Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОСТРОЕНИЕ «КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГЕОПЕНТАКЛЯ» В СИСТЕМЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПРИРОДНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РЕГИОНА

Самарина Т.А. 1 Лукин М.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Институт экономики и сервиса
В статье впервые представлена концептуальная модель «геопентакля». Она может быть использована для структурирования аналитической информации по конкретным регионам (субъектам РФ), в основе которой лежат представления об основных базовых факторах. Их развитие и взаимодействие отражает потенциал социально-экономического развития региона, возможности и ограничения его реализации, а также возможности раскрытия данного потенциала в направлении роста уровня сбалансированности и гармоничности развития региона. К основным факторам, характеризующим регион, отнесены: экономика, социум (население), инфраструктура, природа (окружающая среда), система власти. Эти факторы взаимосвязаны, влияют друг на друга и образуют единую систему. Использование концептуальной модели геопентакля ориентировано на совершенствование системы стратегического управления развитием регионов, переход к проблемно-ориентированному управлению, основанному на принципах гармоничности и сбалансированности факторов, обеспечивающих региональное развитие.
сбалансированное и гармоничное развитие
потенциал региона
развитие регионов
геопентакль
1. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие страны. – М. : Наука, 1995.
2. Национальные счета России.
3. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, 2007-2008 годы // Эксперт. – 2008. - № 49, 15-21 декабря. - С. 95-110.
4. Социально-экономическое положение России. 2012. – М. : Федеральная служба государственной статистики, 2013.
5. Тюрин Г.В. Опыт возрождения русских деревень. – М. : Поколение, 2007. – 240 с.

Решение задач стратегического развития российских регионов, должно как опираться на детальный анализ состояния региона, его социально-экономической системы, природного комплекса, так и базироваться на обоснованном прогнозе развития ситуации.

В целях систематизации разнообразных сведений о современном регионе нами разработана «концептуальная модель геопентакля», которая может быть использована для структурирования аналитической информации по конкретным регионам.

Концептуальная модель геопентакля лежит в основе представления об основных базовых факторах, развитие и взаимодействие которых отражает потенциал социально-экономического развития региона, возможности и ограничения его реализации, а также возможности раскрытия данного потенциала в направлении роста уровня сбалансированности и гармоничности развития региона.

В основе понятия «геопентакль» применены слова «гео» (земля, территория, то есть территория региона) и «пентакль» - фигура, образ из пяти углов (звезда, пентаграмма), каждый из них представляется одним из факторов, к которым отнесены: экономика, социум (население), инфраструктура, природа (окружающая среда), система власти. Эти факторы взаимосвязаны, влияют друг на друга (как непосредственно, например система власти на другие элементы, так и опосредованно) и образуют единую систему.

Отметим, что укрупненным аналогом геопентакля является геотрион, под которым Н.Д. Матрусов понимает триединую систему: «население - хозяйство - территория» [1, с. 28-29]. Вместе с тем, по нашему мнению, геотрион не охватывает всех значимых факторов, детерминирующих развитие региона (как позитивных, так и негативных).

Приведем определения некоторых понятий, используемых в концептуальной модели геопентакля.

Элемент геопентакля - наиболее общие факторы, в совокупности объединенные в единую систему и в целостности характеризующие потенциал региона и его развитие.

Основные параметры - наиболее значимые (позитивные, ценностно-привлекательные), устойчивые и измеримые характеристики элементов геопентакля.

Проблемы - любые факторы, препятствующие достижению обоснованных целей в развитии региона.

Ограничения - наличие факторов, ограничивающих или устанавливающих пределы для роста экономики, благосостояния населения и других позитивных факторов.

Риски - вероятность наступления тех или иных негативных событий 1, становящихся проблемами в тот момент, когда они происходят в реальности.

Для оценки факторов предложены следующие критерии.

E - эффективность реализации характеристик фактора.

D - положительная динамика характеристик фактора.

B - уровень сбалансированности характеристик фактора.

P - проблемность, препятствующая эффективности фактора.

R - уровень рисков и ограничений по фактору.

Шкала оценки: 1 - низкий уровень проявления фактора; 2 - ниже среднего - уровень проявления фактора; 3 - средний уровень проявления фактора; 4 - выше среднего - уровень проявления фактора; 5 - высокий уровень проявления фактора. Для параметров проблемности, рисков и ограничений (R, P) - шкала меняет полюса (то есть - 1 высокий уровень проявления риска; 5 - низкий и т.д.).

Причем для каждого региона (субъекта РФ) могут составляться специфические для местных условий параметры, проблемы, риски и ограничения. В таблице 1 представлены характеристики каждого из пяти элементов геопентакля.

Таблица 1.

Характеристика основных факторов, характеризующих элементы геопентакля, позволяющие структурировать информацию о состоянии регионов.

Элементы геопентакля

Основные параметры

Основные проблемы

Риски и ограничения

I. Экономика

- ВРП на душу населения;

- рост объемов произведенной и реализованной продукции в натуральном исчислении;

- баланс ввоза - вывоза продукции;

- вклад малого и среднего бизнеса в ВРП;

- производительность труда в регионе;

- доля инновационной продукции;

- уровень монопрофильности экономики региона;

- сбалансированность потребительского рынка;

- возможности и использование туристско-рекреационного потенциала;

- уровень инвестиционной привлекательности регионов

- износ основных фондов и устаревшие технологии;

- необоснованные инновационные инициативы («мода на инновации»);

- недостаточность ресурсной базы;

- монополизм крупных ресурсодобывающих компаний;

- отток молодежи;

- недостаточность развития сервиса, необходимого для развития туристско-рекреационного потенциала

Риски:

- высокая энергетическая и транспортная составляющая;

- спад основного производства (промышленного или с/х);

- депопуляция и миграционный отток трудоспособного населения;

- недостаточность специальных технологий (например, северных).

Ограничения:

- отдаленность региона от центра, наличие труднодоступных территорий;

- сезонные колебания полярного дня и ночи;

- ресурсные ограничения региона

II. Социум (население)

 

 

 

 

 

 

- уровень реальных доходов населения;

- пространственная мобильность населения (как позитивная характеристика), миграционная прибыль населения;

- уровень занятости;

- уровень безопасности жизнедеятельности населения;

- естественный прирост населения;

- уровень образования населения;

- снижение уровня преступности и экстремизма;

- безбарьерная среда.

- уровень гражданских инициатив (развития ТОСов [5], краудсорсинга и т.п.)

- проблемы сохранения условий для жизнедеятельности коренных малых народов;

- напряженность на рынке занятости;

- негативные демографические тенденции

Риски:

- депопуляция и миграционный отток трудоспособного населения.

Ограничения:

- отсутствие привлекательной для жизнедеятельности населения среды

III. Инфраструк-

тура

- уровень комплексирования отдельных отраслей инфраструктуры;

- уровень внедрения КОТ в новых районах и поселениях;

- уровень развития дорожно-транспортной системы;

- уровень обеспечения населения жильем и коммунальными услугами;

- уровень развития и обеспечения безопасности энергетики и других коммуникаций;

- развитие банковско-финансовой и страховой сферы

 

- недостаточность комплексности отраслей инфраструктуры, действующих автономно;

- уплотнительная застройка и другие стратегии строительства, ориентированного на извлечение прибыли;

- износ оборудования и сетей;

- отсутствие банковско-финансового и страхового сервиса, ориентированного на интересы региона;

- неудовлетворительное состояние большинства дорог;

- низкая плотность автодорожной сети

Риски:

- риск транспортного коллапса, энергетического блэкаута и других сбоев инфраструктуры;

- риск роста неплатежей и кредитной зависимости предприятий инфраструктуры.

Ограничения:

- обширные территории с труднодоступными дл устойчивого развития объектами

IV. Природа (окружающая среда)

- сбалансированность природовосстановления и природопользования;

- восстановление нарушенного ландшафта и биоценозной продуктивности возобновляемых ресурсов;

- организация мало- и безотходного производства и производственного цикла;

-рост доли применения «зеленых» (энергоэффективных) технологий (green building) в строительстве;

- эффективность экологического мониторинга и экологических услуг (в том числе развитие экологического страхования);

- позитивная динамика снижения загрязненности окружающей среды;

- формирование экологического сознания населения (в первую очередь, детей)

-загрязненность территории промышленными бытовыми отходами;

- нарушения ландшафта и биоценозной продуктивности возобновляемых ресурсов;

- низкий уровень экологической культуры должностных лиц и населения;

- отсутствие экологического страхования

 

Риски:

- риски природных и техногенных аварий и катастроф.

Ограничения:

- естественные ограничения (горы, водоемы, пустыни, тундра и т.д.), препятствующие транспортному сообщению и освоению территории

V. Система власти

- авторитетность и эффективность власти;

- стабильность / нестабильность власти (частота смены региональных властных элит);

- наличие и использование регламентированной оценки по конечным результатам;

- уровень стратегирования;

- уровень использования IT, развития «Электронного правительства»;

- эффективность взаимодействия власти с бизнесом, экспертным сообществом и населением;

- ориентация на баланс и гармонию в системе пяти элементов

 

- проблемы в организации эффективного аппаратного управления;

- недостаточный уровень квалификации персонала государственной и муниципальной службы и готовности к работе в условиях инновационной экономики;

- высокий уровень дублирования в деятельности подразделений исполнительной власти;

- недостаточный уровень разграничения полномочий с федеральными структурами и с муниципалитетами;

- низкий уровень регламентов деятельности

Риски:

- высокий уровень коррупции;

- высокий уровень криминогенности ситуации;

- риск терроризма, межэтнических и межконфессиональных конфликтов;

- риск издержек монопрофильности экономики, требующий участия власти в разрешении проблем.

Ограничения:

- наличие сложных по управлению территориальных комплексов

Примечание. При использовании метода построения геопентакля в режиме мониторинга отдельные оцениваемые параметры могут уточняться и дополняться.

Представленный на рис. 1 геопентакль характеризует регион с уровнем сохранения окружающей среды выше среднего, со средним уровнем развития экономики и с характеристиками ниже среднего, относящимися к системе власти, инфраструктуре и к населению.

Рис. 1. Графический пример построения геопентакля региона.

Чем больше площадь полученной конфигурации геопентакля конкретного региона, тем более будет выраженной степень гармонизации социально-экономической системы региона. Отметим, что конфигурация геопентакля является динамической характеристикой, изменяется во времени в зависимости от развития отдельных факторов. Соответственно может быть построен геопентакль, оценивающий ситуацию в регионе за относительно длительный период (например, за 5-10 лет) или может быть оценен по текущему срезу, что позволяет использовать его в динамике, в режиме мониторинга.

К основным источникам сведений, используемых для оценки параметров конкретного геопентакля, относятся данные:

  • государственной региональной статистики (сборники «Социально-экономическое положение России» и «Национальные счета России», выпускаемые Росстатом [2; 4]);
  • оценки и рейтинги регионов и их исполнительной власти, публикуемые в правительственных сайтах России, а также независимыми экспертами;
  • материалы агентства «Эксперт-РА», периодически публикуемые в журнале «Эксперт» [3];
  • аналитическая информация, получаемая на основе методики контент-анализа данных Интернета; 2
  • другая аналитическая и оценочная информация.

Такой объем информации, полученной из разных источников (отдельные параметры определялись путем сравнения данных, содержащихся в 7-8 источниках), позволяет повысить достоверность результатов оценивания и согласованность последующих оценок экспертов. Отметим, что по поводу источника данных из официальной статистики следует учитывать проблему запаздывания информации (например, сборники «Национальные счета России» выходят с опозданием на 1,5 - 2 года).

Следующим этапом работы является сведение информации, полученной из различных источников, и предоставление данной информации для работы группе экспертов, представляющих академическую и вузовскую науку в сфере региональной экономики.

Ниже в табличной форме (табл. 2) представлены обобщенные характеристики геопентакля регионов СЗФО, рассчитанные (за пятилетний цикл 2009-2013 гг.) с участием группы экспертов на основе применения метода «Форсайт» в январе 2014 г.

Таблица 2.

Итоговые оценки геопентакля регионов СЗФО, рассчитанные (за пятилетний цикл 2009-2013 гг.) с участием группы экспертов

Регион

Средняя оценка экспертов по пяти элементам геопентакля

I. Эконо-мика

 

II. Социум (население)

III. Инфрастру-

ктура

IV. Природа (окружаю-щая среда)

V. Система

власти

Общая оценка

оценка

ранг

1

Ленинградская обл.

4,2

4,2

3,1

3,3

3,5

18,3

2

2

Псковская обл.

2,9

3,7

3,0

4,0

3,0

16,6

3-4

3

Новгородская обл.

3,1

3,5

3,0

3,5

3,0

16,1

5

4

Архангельская обл.

3,1

3,2

2,3

2,8

3,0

14,4

8

5

Республика Карелия

2,7

3,0

2,1

3,3

2,5

13,6

10-11

6

Санкт-Петербург

4,2

4,1

4,2

3,4

3,8

19,7

1

7

Республика Коми

3,4

2,9

2,3

2,7

3,3

14,6

7

8

Калининградская обл.

3,5

1,9

3,7

4,1

3,4

16,6

3-4

9

Вологодская обл.

3,0

3,6

2,9

3,2

3,7

15,5

6

10

Мурманская обл.

3,0

2,7

2,6

2,7

3,1

14,1

9

11

Ненецкий АО

2,8

2,6

2,7

2,1

3,4

13,6

10-11

Примечание. Оценка по 5-балльной шкале с сопоставлением оценок отдельных субъектов СЗФО с общими данными регионов РФ.

Анализ таблицы 2 показывает, что наиболее высокая оценка параметров геопентакля по данным 2009-2013 гг. показал Санкт-Петербург (19,7). Вместе с тем дальнейший рост уровня гармонизации развития данного мегаполиса может обеспечиваться за счет более динамичного развития природоохранных технологий и дальнейшего совершенствования системы управления городов (взаимодействия регионального и муниципального управления, развития электронного правительства и т.п.). Вторым регионом идет Ленинградская область, резервы развития которой касаются в первую очередь формирования инфраструктуры (транспортной, энергетической и пр.) во взаимосвязи с учетом природных ограничений и рисков. Так же как и для Санкт-Петербурга, целесообразно принятие мер по совершенствованию взаимодействия региональной государственной власти и муниципальных образований.

В число относительно благополучных по уровню гармонизации основных параметров геопентакля попали также Калининградская и Псковская области. При этом основным резервом роста для Калининградской области является развитие человеческого капитала (1,9 - оценка социума). В Псковской области резервы роста отмеченных в модели геопентакля параметров касаются, в первую очередь, развития инфраструктуры (энергетики, плотности и качества автомобильных дорог), а также системы власти. Причем близкий профиль данному региону показывает Новгородская область.

К числу регионов, наиболее дисгармоничных в соответствии с концепцией геопентакля, можно отнести регионы, находящиеся в сложных природно-климатических условиях, включая Архангельскую и Мурманскую области и Ненецкий АО, где есть проблемы с развитием обеспечивающей территорию инфраструктуры и с сохранением природного комплекса, особенно в местах добычи и первичной переработки невозобновляемых ресурсов. Особенно тревожная ситуация представляется у приграничного региона - Республики Карелия, где почти все оцениваемые параметры ниже среднего уровня.

Таким образом, использование концептуальной модели геопентакля позволяет внести коррективы в систему стратегического управления развитием регионов, перейти к проблемно-ориентированному управлению, основанному на принципах гармоничности и сбалансированности.

Рецензенты:

Шихвердиев А.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления, ФГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар.

Макаров А.Д., д.э.н., д.ю.н., профессор, профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.


1 В данном случае рассматриваются только негативные риски.

2 Методика разработана совместно с доцентом кафедры ГМУ СПбГЭУ, к.э.н. Лубашевым Е.А.


Библиографическая ссылка

Самарина Т.А., Лукин М.В. ПОСТРОЕНИЕ «КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГЕОПЕНТАКЛЯ» В СИСТЕМЕ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПРИРОДНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13187 (дата обращения: 18.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074