Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА

Внуковская Т.Н. 1
1 Уральский институт экономики, управления и права
Производственный (продуктивный) и репродуктивный труд тесно взаимосвязаны и находятся во взаимовлиянии и взаимозависимости. Это элементы одной открытой системы в рамках общих социально-экономических отношений. Производительный труд специализируется на производстве средств производства, а объектом производства репродуктивного труда является человеческая жизнь. В ходе исследования выявлено противоречие, возникающее при пересечении континуумов социального и экономического рисков, заключающееся в отсутствии идентификации рисков в репродуктивной деятельности. В зарождающейся теории регулирования рисков репродуктивного труда, на наш взгляд, целесообразно будет выделить следующие элементы механизма регулирования: цели, задачи, субъекты и объекты управления, принципы регулирования, функции, методы. Данная статья посвящена исследованию принципов регулирования рисков репродуктивного труда. Адаптация общих принципов системно-ситуационного подхода к анализу и регулированию рисков репродуктивного труда позволила сформулировать 13 принципов, дополненных аксиоматическими постулатами рискологии и спецификой рискологической деятельности.
рискологическая деятельность
рискология
методы
функции
принципы регулирования
субъекты и объекты управления
задачи
цели
элементы механизма регулирования
риски репродуктивного труда
1. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.М. Рискология (управление рисками): Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2003. – 384 с.
2. Внуковская, Т.Н. Ресурсно-процессно-результативные модели оценки качества объекта репродуктивного труда с учетом репродукционных рисков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность: научно-практический журнал. – М.: Изд-во «Финансы и кредит», 2012. – № 3 (144), январь. – С. 44-54.
3. Внуковская Т.Н. Управление качеством репродуктивного труда на всех стадиях формирования и развития человеческого капитала: теоретико-методологические проблемы. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ин-та экономики, управления и права, 2011. – 181 с.
4. Внуковская Т.Н., Логачева Н.М. Теоретико-методологические проблемы оценки рисков репродуктивного труда в сфере образования // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2013. – № 4. – С. 637–647.
5. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1969. – С. 23–82.
6. Лаврентьева И.В., Внуковская Т.Н. Риски репродуктивного труда и ценность человеческих ресурсов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-13190.

Производственный (продуктивный) и репродуктивный труд тесно взаимосвязаны и находятся во взаимовлиянии и взаимозависимости. Это элементы одной открытой системы в рамках общих социально-экономических отношений. Производительный труд специализируется на производстве средств производства, а объектом производства репродуктивного труда является человеческая жизнь, говоря экономическим языком, будущий трудовой ресурс – человеческие ресурсы. В ходе исследования выявлено противоречие, возникающее при пересечении континуумов социального и экономического рисков, заключающееся в отсутствии идентификации рисков в репродуктивной деятельности. Действительно, есть «чисто» экономические риски (технические, технологические, инвестиционные, финансовые), формируемые в производственной сфере в различных отраслях народного хозяйства, и «чисто» социальные (в частности, генетический риск). Однако большинство рисков находятся на пересечении экономического и социального рисков, возникающие в рамках социально-трудовых отношений и связанные с взаимодействием в жизнедеятельности как человеческих ресурсов, так и средств производства. Они обусловлены как участием людей, так и станков и оборудования, вовлеченных в процесс жизнедеятельности. Это предпринимательский риск (наличие предпринимательской способности у индивида и количество трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые он может привести в действие для достижения намеченной цели), профессиональный риск (связанный с квалификацией работника и наличием средств производства, позволяющих ему свою квалификацию и интеллектуальный потенциал проявить), политический риск (определяющийся доминирующей идеологией в обществе, общественным строем, наличием сформированного гражданского общества и конкурентоспособностью страны), экологический риск (поддержка «зеленой экономики» и финансирование природоохранных мероприятий). Взаимосвязь и взаимовлияние всех видов рисков в жизнедеятельности человека представлена на рисунке 1. Очевидно, что тотальную часть рисков, лежащих в поле пересечения экономических и социальных рисков, занимают именно риски репродуктивного труда, которые, как ни странно, никто никогда не выделял и не рассматривал. Более того, по мнению автора, риски репродуктивного труда являются ядром всего множества рисков, связанных с деятельностью человека, так как от качества репродуктивного труда в конечном итоге зависит, какими человеческими ресурсами в количественном и качественном аспектах обладает страна, каково количество и качество средств производства в стране, каков физический, интеллектуальный и духовный потенциал страны, и какая у нее конкурентоспособность.

Следовательно, изучение риска репродуктивного труда как экономической категории, особенно в условиях нашей страны, безусловно, актуально и своевременно.

Впервые о данной экономической категории заявлено в [2]. Исследование рисков репродуктивного труда как экономической категории и взаимосвязь с ценностью человеческих ресурсов проведено в [6]. Особенности методологических подходов к изучению рисков репродуктивного труда в сфере образования изложены в [4].

В зарождающейся теории регулирования рисков репродуктивного труда, на наш взгляд, целесообразно будет выделить следующие элементы механизма регулирования [3]:

1. Цель регулирования – создать условия для формирования и развития человеческих ресурсов (объектов репродуктивного труда) путем регулирования рисков репродуктивного труда, поддерживая уровень и состояние ценности объекта репродуктивного труда в соответствии с экономическими интересами субъектов репродуктивного труда (затратами, рентабельностью, социальной значимостью, полезностью для общества) и объектов репродуктивного труда (уровнем благосостояния, востребованностью на рынке труда).

Рисунок 1. Взаимосвязь и взаимовлияние рисков человеческой жизнедеятельности

2. Задачи регулирования – конкретизировать цели по регулированию рисков репродуктивного труда на каждой стадии репродуктивного процесса в соответствии с требованиями к уровню ценности объектов репродуктивного труда заинтересованным субъектом репродуктивного труда в сроки, предусмотренные продолжительностью изучаемой стадии.

3. Субъект регулирования – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить уровень риска репродуктивного труда (родители, образовательные учреждения, бизнес-сообщество, государство, общество в целом).

4. Объект регулирования – риски репродуктивного труда, которые могут включать как всю совокупность свойств (интегральный показатель), так и определенную их часть, группу или отдельное свойство.

5. Принципы регулирования – правила, которыми мы будем руководствоваться, осуществляя регулирование рисков репродуктивного труда на всех стадиях формирования и развития человеческих ресурсов.

Адаптация общих принципов системно-ситуационного подхода [5] к анализу и регулированию рисков репродуктивного труда позволяет сформулировать следующие принципы:

  1. Принцип иерархичности строения объекта анализа;
  2. Принцип постадийности;
  3. Принцип дифференциации ресурсных, затратных и результативных показателей;
  4. Принцип сбалансированности индивидуальных, групповых и интегральных показателей;
  5. Принцип целеустремленности (ориентация субъектов репродуктивного труда на конечный результат – качество объекта репродуктивного труда);
  6. Принцип неаддитивности – совокупность свойств объекта репродуктивного труда не совпадает с совокупностью свойств субъектов репродуктивного труда. В результате взаимодействия возникает новое преобразующее свойство, уникальное, характерное только для новой личности – приращение ценности сформированных человеческих ресурсов (объекта репродуктивного труда) на определенной стадии формирования и развития.
  7. Принцип эмерджентности – каждый элемент системы является необходимым уникальным условием для формирования и развития объекта репродуктивного труда (родители, роддома, дошкольные образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, школы развития, общеобразовательные школьные учреждения и другие (театральная, спортивная, художественная, музыкальная), высшие учебные заведения, организации, государство, социум);
  8. Принцип мультипликативности – при взаимовлиянии свойства перемножаются, а не складываются;
  9. Принцип непрерывного мониторинга процесса репродуктивного труда;
  10. Принцип процессности (набор непрерывных функциональных работ, процесс выполнения которых цикличен и бесконечен);
  11. Принцип синергичности – однонаправленность действий системе, приводящая к усилению результата;
  12. Принцип функциональной гибкости (приоритет организационно-распорядительных, экономических или социально-психологических методов существенно варьируется в зависимости от стадии управления, объекта воздействия, уровня вовлеченности объекта управления и так далее);
  13. Обратная связь (активное вовлечение объекта репродуктивного труда в процесс его формирования и развития). Особенно характерно для поздних стадий.

Данные принципы целесообразно дополнить принципами, характерными для рискологических наук [1], аксиоматические постулаты которых изложены ниже:

  1. Принцип всеохватности – любой вид деятельности, осуществляемый системой, несет в себе те или иные риски, которые при определенных условиях проявляются и могут иметь последствия для системы в целом и ее структурных элементов;
  2. Принцип приемлемости, согласно которому всякая социально-экономическая система оценивает величину риска исходя из своих внутренних критериев и условий окружающей среды, устанавливая для себя пороги приемлемого риска для каждой конкретной ситуации и формируя свое поведение исходя из общепринятых оценок;
  3. Принцип неповторяемости, согласно которому любое поле рисков изменяется во времени, не повторяясь даже в схожих ситуациях и аналогичных системах, независимо от степени идентичности, то есть каждая ситуация уникальна, повторение возможно только в абстрактных моделях;

6. Функции регулирования – конкретные виды репродукционной деятельности на всех стадиях репродукционного процесса (уход, воспитание, обучение, социализация, профессионализация), характеризующиеся однородностью и стабильностью воздействий на объект управления для достижения цели регулирования, реализуемые субъектами регулирования репродукционного процесса, руководствующиеся данными принципами.

Более того, есть еще специфические виды деятельности, выполняемые в процессе рисков репродуктивного труда – конкретные виды рискологической деятельности репродуктивного труда, в процессе реализации которых тоже стоит руководствоваться данными принципами. На наш взгляд, всю деятельность по регулированию рисков репродуктивного труда можно в зависимости от временного фактора разделить на три вида рискологической деятельности:

  • ретроспективная рискологическая деятельность, связанная с анализом уже состоявшихся рисков и построением на их базе моделей, объясняющих причины проявления именно этих рисков на той или иной стадии развития человеческих ресурсов, с тем или иным участником рисков репродуктивного труда, реализующих ту или иную функцию (примеры такой деятельности и построенные модели будут представлены ниже).
  • Текущая рискологическая деятельность связана с анализом и оценкой рисков, которые могут проявиться в настоящий момент. Она имеет свои особенности. Здесь наиболее ярко выражено влияние парадокса Алле, а также большая зависимость от склонности к риску лица, принимающего управленческое решение. Модели, используемые в этом виде деятельности, подробно изложены в четвертой главе диссертационного исследования.
  • Перспективная рискологическая деятельность связана с прогнозами возможных оптимистичных, наиболее вероятных, пессимистических сценариев развития ситуации уровня рисков репродуктивного труда, а также, какие поля рисков несет в себе каждый из вариантов, и чем это грозит в будущем.

7. Методы регулирования – совокупность способов и приемов, которыми как субъекты репродуктивного труда, так и объекты репродуктивного труда воздействуют на элементы репродуктивного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня рисков репродуктивного труда с целью формирования и развития ценности объекта репродуктивного труда.

Рецензенты:

Лавров В.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления ФУО Федерального университета им. Б.Н.Ельцина, г. Екатеринбург;

Лутовинов П.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики труда Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВПО «Академии труда и социальных отношений», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Внуковская Т.Н. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13359 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674