Решение задач стратегического развития российских регионов, должно как опираться на детальный анализ состояния региона, его социально-экономической системы, природного комплекса, так и базироваться на обоснованном прогнозе развития ситуации.
В целях систематизации разнообразных сведений о современном регионе нами разработана «концептуальная модель геопентакля», которая может быть использована для структурирования аналитической информации по конкретным регионам.
Концептуальная модель геопентакля лежит в основе представления об основных базовых факторах, развитие и взаимодействие которых отражает потенциал социально-экономического развития региона, возможности и ограничения его реализации, а также возможности раскрытия данного потенциала в направлении роста уровня сбалансированности и гармоничности развития региона.
В основе понятия «геопентакль» применены слова «гео» (земля, территория, то есть территория региона) и «пентакль» - фигура, образ из пяти углов (звезда, пентаграмма), каждый из них представляется одним из факторов, к которым отнесены: экономика, социум (население), инфраструктура, природа (окружающая среда), система власти. Эти факторы взаимосвязаны, влияют друг на друга (как непосредственно, например система власти на другие элементы, так и опосредованно) и образуют единую систему.
Отметим, что укрупненным аналогом геопентакля является геотрион, под которым Н.Д. Матрусов понимает триединую систему: «население - хозяйство - территория» [1, с. 28-29]. Вместе с тем, по нашему мнению, геотрион не охватывает всех значимых факторов, детерминирующих развитие региона (как позитивных, так и негативных).
Приведем определения некоторых понятий, используемых в концептуальной модели геопентакля.
Элемент геопентакля - наиболее общие факторы, в совокупности объединенные в единую систему и в целостности характеризующие потенциал региона и его развитие.
Основные параметры - наиболее значимые (позитивные, ценностно-привлекательные), устойчивые и измеримые характеристики элементов геопентакля.
Проблемы - любые факторы, препятствующие достижению обоснованных целей в развитии региона.
Ограничения - наличие факторов, ограничивающих или устанавливающих пределы для роста экономики, благосостояния населения и других позитивных факторов.
Риски - вероятность наступления тех или иных негативных событий 1, становящихся проблемами в тот момент, когда они происходят в реальности.
Для оценки факторов предложены следующие критерии.
E - эффективность реализации характеристик фактора.
D - положительная динамика характеристик фактора.
B - уровень сбалансированности характеристик фактора.
P - проблемность, препятствующая эффективности фактора.
R - уровень рисков и ограничений по фактору.
Шкала оценки: 1 - низкий уровень проявления фактора; 2 - ниже среднего - уровень проявления фактора; 3 - средний уровень проявления фактора; 4 - выше среднего - уровень проявления фактора; 5 - высокий уровень проявления фактора. Для параметров проблемности, рисков и ограничений (R, P) - шкала меняет полюса (то есть - 1 высокий уровень проявления риска; 5 - низкий и т.д.).
Причем для каждого региона (субъекта РФ) могут составляться специфические для местных условий параметры, проблемы, риски и ограничения. В таблице 1 представлены характеристики каждого из пяти элементов геопентакля.
Таблица 1.
Характеристика основных факторов, характеризующих элементы геопентакля, позволяющие структурировать информацию о состоянии регионов.
Элементы геопентакля |
Основные параметры |
Основные проблемы |
Риски и ограничения |
|
I. Экономика |
- ВРП на душу населения; - рост объемов произведенной и реализованной продукции в натуральном исчислении; - баланс ввоза - вывоза продукции; - вклад малого и среднего бизнеса в ВРП; - производительность труда в регионе; - доля инновационной продукции; - уровень монопрофильности экономики региона; - сбалансированность потребительского рынка; - возможности и использование туристско-рекреационного потенциала; - уровень инвестиционной привлекательности регионов |
- износ основных фондов и устаревшие технологии; - необоснованные инновационные инициативы («мода на инновации»); - недостаточность ресурсной базы; - монополизм крупных ресурсодобывающих компаний; - отток молодежи; - недостаточность развития сервиса, необходимого для развития туристско-рекреационного потенциала |
Риски: - высокая энергетическая и транспортная составляющая; - спад основного производства (промышленного или с/х); - депопуляция и миграционный отток трудоспособного населения; - недостаточность специальных технологий (например, северных). Ограничения: - отдаленность региона от центра, наличие труднодоступных территорий; - сезонные колебания полярного дня и ночи; - ресурсные ограничения региона |
|
II. Социум (население)
|
- уровень реальных доходов населения; - пространственная мобильность населения (как позитивная характеристика), миграционная прибыль населения; - уровень занятости; - уровень безопасности жизнедеятельности населения; - естественный прирост населения; - уровень образования населения; - снижение уровня преступности и экстремизма; - безбарьерная среда. - уровень гражданских инициатив (развития ТОСов [5], краудсорсинга и т.п.) |
- проблемы сохранения условий для жизнедеятельности коренных малых народов; - напряженность на рынке занятости; - негативные демографические тенденции |
Риски: - депопуляция и миграционный отток трудоспособного населения. Ограничения: - отсутствие привлекательной для жизнедеятельности населения среды |
|
III. Инфраструк- тура |
- уровень комплексирования отдельных отраслей инфраструктуры; - уровень внедрения КОТ в новых районах и поселениях; - уровень развития дорожно-транспортной системы; - уровень обеспечения населения жильем и коммунальными услугами; - уровень развития и обеспечения безопасности энергетики и других коммуникаций; - развитие банковско-финансовой и страховой сферы
|
- недостаточность комплексности отраслей инфраструктуры, действующих автономно; - уплотнительная застройка и другие стратегии строительства, ориентированного на извлечение прибыли; - износ оборудования и сетей; - отсутствие банковско-финансового и страхового сервиса, ориентированного на интересы региона; - неудовлетворительное состояние большинства дорог; - низкая плотность автодорожной сети |
Риски: - риск транспортного коллапса, энергетического блэкаута и других сбоев инфраструктуры; - риск роста неплатежей и кредитной зависимости предприятий инфраструктуры. Ограничения: - обширные территории с труднодоступными дл устойчивого развития объектами |
|
IV. Природа (окружающая среда) |
- сбалансированность природовосстановления и природопользования; - восстановление нарушенного ландшафта и биоценозной продуктивности возобновляемых ресурсов; - организация мало- и безотходного производства и производственного цикла; -рост доли применения «зеленых» (энергоэффективных) технологий (green building) в строительстве; - эффективность экологического мониторинга и экологических услуг (в том числе развитие экологического страхования); - позитивная динамика снижения загрязненности окружающей среды; - формирование экологического сознания населения (в первую очередь, детей) |
-загрязненность территории промышленными бытовыми отходами; - нарушения ландшафта и биоценозной продуктивности возобновляемых ресурсов; - низкий уровень экологической культуры должностных лиц и населения; - отсутствие экологического страхования
|
Риски: - риски природных и техногенных аварий и катастроф. Ограничения: - естественные ограничения (горы, водоемы, пустыни, тундра и т.д.), препятствующие транспортному сообщению и освоению территории |
|
V. Система власти |
- авторитетность и эффективность власти; - стабильность / нестабильность власти (частота смены региональных властных элит); - наличие и использование регламентированной оценки по конечным результатам; - уровень стратегирования; - уровень использования IT, развития «Электронного правительства»; - эффективность взаимодействия власти с бизнесом, экспертным сообществом и населением; - ориентация на баланс и гармонию в системе пяти элементов
|
- проблемы в организации эффективного аппаратного управления; - недостаточный уровень квалификации персонала государственной и муниципальной службы и готовности к работе в условиях инновационной экономики; - высокий уровень дублирования в деятельности подразделений исполнительной власти; - недостаточный уровень разграничения полномочий с федеральными структурами и с муниципалитетами; - низкий уровень регламентов деятельности |
Риски: - высокий уровень коррупции; - высокий уровень криминогенности ситуации; - риск терроризма, межэтнических и межконфессиональных конфликтов; - риск издержек монопрофильности экономики, требующий участия власти в разрешении проблем. Ограничения: - наличие сложных по управлению территориальных комплексов |
Примечание. При использовании метода построения геопентакля в режиме мониторинга отдельные оцениваемые параметры могут уточняться и дополняться.
Представленный на рис. 1 геопентакль характеризует регион с уровнем сохранения окружающей среды выше среднего, со средним уровнем развития экономики и с характеристиками ниже среднего, относящимися к системе власти, инфраструктуре и к населению.
Рис. 1. Графический пример построения геопентакля региона.
Чем больше площадь полученной конфигурации геопентакля конкретного региона, тем более будет выраженной степень гармонизации социально-экономической системы региона. Отметим, что конфигурация геопентакля является динамической характеристикой, изменяется во времени в зависимости от развития отдельных факторов. Соответственно может быть построен геопентакль, оценивающий ситуацию в регионе за относительно длительный период (например, за 5-10 лет) или может быть оценен по текущему срезу, что позволяет использовать его в динамике, в режиме мониторинга.
К основным источникам сведений, используемых для оценки параметров конкретного геопентакля, относятся данные:
- государственной региональной статистики (сборники «Социально-экономическое положение России» и «Национальные счета России», выпускаемые Росстатом [2; 4]);
- оценки и рейтинги регионов и их исполнительной власти, публикуемые в правительственных сайтах России, а также независимыми экспертами;
- материалы агентства «Эксперт-РА», периодически публикуемые в журнале «Эксперт» [3];
- аналитическая информация, получаемая на основе методики контент-анализа данных Интернета; 2
- другая аналитическая и оценочная информация.
Такой объем информации, полученной из разных источников (отдельные параметры определялись путем сравнения данных, содержащихся в 7-8 источниках), позволяет повысить достоверность результатов оценивания и согласованность последующих оценок экспертов. Отметим, что по поводу источника данных из официальной статистики следует учитывать проблему запаздывания информации (например, сборники «Национальные счета России» выходят с опозданием на 1,5 - 2 года).
Следующим этапом работы является сведение информации, полученной из различных источников, и предоставление данной информации для работы группе экспертов, представляющих академическую и вузовскую науку в сфере региональной экономики.
Ниже в табличной форме (табл. 2) представлены обобщенные характеристики геопентакля регионов СЗФО, рассчитанные (за пятилетний цикл 2009-2013 гг.) с участием группы экспертов на основе применения метода «Форсайт» в январе 2014 г.
Таблица 2.
Итоговые оценки геопентакля регионов СЗФО, рассчитанные (за пятилетний цикл 2009-2013 гг.) с участием группы экспертов
№ |
Регион |
Средняя оценка экспертов по пяти элементам геопентакля |
||||||
I. Эконо-мика
|
II. Социум (население) |
III. Инфрастру- ктура |
IV. Природа (окружаю-щая среда) |
V. Система власти |
Общая оценка |
|||
оценка |
ранг |
|||||||
1 |
Ленинградская обл. |
4,2 |
4,2 |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
18,3 |
2 |
2 |
Псковская обл. |
2,9 |
3,7 |
3,0 |
4,0 |
3,0 |
16,6 |
3-4 |
3 |
Новгородская обл. |
3,1 |
3,5 |
3,0 |
3,5 |
3,0 |
16,1 |
5 |
4 |
Архангельская обл. |
3,1 |
3,2 |
2,3 |
2,8 |
3,0 |
14,4 |
8 |
5 |
Республика Карелия |
2,7 |
3,0 |
2,1 |
3,3 |
2,5 |
13,6 |
10-11 |
6 |
Санкт-Петербург |
4,2 |
4,1 |
4,2 |
3,4 |
3,8 |
19,7 |
1 |
7 |
Республика Коми |
3,4 |
2,9 |
2,3 |
2,7 |
3,3 |
14,6 |
7 |
8 |
Калининградская обл. |
3,5 |
1,9 |
3,7 |
4,1 |
3,4 |
16,6 |
3-4 |
9 |
Вологодская обл. |
3,0 |
3,6 |
2,9 |
3,2 |
3,7 |
15,5 |
6 |
10 |
Мурманская обл. |
3,0 |
2,7 |
2,6 |
2,7 |
3,1 |
14,1 |
9 |
11 |
Ненецкий АО |
2,8 |
2,6 |
2,7 |
2,1 |
3,4 |
13,6 |
10-11 |
Примечание. Оценка по 5-балльной шкале с сопоставлением оценок отдельных субъектов СЗФО с общими данными регионов РФ.
Анализ таблицы 2 показывает, что наиболее высокая оценка параметров геопентакля по данным 2009-2013 гг. показал Санкт-Петербург (19,7). Вместе с тем дальнейший рост уровня гармонизации развития данного мегаполиса может обеспечиваться за счет более динамичного развития природоохранных технологий и дальнейшего совершенствования системы управления городов (взаимодействия регионального и муниципального управления, развития электронного правительства и т.п.). Вторым регионом идет Ленинградская область, резервы развития которой касаются в первую очередь формирования инфраструктуры (транспортной, энергетической и пр.) во взаимосвязи с учетом природных ограничений и рисков. Так же как и для Санкт-Петербурга, целесообразно принятие мер по совершенствованию взаимодействия региональной государственной власти и муниципальных образований.
В число относительно благополучных по уровню гармонизации основных параметров геопентакля попали также Калининградская и Псковская области. При этом основным резервом роста для Калининградской области является развитие человеческого капитала (1,9 - оценка социума). В Псковской области резервы роста отмеченных в модели геопентакля параметров касаются, в первую очередь, развития инфраструктуры (энергетики, плотности и качества автомобильных дорог), а также системы власти. Причем близкий профиль данному региону показывает Новгородская область.
К числу регионов, наиболее дисгармоничных в соответствии с концепцией геопентакля, можно отнести регионы, находящиеся в сложных природно-климатических условиях, включая Архангельскую и Мурманскую области и Ненецкий АО, где есть проблемы с развитием обеспечивающей территорию инфраструктуры и с сохранением природного комплекса, особенно в местах добычи и первичной переработки невозобновляемых ресурсов. Особенно тревожная ситуация представляется у приграничного региона - Республики Карелия, где почти все оцениваемые параметры ниже среднего уровня.
Таким образом, использование концептуальной модели геопентакля позволяет внести коррективы в систему стратегического управления развитием регионов, перейти к проблемно-ориентированному управлению, основанному на принципах гармоничности и сбалансированности.
Рецензенты:
Шихвердиев А.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления, ФГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар.
Макаров А.Д., д.э.н., д.ю.н., профессор, профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.
1 В данном случае рассматриваются только негативные риски.
2 Методика разработана совместно с доцентом кафедры ГМУ СПбГЭУ, к.э.н. Лубашевым Е.А.