип иерархичности строения объекта анализа;
  2. Принцип постадийности;
  3. Принцип дифференциации ресурсных, затратных и результативных показателей;
  4. Принцип сбалансированности индивидуальных, групповых и интегральных показателей;
  5. Принцип целеустремленности (ориентация субъектов репродуктивного труда на конечный результат – качество объекта репродуктивного труда);
  6. Принцип неаддитивности – совокупность свойств объекта репродуктивного труда не совпадает с совокупностью свойств субъектов репродуктивного труда. В результате взаимодействия возникает новое преобразующее свойство, уникальное, характерное только для новой личности – приращение ценности сформированных человеческих ресурсов (объекта репродуктивного труда) на определенной стадии формирования и развития.
  7. Принцип эмерджентности – каждый элемент системы является необходимым уникальным условием для формирования и развития объекта репродуктивного труда (родители, роддома, дошкольные образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, школы развития, общеобразовательные школьные учреждения и другие (театральная, спортивная, художественная, музыкальная), высшие учебные заведения, организации, государство, социум);
  8. Принцип мультипликативности – при взаимовлиянии свойства перемножаются, а не складываются;
  9. Принцип непрерывного мониторинга процесса репродуктивного труда;
  10. Принцип процессности (набор непрерывных функциональных работ, процесс выполнения которых цикличен и бесконечен);
  11. Принцип синергичности – однонаправленность действий системе, приводящая к усилению результата;
  12. Принцип функциональной гибкости (приоритет организационно-распорядительных, экономических или социально-психологических методов существенно варьируется в зависимости от стадии управления, объекта воздействия, уровня вовлеченности объекта управления и так далее);
  13. Обратная связь (активное вовлечение объекта репродуктивного труда в процесс его формирования и развития). Особенно характерно для поздних стадий.

Данные принципы целесообразно дополнить принципами, характерными для рискологических наук [1], аксиоматические постулаты которых изложены ниже:

  1. Принцип всеохватности – любой вид деятельности, осуществляемый системой, несет в себе те или иные риски, которые при определенных условиях проявляются и могут иметь последствия для системы в целом и ее структурных элементов;
  2. Принцип приемлемости, согласно которому всякая социально-экономическая система оценивает величину риска исходя из своих внутренних критериев и условий окружающей среды, устанавливая для себя пороги приемлемого риска для каждой конкретной ситуации и формируя свое поведение исходя из общепринятых оценок;
  3. Принцип неповторяемости, согласно которому любое поле рисков изменяется во времени, не повторяясь даже в схожих ситуациях и аналогичных системах, независимо от степени идентичности, то есть каждая ситуация уникальна, повторение возможно только в абстрактных моделях;

6. Функции регулирования – конкретные виды репродукционной деятельности на всех стадиях репродукционного процесса (уход, воспитание, обучение, социализация, профессионализация), характеризующиеся однородностью и стабильностью воздействий на объект управления для достижения цели регулирования, реализуемые субъектами регулирования репродукционного процесса, руководствующиеся данными принципами.

Более того, есть еще специфические виды деятельности, выполняемые в процессе рисков репродуктивного труда – конкретные виды рискологической деятельности репродуктивного труда, в процессе реализации которых тоже стоит руководствоваться данными принципами. На наш взгляд, всю деятельность по регулированию рисков репродуктивного труда можно в зависимости от временного фактора разделить на три вида рискологической деятельности:

  • ретроспективная рискологическая деятельность, связанная с анализом уже состоявшихся рисков и построением на их базе моделей, объясняющих причины проявления именно этих рисков на той или иной стадии развития человеческих ресурсов, с тем или иным участником рисков репродуктивного труда, реализующих ту или иную функцию (примеры такой деятельности и построенные модели будут представлены ниже).
  • Текущая рискологическая деятельность связана с анализом и оценкой рисков, которые могут проявиться в настоящий момент. Она имеет свои особенности. Здесь наиболее ярко выражено влияние парадокса Алле, а также большая зависимость от склонности к риску лица, принимающего управленческое решение. Модели, используемые в этом виде деятельности, подробно изложены в четвертой главе диссертационного исследования.
  • Перспективная рискологическая деятельность связана с прогнозами возможных оптимистичных, наиболее вероятных, пессимистических сценариев развития ситуации уровня рисков репродуктивного труда, а также, какие поля рисков несет в себе каждый из вариантов, и чем это грозит в будущем.

7. Методы регулирования – совокупность способов и приемов, которыми как субъекты репродуктивного труда, так и объекты репродуктивного труда воздействуют на элементы репродуктивного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня рисков репродуктивного труда с целью формирования и развития ценности объекта репродуктивного труда.

Рецензенты:

Лавров В.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления ФУО Федерального университета им. Б.Н.Ельцина, г. Екатеринбург;

Лутовинов П.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики труда Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВПО «Академии труда и социальных отношений», г. Челябинск.